Ректор Ленинградской духовной академии 9 глава
Напечатанный в 3-м номере «Журнала Московской Патриархии» за 1977 г., текст доклада «забронзовел» и стал «каноническим». Вскоре профессиональные атеисты-пропагандисты, как голодные шакалы, стали растаскивать его на цитаты и мусолить в брошюрах типа «Тупики православного модернизма» (М., 1979, автор М. П. Новиков). Впрочем, такая же судьба постигла речь владыки Никодима на годичном акте в ЛДА (ЖМП. 1970. № 12) и многие другие его тексты. Долгие годы разные шамары, гордиенки и прочие шахновичи кормились его церковно-публицистическим наследием. Иных уж нет, а те уже... перестроились. Кто-то стал «религиоведом», а пламенный борец с «религиозными пережитками» — Н. С.Гордиенко —нынче заделался «независимым» экспертом и на многочисленных судебных процессах защищает интересы свидетелей Иеговы...
И еще одна забавная подробность. В дискуссиях, возникавших порой в те годы в преподавательской среде, ссылка на авторитет владыки Никодима была решающим аргументом. И когда оппонент, стремясь опровергнуть какое-то мое высказывание, процитировал абзац из юбилейного доклада 1976 г., мне ничего не оставалось сделать, как только с ним согласиться...
Преемник митрополита Никодима по кафедре — митрополит Антоний — был загружен текучкой не так сильно, и вполне мог бы
творить «нетленку» от себя. Но на каком-то уровне закрепляется привычка «опираться на кадры»...
... Секретарь епархии доверительно сообщает: митрополит Антоний просил подготовить проект доклада «Миссия и евангелиза-ция в Восточной Европе». Он будет опубликован на самом верху — во Всемирном совете Церквей! Какая могла быть в те годы еван-гелизация в Советском Союзе? Я решил составить проект доклада «с подковыркой». Проштудировал труды тогдашних «классиков» и выудил цитаты из ранних «творений» Маркса, Ленина и даже Фиделя («три бороды —три составные источника»). Общий смысл цитат: верующие — тоже люди и имеют право на свободу вероисповедания. Подковырка в том, что нынешние вожди отошли от принципов своих же предшественников и подавляют эти права.
Мой коллега по перу — профессор-протоиерей Николай Гундя-ев — тоже был задействован на этом послушании; он написал проект доклада в более сдержанном, академическом стиле. Обе заготовки в назначенный день легли на стол митрополита. Казалось бы, автор как скульптор, должен от вырубленной глыбы отсечь все лишнее и добавить свое — выстраданное, выношенное. Бери в руки молоток, зубило (ножницы, клей) — и за работу. Но куда там! Зачем разной писаниной мозги изнашивать!
Пробежав глазами тексты за тонкой работы фарфоровой чашечкой чая, архиерей попросил секретаря: «Женечка! Скажи машинистке, чтобы соединила обе части и перепечатала набело!» После чего доклад ушел «наверх» и вскоре был опубликован в Женеве за подписью правящего. Сначала идут ссылки на святых отцов Церкви и вдруг резкий «левый уклон»: сплошные Маркс — Энгельс — Ленин — Кастро...
Но это еще не предел. Как-то из ОВЦС поступила «разнарядка»: выделить «единицу» для поездки за границу на очередную миротворческую тусовку. По тем временам это была большая привилегия, и митрополит Антоний «кинул кость» своему келейнику. А доклад для зачтения заставил написать доцента-архимандрита Ианнуария (Ивлиева), блестящего специалиста в области исследования Нового Завета. И человек из архиерейской хозобслуги проартикулировал чужой текст от своего имени. Вот это уже было дно...
Когда начались разговоры о том, чтобы меня привлечь к написанию антониевских «речевок» на постоянной основе, я с испугом отказался.
— Не могу нарушить указ!
— Какой еще указ?
Повеление Петра I: «Вельможам в Ассамблее говорить не по писаному, дабы дурь каждого ясно видна была». Ведь этого указа никто еще не отменял!
О ТИТУЛАХ
Кандидат в патриархи
После кончины Святейшего Патриарха Алексия I (1970 г.) в Совете по делам религий и у «смежников» настали горячие денечки: нужно было «подработать кандидатурку». По коридорам Лубянки с папками бегали чекисты не ниже полковника, а на «Старой площади» — не ниже заворготделом ЦК. Кто-то спросит: при чем здесь в то время был ЦК? Послушаем мнение специалиста. «Номенклатура в СССР, как и в других социалистических странах, это номенклатура не формально назначающих государственных или общественных органов, а фактически назначающих бюро и секретариатов руководящих партийных комитетов, — пишет М. Восленский. — Таково абсолютное правило. Его надо твердо осознать для того, чтобы не делать ошибки и понимать: избираемый Собором Русской православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси состоит в номенклатуре Политбюро ЦК КПСС»544.
В то время были две реальные кандидатуры на Патриарший престол: митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. Один из иподиаконов, имевший с владыкой особо доверительные отношения, спросил в те дни у святителя: каковы его шансы «выйти в финал»? И тот, понизив голос, промолвил: «Они меня в патриархи не пропустят». И похлопал рукой по плечу, намекая на погоны тех, кто «на самом деле все и решает». Впрочем, это и неудивительно: ведь владыка до «первой группы» не дотягивал... Вот как высказался на этот счет митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев):
Патриарх Пимен... он, конечно, приличный был человек, он любим был московскими верующими, на всех он производил адекватное своему положению впечатление. Но он был не так изобретателен и не так опасен [власти]. А владыка Никодим возьмет, да и придумает что-нибудь, а тут ломай себе голову, как эту задумку или осуществить, или похоронить. А владыка Пимен не
придумывал ничего. Он просто шел по течению. При всех его положительных качествах. У владыки Пимена не было высшего духовного образования, но зато была большая практика церковной жизни — он был иноком еще тогдашнего, 1920-х годов скита Параклита Троице-Сергиевой Лавры... Он был очень традиционный архиерей, но из рамок обычных своих дел не выходил. Стратегом не был. Осмыслить планы на будущие десятилетия был не способен, несмотря на все другие положительные свои качества. А с другой стороны, Патриарх — это предстоятель. Сам ведь он не будет «черновую» работу исполнять. Все равно нужиы были председатели Отдела внешних церковных сношений. Вот владыка Никодим на этой должности [председателя ОВЦС] и остался. Патриарх Пимен его наградил правом совершать богослужения с преднесением креста. Как Патриарх служил владыка Никодим! Но в 1972 г., после инфаркта, владыка Никодим подал прошение об увольнении от должности председателя Отдела внешних церковных сношений, оставшись председателем Комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений545.
Помимо удара «слева» был и удар «справа». В «Обращении к Поместному собору 1971 года» священника Н. Гайнова и мирян Ф. Карелина, Л. Регельсона и В. Капитанчука утверждалось, что митрополит Никодим с группой богословов на протяжении многих лет развивал и насаждал в Русской православной Церкви новое, соборно не обсуждавшееся учение в духе «апокалиптического религиозного коммунизма», в котором давалась новая догматическая формулировка тех основ христианской веры, которые не были сформулированы в догматах вселенских соборов546.
Более подробно об этом пишет архиепископ Василий (Кривошеий).
Говоря о современности, владыка Никодим пользовался осторожным выражением: «Церковь имеет свободу в пределах конституции или ту, которую ей предоставляет конституция страны». Но и это, увы, неточно, конституция сама по себе безбожна и постоянно нарушается во вред Церкви. Несравненно более печальны, и опасны были попытки как-то с христианской точки зрения идеологически оправдать атеизм и революцию. В этом смысле у митрополита Никодима были в прошлом перегибы. Так, в ЖМП была напечатана статья за его подписью, что нужно различать между дурным «буржуазным» атеизмом и добрым революционным. и что только первый нужно отвергать. Говорят,
что эта статья была написана по заказу митрополита Никодима протоиереем Петром Гнедичем. Он был известный богослов и так скорбел и каялся, что вскоре умер. Сюда же относилось и пресловутое «октябрьское богословие», о котором я уже говорил, т. е. стремление рассматривать октябрьский путч как величайшее событие в истории христианства, какое-то новое откровение Божие, подобное Воплощению (такого рода статья была напечатана митрополитом Никодимом в ЖМП). Я как-то спрашиваю его: «Владыко, Вы написали, что Воплощение Сына Божия было, конечно, громадным событием, но только с момента «октябрьской революции» оно стало осуществляться в жизни, имело последствия и стало действительностью». Митрополит Никодим чуть не вскочил. «Не может быть! Я не такой дурак, чтобы написать это!» Потом помолчал и добавил: «Да, я, конечно, дурак, но все же не до такой степени!» Как это нужно было понимать ? Забыл ли он то, что писал? Или под его именем напечатали вещи, ему не принадлежащие?547
Но, как бы то ни было, власти продвигали в патриархи митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова). «Власти боялись влияния митрополита Никодима, вынуждены были считаться с его авторитетом. Об этом почему-то умалчивают те, кто ставят в вину покойному владыке его ориентацию не на противостояние, но на диалог с "царством кесаря", — пишет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). — Однако мы-то помним, что епархиальным архиереям давались прямые указания и инструкции: ни в коем случае не голосовать за митрополита Никодима во время избрания Патриарха. Это можно назвать доказательством от противного: если кандидатура митрополита Никодима была неприемлема для гонителей веры, значит, его труды были угодны Богу и хороши для Церкви»548.
«Нэ жал эй!»
Однажды владыка рассказал о том, как, будучи еще в сане архимандрита, он был направлен в Грузию — присутствовать на праздновании тезоименитства грузинского патриарха Ефрема IV. Обращаясь с речью к виновнику торжества, гость из России произнес: «Ваше Святейшество!» — и далее по тексту, не учтя того, что у грузинского патриарха есть второй титул: «... и Блаженство». И тогда патриарх Ефрем, вклинившись, воскликнул: «Нэ жалэй! Нэ жал-эй!»
Историк Рой Медведев приводит следующий эпизод, который говорит о многом. Разговаривая с католикосом Грузинской православной Церкви в середине 1940-х годов, Сталин спросил его: «И кого же Вы больше боитесь — меня или Бога?» Служитель Церкви был в замешательстве и не смог ответить. Тогда Сталин высказал следующую мысль: «Я знаю, что Вы боитесь больше меня, иначе Вы не пришли бы на встречу со мной в обычной гражданской одежде» (духовенству тогда было «не рекомендовано» появляться вне храмов в церковном облачении). В этом контексте отождествление Сталина себя с Господом Богом полностью подтвердилось. Католикос действительно боялся Сталина больше, чем Бога549.
Еще одним Блаженнейшим был владыка Елевферий (Воронцов). Родился он в Москве в 1892 г., в архиереи рукоположен в 1943-м; стал епископом Ростовским и Таганрогским. После освобождения Чехословакии ему было предложено стать Патриаршим экзархом, архиепископом Пражским и Чешским.
Приехав в Прагу, осмотрелся: масса проблем, неустроенность. Вернулся в Москву, и сразу —на прием к патриарху Алексию I. Состоялась беседа.
— Ваше Святейшество! Освободите от послушания! Верните на родину!
— Владыко! Это ведь будет понижение! Здесь Вы и Высокопрео-священнейший и Блаженнейший!
— Да Бог с ним, с «Блаженнейшим»! верните на русскую кафедру!
Тем не менее Блаженнейшему пришлось пребывать на «братской чужбине» с 1946 по 1955 гг. А потом он, «желая служить на родине, а также по состоянию здоровья, устраняется от первосвя-тительства и возвращается в Россию, где назначается на вдовствующую Ленинградскую митрополию»550.
Будучи еще архимандритом, о. Никодим был однажды приглашен на престольный праздник в собор, куда прибыло духовенство из разных епархий. У престола все должны вставать «по старшинству» — архимандриты, протоиереи, священники. У «младших» наперсные кресты посеребренные («беленькие»), у «средних» —позолоченные, а у «старших» — с украшениями. Здесь все просто, без вопросов. В своей «подгруппе» тоже можно определиться: пожилые, маститые протоиереи занимают почетные места, за ними следуют менее «продвинутые в возрасте».
о. Никодим оказался в паре с незнакомым архимандритом, при-
близительно одного с ним возраста. Казалось бы, становись к престолу и молись. Но занять место «одесную» (справа от престола) — более почетно, чем «ошуюю» (слева). И вот «конкурент» подходит к о. Никодиму и, сладко улыбнувшись, спрашивает: «Как Ваше святое имечко?»
— Никодим.
— А с какого Вы года?
— С 1929-го.
— И я с 29-го.
Отошел в раздумье. А через пять минут — новый заход.
— А в каком году Вас рукополагали?
— В таком-то.
— Надо же! И меня в том же!
Снова «впал в задумчивость», и по третьему кругу.
— А в каком месяце?
И тут о. Никодим не выдержал и рассмеялся.
— Батюшка! Становитесь справа! (И, дескать, не морочьте мне голову!)
«Ревнитель протокола» с радостью встал одесную; он, видимо, забыл евангельские слова: «Последние станут первыми... ». А когда о. Никодим стал вторым лицом после патриарха, подобные «искатели чинов» подходили в рязанском соборе к матери владыки и пытались «приложиться к ручке»: Владычица! Но митрополит такие попытки безжалостно пресекал.
В 1970-х годах викарным архиереем Ленинградской митрополии был епископ (впоследствии — архиепископ) Тихвинский Мелитон (Соловьев). Бывший фронтовик, он до преклонного возраста сохранял врожденную мягкость и деликатность. Митрополит Никодим называл его «владыка-воин». Главным бухгалтером в епархии в те годы была горластая наглая теткообразная дама, не боявшаяся никого, кроме митрополита. Ежемесячное жалование почтительно, в конверте, доставлялось ему прямо в покои. А викарию она могла позвонить по местному телефону и изречь властным тоном: «Зайдите ко мне в кабинет!». И маститый архиерей смиренно заглядывал в «серпентарий»: «Вызывали?» Узнав об этом, митрополит немедленно уволил зарвавшуюся «владычицу»: «если хамство в крови — надо делать переливание крови». В резолюции на увольнение было начертано: «Для пользы Церкви».
«Ленинградский»
Один из молоденьких иподиаконов владыки был призван на военно-морскую службу. Митрополит посылал ему телеграммы, иносказательно поздравляя с Рождеством, Пасхой и днем ангела. «Архипастырское благословение» он заменял простым «благопожела-нием». А про ангелов — «сил бесплотных», в Вооруженных силах тогда лучше было не заикаться. И чтобы не «дразнить гусей» — особистов, владыка подписывал «шифровку» предельно кратко — «Ленинградский», что, вероятно, и давало чекистам пищу для размышлений, анализа, сопоставлений...
Этим иподиаконом был Герман Ветров, старший матрос, служивший тогда на военно-морской базе в Северодвинске. Когда приходила очередная поздравительная телеграмма, сослуживцы Германа кричали ему с КПП: «Ветров, тебе опять шифровка из Центра!».
Наконец чекистские нервы не выдержали, и однажды на «объект» в Северодвинске прибыл особист из вышестоящего Северомор-ска. Майор в черной форме ВМФ с красными просветами на погонах: береговая охрана, военная прокуратура... Матроса Ветрова вызывают в кабинет к замполиту на задушевку.
— Как жизнь, как служба?
— Не жалуюсь. (А попробовал бы пожаловаться!) Еще ряд отвлекающих вопросов, а потом внезапно:
— У тебя день рождения такого-то числа. А почему поздравле ния приходят в другое время? И кто такой «Ленинградский»?
Прижатый к стенке, старший матрос Ветров пытался что-то переспросить, но прозвучало резкое: «Здесь вопросы задаем мы!». А потом был следственный конвейер, и в конце концов из Ветрова удалось выбить признание: он связан с «религиозниками». А это уже новый поворот темы.
— Значит, откажешься брать в руки оружие?
— Нет, почему? Я же не иеговист, а православный и давал присягу. А православные христиане всегда защищали Отечество: Александр Невский, Дмитрий Донской...
Особист чешет маковку, у него «ломка сознания»: их так не учили. А потом —долгая беседа, и соседи матроса Ветрова по казарме удивляются: «Уж полночь близится, а Германа все нет».
Идеологическое влияние ГлавПУРа на флоте всегда было слабее, чем в армии. Недаром моряки говорят: «Кто в море не ха-
живал, Богу не маливался». А особенно, если ты —в подплаве. И вскоре Герман пошел на повышение: ему присвоили очередное звание — старшина 2-й статьи, повысили «классность». А потом и вовсе (по тем временам) фантастика: старшина 2-й статьи Ветров дважды в год убывал из расположения части на несколько дней в командировку — «с деликатной миссией». Автобусом до Архангельска, оттуда самолетом — либо в Москву, либо в Питер —к месту «дислокации» «Ленинградского». И эти «командировки» почему-то случались под праздник Рождества Христова и на Пасху.
Из аэропорта—в комендатуру за штампиком в «предписании»: «Прибыл». Потом в собор — на архиерейское богослужение. И снова дежурный офицер в комендатуре дышит на печать: «Убыл».
А теперь приготовим носовые платки. Как-то по пьянке командир проболтался иподиакону-подводнику о том, что особист, который вел дело матроса Ветрова, вскоре сам чуть было не попал под трибунал. Возвращаясь из Северодвинска в Северо-морск, он в дороге «утратил» портфель с «материалами» на «разрабатываемого»... «Холодный ум» и «горячее сердце» с бодуна остались с «чистыми руками»... Смех сквозь слезы...
Ангел-хранитель оберегал Германа и при возвращении на «гражданку». Грузовик, на котором уволенные в запас возвращались из Северодвинска, перевернулся; в живых остался лишь один Герман. Продолжив учебу в семинарии, он принял монашеский постриг, закончил академию. Долгие годы архимандрит Маркелл был настоятелем Феодоровского собора в Царском Селе (г. Пушкин); в 2006 г. рукоположен во епископа Петергофского.
Но не всем «срочникам» везло так, как Герману Ветрову, особенно, когда речь шла о протестантах. В те годы в Петрозаводске зверь-уполномоченный захотел посадить местного баптистского пресвитера - уж больно активный миссионер-проповедник! И «на контакт» не идет. Предлог был найден: по воскресным дням в молитвенный дом тайно приходили верующие солдаты, отпущенные в увольнение из близлежащей воинской части. В «подсобке» онипереодевались в гражданскую одежду, чтобы не «светиться» во время богослужения.
И вот — милицейская облава: солдат бросили в воронок. А потом—под трибунал: за «покушение на дезертирство». Пастора — подследствие: пособник дезертиров, помогал доставать гражданскую одежду. А еще маячила статья за шпионаж: ведь та воинская часть была особо секретной.
Тогдашний старший пресвитер по Северо-Западу срочно прибыл в Петрозаводск — вызволять собрата из темницы. А хам уполномоченный на него — матом! Пришлось осадить самодура: есть свидетели, вечером вылетаю в Москву, а с утра — в Совет по делам религий, с жалобой на самоуправство.
... В аэропорте идет посадка на вечерний рейс, пассажиры проходят через «катушку» —контроль «на металл». Если даже у пассажира «все чисто», всегда можно устроить так, что раздастся тревожный звонок. А это — предлог для личного досмотра.
— Что у вас в кейсе? Откройте!
— Так, Библия! И еще одна? Значит — распространение] А как озаглавлен рукописный сборник-конспект? «Царство света и царство тьмы»? А это уже антисоветчина. Будем составлять протокол.
— Опоздаете на самолет? А Вам теперь торопиться некуда! Пройдемте!
Посадка на самолет закончена. А для старшего пресвитера она только начинается, но уже не на самолет. А просто — посадка. Что же спасло его в тот вечер от темницы? Как это ни странно — местное УКГБ, состоявшее в грызне с МВД. (Смертельная схватка спецслужб (Андропов — Щелоков) шла в Москве, но трясло и провинцию.)
В дежурку стремительно входит незнакомый человек в штатском.
— Сергей Иванович! Так ведь, кажется? Извините и забудьте! (Рвет протокол, а «менту»: «Вон отсюда!!»)
— Простить-то прощаю, но на самолет я опоздал!
— Не волнуйтесь, отправим на вечернем поезде, за наш счет. Утром поезд подходит к столичному Ленинградскому вокзалу,
на перроне — руководство московской общины ЕХБ, уже «сориентированное»:
«Может, не надо жаловаться? Дело-то утряслось...» И действительно, зачем жаловаться? В Петрозаводске и не таких обламывали. В 1944 г. вторым секретарем горкома партии стал «приснопамятный» Юрий Андропов. А через три года —вторым секретарем ЦК КП Карело-Финской ССР. Андропову было тогда тридцать три года. Как и для всех при Сталине, это было для Андропова неспокойное время. Первого секретаря арестовали. Андропов рассказывал, что и он «тоже ждал ареста со дня на день...
но пронесло» . Уже тогда он был искусным пловцом в кровавом море чисток.
... Как-то владыке Никодиму пришлось выступить в роли «капеллана». Одна из его поездок была в соседнюю Польшу, и он направился туда поездом. В Бресте — двухчасовая стоянка: погранконтроль, таможенный досмотр, смена колесных пар под узкую колею. Офицер-пограничник обратился к нему с необычной просьбой: нельзя ли за это время съездить в воинскую часть и поговорить по душам с призывником-отказником? И вот архиерей на армейском «козлике» едет в пункт дислокации, оставив свое купе на попечение келейника.
«Увещевательная беседа» оказалась бесплодной.
— Я ему: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15,13). А он мне: «Вложи меч в ножны» (Ин., 18,11). Я ему: «Продай одежду свою и купи меч» (Лк. 22, 36). А он мне: «Меч Господень! Возвратись в ножны свои!» (Иерем. 47, 6).
Так и ходили по кругу...
Визит архиерея в воинскую часть по тем временам был большим ЧП. А сегодня мы воспринимаем как нечто обыденное такие строки: «В настоящее время российских военнослужащих окорм-ляют около 2000 епархиальных священников, из них около 950 — на постоянной основе... В соответствии с Соглашениями о сотрудничестве, военнослужащие срочной службы имеют возможность в воскресные и некоторые праздничные дни участвовать в богослужениях в 156 воинских храмах и часовнях, а также более чем в 400 монастырских и приходских храмах, находящихся недалеко от мест дислокации воинских частей. Продолжается строительство новых гарнизонных храмов. В частности, в 2003 г. завершено строительство храмов во всех военных гарнизонах Ядерно-технического комплекса Вооруженных сил»552.
И мы начинаем привыкать к тому, что на территории штаба Ракетных войск стратегического назначения действует храм преп. Ильи Муромца.
«Турецкая Пасха»
У владыки был реальный взгляд на современное положение Константинопольского патриархата. Где-то в душе он, по-видимому, считал, что Москва по-прежнему остается Третьим Римом.
В официальной церковной печати Патриарх Константинопольский никогда не именовался «Вселенским».
У Московского патриархата были старые счеты с Константинопольским. Угрожаемое положение «Вселенского» престола, подвергнутого жесточайшим репрессиям со стороны правительства Ке-маля Ататюрка, вынуждало Константинопольских патриархов и тесно связанных с ними глав других Восточных Церквей искать поддержки сначала у царского правительства, а затем и у советского. Такую поддержку обещали выхлопотать обновленцы; они всячески укрепляли авторитет восточных патриархов, признавших обновленческий Синод единственным законным возглавлением Русской православной Церкви, патриарха Тихона — виновником церковного нестроения, а сам институт патриаршества, как родившийся в ненормальных условиях революционной эпохи, — неуместным и вредным для Русской Церкви.
Лишь после того как митрополит Сергий (Страгородский) сумел добиться такого же «доверия» советской власти, как и обновленцы, восточные патриархи признали также и его Синод и стали призывать к объединению двух частей Русской Церкви (обновленческой и сергианской)553.
23 апреля 1924 г. Постановление Вселенского Патриарха Григория VII об «отстранении» патриарха Тихона от управления Русской Церковью, о признании обновленческого Синода и о направлении делегации в Москву для расследования554.
Июнь 1924 года. Ответное послание патриарха Тихона Вселенскому патриарху о внутрицерковных делах в России с возражениями против его позиции.
«...Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела Автокефальной Русской Церкви... »555.
10 июня 1924 года. Открытие обновленческого «Предсоборного совещания» (перед «Вселенским собором», назначенным на 1925 г., после Пасхи в Иерусалиме).
Участие представителей Константинопольского и Александрийского патриархатов. Избрание Константинопольского патриарха Григория VII почетным председателем Совещания. Из приветствия Совещания Советскому правительству: «... Великое Россий-
ское Предсоборное совещание отмечает перед церковно-обществен-ным русским и зарубежным миром, что всем этим оно обязано принципам советской государственности, предоставившей впервые за всю русскую историю действительную свободу совести... »556
1 января 1931 г. Приветственная рождественская грамота Вселенского Патриарха Фотия II обновленческому Синоду с выражением скорби об отсутствии «умиротворения» в Русской церкви.
Приветственная рождественская грамота патиарха Иерусалимского Дамиана обновленческому Синоду557.
Будучи представителем Третьего Рима (Москва), митрополит Никодим постоянно отстаивал позиции Русской православной Церкви на переговорах с представителями Второго Рима (Константинополь). Так, митрополит Никодим резко прокомментировал подписанные 7-го декабря 1965 г. папой Павлом VI и Константинопольским патриархом Афинагором документы по поводу отмены взаимных отлучений между Римом и Константинополем. «Декларация Константинополя — это поспешный и неосторожный шаг Афинагора, она поставила другие Церкви перед свершившимся фактом, — вскоре заявил владыка Никодим в одном из интервью. — Такие важные решения не должны приниматься в спешке. Афина-гору легко делать впечатляющие жесты. За ним никого нет. Но мы имеем миллионы верующих. Мы должны учитывать их реакцию и иметь в виду мнения верующих, клира и епископата. Афинагор вынужден вести себя так из-за своих трудностей с турками»558.
Владыка Никодим рассказал об одном из Всеправославных совещаний на о. Родос, когда патриарх Афинагор все подготовил заранее: был назначен председатель, были установлены распорядок дня и процедура. Тогда митрополит Никодим поднялся и отказался продолжать дискуссию до тех пор, пока собрание свободно не изберет председателя и не утвердит регламент дня: «Я готов воздать должное уважение Вселенскому Патриарху, но я не приму какого-либо приказа с его стороны. У меня есть мой Патриарх и мой Синод. Я ясно сказал журналистам, что не может быть одновременно двух Пап. Тот факт, что одна из Православных Церквей приблизилась к Риму, не сможет облегчить процесс сближения Православных Церквей между собой»559.
Тем не менее, «на людях» противостояние Второго и Третьего Рима не афишировалось. Так, на одной из пресс-конференций один западногерманский журналист спросил владыку Никодима: правда ли, что между Московской и Константинопольской патриархи-
ями натянутые отношения? И митрополит резко ответил: «Вы это спрашиваете, потому что желаете, чтобы эти отношения продолжали быть натянутыми и стали еще хуже. Должен вас разочаровать, Вы этого никогда не дождетесь. Если между нашими Патриарха-тами и возникают иногда разногласия, то мы их братски улаживаем, путем взаимных переговоров, а в будущем надеемся достигнуть полного единомыслия». Такого рода ответы очень нравились грекам, и они начали провозглашать архиепископа Никодима «великим дипломатом»560.
В 1970 г. владыка пошел на заведомый конфликт с Константинополем, подготовив решение Синода РПЦ о даровании автокефалии Американской православной Церкви и автономии — Японской. Вот что пишет об этом архиепископ Брюссельский Василий.
«Митрополит Никодим потрудился больше всех в деле дарования Московской Патриархией автокефалии американской «митрополии», наследнице дореволюционной Североамериканской епархии Русской Церкви, плоду трудов русских миссионеров ХУШ-XIX вв. с преподобным Германом Аляскинским и святителем Иннокентием Московским во главе, включая и Патриарха Тихона, и в деле преобразования ее в Православную Церковь в Америке. Именно ему принадлежит мысль об автокефалии. Ему пришлось много бороться за нее, прежде всего, с греками. Они оказались неспособными противопоставить что-либо положительное, творческое и подлинно церковное смелому замыслу владыки Никодима. Ему пришлось бороться также с людьми, неспособными возвыситься над узконациональными или местными интересами на высоту вселенской канонической правды. Милостью Божией он нашел в Соединенных Штатах активных сотрудников и компетентных советников в лице достойных священнослужителей, протоиереев (впоследствии протопресвитеров), профессоров Владимирской Духовной Академии»561.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|