Ректор Ленинградской духовной академии 8 глава
Правда, через год, по окончании четвертого курса, мне невольно довелось взять небольшой реванш. Николай Дмитриевич был назначен вторым рецензентом (оппонентом) моего курсового сочинения, представленного в ученый совет ЛДА для защиты на степень кандидата богословия. Незадолго до защиты маститый профессор встретил меня в коридоре и высказал ряд замечаний по содержанию трактата. Многое было с благодарностью учтено, скорректировано, но один тезис из области догматического богословия был, на мой взгляд, спорным. Можно было предполагать, что этот вопрос будет поднят при защите, и мне пришлось заняться «домашними заготовками».
«Вооружившись» цитатами из Библии, из творений святых отцов Церкви, излагаю перед членами Совета суть своей работы. Защита идет в обычном порядке: вопрос — ответ, вопрос — ответ. И вот, из уст Николая Дмитриевича звучит «тот самый» вопрос. Не меняя спокойного, будничного тона, обрушиваю на оппонента шквал аргументов и вижу, как бедный «Ус» хватает ртом воздух. «Артподготовка» закончена, и теперь в атаку переходит мой научный руководитель — профессор-протоиерей Ливерий Воронов. А это вам не какой-то студиозус, а блестящий специалист в области догматики. И куда там литургисту против догматиста: «На саблю
с голой пяткой!». Теперь уже схватились два профессора, и мне остается лишь «попросить чашечку кофе».
Архимандрит Кирилл, ректор ЛДА (ныне — митрополит Смоленский и Калининградский) просит меня на время удалиться, и спор продолжается при закрытых дверях. А потом выслушиваю решение Совета ЛДА о присуждении кандидатской степени; затем ректорский комментарий: защита прошла успешно и даже вызвала богословскую дискуссию.
Рассказываю владыке Никодиму о «богословской дуэли» и пытаюсь оправдаться: «Он первый начал!». Святитель только улыбнулся, а в глазах — хитринка. Наверное, вспомнил, как сам когда-то дрожал на экзамене у сурового профессора...
... Будучи доцентом с более чем 30-летним преподавательским стажем, требую от студентов на экзамене «твердого и осмысленного» знания сути предмета, но лишь в пределах лекционных записей. Утром, отправляясь на экзамен, обязательно встаю «с правой ноги». Со скепсисом смотрю на иных преподавателей-энтузацистов, рекомендующих список дополнительной литературы, — для проработки перед экзаменом. Да еще с обязательным рефератом в придачу. Не было Николая Дмитриевича на этих теперешних «хариз-матиков», понимаете...
... Николай Дмитриевич пережил владыку Никодима на девять лет. В течение почти 40 лет преподавал заслуженный профессор в родной ему академии литургику. Незадолго до смерти он по состоянию здоровья вынужден был оставить храм науки...
7 июля 1987 г. у Николая Дмитриевича, находившегося на своей даче под Ленинградом, случился сердечный приступ. На другой день он был перевезен на городскую квартиру, где причастился Святых Христовых Тайн. Вечером 22 июля Н. Д. Успенский вновь причастился и через несколько часов мирно отошел ко Господу.
23 июля в Иоанно-Богословском храме академии первую панихиду по новопреставленном Николае совершил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (ныне — Святейший Патриарх). Как и владыка Никодим, он когда-то был питомцем маститого профессора. В субботу 25 июля в Никольском кафедральном соборе, где когда-то Н. Д. Успенский был регентом хора и церковным старостой, чин погребения совершил архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Герман, Патриарший экзарх Средней Европы (в конце 1960-х годов —ректор ЛДАиС), которому сослужили секретарь Ленинградского епархиального управления протоиерей
Борис Глебов, профессор-протоиерей Ливерий Воронов, профессор-протоиерей Василий Стоиков и другие священнослужители — ученики покойного...
Литургист, магистр богословия
Несмотря на свою перегруженность, владыка Никодим всегда находил время для храма. Совершаемое им богослужение носило особый, присущий ему характер и отпечаток. Он любил повторять: «Я все могу быстро делать, кроме службы». И действительно, когда он появлялся в храме, он как бы преображался и делал все медленно, величественно, глубоко любя церковное благолепие. Так совершал он богослужение и в соборах, и в сельских храмах. Особое отношение у митрополита Никодима было к Божественной литургии как главнейшему христианскому служению.
Будучи правящим архиереем, владыка Никодим практиковал литургическое творчество. Так, в храме ЛДА в праздник трех святителей: св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и св. Григория Богослова — литургия совершалась на греческом языке. Если сам митрополит был в отъезде, то богослужение возглавлял ректор академии — викарный епископ Мелитон. Владыка Никодим мог свободно служить по-гречески, но пожилому епископу Мелитону это было трудновато. Особенно сложным был момент, когда архиерей, держа в руках дикирий и трикирий, выходит из алтаря на амвон и, осеняя народ, возглашает: «Господи! Призри с небесе и виждь... » Эту довольно длинную фразу владыке Мелитону изображали на картонке по-гречески и прикрепляли к трехсвечнику (трикирию), чтобы она была перед глазами. Начав возглас по-гречески: «Кирие!..», владыка Мелитон стал осенять народ, картонка упала на пол, и ему пришлось продолжить по-церковнославянски, на память. Как тогда шутили: «Кирие! А остальное в трикирии... ».
А если литургию возглавлял сам митрополит, то он служил по греческому чину, со всеми его отличиями от русского. Так, после пения Символа веры, когда воздух следует убирать с престола, владыка делал им несколько кругов над чашей и дискосом, как это бывает у греков. По инициативе владыки Никодима в храме ЛДА стала практиковаться литургия апостола Иакова; ее совершали в день памяти апостола. Иногда в небольшой домовой церкви, находившейся в митрополичьих покоях в здании академии, совершали литургию студенты-священники и диаконы из Эфиопии, обучавши-
еся в ЛДА. Владыка с интересом наблюдал за их необычным богослужением — босиком, с приплясыванием (священный танец «тим-кат»).
Иногда, сетуя на загруженность административными делами, владыка жалел о том, что он не может заняться серьезной научной деятельностью. При этом он добавлял: «В душе я — литургист». Обладая великолепной памятью, владыка знал наизусть церковный календарь и мог безошибочно назвать имена тех святых, память которых празднуется в данный день, цитировать на память фрагменты из Минеи и Типикона.
Вспоминает митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
Владыка Никодим, любил службу Божию, жил ею и прекрасно, почти наизусть знал церковный календарь и месяцеслов. С владыкой Мелхиседеком они соревновались, кто больще знает, и я был свидетелем, как в Серебряном Бору на заседаниях нашей комиссии по христинаскому единству, в перерывах или при ином удобном случае владыки начинали соревнование в пении стихир и в знании дней памяти святых534.
Церковным гимнотворчеством владыка мог заниматься в самых разных ситуациях: сидя в президиуме миротворческой конференции, в самолете и просто «в обиходе». Однажды в Серебряном Бору он буквально разрывался между бумагами и телефонными звонками. Потом, отложив все дела, быстро прошел в трапезную с блокнотом — на святителя «накатило». Присев у края стола, он быстро набросал несколько строк, а затем вырвал листки, но неудачно — часть текста осталась в блокноте на обрывках. Со словами «приведи все в порядок, мне некогда» он передал мне это «хозяйство», а сам снова занялся «текучкой». Осторожно извлекши обрывки из блокнота, я соединил их с основным текстом, написанным размашистым почерком, а затем склеил скотчем. Это были кондак, тропарь и величание одному из святых. Именно этот текст вскоре и был утвержден на заседании Священного синода.
Вспоминает Фэри фон Лилиенфельд.
Со временем я познакомилась с поэтическим творчеством владыки Никодима: он иногда давал мне написанные им самим службы — прекрасные литургические тексты на славянском языке. Владыка очень любил православное богослужение и в свободное время занимался составлением тропарей, стихир и канонов различным святым.
О митрополите Никодиме я много слышала и от владыки Мел-
хиседека, который одно время был экзархом в Германии. Владыка Мелхиседек рассказывал о своих путешествиях вместе с митрополитом Никодимом по закрытым монастырям и храмам России. У митрополита Никодима всегда был с собой малый омофор и все необходимое для служения Литургии. И владыка Мелхиседек, который не уступал митрополиту Никодиму в знании богослужения, читал и пел во время Литургии, которую митрополит совершал где-то в потаенном месте, так чтобы никто его не заметил5^.
Митрополит Никодим был хорошим знатоком литургии; он считал, что значение литургии не только в мистическом освящении присутствующих в церкви, но также, и в значительной степени, через осознание богослужения. Поэтому у него не вызывало никакого сомнения — тексты должны быть понятными для простого народа. Ценя всю многогранность церковнославянского языка, он все же осознавал, что для большинства людей он не доносит подлинного значения литургических текстов. Почему нельзя, например, прочесть церковнославянское «живот» по-русски — «жизнь», а «выну» — «всегда»?
Поэтому в годы своего пребывания на Ленинградской кафедре владыка предпринимал меры к тому, чтобы богослужение для прихожан было понятным. В некоторых приходах Ленинградской и Новгородской епархий Евангелие стали читать по-русски; по-русски зазвучало и Шестопсалмие. Владыка сам занимался литургическими текстами, поощрял переводческую деятельность специалистов-текстологов.
По словам Фэри фон Лилиенфельд, митрополит Никодим отнюдь не был противником церковнославянского языка, как сейчас некоторые его представляют. Напротив, он даже сам сочинял по-церковнославянски богослужебные последования (новопрославленным святым). Тем не менее владыка стоял за то, чтобы русский язык играл за богослужением большую роль. От синодального перевода Священного Писания на русский язык он, конечно, не был в восторге, но поскольку другого не было, он поручал из него читать Апостол, а также и Евангелие. После смерти митрополита Никодима сменивший его на Ленинградской кафедре митрополит Антоний все чтения по-русски немедленно отменил536.
Тонкий знаток фарфора, свою образованность митрополит Антоний на публике предпочитал не афишировать. В данном случае напрашивается аналогия с историей, которую поведал владыка
Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Он вспоминал о своем опыте, когда он еще был правящим епархиальным архиереем (Тульским и Белевским). Митрополит Ювеналий (Пояр-ков) — ученик и последователь митрополита Никодима, и в Туле, подражая учителю, он ввел в своем соборе чтение Апостола по-русски. Это было еще в глухие советские времена. Реакция пожилых и малообразованных женщин, составлявших в ту пору большинство паствы, была весьма сдержанной: «Понятнее-то стало, но все-таки давайте-ка вернемся к церковнославянскому. Ведь это язык самого Господа нашего!»537.
Завершив огромный труд по составлению биографии Папы Иоанна XXIII, владыка представил машинопись на соискание степени магистра богословия. (Поставщиком материала был сотрудник ОВЦС Александр Львович Казем-Бек; литературу с иностранных языков переводили отдельские толмачи. Но, тем не менее, работа была дополнена, проштудирована и проредактирована самим митрополитом538. Наиболее важные «источники и пособия» были напечатаны на пишущей машинке в пяти экземплярах и затем распределены по библиотекам академий и семинарий.
Будучи правящим архиереем Ленинградской епархии, владыка мог бы защитить работу в стенах ЛДА, где он имел неограниченное влияние и где можно было бы организовать «режим продав-ливания». Но, будучи щепетильным в такого рода делах, владыка представил работу на рассмотрение ученого совета Московской духовной академии. Консервативная профессорско-преподавательская корпорация МДА могла бы «зарубить» работу, написанную с явной симпатией к главе Римско-Католической Церкви, а при тайном голосовании соискателю могли бы набросать «черных шаров». Но владыка сознательно шел на риск и с честью выдержал испытание, став магистром богословия (15 апреля 1970 г.). (В 1984 г. эта работа была издана в Вене на русском языке: «Иоанн XXIII, Папа Римский», с предисловием кардинала Франца Кенига.)
В те годы ученый совет МДА был «зубастым». Владыка рассказывал об одном влиятельном протоиерее, который представил свою работу в Совет МДА на соискание степени магистра богословия. После диспута было проведено тайное голосование; подсчет дал печальный результат: один голос «за», все остальные — «против». Вечером в квартиру неудачного соискателя нанес визит один из преподавателей МДА и доверительно сообщил, что «за» голосовал именно он. Через полчаса с той же вестью пришел
второй, потом третий... Четвертого протоиерей спустил с лестницы.
Как отмечала Фэри фон Лилиенфельд, митрополит Никодим придавал большое значение тому, чтобы русские библеисты познакомились, например, с новейшими воззрениями на перевод Библии — скажем, с концепцией профессора-миссионера Юджина Най-ды. Ведь богословское развитие в Русской православной Церкви практически остановилось в 1917 г. Митрополит Никодим заказывал для рабочего пользования переводы таких великих богословов современности, как католик Карл Ранер, лютеранин Эдмунд Шлинк и другие. Так, знаю, что митрополит Никодим организовал перевод работы Э. Шлинка о крещении.
Он старался вывести Русскую православную Церковь из изоляции от прочего христианства. Ему было важно, чтобы молодые и современные православные богословы знали, над чем и как размышляют богословы других конфессий, прежде всего католические и лютеранские. Только так можно было подготовить и православный ответ на вызовы современности539.
6 февраля 1975 г. Советом Ленинградской духовной академии владыке Никодиму была присуждена степень доктора богословия за совокупность его богословских работ. Отмечалось, что «все произведения автора отличаются широтой диапазона в раскрытии исследуемых вопросов, а его богословские концепции и суждения свидетельствуют об огромной эрудиции и высоком уровне его богословского потенциала».
Научные заслуги митрополита Никодима были признаны не только в нашей стране, но и за рубежом. Почетной докторской степени он был удостоен Софийской духовной академией св. Климента Охридского. Он был почетным членом Ленинградской и Московской духовных академий, а также ряда зарубежных Духовных академий и богословских факультетов.
Как и многие церковные администраторы, владыка был в постоянном «замоте», повседневная текучка порой мешала перевести дух и, неторопливо оглянувшись окрест, обозреть горизонт. В первые годы преподавания церковной истории у меня стал складываться профессиональный подход к датам, именам, событиям. Скажем, приближается 100-летие со дня кончины какого-либо видного церковного деятеля — значит, смело можно писать статью, и в редакции «Журнала Московской Патриархии» ее с благодарностью примут и напечатают. Таким же наметанным взглядом как-
то скользнул по дате Крещения Киевской Руси: 988 год. Значит, не за горами — тысячелетие! И при ближайшей встрече упомянул об этом в разговоре с владыкой.
Ловлю на себе его внимательный взгляд и слышу задумчивое: «А ведь и правда!» И вскоре на заседании Священного синода был поставлен вопрос об учреждении комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Мог ли предполагать святитель, что его жизнь оборвется за десять лет до этого эпохального торжества?
Уже после кончины митрополита я имел смелость напомнить одному из уважаемых мною членов Священного синода о другой знаменательной дате: в 1989 г. исполнялось 400 лет со времени установления патриаршества на Руси (1589 г.). Дескать, нельзя бросать все средства из праздничного фонда на 1000-летие (1988 г.); надо оставить «малую толику» и на 400-летие (конференция, прием гостей и т.д.). И снова внимательный взгляд, и те же конкретные «оргвыводы».
400-летие установления патриаршества на Руси... Преданье старины глубокой... Казалось бы, чисто церковный юбилей, и причем здесь ЦК и ЧК? А при том, что некогда Сталин назвал партию «орденом меченосцев» внутри советского государства. А на самом деле орденом меченосцев стал вооруженный отряд партии — органы. Инструкция ЧК — ГПУ предписывала: «Нужно всегда помнить приемы иезуитов, которые не шумели на всю площадь о своей работе и не выставляли ее напоказ, а были скрытными людьми, которые обо всем знали и умели только действовать... »540.
В 1921 г. Сталин видел «компартию как своего рода орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность». Сталин впервые опубликовал текст, в котором сравнил компартию с орденом псов-рыцарей, в 1946 г. (т. 5, с. 71), ибо считал свою формулу по-прежнему актуальной. Потом это положение перекочевало в брежневскую конституцию, хотя, естественно, о меченосцах статья 6-я (о «руководящей и направляющей») так прямо не говорила.
И Священный синод Русской православной Церкви, через Совет по делам религий, был вынужден «бить челом» «меченосцам» и «иезуитам» — «дать добро» на проведение юбилейных торжеств.
4-09.1989. О мероприятиях в связи с 400-летием учреждения патриаршества в Русской православной Церкви.
Совет по делам религий при Совете министров СССР (т. Хри-
стораднов) просит разрешить дать согласие Московской патриархии на проведение в сентябре-октябре с. г. мероприятий в связи с 400-летием учреждения патриаршества в Русской Православной Церкви (РПЦ).
Московская Патриархия просит разрешить провести:
— церковно-историческую конференцию с приглашением богословов и светских ученых в количестве 120 человек, в том числе 20 человек иностранных участников;
— Архиерейский собор в Даниловом монастыре с докладом о деятельности РПЦ и канонизации религиозных деятелей;
— торжественный акт, посвященный 400-летию учреждения патриаршества, благотворительный концерт.
Имеется в виду использовать указанные мероприятия не только как память об исторических событиях, но и с целью углубления вклада РПЦ в укрепление мира, консолидацию советского общества в условиях перестройки541.
... Предчувствуя свою близкую кончину, владыка «выталкивал на орбиту» своих воспитанников, чтобы их не «затоптали» после его смерти. Кто-то в ускоренном порядке получал очередной сан, кто-то — ученую степень. Мне, начинающему преподавателю и приходскому священнику, владыка внушал: составляй конспект лекций на соискание магистерской степени. Если нет времени — наговаривай на магнитофон. После кончины владыки наступили другие времена.
Защита магистерских работ стала единичным явлением, а после 1984 г. их вообще не было —в течение вот уже более 20 лет (если не считать присвоения почетных степеней маститым архиереям из других епархий). (В советских научных кругах была такая шутка: соискатели-диссертанты делятся на «проходимцев» и «шансонеток» У первых — мощная административная поддержка для прохождения работы; у вторых — шансов нет.)
Подавали прошения в Совет академии на защиту магистерских диссертаций и преподаватели ЛДАиС — прот. Стефан Дымша, Н. Д. Медведев, а также выпускник ЛДА Петр Сенько. Но долго они после этого не жили и отходили в мир иной неостепененными. (Правда, еще древние говорили: «После этого —не значит вследствие этого»).
В те годы была еще одна заявка на защиту магистерской диссертации. Прошение в Совет поступило от протоиерея ]М, который считал себя выдающимся специалистом в области литургики. Про-
шли годы, текучка заела, и о написании магистерской работы давно уже нет речи: «отшелестела роща золотая».
... В 1990 г. мне довелось принять участие в морской паломнической экспедиции в Святую землю. После этого мы иногда сталкивались с протоиереем N в академии. И каждый раз обмен фразами по одной схеме.
— А Вы все плаваете?
— Отец N1 Это — во время летних каникул; для меня это не главное. У меня уже опубликовано около 200 статей и 4 книги!
Еще через два года.
— А Вы все плаваете?
— Отец N1 У меня уже опубликовано около 300 статей и шесть книг!
И, наконец, недавно.
— А Вы все плаваете?
— Отец N1 У меня уже опубликовано более 400 статей и восемь книг!
У несостоявшегося магистра — немотивированная вспышка злобы: «Вся ваша писанина — это макулатура!»
Другая наша «гордость» — протоиерей В. В 1987 г., когда его сделали ректором, мне довелось редактировать репринтный бюллетень Ленинградского филиала ОВЦС. В одном из выпусков должна была появиться статья с биографией новоиспеченного академического деятеля. А к ней был приложен список печатных публикаций «маститого» богослова; их насчитывалось около десятка. И в те годы все знали, что за оборотистого протоиерея их писал внештатный научный консультант ЛДА — Константин Иванович Логачев. Как тогда у нас шутили, «ранний протоиерей В. —это поздний Логачев». Отдавая статью в печать, я вычеркнул убогий перечень статей, чтобы не позорить академию...
Написание статей тогда считалось делом ответственным. Взяться за перо «просто так», по своей инициативе, казалось странным. Как-то в разговоре с пожилым архимандритом, прошедшим через лагеря, я упомянул о том, что отослал в журнал очередную статью. И он, пожевав губами, спросил: «А у Вас есть благословение на это послушание?».
Но за всем не уследишь. Включаю телевизор, а на экране — все тот же о. ректор: интервью в прямом эфире. Ведущий спрашивает: какую задачу Вы на сегодня считаете главной?
— Главное — это повышать культурный уровень наших студентов. И на это я все свои силы ложу.
... В 2000 г. скончался последний «полноценный» профессор СПбДА — магистр богословия архиепископ Михаил (Мудьюгин), защитивший свою работу еще при владыке Никодиме...
... Приняв дела от митрополита Николая (Ярушевича), отправленного в отставку с поста председателя ОВЦС и вскоре скончавшегося, владыка Никодим узнал о том, что еще в 1958-1959 гг. Московской патриархии было разрешено издавать ежегодник «Богословские труды». О том, каких трудов стоило добиться этого, видно из содержания следующего текста. №920, 30 марта 1956 года.
В Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Дело подготовки пастырских и научно-богословских кадров не может быть полноценным при отсутствии возможности печатать богословские труды наших профессоров. Это ясно не только для нас, но и для зарубежных христианских Церквей, с которыми Русская православная Церковь вступает в оживленные отношения.
Получая от них многочисленные издания богословских трудов, мы оказываемся в крайне затруднительном положении, не имея возможности отвечать им тем же. Когда они спрашивают о наших печатных трудах, то нам нечего сказать в виду отсутствия самой возможности печатать эти труды.
Такое положение становится тем более нетерпимым, что оно подает повод зарубежным Церквам обвинять Русскую православную Церковь в беспомощности, чем наносится ущерб не только нашей Церкви, но и престижу нашего государства. Ссылаться же на наги единственный печатный орган, «Журнал Московской Патриархии», не приходится, так как он имеет официальный характер. ограниченный объем и богословские труды помещать не может. Поэтому...542
Далее следует просьба разрешить издавать сборник «Богословские труды» в объеме 20 печатных листов тиражом в 3 тысячи экземпляров.
Разрешение было наконец получено, но реально ничего не делалось, поскольку митрополиту Николаю было достаточно «Журнала Московской Патриархии», где ежемесячно печатались его (и в основном только его) проповеди.
19 сентября 1960 г. Святейший синод определил епископу Нико-диму быть председателем Издательского отдела Московского Патриархата; этот пост он занимал до 14 мая 1963 г. Вскоре, 6 октября 1960 г., он был назначен председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды» и находился на этом посту до 7 октября 1967 г. Владыка Никодим сделал все возможное, чтобы в 1960 г. увидел свет первый номер этого ежегодника. А 20-й сборник «Богословских трудов» был полностью посвящен его памяти...
Владыка Никодим курировал и другой церковный журнал — «Вестник Западно-Европейского Экзархата», о чем рассказывает архиепископ Василий (Кривошеий).
Особых затруднений с митрополитом Никодимом по изданию нашего «Вестника Западно-Европейского Экзархата» мы не имели, никакой предварительной цензуры или предварительного одобрения его содержания он не требовал. Впрочем, формально ему было бы даже трудно предъявлять такие требования, поскольку он не был Экзархом, им был митрополит Антоний Сурож-ский, а «Вестник» издавался Экзархом. Разногласия с митрополитом Никодимом по поводу содержания были, он хотел, чтобы «Вестник» был исключительно богословского содержания, а мне хотелось, чтобы сверх этого в нем уделялось место современным церковным вопросам, положению Церкви в современной России и, конечно, не в советском духе. Так, помню, мы поместили в 1963 г. вывезенное из России «Открытое письмо священнику Дарманско-му» священника Желудкова. Мы его напечатали анонимно, так как не знали, кому оно принадлежит. На следующий год я встретился с митрополитом Никодимом в Голландии, и он начал меня упрекать за помещение этого письма. «Вы не знаете, кто такой Желудков, потом будете сильно жалеть, что напечатали». Я ответил, что письмо ярко изобличает атеизм в России и живо изображает борьбу безбожников с верою. «Вот Вы печатаете, а мне по шее попадает», — ответил митрополит Никодим и сделал соответствующий энергичный жест.
Против такой аргументации было трудно возражать. После назначения митрополита Никодима на должность Экзарха издание «Вестника» затруднилось, он настаивал, чтобы каждый номер посылался ему предварительно на просмотр. «Это мое право как Экзарха, митрополит Антоний этого не делал, так как он не интересовался «Вестником», а я интересуюсь». В результате я прекратил его редактировать, и он приостановился. В один из
своих приездов в Париж митрополит Никодим спросил меня, почему я больше не занимаюсь изданием. Я объяснил ему, что посылать предварительно «Вестник» на просмотр технически невозможно, а главное, что я готов заниматься изданием при одном условии, что в нем не будет никакой «советчины». «Хорошо, ее не будет, но и мое условие ответил он, — никакой "антисоветчины"!» В другой раз, кажется, в связи с моей рецензией на книгу Росслера о Русской Церкви, он мне сказал: «Чего Вы печатаете такие статьи, да еще под своим именем, ведь это официоз? Печатали бы в другом месте». Я последовал его предложению и стал печатать у Никиты Струве, под собственным именем. А когда меня начали спрашивать, почему, отвечал, что в нашем «Вестнике» нельзя, вот поэтому и печатаюсь в «Вестнике РСХД»Ь43. Владыка живо интересовался историей, особенно историей Церкви. Жаль, что постоянная занятость практическими делами помешала ему написать объемистую работу по истории Церкви. Он был эрудитом в этой области, мог с ходу дать подробную справку о любом русском архиерее, жившем за последние 300 лет.
Владыка был выдающимся богословом; его перу принадлежит более двухсот статей. Но порой ему приходилось творить в узких рамках определенного жанра. Например, составлять речи при вручении посоха новопоставленным епископам. Таких «крестников» у него был не один десяток, и будь он даже семи пядей во лбу, повторы неизбежны. А если еще учесть его загруженность...
И тогда на помощь приходили другие перья — «оперившиеся» птенцы его гнезда. Мы считали за честь составлять «заготовки» для владыки. Получив машинописную «болванку», митрополит начинал правку текста, что-то вычеркивал, что-то добавлял — «мои мысли — не ваши мысли». И так постепенно из соавтора он превращался в автора...
Но однажды святитель, вечный «заложник протокола», оказался в жесточайшем цейтноте. В 1976 г. исполнялось 30 лет со времени возрождения Ленинградской духовной академии. Такая круглая дата обязывала владыку не только возглавить юбилейные торжества, но и огласить слово на торжественном акте 9 октября, в день памяти св. Иоанна Богослова. И не простое приветствие, а программную речь — о задачах современного богословия. А времени в обрез — митрополит приедет из Москвы только утром, к литургии, а после богослужения — торжественное заседание.
За три дня до праздника меня приглашают в кабинет ректора.
Архимандрит Кирилл (ныне — митрополит Смоленский и Калининградский) вводит молодого преподавателя в курс дела: нужно срочно написать доклад для митрополита. И не просто «заготовку», а на достойном уровне: чтобы святитель «вошел в тему» — в машине за 20 минут, от вокзала до академии. Времени на правку у него не
будет.
Отложив все дела, берусь за работу. С чего начинать? Выхожу из здания академии и иду в лаврский парк. И тут вспоминаю долгие прогулки с владыкой по этим самым дорожкам и его размышления на предложенную тему. К счастью, бумага и карандаш были с собой: успевай только записывать! Владельцы собак, прогуливавшие своих лохматых питомцев, вероятно, дивились на встречного: с виду вроде бы нормальный, а идет не глядя, натыкается на деревья и, что-то бормоча, строчит... Несколько кругов по парку, и доклад готов: осталось лишь его написать. На это ушло еще два дня. Ректорский наказ был выполнен: прочтя написанное, святитель добавил несколько строк, оставив текст нетронутым: зачем спорить со своими же мыслями?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|