Ректор Ленинградской духовной академии 12 глава
За 40 лет, прошедших после кончины Анны Ахматовой, ее «будка», как и другие писательские дачи, пришла в плачевное состояние. Сгнившие деревянные ступени, обшарпанные стены, перекошенные оконные рамы... Но нашелся человек, предприниматель, ученый, любитель поэзии - Александр Жуков, который приехал!
увидел, ужаснулся и на свои средства отремонтировал домик, который должен в будущем стать музеем.
В 1988 г., когда Русская православная Церковь праздновала 1000-летие Крещения Руси, в актовом зале ЛДА была проведена церковно-историческая конференция, посвященная этому юбилею. И после торжественного ее открытия первый доклад сделал Л. Н. Гумилев. Многие из присутствовавших с интересом вглядывались в старого лагерного волка, прошедшего следствие, пересылки, этапы... Это был пик его популярности в «большой расконвойке». Уже была напечатана монография ученого «Этногенез и биосфера земли»; телевизионщики считали за честь взять у него интервью.
Прямой эфир. На экране Лев Николаевич рассуждает о «высоких материях»: о пассионарности, о фазах надлома, инерции, обскурации... Собеседник слегка морщится: для «ящика» это — «не формат». Надо бы что-то попроще, позанятней. И звучит вопрос: каким девизом Вы руководствовались в своей нелегкой жизни? И Гумилев отвечает так, чтобы «было понятно даже академику».
— На зоне, в бараке у меня был сосед по нарам. Каждое утро он, вместо молитвы, произносил фразу, которую я повторяю до сих пор: «Дайте жить, гады!» И, помолчав, добавляет: «Из гомо-совье- тикус мораль вынули, как хребет из воблы».
Льву Гумилеву оставалось жить всего несколько лет; скончался он в июле 1992 г. Гумилев был верующим — православным христианином. На его отпевание приезжал игумен Валаамского монастыря отец Андроник, и были оба его духовника — отец Димитрий и отец Николай. Вскоре после кончины Льва Николаевича в местной прессе было опубликовано краткое интервью тогдашнего настоятеля Благовещенской церкви в Шлиссельбурге протоиерея Димитрия Амбарцумова.
— Мы познакомились с Гумилевым лет двадцать назад. Лев Ни колаевич видел всяких священников, но не всем он доверял. Господу было угодно, чтобы он доверился мне. Лев Николаевич хранил у меня, на всякий случай, экземпляры всех своих работ, считая, что держать их у меня, скромного священника, надежно. Он приезжал в храм во Всеволожск, где я служил, а я много раз бывал у него дома.
Гумилев охотно разговаривал с духовными лицами, и познания его в богословии были велики. Иногда он даже журил меня, если я чего-то не знал, говорил: «Если ты священник, на все вопросы
должен уметь ответить». Его всегда интересовало мнение Церкви о его работах. Мне приходилось связывать его с митрополитом Ни-кодимом и митрополитом Антонием. Владыка Никодим дал благословение на его книгу «Этногенез и биосфера Земли».
Человек он был очень цельный, и вера его была чистая, детская. Если бы не эта вера, он не выдержал бы всего, что выпало на его долю. Он слишком много претерпел. Думаю, что пассионарность— промысел Божий, хотя сам Гумилев об этом не говорил590.
... В канун празднования 1000-летия Казани в столице Татарстана был установлен памятник Льву Николаевичу Гумилеву — крупнейшему теоретику неразрывного, веками скрепленного русско-татарского союза. Памятник Гумилеву воздвигнут и в Алма-Ате, а местному университету присвоили его имя. Несколько лет назад в 30 км от Караганды, в поселке Долинка был открыт небольшой музей ГУЛАГа, а точнее КАРЛАГа. На одном из стендов — фотографии знаменитых «сидельцев»: ученых, писателей, артистов. С одной фотографии на посетителей смотрит Лидия Русланова, с другой изможденный доходяга —з/к Гумилев...
... Серебряный век русской поэзии закончился со смертью Анны Ахматовой в 1965 г., и владыка Никодим мог размышлять об этом у ее могилы. А в декабре того же 1965 г., в Москве, он дал интервью корреспонденту французского ежедневника «Ргапсе-5он>. Этим корреспондентом был Дмитрий Вячеславович Иванов — сын поэта-символиста Вячеслава Иванова...
О фарфоре
Пребывание в Комарове для владыки Никодима было вынужденным и тяготило его кипучую натуру. Его преемник по кафедре, наоборот, всякий раз старался уединиться на казенной даче в окружении фарфоровых безделушек. Популярную тогда песню: «На недельку, до второго, я уеду в Комарово» — в академии старались не вспоминать. Это могло быть «неправильно истолковано».
Кстати, о фарфоре. Эта тема затронута в воспоминаниях Фэ-ри фон Лилиенфельд, которой доводилось встречаться не только с владыкой Никодимом, но и с его преемником на Ленинградской кафедре.
Некоторые архиереи - особенно в советское время - много думали о деньгах. Мне довелось взглянуть на собрания панагий,
принадлежавших некоторым «советским» архиереям, на собрания произведений искусства, в том числе из презренного желтого металла, а также серебра, фарфора, — это были невообразимые богатства. Имена не будут названы. И мне показывали такие собрания с гордостью, желая продемонстрировать высокие культурные запросы и осведомленность в искусстве591.
К владыке Никодиму Коля Тетерятников относился с почтением. Как-то поздней осенью владыка выходил из храма после службы и в сопровождении первой пары иподиаконов направлялся к машине. Сильный порыв ветра закружил наметку митрополичьего клобука, и Коля с трудом сумел ее поймать. «Стихия!» —со значением сказал он митрополиту, открывая дверцу автомобиля. Владыка часто любил рассказывать об этом эпизоде.
Владыке часто поступали книги, переданные в епархию по завещанию. Книги шли в академическую библиотеку; после кончины митрополита туда же поступило и его личное собрание. Однажды владыка привез из Австралии оригинальный сувенир: кобра обвивает мангусту в смертельной схватке. У митрополита Антония это был бы экспонат № 1, и за чашкой чая (китайский фарфор) он объяснял бы, что это — «прижизненный подлинник». А митрополит Никодим, насытившись экзотикой, попросил меня составить текст дарственной бумаги, и вскоре «сладкая парочка» была отправлена в музей антропологии и этнографии Академии наук.
Кстати, та поездка в Австралию не обошлась без приключений. В середине 1970-х годов в этой стране все еще была сильна «вторая волна» российской эмиграции: «перемещенные лица», «остовцы», власовцы, бандеровцы. Духовно эмиграция окормлялась на приходах Русской зарубежной Церкви и других юрисдикции, враждебных Московской патриархии. И тут— «визит доброй воли» митрополита Никодима и сопровождавшего его архимандрита Кирилла
(Гундяева)!
Эмигрантские круги переполошились: и сюда дотянулась «рука Москвы»! В аэропорту стояли пикетчики («Тикайтэ с ридной Австралийшины!»), и даже была попытка нападения на святителя. Один из «недобитков» подбежал к владыке и пытался ударить его плакатом по клобуку. О. Кириллу удалось «поставить блок», и удар был отведен. Вечером по Би-Би-Си сообщили об этом инциденте, добавив, что один из членов делегации (о. Кирилл) получил серьезные увечья. Мама о. Кирилла не находила себе места от волнения, но «пострадавший» не знал о сложившейся ситуации. И толь-
ко через два дня, позвонив в Ленинград, помог ей обрести спокойствие.
В Белоруссии в годы правления архиепископа Антония (Мельникова) было закрыто множество храмов, упразднена семинария в Жировицах. «Зомбированный ЧЕКой», он боялся даже давать рекомендации молодым людям для поступления в Ленинградскую и Московскую духовные школы. Абитуриентам-белорусам приходилось добывать нужные бумаги в других епархиях. Вот типичный пример, — свидетельствует владыка Лев, архиепископ Новгородский и Старорусский: «После завершения воинской службы при подготовке к поступлению в семинарию возникли сложности: из Белоруссии, где жили мои родители, поступить было невозможно. Минский митрополит Антоний посоветовал мне уехать в другую епархию»592.
А в Ленинграде все было иначе. Вспоминает протоиерей Игорь Мазур, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии. Его призвали в армию из первого класса семинарии, сразу после отказа сотрудничать с «органами». При увольнении в запас замполит запугивал его: «Забудь о семинарии, не позорь Вооруженные силы!». В Ленинграде такая же «накачка» шла от уполномоченного. Последняя надежда на личную встречу с владыкой Ни-кодимом. Выслушав «вопль души», митрополит сказал: «Хочешь учиться? Будешь учиться!». Все остальное он «взял на себя». А сколько было таких отказников? И за каждого владыка «ложился на амбразуру»...
А в это время в Минске бережно сдувалась пыль с подлинного «гарднера»; гостям демонстрировался севрский и мейсенский фарфор. Словно в Евангелии не сказано: «Собирайте себе сокровища на небе... Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).
В 1978 г. художественное собрание было бережно перевезено в город на Неве и расставлено в архиерейских покоях. И вот уже в этих стенах звучат вопросы, которые были бы немыслимы в устах владыки Никодима.
— Отец архимандрит! Почему Вы не купите крестик с украшением? Предлагают недорого, всего за 15 тысяч. (Справка для тех, кто не жил в эпоху застоя—стабильности: 15 тысяч рублей по тем временам — это стоимость двух автомобилей «Волга» по госцене.)
В следующий раз — о машинах.
— Отец архимандрит! Почему Вы не купите машину?
— Я в «железки» не играю.
А на память приходит афоризм: «Если у тебя есть хотя бы одна фарфоровая чашка, то ты уже несвободен». Но озвучить это — значит бросить открытый вызов: такое не забудется.
Незадолго до кончины митрополит Антоний сделал опись своих чашек и статуэток, чтобы потом они перешли «на баланс» епархии и стали ядром церковно-археологического кабинета. Но надо ли говорить, что сразу же после его смерти все это было «приватизировано» архиерейской хозобслугой? «Не собирайте себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут... » (Мф. 6, 19).
Выигрывая качество
Владыка Никодим любил цитировать слова Бисмарка (передаю смысл по памяти): «Мы делаем историю, а дело историков — оправдывать наши действия». Сам митрополит называл это — «проломить стену». Так, в начале 1970-х годов он добился зачисления в академию автора этих строк, уже имевшего высшее светское образование. По тем временам это был вызов режиму: если выпускник престижного физфака говорит идеологам из Смольного— «нате!», «я возвращаю ваш портрэт» — значит, «неладно что-то в датском королевстве». Брешь в стене была пробита, и вскоре в пролом хлынули математики, физики, филологи, биологи, экономисты, не желавшие служить прогнившему режиму.
Но все же щупальца режима доставали нас и за церковной оградой. Приближается праздник Рождества Христова, впереди череда архиерейских богослужений. А в моем почтовом ящике —не рождественская открытка, а повестка в военкомат. После окончания вуза прошло три года, и, будьте добры,— на двухнедельные сборы на военной кафедре в ЛГУ. Игнорировать нельзя —заберут на двухмесячные, и мало не покажется. Показываю святителю предписание: архиерейский иподиакон должен освежить в памяти устройство безнадежно устаревшей радиолокационной станции и поупражняться в стрельбе из пистолета. Со стороны владыки — полное понимание: «Сполняй долг!» (он любил иногда употреблять простонародные словечки).
И вот начинается запредельный бред: днем —на стрельбище бьем по мишеням из «Макарова», а в навечение Рождества Хри-
стова выхожу с рипидой в свите архиерея. В канун Богоявления — лекция «О роли партийных органов в Вооруженных силах». Правда, здесь удалось отбиться, — выручил однокашник по физфаку: отметил мое имя в списке присутствовавших на «промывке мозгов».
Идеологическая «накачка» проводилась в большой аудитории истфака. За несколько лет до этого мы, — третьекурсники физфака, должны были прослушать в той же аудитории курс «научного атеизма». (В результате «Мероприятий по усилению атеистического воспитания населения [1964 г-1 в вузах страны в качестве обязательного или факультативного курса ввели "основы научного атеизма", а в академии общественных наук при ЦК КПСС был создан Институт научного атеизма». В состав ученого совета института вошли представители идеологического отдела ЦК.)
На первую лекцию прихожу с Евангелием в руках (с нами крестная сила!). Молодой преподаватель вещает что-то о первичности материи. Открываю наугад Священное Писание и в глаза бросаются строки: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23, 13). Выписываю цитату и посылаю записку лектору.
Не прерывая нить рассуждений, оратор кладет листок в карман («тут нам подбрасывают!»). Текст озвучивается по окончании лекции, и по рядам идет шум: «попал в десятку!» Не моргнув глазом, «начетчик» выдает встречную цитату: «Сказал разбойнику Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Диалектика...
Рассказываю обо всем этом владыке, а святитель хитро посмеивается: «Ну, ну!».
Рукоположив меня во иеромонаха, владыка назначил новоиспеченного пастыря на приход «Кулич и Пасха». Но и после этого мне часто доводилось видеться со святителем, исполнять его поручения. Однажды я поведал ему об истории, которая приключилась со мной на приходе.
По окончании литургии подходит старушка и просит причастить на дому тяжелобольную родственницу. Едем вместе с ней к болящей: исповедь, причастие — пастырский долг исполнен. И тут еще одна просьба: не освятите ли заодно и квартиру?
Информация для размышления. В те годы любые требы на дому
(кроме причащения и соборования умирающих) были запрещены. Только в храме, а крещение — с записью паспортных данных в приходской книге, которую регулярно изучал уполномоченный. Освятить квартиру — по согласованию со «смотрящим». Но не будешь же объяснять это простодушной бабулечке?
Требник при мне, совершаю чин водосвятия. Беру у старушки на скорую руку «сооруженное» кропило и, с пением тропаря, начинаю обход жилища. Освятив две комнатки, возвращаюсь на кухню. Но оказывается это еще не все, — бабушка ведет меня в гостиную. Открываю дверь и на секунду застываю в удивлении. В гостиной — праздничное застолье: батареи бутылок с дорогим коньяком, на тарелках и блюдах — лакомый «дефицит». Судя по лицам-«ха-риусам», гуляет партхозноменклатура. («Мы сетевое не едим!».) Они тоже удивлены, и, как в последнем акте «Ревизора»,— немая сцена. Впрочем, не совсем немая. В красном углу светится экран: по телевидению транслируется очередной «исторический» доклад «дорогого Леонида Ильича».
Не прерывая пения, иду по гостиной, окропляя стены, столы, лица. Подхожу к «ящику» и, с пением «Да воскреснет Бог, да расточатся враги Его!», щедро, от души, окропляю экран. Внезапно изображение пропадает, исчезает и звук... В прихожей только и могу вымолвить: «Бабуля! Предупреждать надо!».
Выслушав мой рассказ, владыка, указав глазами на потолок, строго выговаривает: «Это нарушение законодательства о культах. В следующий раз так делать нельзя». А сам, улыбаясь, хитро подмигивает...
Вспоминаю один «бисмарковский» жест владыки. Во время пасхального богослужения в Николо-Богоявленском кафедральном соборе владыка рукополагал во иеромонаха автора этих строк. Один из моментов этого чинопоследования — когда от стихаря отстегивается орарь и звучит возглас «аксиос!» (греч. — «достоин!»). Как назло петелька ораря перекрутилась, и, чтобы отстегнуть орарь, надо было распутать этот узелок.
Как поступил бы в этой ситуации митрополит Антоний? Он сказал бы жалобным голосом своему иподиакону: «Женечка, посмотри, что там не ладится?» Потом началась бы суета, беготня алтарников, и все это — на глазах у сотен прихожан...
Что делает владыка Никодим? Резкий рывок, пуговица обрывается, орарь свободен. Потеря невелика, потом пришьют заново. Сам по себе эпизод мелкий, но говорящий о многом. Ведь глав-
ное —жертвуя второстепенным, выигрывать качество — таков был принцип митрополита Никодима.
«Союз нерушимый... »
Будучи человеком Церкви, владыка не мог ни на минуту забывать о том, что он— «подсоветский» человек и должен соблюдать «правила игры».
... Идет трансляция «чего-то эпохального». Шамкающий генсек вещает по всем телевизионным каналам. Наконец звучит гимн. В домашней обстановке обычному человеку не придет в голову встать навытяжку в халате и шлепанцах. Обычному не придет. А умному придет. Владыка понимает, что кто-то из сотрапезников уже сегодня вечером может «отразить» этот момент на бумаге. А завтра днем бумага ляжет на стол уполномоченного или оперуполномоченного. И все мы, вслед за владыкой, встаем из-за обеденного стола и слушаем бессловесную мелодию...
А вот что бывало с теми, кто «правила игры» не соблюдал. Приведем вьщержки из документа, прямо связанного с поисками пути преодоления тяжелого наследия недавней истории. Протоиерей Павел Адельгейм (Псковская епархия), исповедник веры, пишет человеку, по доносу которого в свое время оказался в лагере — пишет со стремлением примириться перед лицом близко стоящей смерти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|