Ректор Ленинградской духовной академии 6 глава
«Владыка Никодим на богослужение собирал множество иподьяконов, студенческие хоры, молодое духовенство, — пишет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). —В этой связи владыку обвиняли в популизме, в тщеславии, в том, что он тешил свое самолюбие, когда устраивал пышные богослужения. На самом деле внешняя сторона богослужения никогда не являлась для митрополита Никодима самоцелью. Владыка говорил: "Триумфальная пышность и величавая торжественность только тогда оправданы и необходимы, когда являются средством, чтобы через внешнее благолепие послужить внутреннему устроению душ, верных Богу, но вместе с тем даже и тогда, когда они необходимы, епископ должен иметь апостольскую простоту и внутреннее смирение". Богослужения митрополита Никодима собирали до 10-12 тысяч человек, что являлось необычным зрелищем для Ленинграда,
колыбели большевистской революции. Те, кто посещал эти богослужения, никогда не были потом безразличны к Церкви»524.
Однако и здесь надо было платить «дань кесарю». В Пасхальную ночь кафедральный Николо-Богоявленский собор переполнен молящимися. Милицейские кордоны отсекали молодежь еще на подходе к ограде храма; за богослужением теснятся старушки и старички. На клиросах, где попросторнее, — «епархиальная элита» — делопроизводители, матушки (жены священников) и прочая церковная общественность. Допуск на клиросы — по пригласительным билетам, их число строго ограничено. А уж пробиться в алтарь —
06 этом лучше и не заикаться. Там молятся «особы, приближенные к митрополиту»: лечащий врач, шофер, староста, члены «двадцат ки».
Отдельно стоит группа «невоцерковленных» и со снисходительным любопытством наблюдает за действиями «церковников». Это — лекторы-атеисты из общества «Знание», мордастые инструкторы райкомов, «сидящие на идеологии», гэбисты, «курирующие» епархию. А они-то как проникли в «святая святых»? А очень просто — по пригласительным билетам. Накануне Пасхи десяток-другой «контрамарок» полагалось отвозить уполномоченному, а уж он распределял их среди «спецконтингента». Так бывшие «особисты» действовали и в других епархиях, омрачая светлый праздник.
«Особисты» начали свою кровавую работу еще при Ленине. Сохранились яркие страницы, описывающие переживания заключенного, попавшего в камеру смертников.
В страшную камеру под сильным конвоем нас привели часов в
7 вечера. Не успели мы оглядеться, как лязгнул засов, заскрипела железная дверь, вошло тюремное начальство, в сопровождении тюремных надзирателей.
— Сколько вас здесь? — окидывая взором камеру — обратилось к старосте начальство.
— Шестьдесят семь человек.
— Как шестьдесят семь? Могилу вырыли на девяносто человек, — недоумевающе, но совершенно спокойно, эпически, даже как бы нехотя, протянуло начальство.
Камера замерла, ощущая дыхание смерти. Все как бы оцепенели.
— Ах, да, — спохватилось начальство, — я забыл, тридцать человек будут расстреливать из Особого отдела.
Потянулись кошмарные, бесконечные, длинные часы ожидания
смерти. Бывший в камере священник каким-то чудом сохранил нагрудный крест, надел его, упал на колени и начал молиться. Многие, в том числе один коммунист, последовали его примеру. В камеру доносились звуки расстроенного рояля, слышны были избитые вальсы, временами сменявшиеся разухабисто веселыми русскими песнями, раздирая и без того больную душу смертников — это репетировали кулътпросветчики в помещении бывшей тюремной церкви, находящейся рядом с нашей камерой...525
Но на этом «отступное» завершалось — до следующего «табельного дня». Владыка Никодим знал меру и не давал «темным силам» переступать условную черту. Хотя сам он порой бывал заложником советского дипломатического протокола. Так, однажды владыка должен был вылететь в Афины для участия в работе Третьего Всеправославного совещания на острове Родос (с 1 по 15 ноября 1964 г.). Вспоминает архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеий).
Помню, что на эти дни пришлось празднование Октябрьской революции. Так как эти дни попадали на субботу и воскресенье (заседаний в эти дни не было), то митрополит Никодим решил поехать на эти дни в Афины, на прием в посольство СССР. Он заявил нам о своем намерении во время обеда. «Владыко, не делайте этого, — сказал я ему, — Вас все будут осуждать. Скажут, православный митрополит предпочел официальный прием общению со своими собратьями. В воскресенье, кроме литургии, предполагается поездка на пароходике в монастырь на остров Сими, Вам будет интересно и даже полезно для общего дела. Вы сможете пообщаться с участниками Совещания». Владыка Никодим ничего не ответил, но в Афины не поехал, а послал вместо себя одного из переводчиков526.
Раз в десять лет все «социально чуждые» должны были отдавать «кесарю» долги в особо крупных размерах. Осенью 1927 г. в Советской России праздновалось «10-летие Октября», и большевики, чувствуя свою «нелегитимность», нуждались в моральной опоре. Именно в том году у митрополита Сергия (Страгородско-го) «вырвали» текст декларации о лояльности советскому режиму.
Возникает вопрос: был ли удавшийся октябрьский переворот революцией? Это зависит от того, что понимать под словом революция. Если понимать революцию, как некое прогрессивное, народное и освободительное движение, то, конечно, ленинский переворот 1917 г., как и гитлеровский переворот 1933 г., были не
революциями, а контрреволюциями. Как гитлеровский переворот опрокинул демократическую Веймарскую республику, так ленинский переворот опрокинул самое демократическое, но, увы, слабое Временное правительство. С точки зрения политических понятий, октябрьский переворот надлежит характеризовать как захват власти кучкой хорошо организованных заговорщиков, воспользовавшихся исключительно трудным положением страны и правительства.
... В декабре 1926 г. митрополита Сергия перевели в Москву, во внутреннюю тюрьму ГПУ, где он был до марта 1927 г. Лето 1927 г. Репрессии нарастали. В это время в заключении одновременно было 117 епископов. Но митрополита Сергия освобождают. Затем он получил право жить в Москве, хотя до ареста таким правом не пользовался. В конце 1927 г. митрополит Сергий издал указ №549 об обязательном поминовении за богослужением советской власти и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке. Накануне 10-й годовщины революции сергиевский Синод разослал всем епархиальным управлениям специальную молитву за советскую власть .
Московская патриархия была «задекларирована» 60 с лишним лет. И лишь в 1990 г. Архиерейский собор Русской православной Церкви заявил: «Мы... вовсе не считаем себя связаннными... Декларацией 1927 г., сохраняющей для нас значение памятника той трагической в истории нашего Отечества эпохи... Мы вовсе не намерены идеализировать этот документ, сознавая и его вынужденный характер». А в интервью газете «Известия» в 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным,, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далекие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации... Декларация не ставит Церковь в правильное отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью».
А вот как, например, дожимали адвентистов седьмого дня. В 1927 г. на страницах ноябрьского номера адвентистского журнала «Голос истины» была опубликована программная статья под названием «Десять лет назад и теперь», с реверансами богоборческому режиму. Далее следовало стихотворение (на мелодию «Псалмы
Сиона», №2), предназначенное для хорового пения в молитвенных домах. Там были такие строки:
Вот десять лет уже минуло, России люд свободен стал, Народы рабства цепь свергнули, И Церкви гнет со всех упал. Нас провиденье посетило И чрез соввласть освободило.
Соввласть путь правый указала Всем людям в эти десять лет И всем на деле указала: Над совестью уж гнета нет.
Так «опустили» несчастных «сектантов», а еще через три года они стали «отработанным материалом». «В настоящий момент уже ни одна типография Советского Союза не печатает, ни один наборщик не набирает ханжеских текстов адвентистских заправил. Рабочие-печатники единодушно отказались содействовать дальше одурачиванию трудящихся масс. Перед сомкнутым фронтом печатников адвентистские вожаки оказались беспомощными», — отмечалось в советской прессе в 1930 г.
Тяготы Великой Отечественной войны заставили советских вождей пересмотреть свое отношение к религии. И рабочие-печатники снова стали набирать церковные тексты. Сегодня любопытно перелистать пожелтевшие страницы 11-го номера «Журнала Московской Патриархии» за 1947, 1957, 1967, 1977 и 1987 гг. И прочитать тексты патриарших поздравлений, адресованные «глубокочтимому Иосифу Виссарионовичу» (1947 г.), «глубокоуважаемому Николаю Александровичу» (Булганину), «дорогому Георгию Григорьевичу» (Карпову; 1957 г.)...
В параллель. Из отчета Совета по делам религии за 1974 г.:
«В целях патриотического воспитания будущих пастырей используются и другие возможности. Уполномоченные Совета с помощью местных органов власти проводят систематическую политическую работу среди преподавателей и учащихся духовных школ, используя для этого индивидуальные и доверительные беседы, оказывая содействие руководству школ в подборе лекторов, кинофильмов, проведении других массовых культурно-просветительных мероприятий.
Так, например, в Одесской семинарии проведены следующие лекции:
—"Успехи КПСС и Советского правительства в борьбе за осуществление программы мира, выработанной XXIV съездом партии",
—"В. И. Ленин и культурная революция",
—"Коммунистическая мораль об отношении к труду и социалистической собственности",
—"Воспитание нового человека — важнейшая задача коммунистического строительства",
—"Ленинское учение о коммунистической морали и основных принципах нравственного воспитания",
—"Единство партии и народа — ключ всех побед коммунистического строительства",
—"Внутренняя и внешняя политика КПСС — выражение насущных интересов народа" и др.»528.
А мы все причитаем: Штрих-код! Число зверя!.. И все это было на «канонической территории» тогдашнего экзарха Украины — митрополита Филарета (Денисенко; в расколе — монах Филарет, агентурная кличка— Антонов). В те годы в актовом зале Одесской семинарии висели друг против друга портреты Щербицкого и митрополита Филарета (Денисенко). Коммунистический вождь Украины и ее православный архипастырь смотрели один на другого с полным пониманием.
Правда, жизнь потом посмеялась над одесскими партайгеноссе. В конце 1980-х годов их начали, как волков, обкладывать красными флажками. Многое стало можно, но осторожно. В потоке разоблачений органов советской власти стала попадаться информация о коррупции в госбезопасности. Но всегда — в извинительной форме: «... не удалось узнать, на какие деньги бывший работник Одесского областного КГБ Бобовский... уволенный из органов госбезопасности, устраивал пышные застолья с коньяком и икрой прямо в тюремной камере»529. Автор настаивает: «бывший сотрудник», «уволенный из органов»...
Но после 1991 г. «волков», обложили уже не «красными флажками», а «жевто-блакитными». Вот что сообщалось об этом в «перестроечной» прессе.
Одесса — второй город на Украине после Львова, где местные власти повели самую решительную борьбу с советским монументальным искусством, в частности, с памятниками В. И. Ленину.
Сколько памятников Ленину — так и хочется почему-то сказать: действующих памятников — находится в небольшой Одессе? Как оказалось, ни много ни мало, а ровно 104-' Об этом в интервью киевской газете « Час- Тайм» сообщил одесский мэр Эдуард Гурвиц.
Еще в середине февраля 1996 г. господин Гурвиц направил официальное письмо премьер-министру Украины Евгению Марчуку, в котором испросил разрешения убрать стоящий в центре Одессы, на нынешнем Куликовом Поле — бывшей площади Октябрьской революции, возле здания бывшего обкома компартии Украины гигантский памятник вождю мирового пролетариата.
При этом мэр Одессы напомнил главе украинского правительства, что еще в 1992 г. тогдашний президент Украины Л. Кравчук распорядился демонтировать в республике всю символику бывшего СССР. И вот теперь городские власти твердо решили выполнить никем не отмененное распоряжение. В связи с чем они планируют перенести скульптуру Ленина на территорию бывшего парка Ленинского комсомола, а ныне Савицкого парка. Здесь будет создан своеобразный музей под открытым небом, экспонатами которого станут одесские монументы, бюсты, мемориальные доски эпохи развитого социализма.
В вышеупомянутом интервью киевской газете «Час- Тайм» мэр Одессы Э. Гурвиц также отметил, что в городе продолжается изгнание с улиц советских названий. Им возвращаются прежние исторические имена. В частности, господин Гурвиц рассказал, что улица Бебеля, где находится здание бывшего областного управления Комитета государственной безопасности УССР, а ныне — Службы безопасности Украины, была переименована в улицу Еврейскую. Однако новое название вызвало у начальника Одесской СБУ генерал-лейтенанта Кожемякина столь сильное раздражение, что он приказал запереть главный вход в здание и открыть боковой, расположенный в переулке Грибоедова, и на бланках Одесской СБУ появился новый адрес: переулок Грибоедова.
Однако, по словам Э. Гурвица, в ближайшее время улица Бо-тева станет улицей Грибоедова, а переулок Грибоедова решено переименовать в переулок Романа Шухевича, близкого соратника Степана Бандеры, числившегося в советские времена нашим заклятым врагом. Таким образом, Одесская СБУ, на здании которой, кстати, городские власти намерены установить мемориальную доску в память жертв репрессий КГБ, окажется перед
серьезным выбором: то ли находиться ему официально на улице Еврейской, то ли — в переулке Шухевича530.
Расположенный на уютной Греческой улице, Одесский русский драматический театр долгое время носил имя Иванова. Одесситы шутили в том смысле, что таким образом подразумевался зашифрованный Рабинович. Но на самом деле речь шла о вполне конкретном Андрее Иванове, революционере, особо отличившемся в ходе «окаянных дней». Эту именную прибавку никто, собственно, не отменял, но «символическая» фамилия постепенно просто-напросто стыдливо улетучилась с афиш и программок.
... Экзарху всея Украины оставалось ждать благоприятного часа, чтобы архиерейский жезл сменить на патриарший — и в 1990 г. Его Блаженство оказался как никогда близок к исполнению заветного помысла. Когда скончался патриарх Пимен, митрополит Филарет был избран Местоблюстителем престола Патриарха Московского и всея Руси, что по принятому в Русской православной Церкви в советскую эпоху обыкновению истолковывалось как окончательное подтверждение неоспоримого права на патриаршее достоинство. Случилась, однако, осечка: Поместный собор выбрал другого, и Его Блаженству пришлось оставить намеченный переезд из Киева в Москву, с Пушкинской улицы — в Чистый переулок.
Свою верность советскому режиму «блаженнейший» сохранял до самой его агонии. В день путча 19 августа 1991 г. в проповеди «агент влияния Антонов» сказал, что в стране «началась нормализация жизни». И это в то время, как шел распад партийно-гебист-ского монстра, который поразила гангрена— «Антонов огонь-».
Но порой и в Ленинграде счет складывался в пользу системы. Вторая половина 1960-х годов. На должность инспектора Ленинградской духовной академии владыка назначил доцента-протоиерея Иоанна Белевцева — честного и порядочного человека. Будучи человеком прямолинейным и резковатым, о. Иоанн не желал идти на «доверительный контакт» с уполномоченным и общался с ним с явной неохотой. «Гриша» начал давить на владыку, требуя заменить непокладистого инспектора на «позвоночного»—выполняющего его команды по телефонному звонку. «Позиционное преимущество» было на стороне Жаринова, и митрополит был вынужден сделать «рокировку». Накануне летних каникул о. Иоанн подал владыке прошение об отпуске. Резолюция была такова: «Прошение удовлетворить, с освобождением от должности инспектора ЛДА». С точки зрения формальной логики — абсурд. Но есть еще и нефор-
мальная. Блестящий специалист в области истории Русской православной Церкви был сохранен для науки, вскоре получил звание профессора. А на должность инспектора («мальчика для битья») был поставлен более контактный, начинающий молоденький о. Владимир Сорокин...
Вскоре семинаристов начали «прокачивать» через крейсер «Аврора» и в плановом порядке учить патриотизму. А кто уклонялся от «корабельной повинности», тот попадал в черный список. Наивные экскурсанты с крестиками на шее робко спрашивали: как корабельные орудия могли помочь восставшим в ходе боев, ведшихся в уличных лабиринтах? Разве что бабахнуть по Зимнему? (Рекорд, достойный книги Гиннеса: один выстрел —и 70 лет разрухи.) И только в эпоху гласности был получен ответ: «Аврора» стояла под парами на случай подавления большевистского переворота. Взяв на борт Ульянова, Троцкого, Зиновьева и К°, крейсер должен был свалить в Швецию, к тамошним социал-демократам...
«Шум — шир» («снят — назначен»)
В начале 1970-х годов ректором ЛДАиС был епископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). Участник Великой Отечественной войны, он к тому времени уже достиг преклонного возраста, и руководить сложным академическим хозяйством ему становилось все труднее и труднее. Реальную административную власть сосредоточил в своих руках инспектор-протоиерей Владимир Сорокин, и владыка Никодим должен был мириться с этим. Но всему есть предел, и осенью 1974 г. последовал «шум —шир». (Так наши студенты-эфиопы говорили об очередном перевороте: «снят —назначен».)
Мне довелось быть невольным свидетелем этого события. В то время митрополит Никодим находился в своей подмосковной резиденции на излечении от очередного инфаркта. Но и из Серебряного Бора он руководил «кадровыми перестановками».
... Слышу звон колокольчика и поднимаюсь на второй этаж. Владыка просит набрать ленинградский номер и соединить его с викарным епископом Мелитоном. Передаю трубку архиерею и деликатно направляюсь к выходу. Но святитель делает знак рукой: можно остаться, особых секретов нет.
Начинается диалог: мягко, но настойчиво владыка дает понять епископу Мелитону, что «ресурс исчерпан», и ради пользы дела нужно подать в отставку. По всему чувствуется, что на другом
конце провода — некоторое смятение: вроде бы и пора отдать часть нагрузки, но, как-никак — это если и не удар, то щелчок по самолюбию. Минут десять ушло на уговоры, прежде чем владыка Мелитон «сломался». (Еще несколько лет, вплоть до своей кончины, он по-прежнему был викарным архиепископом, и оставил у всех знавших его добрую о себе память.)
Половина дела сделана, и теперь на проводе «Руссикум» — Русский колледж, расположенный вблизи Папского Восточного Института (Рим). У телефонной трубки архимандрит Кирилл (Гундяев), представитель Русской православной Церкви при Всемирном совете церквей (штаб-квартира в Женеве). Тон разговора несколько иной: просительные, увещевательные нотки сменяются приказом: сворачивать работу в Женеве и возвращаться в Ленинград: как говорится, «Вас ждут великие дела!».
Не дерзну домысливать содержание беседы по репликам митрополита Никодима, и тем более приводить ее «на строке». Хочется надеяться, что когда-нибудь Высокопреосвященный Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, выкроит время из своего плотного расписания и напишет неформальные, личные воспоминания о своем авве. Без сомнения, его мемуары представят колоссальный интерес как для современников, так и для будущих церковных историков. А тогда, осенью 1974 г., о. Кириллу пришлось покинуть добрую старушку Европу и вернуться на родину, где тоскливо тянулись годы брежневского правления: «маразм крепчал».
Время показало, что решение митрополита Никодима было верным и своевременным. Энергично приступив к новым обязанностям, о. Кирилл, образно выражаясь, широко «распахнул окно», и в здание академии ворвался свежий очистительный ветер. Он вымел протоиерея Владимира Сорокина из кресла инспектора на Волково кладбище. (Для нескольких поколений студентов и воспитанников ЛДАиС о. Владимир был зловещей фигурой.) Желая подсластить горькую пилюлю новоиспеченному настоятелю кладбищенской церкви св. Иова многострадального, владыка Никодим дал ему как «довесок» звание профессора (без защиты магистерской диссертации) и провел через Синод соответствующий указ.
При митрополите Антонии опальный протоиерей снова пошел в гору и дорос до настоятеля Николо-Богоявленского кафедрального собора. (Но он не удовлетворился «частичной реабилитацией», и в 1987 г. занял должность ректора ЛДАиС, — снова въехал в Академию на «белом коне».)
Приняв на себя ректорские обязанности, архимандрит Кирилл провел своего рода инспекционную проверку. Присутствуя на экзаменах, он выявлял уровень знаний не только студентов, но, косвенно, и преподавателей. Однажды он пришел на экзамен по сравнительному богословию, которое в те годы преподавал прот. N. И вот о. ректор слышит, как семинаристы, один за другим, в своих ответах несут несуразицу, переходящую в околесицу, а потом и в ахинею.
— Полный бред! Откуда вы это взяли?
— А так в конспекте написано!
Автор конспекта сидит рядом и смущенно хлопает глазками. «Нехороший» конспект был изъят из обращения, а прот. N освобожден от сложного для него предмета. (Как-то студентам в переводном тексте-подстрочнике встретился термин: «Патриарх эку-меникос» (греч. — вселенский). Спрашивают отца-наставника: что это значит? А тот, ничтоже сумняшеся: «Да у них там, во Всемирном совете Церквей, экуменических патриархов — как собак нерезаных!»)
За прот. N оставили преподавание литургики в семинарии, где все попроще: знай себе зубри: «В кафизме три славы... В кафизме три славы...». Но семинаристы и здесь его «достали». Читает, например, прот. N строго по конспекту: «В византийскую эпоху патриарх, как и император, носил горностаевую мантию». И тут вопрос: «А что такое «горностай»?
— А это такие маленькие птички. Они живут в горах, летают стаями...
Вот несколько «перлов» из его «застольных бесед»:
— Саша, стойте так, чтобы я вас всегда мог послать! Поварихе: Мать, поставь хрен настоятелю!
В этот вечерний день я хочу приподнять этот тост...
Нынче прот. N. — наша гордость; он был сделан профессором. Профессор N. — звучит примерно так же как «кошерная свиная отбивная».
На должность инспектора ЛДА был назначен протоиерей Василий Стоиков (ныне — заслуженный профессор). Ровесник митрополита Никодима, о. Василий — один из самых уважаемых членов профессорско-преподавательской корпорации. Во время своего пребывания в городе на Неве владыка держал «на контроле» не только епархию, но и академию. Как-то ему срочно понадобился о. Василий, но поиски инспектора затянулись. Кто мог предполагать, что
последует внезапный вызов? Наконец «отыскался след его», а владыка уже «на взводе».
Первый вопрос: «Где так долго пропадали?». Долго и нудно объяснять — это еще больше накалять атмосферу. Ответ был предельно краток: «Пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24; слова из евангельской притчи о блудном сыне). Владыка рассмеялся и «закрыл тему».
Кабинет «референта» находился в те годы рядом с кабинетом митрополита. Все знали, что это офицер КГБ «действующего резерва» — такие были во всех крупных предприятиях, за исключением, быть может, банно-прачечного комбината. Митрополит должен был согласовывать с ним целый ряд вопросов, таких как визиты иностранных церковных делегаций (прием, размещение, транспорт) и т. п. Но владыка всегда «держал дистанцию» и не допускал в глубину души «Контору Глубокого Бурения».
После кончины святителя многое изменилось. Если владыка Ни-кодим по-гроссмейстерски играл с «органами» в «шахматы», то его преемник — в «шашки», причем еще и в «поддавки», как сельский любитель. Референт теперь присутствовал на каждом малозначительном совещании. Идет, например, речь о визите иностранных гостей в кафедральный Николо-Богоявленский собор. Референт, делая пометку в блокноте, озвучивает написанное: «Визит в КНБС». Митрополита Антония передергивает, но он лишь жалобно просит: «Не надо так! Святитель Николай обидится!».
Товарищ Сталин учил: по мере продвижения к социализму классовая борьба в стране будет обостряться. А 1970-е годы —это эпоха развитого социализма, т. е. — кругом одни враги. Значит, нужно усилить бдительность и не смыкать глаз ни днем, ни ночью. Вспоминает один из сторожей, работавших при академии.
В три часа ночи раздается гудок. Сторож-богослов спросонья выглядывает из будки: в машине за рулем референт, а рядом в шляпке под вуалью — «незнакомка». Дело сторожа — открыть ворота и впустить машину во двор. И держать язык за зубами. Мооюет, незнакомка — это «радистка Кэт» и она знает шифры? Конспиративная встреча в кабинетике референта затянулась (пароли, инструкции из Центра, адреса, явки, клички). В общем, «антигитлеровская коалиция». (В 1934 г- Гитлер издал особый приказ, в котором членам СА запрещалось употребление спиртных напитков, противоестественные половые связи, автомобильные прогулки, распутство и вечеринки)531. (Говорят, что
в юбилейном 1970 г. красные следопыты обнаружили в Ленинграде конспиративную квартиру Ленина, о которой не знала даже Крупская). Властный гудок раздался у будки сторожа только в 5 утра...
Но бессонные ночные вахты не помогли удержать страну от распада, и через десять лет самым коротким определением состояния советского аппарата в период «перестройки» стало сравнение с пожаром в публичном доме во время наводнения...
... Пасхальная заутреня закончилась, и «допущенные к столу» приглашаются в архиерейские покои. Двери открываются, и перед гостями предстает митрополит Антоний. После продолжительного богослужения у него побаливают ноги, и требуется поддержка. Рядом с болящим — референт, тут же и келейник, но архиерей «опирается на органы»: он нуждается в «сильной руке».
В те годы в академических кругах ходила такая байка. Митрополит Антоний звонит по телефону референту.
— Христос воскресе, Игорь Анатольевич!
— Так, понял! Когда? Записываю...
— В Великую субботу, Игорь Анатольевич!
— Хорошо, разберемся. Перезвоните через полчаса.
А вскоре референт «пошел на повышение» и занял должность декана ФИСа (факультет иностранных студентов). Такое «искушение святого Антония» владыке Никодиму не могло привидеться даже в самом страшном сне... Студенты-иностранцы прекрасно знали: «референт» — это «оперативное прикрытие». У них была своя шутка: самое безопасное место для разговоров — у кабинета референта. Сам себя он ведь не прослушивает...
Впрочем, это была замена «шила на мыло»: его предшественник был не намного лучше. Сын репрессированного священника, протоиерей N хорошо усвоил нехитрую премудрость: «Люби органы, помогай органам, и органы помогут тебе». В начале своей карьеры, еще в сане просто диакона, о. N был «внедрен» в один из городских соборов. И тогда кто-то из «внешних» по-дружески предупредил настоятеля: «Будьте осторожны с о. 1М».
Вспоминает протоиерей Игорь Мазур.
Едем по епархиальным делам в Москву. В купе —- еще двое из епархии: протоиерей N и «референт». Референт кивнул Ы, и тот («понимаю!») вышел в коридор: «что-то в купе душно». «Дышал» он целый час, а в это время референт вел «задушевку» с о. Игорем, — сулил ему «все царства мира и славу их» (Мф. 4, 8). Но
все было напрасно — искушаемый стоял на своем: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (ст. 10). Тогда оставляет его референт, и тут деликатный стук в дверь купе: «Я не помешаю?».
Простоватый протоиерей N был притчей во языцех в профессорско-преподавательских кругах. При упоминании его имени в ходе каких-либо богословских дискуссий все многозначительно переглядывались и прятали улыбки. Однажды рассказываю в профессорской какую-то забавную историю с подтекстом. Все смеются, один N растерянно хлопает глазками. Комментирую «неполиткорректно» (каюсь): «Все поняли юмор. Только один о. N не понял». А он в ответ: «Нет, я юмор понял, только я не понял, в чем юмор». И снова взрыв смеха...
Впрочем, протоиерей N сам любил пошутить. Вот образчик его юмора. После праздничного богослужения в соборе — трапеза, за которой присутствуют почетные гости из штаба Балтийского флота. Разговор заходит об «ударе возмездия». Не ручаюсь за детали, но они в данном случае не важны. Вице-адмирал «доверительно» сообщает: если наша АПЛ (атомная подводная лодка) произведет пуск ракеты, находясь на боевом дежурстве в Атлантике, то ядерная боеголовка «накроет» Нью-Йорк. Но если, к примеру, ракета стартует с акватории Баренцева моря, то не долетит. Протоиерей И: «А если мы с причтом соборно помолимся, то, по молитвам святителя и угодника Божия Николая Чудотворца, — долетит!»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|