Ректор Ленинградской духовной академии 7 глава
И такой вот служака в течение ряда лет был деканом ФИСа — «курировал» иностранных студентов.
По прошествии нескольких лет, когда многие иностранцы «остепенились» и разъехались по приходам, мне доводилось при встрече с ними вспоминать наше житье-бытье в стенах ЛДА. Прямолинейный и резковатый о. Никон (Якимов) (Гаага): «Отец N7 Чекист в рясе!». Далекий от дел ФИСа, я поначалу удивился. Ну, думаю, здесь что-то личное, наверное «не сошлись характерами».
В конце 1990-х годов, когда «заслонка» уже открылась, еду как частное лицо в Эфиопию. В Аддис-Абебе захожу в Патриархию — ведь когда-то учился вместе с эфиопскими студентами — интересно встретиться, поговорить. В канцелярии, за столом, знакомое лицо, но не однокашник, а уже мой бывший студент, чудом выживший в годы «красного террора» при Менгисту Хайле Мариаме. Русский язык еще не забыл, но на вопросы отвечает сдержанно.
— А кто у вас был деканом ФИСа? Протоиерей N7
— Не надо про него! Слышать о нем не хочу! Чекист в рясе! Вот так они, в паре с референтом, учили иностранцев «родину
любить»: от Гааги до Аддис-Абебы...
А в Московском университетете дружбы народов имени Пат-риса Лумумбы все было без «камуфляжа». В те годы там был проректор, фактически политкомиссар, ответственный за работу со студентами-иностранцами. Это был наглый тип, на котором потрепанный костюм сидел, как на корове хомут. Но были влиятельные люди, которым этот стиль тридцатых годов нравился как воспоминание молодости. Этот проходимец, едва окончив самый обычный пединститут, пристроился в партаппарат и тут же вошел в контакт с органами. Они-то и рекомендовали его на пост секретаря парткома Университета дружбы. Посекретар-ствовал пару лет и вышел в проректоры, а весь его студотдел — филиал органов. Так он и олицетворял там, в университете, и партаппарат, и «соседей»532.
Однако вернемся к нашему референту. «Недолго музыка играла... », и вскоре декан-референт пал жертвой подковерной борьбы «рыцарей плаща и кинжала». Беднягу сожрали свои же, и в его кабинете-пенале угнездился другой «засланный казачок». Но наступали новые времена; из актового зала академии по-тихому убрали портрет Ильича. А новенькому референту предложили освободить кабинет—«для нужд епархии», но утешили: зарплата по-прежнему будет «капать». А месяца два спустя в бухгалтерии ему сказали: «А Вас нет в списке»...
... Прошло несколько лет; разворачиваем газету и не верим своим глазам: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Пс. 117, 22). В официальном сообщении — имя того самого «референта», вычеркнутого из епархиального списка: он утвержден в должности шефа УКГБ —ФСБ (или как оно тогда называлось?) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области! Правда, в то смутное время в высоких креслах подолгу не засиживались, и наш «питомец» вскоре сошел с круга. А потом дошли сведения о том, что он принял крещение от того самого «чекиста в рясе»...
... Владыка Никодим всячески помогал новоназначенному ректору, и вскоре о. Кирилл был возведен во епископа, а через некоторое время —во архиепископа. За десять лет его ректорства (1974-1984) число студентов и воспитанников удвоилось; была достиг-
нута договоренность о возврате второй половины здания академии, долгие годы занятая посторонней организацией. Условие: построить для соседей, учебного комбината, новый дом (в Купчино). При ЛДАиС было открыто регентское отделение. (Теперь студенты уже в стенах академии могли знакомиться со своими будущими избранницами и, по окончании духовной школы отправляться на приход: батюшка — пастырь, матушка — регент хора). «Процесс пошел» уже после кончины владыки Никодима. Но начало ему было положено в Серебряном Бору, на второй просеке...
«Архиерей наш Никодим... »
Несмотря на свою загруженность, владыка иногда находил «просвет» в своем рабочем календаре и порой присутствовал на экзаменах в качестве ассистента.
... Среди студентов третьего курса прошел слух: на экзамене по истории Русской православной Церкви будет сам митрополит. Наутро слух подтвердился: нас просили из аудитории пройти на первый этаж, к кабинету митрополита. Наш профессор-протоиерей Иоанн Белевцев — «суров, но справедлив», и студенты к нему привыкли. А как отвечать в присутствии самого митрополита? Особенно волновались «люди архиерейстии», — они знали: с митрополичьих иподиаконов спрос еще строже! Но все обошлось: пятерки, четверки и редко — тройки.
В параллель. Прошли годы, и вот уже мы с коллегой-ассистентом принимаем экзамен у студентов нового поколения. Внезапно дверь открывается, и в аудиторию входит митрополит Антоний (Мельников). Протянув руку для лобызания, он приказывает пропустить вне очереди двух своих иподиаконов. В аудитории им как-то непривычно: вечно занятые «на послушании в покоях», они забегают сюда только в дни сессии.
Два иподиакона митрополита играли после отбоя в шахматы в профессорской. Проходя мимо профессорской, дежурный помощник инспектора заинтересовался пробивающимся оттуда светом и зашел «на огонек». Увидев такую неподобающую картину, он спросил у братьев их фамилии. Один ответил: «Карпов», другой сказал: «Каспаров». На этом и разошлись. «Арбитр» понял, что его разыграли, только на воспитательском совещании.
Итак, экзамен. Первый из антониевских иподиаконов начинает что-то бормотать, читая текст по чужой шпаргалке и перевирая
даты, названия, имена. Пытаюсь вклиниться, но звучит властное: «Достаточно! Второй вопрос!» Экзаменационная ведомость в руках архиерея; не вслушиваясь в галиматью своего протеже, он ставит напротив его фамилии «пятерку».
Для второго —тот же «режим продавливания» и тот же высший балл. Спектакль окончен; внизу листа появляется архиерейская подпись, после чего «действующие лица» удаляются. И мы с ассистентом начинаем настоящий экзамен, с настоящим опросом и оценками, вносимыми в настоящую ведомость. А та, с двумя фамилиями и одной подписью, и сегодня хранится где-то в архиве академической канцелярии...
Этот комплекс — «наших бьют!» — сложился у митрополита Антония к началу 1980-х годов. Принимая экзамен у митрополичьих иподиаконов, честный и принципиальный профессор-протоиерей Василий Стоиков поставил каждому из них «неуд»; впоследствии они с трудом пересдали экзамен на «тройку». «Легкоранимый» архиерей воспринял это как «камень в свой огород» и самовольно, без санкции Учебного комитета (Москва), освободил о. Василия от должности инспектора ЛДАиС. «Черную дыру» надо было заткнуть, и его выбор пал почему-то на меня, хотя я трижды отказывался и каждый раз предупреждал о. Василия, что над его головой сгущаются тучи. Но в 1982 г. мне все же была всучена бумага о назначении на эту «собачью» должность, по-прежнему без санкции Учебного комитета.
После кончины «дорогого Леонида Ильича» (1982 г.) к власти в стране пришел шеф КГБ Юрий Андропов, и чекисты почуяли, что их время снова настало. Вмешательство в церковные дела усилилось; «референт, что из органов», играя на амбициях и эмоциях правящего и викарного, стравливал их, как бешеных собак. Не желая участвовать в «схватке бульдогов под ковром», ровно через два года, отбыв оговоренный срок, я отпасовал обратно «протухшую кость» и ушел с должности инспектора ЛДАиС.
Митрополит не мог осознать: как это можно добровольно выпасть из «номенклатурной обоймы» и расстаться с креслом, которое мечтают занять многие из начинающих? Его обвинительно-оправдательные упреки наталкивались на мой ответ:
— Я же понимаю, от Вас ничего не зависит... Я же понимаю, Вы ничего не решаете...
И ведь не возразишь! Все так!
Наконец прошение об отставке подписано, аудиенция законче-
на. На прощание цитирую слова, начертанные на могиле негритянского пастора Мартина Лютера Кинга, убитого в американском Мемфисе: «Свободен! Наконец-то свободен!». То ли правящий не расслышал «про Кинга», то ли «не владел материалом», но его реакция была неадекватной: «А при чем здесь немецкая Реформация ХУ1-го века?»
Отношения с правящим архиереем были разорваны; с подачи «Большого дома» (питерский филиал «Лубянки») он писал донос за доносом в Учебный комитет, требуя вообще убрать меня из академии и перевести на самый дальний приход —в Сегежу (Карелия). Но тогдашний председатель Учебного комитета — митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (ныне — Святейший Патриарх) — складывал «телеги» в «долгий ящик» с резолюцией: «Нельзя разбрасываться кадрами».
Для «комитетчиков» Учебный комитет был как кость в горле. Власти крайне болезненно воспринимали любые попытки Церкви вести духовное просвещение и рассматривали православные учебные заведения только в качестве «кузницы кадров» для Русской православной Церкви. Один из поступков, совершенных будущим Патриархом на должности главы Учебного комитета, с точки зрения властей мог выглядеть как скрытый вызов атеистическому режиму. Архиерей осмелился «переманить» на работу в свой комитет дипломатического служащего, сотрудника советского посольства в Греции, ныне известного церковного деятеля, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата игумена Иоанна (экономцева).
... И вот экзамен, митрополит Антоний «прикрывает своих парней»: «Ну как не порадеть родному человечку!». Смех сквозь слезы... Но юмор еще и в том, что только на экзамене мне стало понятно, что это его иподиаконы... Надо ли говорить о том, что при митрополите Никодиме и быть не могло таких вот «епархиальных придурков»? И лесковская прибаутка: «Архиерей наш Никодим — архилютый крокодил»,—это явно не про владыку Ни-кодима. Других имен называть не буду, чтобы каждый читатель сам смог проявить свои аналитические способности.
Отойдя от части дел, связанных с ОВЦС, владыка Никодим смог уделять больше внимания академии. В своих речах с академической кафедры он говорил о цели богословского образования,
НГ-Релипш. 2004. №3 (133). 18 февраля. С. 1.
о задачах семинарии и академии, об обязанностях наставников и учащихся. Неоднократно он подчеркивал необходимость связи богословия с жизнью, «которая удерживает умозрение от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений». Пример истинного богословия он видел в святоотеческом богословии, величайшее достоинство которого в том, что оно «развивалось не отрываясь от Апостольского Предания, основываясь на Божественном Откровении и соответствовало запросам жизни».
В те годы в перечне церковных дисциплин были такие «классово чуждые» предметы, как «Конституция СССР» и «История СССР» («кесарю —кесарево»). Долгие годы эти предметы вел отставной офицер Щелоков (дружок уполномоченного Жаринова). Речь его была бедна, но очень колоритна. Он постоянно употреблял солдатские словечки «ядрена вошь» и «палена мышь». Так, на занятиях он хорошо поставленным зычным командирским голосом возглашал: «И тогда коммунистическая партия, ядрена вошь, взяла власть в свои руки, палена мышь!». Студенты так и прозвали Щелокова — «палена мышь», а преподаватели именовали его «Ас-модей». Вот несколько лекционных перлов Щелокова.
— Как известно, Карловацкий раскол образовался в Карловых Варах, потому так и называется...
— Почему у нас учатся эфиопские студенты? Эфиопская Церковь — молодая, она недавно образовалась, и мы должны ей помогать...
Кажется, еще чуть-чуть, и: «Партия учит, что в начале было Слово...».
И вот, на этом фоне, владыка Никодим приступил к чтению лекций по истории Русской православной Церкви в ее новейший период (после 1917 г.) Это сегодня сонм исповедников, «умученных от большевиков», причислен к лику святых РПЦ. А в те годы эту тему нельзя было даже затрагивать, и читать этот курс приходилось «сбалансированно». И тем не менее владыка, в рамках допустимого, смог поведать студентам правду о тех «расстрельных» годах.
Но вот звенит звонок на перемену. Преподаватели собираются в профессорской на полдник; сюда входит и владыка, — как рядовой педагог, с журналом в руках. Официантки подают чай и сдобу. За столом благоговейное молчание; всех несколько сковывает присутствие архиерея: ведь не каждый день видишь его вблизи. Да и владыке неудобно начинать разговор ни о чем. Понимая всю деликатность ситуации, беру на себя роль посредника: в недавнем
прошлом — митрополичий иподиакон, ныне —молодой преподаватель. Завожу разговор на какую-либо тему, «представляющую взаимный интерес». Завязывается живая беседа, и напряжение быстро спадает.
С ЛДА владыку Никодима связывали особые отношения. В 1950 г. он поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, затем, по окончании семинарии, учился на заочном секторе академии, которую окончил в 1955 г. В 1959 г. за курсовое сочинение на тему «история Русской духовной миссии в Иерусалиме» ученым советом ЛДА архимандриту Никодиму была присуждена ученая степень кандидата богословия.
Будущий Патриарх всея Руси Алексий II поступил в Ленинградскую духовную семинарию в 1947 г.; окончил Ленинградскую духовную академию в 1953 г. — на два года раньше архимандрита Никодима. Это — по «богословской части». А по церковной «счет» был сначала в пользу владыки Никодима. В 1961 г., будучи уже архиепископом, владыка Никодим постриг в монашество о. Алексия, настоятеля Успенского собора г. Тарту. В дальнейшем их пути к вершинам церковной власти шли параллельным курсом, но в 1978 г. митрополит Никодим «сошел с дистанции»...
Профессор Н. Д. Успенский— наставник владыки Никодима
Ко времени вступления владыки на Ленинградскую кафедру еще были живы те преподаватели, которым молодой студент из ря-занско-ярославской глубинки когда-то сдавал экзамены. А к началу 1970-х годов из них уже почти никого не осталось в живых. «Последним из могикан» был Николай Дмитриевич Успенский, доктор церковной истории, заслуженный профессор Ленинградской духовной академии.
...1917 г. изменил многое в жизни Николая —сына сельского священника. В годы гражданской войны Николай Дмитриевич служил в Красной армии. После демобилизации в 1922 г. поступил в Петроградский богословский институт, где обучался до 1925 г. После окончания Богословского института Н.Д.Успенский представил в Совет Высших богословских курсов кандидатское сочинение «Происхождение чина агрипнии, или всенощного бдения, и его составные части», за которое был удостоен ученой степени кандидата богословия. На основании представления профессора А. А. Дмитриевского Советом Высших богословских курсов Нико-
лай Успенский был оставлен при кафедре литургики профессорским стипендиатом. С сентября 1927 г. по сентябрь 1928 г. Николай Дмитриевич был секретарем Совета Высших богословских курсов.
1 сентября 1928 г., после закрытия Высших богословских курсов, Николай Дмитриевич поступил учиться в Государственную академическую капеллу, которую окончил в июне 1931 г. с квалификацией дирижера хора и учителя пения. В 1932 г. поступил в Ленинградскую государственную консерваторию, которую окончил в 1937 г. В 1938 г. Н. Д. Успенский был приглашен на должность преподавателя полифонии в консерваторию, а с 1 сентября 1939 г. назначен директором Музыкального педагогического училища, которым руководил до его закрытия в августе 1942 г. Работу в училище он совмещал с преподаванием в консерватории. В годы Великой Отечественной войны Н. Д. Успенский принимал участие в защите осажденного Ленинграда. В 1941 г. он был тяжело контужен.
Выпало на долю Николая Дмитриевича и немало других испытаний. Арестовали его отца, и это вызвало умственное помешательство у матери, которая убегала из дома к Финляндскому вокзалу и там обращала на себя внимание криками: «Увели моего батюшку!».
В 1945 г. Н. Д. Успенский начал преподавать на Ленинградских богословско-пастырских курсах Церковный Устав, с 1946 г. он — доцент Ленинградской духовной академии по кафедре литургики. В 1947 г. Николай Дмитриевич был удостоен звания профессора Духовной академии по кафедре литургики, а в 1949 г. он защитил диссертацию на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах» и Советом ЛДА был удостоен степени магистра богословия. В 1957 г. Советом Московской духовной академии за труд «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII века)» Н.Д.Успенский удостоен степени доктора церковной истории.
Н.Д.Успенский совмещал преподавательскую деятельность в Духовных школах и Ленинградской консерватории. Это не понравилось тогдашнему руководству консерватории, и в 1954 г. профессору предложили оставить Академию, пообещав повысить зарплату. Николай Дмитриевич ответил на это предложение в характерной для него манере: «Если бы я хотел разбогатеть, то не стал бы профессором, а пошел бы торговать в пивной ларек». Из консерватории он ушел и ограничился исполнением должности профессора и заведующего кафедрой литургики в Ленинградской духовной академии.
Прошло еще несколько лет, и владыка Никодим стал активно привлекать своего учителя к участию в международной церковной деятельности. Будучи членом Комиссии Священного синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, Н. Д. Успенский принимал активное участие в диалоге христиан разных вероисповеданий. Николай Дмитриевич многократно был участником международных конференций и встреч, выступал с докладами на богословских собеседованиях с представителями других исповеданий, принимал участие в дискуссиях по вопросам, подвергавшимся межконфессиональному обсуждению. В 1963-1968 гг. Николай Дмитриевич был членом Комиссии при Священном синоде по разработке каталога тем, предложенных Первым Всеправослав-ным совещанием на о. Родос в 1961 г. для будущего Всеправослав-ного Собора.
Признанием заслуг профессора Н.Д.Успенского явились церковные ордена святого равноапостольного князя Владимира II и III степени и Преподобного Сергия Радонежского II и III степени, которых он был удостоен священноначалием Русской православной Церкви, а также многочисленные награды Антиохийской, Иерусалимской и других поместных православных Церквей.
Авторитет Н.Д.Успенского как крупнейшего ученого литурги-ста был признан не только в нашей Церкви, но и в других православных и инославных Церквах. 25 февраля 1967 г. Фессалони-кийским университетом им. Аристотеля за научную богословскую деятельность профессор Николай Дмитриевич Успенский был удостоен степени почетного доктора. 18 октября 1968 г. Свято-Владимирской Духовной семинарией в Нью-Йорке за научные труды в области истории русского церковного пения удостоен почетной степени доктора богословия. 20 мая 1982 г. был он избран почетным доктором богословского факультета Сербской православной Церкви. Московская духовная академия за большие заслуги профессора Н.Д.Успенского избрала его своим почетным членом533.
С Николаем Дмитриевичем Успенским наш курс (выпуск 1975 г.) встретился на лекциях на третьем году обучения в академии. Уже тогда мы воспринимали маститого профессора как живое предание. Ходили легенды о его строгости, о том, как почтенные протоиереи дрожали у него на экзаменах и, как нашкодившие школяры, прятали шпаргалки в рукава рясы.
Конец 1960-х —начало 1970-х годов —это время нехватки духо-
венства на приходах, даже притом, что число действующих храмов было невелико. А если студент академии избирал иноческий путь, имел деловую хватку и «живость ума», то перед ним открывался путь в архиереи. Так что долго в преподавателях способные клирики не задерживались: год-другой на академической кафедре, после чего ее сменяла кафедра епископская. По этому поводу Николай Дмитриевич, с долей горечи, шутил: «У нас церковную науку двигают троеженцы и заики». То есть те преподаватели, у которых имелись препятствия к принятию сана. (К троеженцам Николай Дмитриевич, в первую очередь, причислял самого себя: его первые две супруги скончались одна за другой, и он был женат третьим
браком.)
В свое время владыка Никодим пытался склонить Николая Дмитриевича к принятию монашества. И тот, по благословению митрополита, одно время даже подвизался в Псково-Печерском монастыре на правах послушника. Но «профессорство» уже было «в крови» «раба Божия Николая», и, выстаивая длинные монастырские службы, он невольно анализировал их с позиций литургиста. Да и тогдашний уровень развития монашеской братии был невысокий. Так, одного послушника заподозрили в том, что он — тайный баптист: слишком хорошо знает Библию! И почему, рассуждая о божественном, не ссылается на святых отцов и старцев, на видения и откровения в «тонком сне»? Вернувшись из Печор, Николай Дмитриевич просил владыку оставить его «в миру»: «Это не мое». Свою «светскость» Николай Дмитриевич проявлял в том, что студенты-миряне должны были посещать его лекции в костюмах и при галстуках, а не в подрясниках. Зная об этом «пунктике» старца, студенты-чтецы не отваживались приходить к нему на экзамен в подрясниках, а представали перед его строгими очами в пиджаках. Известно было и то, что на экзамене или зачете многое зависит от настроения Николая Дмитриевича. Нашему курсу довелось убедиться в этом в полной мере.
Первое полугодие учебного года подходило к концу, близилась зимняя сессия. Многие предметы мы сдавали как обычно, в рабочем порядке, но предстоявшая встреча с Николаем Дмитриевичем приводила всех в трепет. Будучи иподиаконом у митрополита Ни-кодима, я не всегда мог присутствовать на лекциях по литургике, а в записях сокурсников не все было понятно. Да и времени на подготовку именно к этому зачету не хватило: как раз накануне пришлось ехать в Москву к митрополиту, везти какие-то важные
бумаги. Тем не менее урывками что-то удалось читать, но все-таки это был не тот уровень подготовки. Как сейчас помню: самолет идет на посадку в Пулково, пассажиры пристегивают ремни, а у меня перед глазами записи лекций. Впереди ночь — последняя возможность ухватить еще что-то из начитанных лекций. По скромной самооценке — дочитался до балла «хорошо».
Утром, накануне зачета, тревожная весть: «Ус» не в духе. А через полчаса слух подтвердился: посыпались первые «неуды». Пролистав конспект в последний раз, захожу в аудиторию, тяну билет, готовлюсь к ответу. А моих однокурсников «Ус» щелкает как семечки: одна двойка за другой. Настает мой черед. По-видимому, на фоне предыдущих ответов Николай Дмитриевич почувствовал «проблеск мысли», но оценил его «тройкой», — первой и единственной за этот день. На робкий вопрос о пересдаче последовал отказ: ведь балл «три» —это не «два» и пересдаче не подлежит. Нужно ли говорить о том, что через неделю, когда «критические дни» миновали, почти весь наш курс благополучно пересдал литургику на «четыре»?
Второе полугодие выдалось спокойным, и все лекции Николая Дмитриевича были записаны мною слово в слово. Были учтены все ссылки на публикации в различных журналах и в машинописных сборниках. В то время как мои однокурсники-»хорошисты» расслабились, мое внимание было предельно собрано. Нужно было войти в образ мыслей заслуженного профессора, понять нить рассуждений изнутри. Важно было знать, что думает Николай Дмитриевич по данному вопросу.
Похожая ситуация сложилась в застойные годы на одном из гуманитарных факультетов Ленинградского государственного университета. Одна профессорша-марксистка спрашивала у студентов на экзамене: «А что я думаю по данному вопросу?» И студент вполне серьезно отвечал: «По данному вопросу Вы думаете то-то и то-то». Запредельный бред состоял в том, что истеричная дамочка поясняла: «Нет! Так я думала раньше, еще полгода назад. Теперь я так уже не думаю».
К счастью, Николай Дмитриевич обладал устоявшимися взглядами на предмет своих исследований, и нам, студентам, было в этом смысле полегче.
И вот весенняя сессия. Владыка Никодим, сочувствуя нашим студенческим проблемам, старался не занимать иподиаконов на послушаниях во время сессии. Мне было ясно: литургика — это пред-
мет, который требует постоянной зубрежки, как иностранный язык. Язык не выучишь за три дня до экзамена — нужна постоянная практика. Так и записи по литургике не отложишь «на потом» — их надо постоянно обновлять в памяти.
Экзамен по литургике близился, и все силы были брошены на подготовку к нему. Как обычно поступают студенты после сдачи очередного экзамена? Правильно, в этот день они отдыхают, а на следующий начинают готовиться к очередному испытанию. Но с Николаем Дмитриевичем такие вещи не прошли бы. Сдав очередной экзамен и полчаса погуляв по лаврскому саду, я склонился над записями лекций по литургике.
Особенность этого предмета в том, что здесь нет какой-то исторической последовательности (даты, имена, события); здесь нельзя вывести какую-то логическую схему, удобную для запоминания.
В качестве курьеза: учитель русского языка в грузинской школе ведет урок. «Русский язык, дети, очень трудный, в нем много исключений из правил. Умом это не понять, это можно только запомнить. Так, слова "вилька" и "тарелька" пишутся без мягкого знака, а "сол" и "фасол" — с мягким».
Перечитав записи в пятый-шестой раз, я почувствовал, что «сажусь в материал»: тема начинает входить в голову на уровне подсознания. Оставшееся время было посвящено изучению печатных работ Николая Дмитриевича. А потом снова и снова — штудирование записей. Те три дня, что отводились для подготовки, были использованы до предела. Для студентов-ленинградцев в академии в те годы имелась специальная комната, где они могли ночевать при необходимости. Эти дни и ночи прошли именно здесь, дабы не приходилось тратить время на дорогу до дома.
Накануне экзамена, вечером, захожу в аудиторию нашего курса. Один за другим сюда стягиваются озабоченные однокашники. Проблема одна: предмет «что-то не идет». А как он «пойдет», если его не «брать по-страшному» (наше тогдашнее студенческое выражение)? Кто-то задает мне вопрос по программе, и я начинаю объяснять. Но у совопросников такое чувство, что я говорю на китайском языке. Стать его «носителем» уже поздно, впереди всего одна ночь.
Многие сокурсники расслабились после зимней «четверки» и теперь с трепетом ждут расплаты, как крыловская попрыгунья-стрекоза. Приходские батюшки-студенты чувствуют себя не лучше: их богослужебный опыт в данном случае не поможет, ведь речь идет
о временах Древней Церкви. Нервы у всех на пределе, и на моих глазах вспыхивает потасовка: один из внимающих моим недостойным объяснениям чуть ли не с кулаками набрасывается на соседа, который мешает слушать. Раздается звонок, и мы идем в храм на вечернюю молитву. Ночью мне снятся чинопоследования и богослужебные схемы.
С шести утра — закрепление пройденного материала. В нашей аудитории появляются городские студенты. На лицах отчаяние и проблеск надежды — вдруг Николай Дмитриевич утром встанет «с той ноги»? Вот и первая жертва «Уса»: это наш сокурсник Иван Кондрашов. У него на нервной почве началась «волчанка»: на теле появились пятна, напоминающие укусы серого хищника. Жертва №2 — Николай Сложеникин, первый иподиакон митрополита Ни-кодима. У него (тоже нервы!) —воспаление десны, и теперь верхняя губа не сходится с нижней. Жертва № 3 — ваш покорный слуга: впервые в жизни в глазах сильная резь, зуд. Уже потом врачи объяснили — это приступ конъюнктивита.
В академическом храме началась утренняя молитва, но мы в аудитории как на осадном положении — лихорадочно листаем конспекты. Помощник инспектора, заглянув к нам, требует объяснений, но, услышав, в чем дело, сочувственно кивает: «Ус» —это святое.
Начало экзамена. Насчет «левой ноги» пока неясно, результаты покажут. Очередной испытуемый осеняет себя крестным знамением, за неимением иконы лобызает дверной косяк, и, войдя в аудиторию, тянет билет. Сдававшие передо мной — не в лучшей форме: две тройки, один «неуд». Николай Дмитриевич уже устал от «чернухи», которую несут отвечающие. На его лице — легкий оттенок брезгливости.
Начинаю отвечать, словами профессора, слово в слово, с использованием его оборотов и фразеологии. «Ус» оживился и всматривается в «альтер эго»: кто это его словами разговаривает? В листок с записями, сделанными при подготовке, не смотрю; все «беру из головы» (выражение студентов нашего курса). При этом то и дело ссылаюсь на давние публикации Николая Дмитриевича, о которых сам он, быть может, уже и не помнит. Слышу дрожащий голос: «Достаточно. Второй вопрос».
Выкладываюсь до предела; мы оба измотаны, и я жду дополнительных вопросов. Но их нет. Смотрю на профессора и не верю своим глазам. «Железный» Николай Дмитриевич... плачет! Всхлипы-
вая, он делает знак рукой: можно идти. Выхожу с тревогой: как эти слезы мне сейчас отольются?
... Опрос окончен, и Николай Дмитриевич приглашает всех студентов в аудиторию. Начинается оглашение результатов экзамена. Нам объясняют, что оценка, выставляемая в диплом, выводится с учетом двух баллов — зимнего зачета и нынешнего экзамена, но что экзаменационный балл — решающий. Прикидываю в уме: даже если экзамен—«5», то, с учетом зачетной «тройки», в диплом пойдет «4». А Николай Дмитриевич монотонно повторяет одну и ту же фразу: «Зачет —"четыре", экзамен — "три", в диплом — "три"».
Звучит моя фамилия. «Зачет — "три", экзамен — "пять", в диплом — "пять"». И далее следует неожиданное пояснение: «Экзамен сдан так, что если бы была 10-балльная система, то в диплом тоже пошла бы «десятка», понимаете» (любимое словечко маститого профессора). При этом мне почему-то вспомнилась фраза, которую судья произносит на боксерском ринге: «По очкам победил такой-то!». Но победа далась дорогой ценой: вскоре пришлось заказывать первые в жизни очки — зрение ухудшилось...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|