Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ (1963-1978)





Митрополит Ленинградский

Архиереи, возглавлявшие кафедру в городе на Неве, помимо обычных тягот служения, несли еще и тяжкое моральное бремя: их титул был «Ленинградский». Конечно, страдали и другие архиереи: Куйбышевский, Свердловский, Калининский, Горьковский, Киров­ский, Кировоградский. А раньше были Молотовский, Ворошилов-градский, Сталинский, Сталинградский. (Говорят, что в 1990-х го­дах, при разукрупнении Хабаровской епархии, хотели поставить правящего архиерея в ^сшссшольск-на-Амуре...) Все они были в какой-то мере «штрихованными», но главный «штрих-код» ложил­ся на град святого Петра, в 1924 г. получивший партийную кличку вождя.

В том же 1924 г. В. В. Маяковский написал поэму «Владимир ИльичЛенин». Там говорилось про «сердце, полное любовью к Ильичу»:

Этого

не объяснишь

церковными славянскими крюками, и не Бог ему

велел —

избранник будь!141

И тогда неизбежно встает вопрос: кто? Средневековый лето­писец объяснил бы успех большевиков короткой и выразительной формулой: «Богу попущающу, а сатане действующу... ».

Образ вождя и в Германии, и в СССР (даже при антирелигиоз­ной пропаганде) играл роль религиозного символа с такими атри­бутами, как вездесущность, бессмертность и совершенство выс­шего существа. Иллюзию вездесущности создавали бесчисленные изображения вождя, присутствие его имени в названиях улиц, городов, заводов, институтов. Все это отражало стремление «обессмертить», продлить во времени выполнявшуюся им функ­цию интеграции, а также стремление обеспечить преемствен­ность власти. В этом смысле умерший вождь продолжал и после смерти играть эту роль.




 




Сохранение забальзамированного тела Ленина давало повод к возникновению в фольклоре молитвы о его воскрешении. В сере­дине 1920-х годов по Москве ходила легенда, что по ночам по Крем­лю разгуливает призрак Ленина. В Вятской губернии была запи­сана сказка о том, что Ленин решил представиться мертвым, чтобы посмотреть, как без него пойдут дела, и по ночам прихо­дит на завод, в деревню, в Кремль, чтобы это проверить.

В данном сюжете заслуживает внимания представление о Ленине как о высшем судии, единственном, кто имеет право су­дить о праведности и истинности нового мира. То же отношение мы можем усмотреть в дЗактах уже 1980-х годов, когда люди, до­веденные до отчаяния своим бесправием, не найдя нигде защиты, оставляли письма со своими жалобами «Ильичу» на парапете у стеклянного гроба в мавзолее, считая вождя последней инстан­цией в поисках правды142.



Владыка Никодим, понимая это, старался не упоминать клич­ку Ульянова, и в обиходе называл град святого Петра «Питером». А в официальной обстановке (речи, приветствия высоких гостей, доклады и т. п.) он именовал Петербург «городом на Неве».

Но большего владыка сделать не мог: высокий сан обязывал «соблюдать протокол». Едва ли не единственным священником из «непоминающих» был протиерей Петр Белавский (1892-1983) — «лагерник со стажем», с 1929 г. По возвращению из ГУЛАГа отец Петр был назначен священником сначала в Павловский со­бор г. Гатчины, а затем переведен настоятелем в пос. Мариенбург (рядом с Гатчиной).

Отец Петр за все время своего служения ни разу не произнес имя города «Ленинград» за богослумсением, не желая упоминать имя разрушителя устоев России, и далее певчие у него, вознося имя митрополита Никодима, не упоминали переиначенного ком­мунистами имени города. Такая бескомпромиссность вызвала гнев уполномоченного, и в конце концов отец Петр был лишен настоя­тельства.

По словам протопресвитера Виталия Борового, «общий лейт­мотив, который лучше всего характеризует трагизм и сложность жизни нашей Церкви во времена митрополита Никодима и помога-

Прекрасен лик страданьями оцищенной души. Протоиерей Вла­димир Каменский — весть через года / Авторы-сост. Л. А. Ильюнина, М.Б.Данилушкина. СПб., 2007. С. 61-62.




ет понять неоднозначности и расхождения в оценке его личности, выражен в словах Апокалипсиса, обращенных к семи Малоазий-ским Церквам: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр. 2, 13)»143.

... В марте 2000 г. Священный синод Русской православной Церкви выразил беспокойство по поводу предлагаемой схемы кон­троля над сбором налогов с российских граждан. В частности, про­тесты верующих вызывал штрих-код, который предполагалось ис­пользовать в ряде налоговых документов. В заявлении Св. синода было сказано: «Каждый из этих кодов заключает в себе три разде­лительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры "6". Таким образом, в штрих-кодах, по воле создате­лей международной системы их написания, заключено изображе­ние числа 666, которое упомянуто как число антихриста».

Вскоре после этого на состоявшейся встрече со Святейшим Пат­риархом Московским и всея Руси Алексием II глава Министерства по налогам и сборам Российской Федерации Александр Починок заверил, что штрих-код, о котором шла речь в заявлении Сино­да, в документах налоговой службы использоваться не будет. По словам А. Починка, МНС решило изменить первоначальное содер­жание свидетельства ИНН, чтобы учесть чувства верующих144.

Чувства верующих пощадило не только МНС, но и МПС. Осе­нью 1999 г. Министерство путей сообщения России изменило номер поезда Москва — Осташков. С 1 сентября состав, имевший номер 666, стал отправляться из Первопрестольной под номером 604. Ре­шение было принято по просьбе верующих. Подавая петицию в ми­нистерство, православные писали: «Мы понимаем, что поезд носит такой номер случайно и никаких мистических действий при его ну­мерации не проводилось, однако ехать на нем неуютно»145. А то, что поезд идет по железной дороге, носящей название Октябрьская, в письме не упоминалось. А что тут такого? Ведь еще Пушкин пи­сал: «Октябрь уж наступил... »

Оставим на время доводы за/против принятия/непринятия штрих-кода. Возьмем коробок и отсчитаем 15 спичек. Старая иг­ра в бараках ГУЛАГа состояла в следующем. Для начала изобра­зим пресловутые три шестерки в самом простом, «компьютерном» виде. Затем рассыплем «число зверя» и из тех же спичек сложим 5-конечную звезду, с пятиугольником в основе. Теперь мы подошли к главному: те же 15 спичек лягут так, что можно будет прочесть партийную кличку основоположника, того, что вечно живой. Но


поскольку за такую игру можно было в зоне получить второй срок, то старые лагерные волки довольствовались первыми тремя бук­вами: ЛЕН... — а участники игры (в дальнейшем именовавшиеся соучастниками) восклицали: «Ой, я, кажется, догадался!»

А Иван Бунин оставил о Ленине безжалостные строки: «Выро­док, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллио­нов человек — и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что сре­ди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своем кровавом престоле он стоял уже на четвереньках; когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык: ничего не значит, спорят! А соратники его, так те прямо пишут: «Умер новый бог, создатель Нового Мира, Демиург!»

А теперь обратимся к третьей главе Апокалипсиса: знак зверя будет положен «на чело их» (Откр. 3, 16). И вспоминаются ки­нокадры, плакаты из времен гражданской войны: красноармейцы в буденовках, «а во лбу звезда горит». (Как видим, еще Пушкин предупреждал.) Изготовленные по эскизам Нестерова для войны с «германцем», эти древнерусские «шлемы» были потом «маркиро­ваны» большевиками.

Вынашивая бредовые идеи о мировой революции, Ленин гово­рил об отмене денежного обращения, о введении системы распре­деления, спецпайков, так, «что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зве­ря, или число имени его» (Откр. 3, 17). В 1920 г. СНК РСФСР в русле курса на отмену денежного обращения принял декрет «О введении трудового продовольственного пайка», согласно которому устанавливалось единообразное и бесплатное распределение про­дуктов среди «трудового» некрестьянского населения. В июле всем советским и общественным учреждениям было запрещено приоб­ретать что-либо за деньги и предписано со всеми своими нуждами обращаться в соответствующие распределители. Сегодня это по­чти забыто и бытует в сатирической форме «от Ильфа и Петрова»: «Пиво отпускается только членам профсоюза».

Кодировка жителей «большой зоны» начиналась с детства. Про­ведем небольшой эксперимент. Произнесем начальные строки: «Я маленькая девочка, играю и пою...» И тут же 95 % «кодирован­ных» читателей, из тех, кому за тридцать, подхватят: «Я Лени­на не видела, но я его люблю». (Первоклашки на прогулке в лесу


впервые увидели ежика. Учительница спрашивает: кто это? Дети молчат. Она подсказывает: ну о ком мы говорили совсем недавно на уроках? И тогда один из мальчиков говорит: «Так вот ты какой, дедушка Ленин!»)

Это в первом классе, где принимали в октябрята и прикалыва­ли к груди звездочку с изображением «начертания». А еще через несколько лет штрих-код закреплялся на уроках пения, и это тоже ложилось в подсознание: «Ленин в твоей мечте, в каждом счастли­вом дне, Ленин в тебе и во мне». Вездесущие вождя подчеркивалось и лозунгами. Например, после смерти Ленина в 1924 г.: «Ленин мол­чит, но мы, рабочие, слышим его голос внутри нас». Еще в 1918 г. в Петрограде о вожде говорилось: «Во многих из нас незаметно для нас есть маленькая частица от великих трудов товарища Ленина, от его неустанной работы». Был и другой вариант «пролетарского причастия»:

Я счастлив, что я

этой силы частица, что общие

даже слезы из глаз. Сильнее

и чище

нельзя причаститься великому чувству по имени —

класс!146

Старшеклассников штриховали по Маяковскому: «С Лениным в башке, с наганом в руке». (А ведь партия большевиков, захватив власть осенью 1917 г., долго не могла поверить своей победе. Ленин торжествовал, отметив 73-й день своей власти, ибо он продержался на день больше, чем парижские коммунары в 1871 г.)

Место образа Ленина внутри иерархии коллективных представ­лений было зримо обозначено в интерьере крестьянской избы. На­чиная с 1920-х годов и даже в годы Великой Отечественной войны в крестьянских избах фотопортрет Ленина нередко помещался в красный угол, рядом с иконами. (Сводки о настроениях в «третьем рейхе» также сообщали о сооружении домашних алтарей с фото­графией Гитлера.)

Особенно тяжело пришлось Санкт-Петербургу, «отштрихован-


ному» в 1924 г. Приходит человек в православный храм, а там за литургией диакон поминает «митрополита ЛЕНИНградского. Пер­вым «меченым» архиереем со «штрих-кодом» стал Иосиф (Петро­вых; 1927 г.), митрополит ЛЕНИНградский и Гдовский. И попро­буй возрази: его предшественник — митрополит Петроградский Ве­ниамин, в 1922 г. был расстрелян. Пикнешь, и тебя «оформит на 9 грамм» особая «тройка» из сталинских «шестерок»! (снова чис­ло зверя!) Из этого «человеческого материала капиталистической эпохи» предстояло «выработать коммунистического человека» ме­тодами «пролетарского принуждения во всех его формах, начиная от расстрела и кончая трудовой повинностью» (Н. И. Бухарин).

Тот же «Бухарчик», как ласково называл его Сталин, на вопрос «Где классовые враги и внутренние вредители?» отвечал, что их надо искать в росте «проявления великорусского, великодержавно­го шовинизма». Идеолог партии призывал видеть врага в русском патриотизме, в осознании народом своего национального достоин­ства.

Особенно тихо надо было сидеть в 1937 г. (Ведь и Пушкина «шлепнули» в 37-м.) Весной 1937 г., когда митрополит Алексий (Си-манский) был буквально выброшен из своих покоев в Новодевичьем монастыре у Московских ворот, он не предпринял никаких шагов к восстановлению справедливости, а скромно нашел себе приют на колокольне Князь-Владимирского собора, в тесном и темном поме­щении, в котором раньше жили сторожа.

А те, кто уцелел в «кровавые 30-е», уже не могли «раскоди­роваться» и возглашали «Осанна!» Сталину, который готов был до войны вырезать Церковь под корень. Отец хотел сделать Сосо сапожником, мать — священником. Отец издевательски ее спраши­вал: «Ты что, думаешь, что он будет митрополитом?» Нет, мать этого не думала. Еще меньше думала она, что Сосо будет назна­чать и смещать митрополитов. Но чтобы достигнуть вершины вла­сти, нужно было «поступиться принципами».

В начале 1940-х годов на Западе было обнаружено любопытное письмо. Как сообщил опубликовавший его американский историк Исаак Дон Левин, документ был вывезен во время гражданской войны из Восточной Сибири беженцами, — вероятно, офицерами царской охранки, — вместе с другими материалами из ее архивов в Китай, а уже оттуда попал в США. Вот текст этого документа.


М В. Д- ЗАВЕДЫВАЮЩИЙ ОСОБЫМ ОТДЕЛОМ ДЕПАРТА­МЕНТА ПОЛИЦИИ 12 июля 1913 года. №2898.

Начальнику Енисейского Охранного Отделения А. Ф. Железнякову. Совершенно секретно. Лично.

Милостивый Государь Алексей Федорович!

Административно-высланный в Туруханский Край Иосиф Виссарио­нович Джугашвили-Сталин, будучи арестован в 1906 году, дал Начальни­ку Тифлисского Г(лавного) Ж(андармского) Управления ценные аген­турные сведения.

В 1908 г. Начальник Бакинского Охранного Отделения получает от Сталина ряд сведений, а затем, по прибытии Сталина в Петербург, Ста­лин становится агентом Петербургского Охранного Отделения.

Работа Сталина отличалась точностью, но была отрывочная.

После избрания Сталина в Центральный Комитет Партии в г. Праге, Сталин, по возвращении в Петербург, стал в явную оппозицию Прави­тельству и совершенно прекратил связь с Охраной.

Сообщаю, Милостивый Государь, об изложенном на предмет личных соображений при ведении Вами розыскной работы.

Примите уверение в совершенном к Вам почтении.

Еремин147

В биографии Сталина и Гитлера находим много общего. Отцом Сталина был осетин-сапожник. Отец Гитлера—Алоис Шикльгру-бер, с 13 лет начал работать подмастерьем у сапожника. Оба пи­ли «как сапожники» и метелили своих чад —будущих фюреров. Адольф, как и Сосо, не раз испытывал на себе удары отцовского ремня. Ему часто приходилось тащить домой пьяного отца. Ма­тери обоих хотели, чтобы их сыновья стали священниками. Мать Адольфа, будучи весьма религиозной женщиной, отправила его в Ламбах, в приходскую школу бенедиктинского монастыря, после которой, как она надеялась, сын в конце концов станет священни­ком. Но его исключили из школы, застав курящим в монастырском саду148.

В молодости у обоих «харизматиков» были связи с охранкой. После демобилизации из армии Гитлер обратился к политической деятельности. Поскольку он все еще числился в штате своего ста­рого полка, ему поручили шпионить за политическими партиями. В сентябре 1919 г. Гитлеру приказали навести справки о неболь­шой группе националистически настроенных ветеранов из Немец-


 




кой рабочей партии. Эта партия не имела ни программы, ни пла­на действий, ее казна насчитывала несколько марок. Но Гитлера необычайно поразили некоторые ее идеи, совпадавшие с его соб­ственными. Он вступил в эту партию под № 55, а позднее стал № 7 ее исполнительного комитета.

Не прошло и двух лет, как Гитлера выдвинули в руководство этой небольшой партии. Он придумал ей новое название — Нацио­нал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП). Отсю­да же родился и термин нацизм — производное от слов НАционал-соЦИалист149. Через всю жизнь Сталина красной нитью проходит борьба за власть. Гитлеровский лейтмотив тот же — «Моя борьба» («Майн кампф»). И вот, фюрер и вождь — на Олимпе власти; они — «небожители».

«Сердечно и молитвенно приветствую в Вашем лице богоизбран­ного вождя наших воинских и культурных сил, ведущего нас к победе над варварским нашествием...» «Мудрый, Богопоставлен-ный Вождь народов нашего великого Союза... »150 — постоянное выражение патриарха Сергия о Сталине. «Слава и честь и многая помощь от Господа Мудрому Верховному командованию и богода-рованному Верховному Вождю нашему И. В. Сталину»151, —писал митрополит Алексий (Симанский).

Страницы советских газет были заполнены поздравлениями, от­правлявшимися в адрес вождя.

«Правда», 23 декабря 1939 г. Господину Иосифу Сталину. Москва.

Памятуя об исторических часах в Кремле, положивших нача­ло решающему повороту в отношениях между обоими великими народами и тем самым создавших основу для длительной дружбы между ними, прошу Вас принять ко дню Вашего шестидесятилетия мои самые теплые поздравления.

Иоахим фон Риббентроп Министр иностранных дел

Ко дню Вашего шестидесятилетия прошу Вас принять мои са­мые искренние поздравления. С этим я связываю свои наилучшие пожелания, желаю доброго здоровья Вам лично, а также счастли­вого будущего народам дружественного Советского Союза.

Адольф Гитлер


В тот же день из Москвы в Берлин был отправлен благодар­ственный ответ: «богодарованного» — «богопоставленному»...

Один из плакатов гитлерюгенда гласил: «Все мы верим в Адольфа Гитлера, нашего вождя. Мы верим, что национал-соци­ализм — единственный символ веры для нашего народа. И мы ве­рим, что это Бог послал нам Адольфа Гитлера, чтобы Германия

1 ^9

стала краеугольным, камнем вечности» .

То, что большевизм в России (равно как и национал-социализм в Германии) обрел характер религии, несомненно. Ее яркими чер­тами стало обожествление лидеров правящей партии, утвержде­ние государственной идеологии в качестве непреложного «кредо», а также страсть к ритуальным действиям и символам, носящим безусловно сакральный характер.

Природе сталинизма более чем что-либо соответствовала идея «антихристианства», т. е. антихриста, «черного Христа», обещаю­щего людям мнимое «спасение». Сталин не говорил впрямую: «Я — Христос». Он фактически наделил себя «функциями» Спасителя и «прельстил» столь многих, сколь не прельщал ни один лжемессия. Далее Гитлер, — ведь фюрер был у власти всего 12 лет, а кремлев­ский партайгеноссе — почти 30. После окончания Второй мировой войны в Германии насильно водили людей в бывшие лагеря, по­казывали им фильмы о злодеяниях нацистов, во время просмот­ра которых люди рыдали, теряли сознание, и постепенно (еще в 1948 г. чуть ли не половина немцев самым великим деятелем XX в. считала Гитлера!) немцы осудили прошлое. В Германии и сегодня школьников обязательно водят в бывшие концлагеря, чтобы они своими глазами увидели, каким преступным был нацистский ре­жим.

А «сакральность» советского искусства в послевоенные годы приобрела уже вполне откровенный характер. Тема «Сталин-бог» прямым текстом, разумеется, не заявлялась, но, несомненно, под­разумевалась и даже не слишком вуалировалась. В дни 70-летия Сталина во время всенародного гуляния вечером 21 декабря 1949 г. в небе над Кремлем вспыхнул ярким сиянием лик Сталина. Порт­рет был освещен таким образом, что от него расходились по всему небу лучи. Это весьма напоминало нисхождение Святого Духа, как его обычно изображают на иконах.

И снова о Пушкине. В «Борисе Годунове» юродивый говорит в ответ на просьбу царя о молитве: «... Нельзя молиться за царя Ирода». Почему? Аргумент: «Богородица не велит!»


 




После поразившего многих факта стояния московских иерар­хов в почетном карауле у гроба Сталина в русском зарубежье курсировала фраза, принадлежавшая якобы покойному митропо­литу Николаю (Ярушевичу): «Стоял, чтобы других не заставить стоять... »153

... Тверды

шаги Дзержинского у гроба. Нынче бы

могла

с постов сойти Чека154.

Видение мира в религиозных символах как арены борьбы бо­жественных сил порядка и сатанинских сил хаоса было характер­но для тех членов общества, которые не принимали официальной системы ценностей. В их глазах образ Ленина приобретал демо­нические черты. Оппоненты из самых различных слоев общества называли Ленина антихристом, дьяволом. Вот лишь одно из мно­гочисленных высказываний в частных письмах, вскрытых цензурой (март 1924 г.): «У нас отреклись от Бога истинного и признали себе Богом черта, кровопийцу, людоеда Ленина и Троцкого». В процессе развенчания культа Ленина проявились те же настроения. Многие ораторы на митингах 1990 г., требовавшие переименовать Ленин­град, называли Ленина сатаной.

Представим себе питерскую подземку; в те годы она была «штриханутая»: «Ленинградский ордена Ленина, метрополитен имени Ленина». А если к тому же пассажир едет с Ленинского проспекта, где стоит памятник Ленину, на станцию «площадь Ле­нина» у Финляндского вокзала? Кстати, до каких пор Ленин на броневике будет загромождать набережную? Тем более, что этот броневик мешает прибывающим финнам любоваться со ступеней вокзала очертаниями «Большого Дома»... (Для тех, кто не в кур­се: «Большой Дом» — Литейный проспект, дом 4 — здание НКВД — МГБ-КГБ-ФСБ).

Тогда не покажется абсурдным нынешнее положение, когда, несмотря на словесное осуждение идеологии сталинизма, сохраня­ется практически не затронутым весь именник составленных при «отце народов» святцев для именования всего и вся набором из десятка канонизированных как «святые революции» при Сталине


деятелей. В таком случае не надо будет задавать вопросов, поче­му у нас населенных пунктов имени Кирова— 150, Калинина— 100, Куйбышева — 40.

Уже в 1919 г. взамен Театральной площади и Рогожской заста­вы появляются площадь Свердлова и площадь Ильича. В 1921 г. город Талдом Тверской губернии становится Ленинском (назва­ние не установилось). И пошло-поехало: 1923 —Троцк (Гатчина), 1924 —Зиновьевск (Елизаветград), Ленинград (Петербург — Пет­роград), 1931 —Калинин (Тверь), 1932 —Горький (Нижний Нов­город), 1934 —Киров (Вятка), 1936 —Ленинабад (Ходжент), Куй­бышев (Самара). А один из таджикских городов был переимено­ван в Кагановичебад... Эксперимент с «переодеванием имен» про­должался до середины 80-х годов: Брежнев (Набережные Челны), Устинов (Ижевск), Андропов (Рыбинск), Черненко (Шарыпово).

С правовой точки зрения эти переименования следует квалифи­цировать как незаконные. Акции по замене исторических названий партийно-мемориальными свершались по обычаю идеологическо­го однопартийного «права». Образчиком такого идеологического «права» может служить вердикт ЦИК СССР об упразднении исто­рического имени Тверь, воскресшего к новой жизни под мощным общественным давлением сравнительно недавно.

Вот этот документ.

Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ

Ходатайство Президиума ВЦИК и Московского облисполкома удовлетворить и переименовать город Тверь Московской области в город Калинин.

Председатель ЦИК СССРМ. И. Калинин Секретарь ЦИК СССРА. Енукидзе Москва, Кремль 20 ноября 1931 г.

Случай беспрецедентный в европейской, да, пожалуй, и в ми­ровой истории XX века. Даже монархи не подписывают указов о наречении городов в свою честь.

Культовую модель в топонимии, окончательно сложившуюся к середине 30-х годов, можно сравнить с паутиной, которая сетью имен из сталинского окружения, а также набором идеологических терминов партийного новояза, заткала карту страны. На 1990 г. в Калининской области насчитывалось пятнадцать колхозов име­ни Калинина, добавим еще Калининский район. Представьте себе


 




ваш тогдашний адрес: Калининский район Калининской области, колхоз имени Калинина.

В июле 1990 г. произошли события, которые знаменовали начало возвращения исторических названий в стране. В честь обретения исконного именования города — ТВЕРЬ — состоялось грандиозное Тверское вече. Оно началось молебном в главном храме, а затем от Белой Троицы двинулся крестный ход к центру города, где состо­ялся многотысячный митинг. В нем принял участие председатель Моссовета народный депутат СССР Г. X. Попов, он-то и объявил о возвращении центральной улице Москвы его первоначального име­ни, а также обещал вернуть Твери московский долг — вывезенный в прежние времена большой колокол.

Кампания по искоренению исторически сложившихся названий городов, сел, районов, улиц, учреждений приобрела тотальный ха­рактер и сохранялась вплоть до середины 80-х годов. О практике замены старых имен на новые говорят стихи Б. Слуцкого:

Имя падало с грохотом И забывалось не скоро. Хотя позабыть немедля Обязывал нас закон. Оно звучало в памяти, Как эхо далекого спора, И кто его знает, кончен Или не кончен он?

Как мы сейчас с вами видим, спор не окончен.

Если говорить о «возвращении к вере отцов», то наши отцы — это советские люди, которые строили коммунистическое, безбожное общество. Надо отдавать себе отчет, что когда мы говорим о вере отцов и подразумеваем Святую Русь, то для нас это всего лишь некая литература. А реальная вера наших отцов — это большевизм, все эти улицы Ленина, Кирова, Дзержинского.

Один из немногих авторов, обративших внимание читателей на «закодированность» российского общества, — церковный исто­рик Д. В. Поспеловский (Канада). «Сегодня идет бурная кампа­ния против нормального компьютеризированного учета товаров, а совершенно спокойно воспринимается зло сохранившейся сим­волики коммунистической тирании, —пишет Дмитрий Владимиро­вич. — Повсюду стоят памятники Ленину (не говоря уже о мавзо-


лее), улицы продолжают носить имена Ленина, основателя боль­шевистского террора Дзержинского и пр. Ведь это равноценно то­му, если бы в современной Германии стояли памятники Гитлеру и улицы носили имена Гиммлера, Геринга и пр. Режим-то Ленина — Сталина был значительно более кровавым, чем Гитлера, во всяком случае, в отношении собственного народа»155.

Невозможно себе представить, скажем, на площадях Германии памятник Гитлеру, воздвигнутый только потому, что кто-то из быв­ших партайгеноссе говорил бы: «Это часть нашей истории. Пусть стоит. И вообще это памятник — произведение искусства, не смейте его разрушать».

В начале августа 2006 г. в Петербурге на Невском заводе со­стоялось редкое по нынешним временам событие. Здесь отмечали 80-летие первого в городе монумента вождю мирового пролетариа­та. Формально Невский завод давно уже не носит имя Ленина, но сохранил его в товарном знаке предприятия и официальной аббре­виатуре «НЗЛ». Памятник Ильичу у главной конторы завода был установлен в 1926 г.

В настоящее время на территории С.-Петербурга располагаются около 20 монументальных изображений Ильича, главные из кото­рых—Ленин на броневике у Финляндского вокзала, памятник у Смольного и монумент на Московской площади. А всего, даже сей­час, по подсчетам специалистов, в бывшем Ленинграде около ста памятников.

Поэту Иосифу Бродскому принадлежит любопытное сравнение. «Медный всадник»: Петр I, восседающий на коне, обращен ли­цом к Университету и Академии наук. Справа — Сенат, слева — Си­нод, позади — Исаакиевский собор. Все чинно, благородно.

Ленин на «броневичке»: вождь смотрит — через Неву —на «Большой дом» (Управление КГБ), сзади — Финляндский вокзал (в случае чего —свалить за границу). Справа —райком, слева — тюрьма «Кресты». Без комментариев.

Монумент вождя на Московской площади в народе прозвали «Балерина». А встречи назначали «под кепкой».

Постсоветская эпоха оказалась непростой для памятников Ле­нину: их неоднократно обливали краской. Поэтому, например, был демонтирован бюст Ильича, сооруженный некогда во дворе дома на улице Достоевского, — памятник чуть ли не еженедельно под­вергался атакам. А монумент в Пушкине, в 1960-е годы поставлен­ный на месте взорванного большевиками храма Святой Екатерины,


 




в 2004 г. был свергнут с пьедестала и разрушен. Но царскосель­ский Ильич уже восстановлен (что обошлось городскому бюджету в 3 млн рублей) и в октябре 2006 г. было его «воздвижение», прав­да, в другом месте156. А сколько еще таких капищ по всей стране, на нашей «канонической территории»?

Впрочем, с Варшавского вокзала Ленин уже «уехал»; это слу­чилось осенью 2005 года. Памятник Ленину вряд ли вернется к фасаду теперь уже бывшего Варшавского вокзала. Когда началась перестройка здания под торгово-развлекательный комплекс, фир­ма-инвестор демонтировала бронзовый монумент и отправила его на хранение в Музей городской скульптуры, в запасниках которого он ныне и пребывает.

Между тем до революции, с 1901 г., фасад украшала монумент-икона Спасителя в массивном иконостасе из темно-серого сердо-больского гранита на пьедестале красного финляндского гранита. Годом позже над иконой был сооружен навес-шатер из металла и стекла в виде часовни по проекту архитектора Нечаева. Часовня была возведена на средства прихожан церкви Воскресения Хри­стова в память о благополучном выздоровлении в 1900 г. импе­ратора Николая II от тифа. Пришедшие к власти большевики в 1925 г. часовню снесли, а в 1949 г. на ее месте встал памятник Ленину работы известного советского скульптора Николая Том­ского. По некоторым данным, Ильич был отлит из тысячепудово­го бронзового колокола «Александр Невский» — подобные «перели­вы» церковного имущества были обычной большевистской практи­кой.

Демонтаж памятника был положительно воспринят православ­ной общественностью — тем более что в непосредственной близости находится ныне действующий храм Воскресения Христова. В фасад крупнейшего в городе казино, в которое превращается Варшавский вокзал, бронзовый Ильич тоже не вписывается. Таким образом, в городе на Неве одним Лениным стало меньше157.

В «блокадном» Ленинграде

... Прибыв в город на Неве, митрополит Никодим столкнулся с тяжелейшей ситуацией в церковной сфере. 1963 г. — пик хрущев­ских гонений на Русскую православную Церковь, массовое закры­тие храмов. Даже при всех своих «высоких связях» владыка не мог


сразу приостановить этот процесс. Он долго сокрушался, когда не удалось «отбить у супостатов» храм в поселке Котлы, что к юго-западу от Санкт-Петербурга (ныне —снова действующий). «Пепел Котлов стучал в его сердце...»

В 1967 г., уже после снятия Хрущева, в городе на Неве была закрыта церковь во имя Св. Троицы (при бывшем подворье Пе-ремышльского Свято-Троицкого Лютикова мужского монастыря). Она стояла на Большой Спасской улице (д. 62). Эта деревянная церковь была построена в 1897-1898 гг.; после 1917 г. не закрыва­лась, а в декабре 1927 г. стала иосифлянской. С 1933 г. это был единственный последний официально действовавший храм иосиф­лян в Советском Союзе. Он сохранял роль центра притяжения для политических противников режима. 24 ноября 1943 г., в блокад­ном Ленинграде, приход Троицкой церкви перешел в юрисдикцию Московской патриархии.

Когда началась массовая застройка северо-западной окраины пятиэтажными «хрущобами», необходимо было проложить новую магистраль. Храм стоял на месте будущей трассы, и по тем време­нам было «логично» его снести. (Это в годы перестройки пикетчики будут круглосуточно дежурить у «Англетера», у дома Дельвига, не допуская сноса исторических памятников. А в «юбилейном» 1967 г. об этом не могло быть и речи.) Храм был закрыт и вскоре снесен. (Ныне это угол проспекта Непокоренных и Гражданского проспек­та, д. 2.)

Тем не менее владыке Никодиму удалось сохранить и общи­ну упраздненной церкви, и храмовое имущество. На близлежащем Шуваловском кладбище в то время была одна действующая цер­ковь, а второй храм — в честь св. Александра Невского — стоял за­крытым. Митрополит добился открытия этой небольшой церкви, и туда был перенесен иконостас Свято-Троицкого храма, а также богослужебная утварь. Петербуржцы нового поколения порой удив­ляются: почему на небольшом Шуваловском кладбище целых два храма, в то время как в соседних «спальных районах» церкви лишь только сейчас возводятся или проектируются? Не будем упрекать владыку: он сделал все, что мог...

В те годы существовал запрет на проповеди: свободно пропо­ведовать не разрешалось, перед тем, как произнести проповедь священника обязывали записать ее в двух экземплярах и эти два экземпляра отправить в епархиальное управление. И толь­ко после тщательного просмотра уполномоченным содержания по-


 




ступало разрешение (или запрет) на проповедь. Эта антицерков­ная практика была отменена только при митрополите Никодиме в 1963 г.*

В 1970-х годах, как реликт, сохранялся чисто формальный кон­троль над «златоустами»: раз в год нужно было подать уполномо­ченному краткий текст проповеди (на страничку) — «для галочки».

Деятельность владыки Никодима можно оценить объективнее на фоне того, что происходило в других епархиях. Так, в нача­ле 1960-х годов уполномоченные требовали от архиереев, чтобы те не допускали в храмы детей на богослужения. Особенную настой­чивость в этом направлении проявлял уполномоченный Совета в Ставропольском крае А. М. Нарыжный. Он до такой степени тер­роризировал местное духовенство, что священники боялись прича­щать даже собственных детей.

И кое-где архипастыри, «прижатые на компромате», не выдер­живали натиска. Так, в одной из южных епархий (Ставрополье) местный архиерей во время проповеди призывал верующих не во­дить детей в храм.

— А почему Дева Мария была введена в Святая Святых Иеру­салимского храма? Значит, можно? — спросили его прихожане.

— А тогда не было школ, и детей научали в храме. А теперь надо водить детей в школу, а не в храм, — нашелся епископ.

В Ленинградской митрополии до такого «прессинга» дело, к счастью, не доходило.

Вспоминает Святейший Патриарх Алексий П.

В 1964 г. я был назначен управляющим делами Московской Пат­риархии. Эта сфера деятельности была для меня совершенно но­вой. Я столкнулся с концом хрущевского периода преследований Церкви. Коридор здания Управления делами был заполнен свя­щеннослужителями, которые просили их трудоустроить. Не всегда мы имели возможность помочь правящим архиереям. Но все-таки в Москве мы могли разрешать некоторые вопросы, не решавшиеся на месте.

Например, в 1966 г. в Ростове-на-Дону я столкнулся с пробле­мой: можно, дескать, крестить до двух лет, а потом до восемнадца­ти нельзя! Почему? Откуда такие ограничения? А в Куйбышеве,

Прекрасен лик страданьями оцищенной души. Протоиерей Владимир Ка­менский—весть через года / Авторы-сост. Л. А. Ильюнина, М. Б. Даннлушки-на. СПб., 2007. С. 90.


например, крестили всех без ограничений, но только от школьни­ков требовали справку из школы о том, что она не возражает! И самое удивительное, что такие справки давали: я сам видел кипы подобных документов, в которых было сказано, что школа не воз­ражает против крещения своего ученика такого-то класса. Я довел до сведения уполномоченного, что это нарушение Декрета об от­делении Церкви от государства и Школы от Церкви. Он просил меня не говорить об этом в Москве и дал слово, что через неде­лю все будет отменено. И было отменено. Или, скажем, Уфимский архиепископ Феодосии (Погорский) рассказывал, что нет проблем с крещением детей, а вот взрослый перед крещением должен был написать заявление на имя исполнительного органа такого-то при­хода с просьбой окрестить его в православную веру, и два человека должны были подписать, что на него никто не оказывает давление и что он психически здоров. Я не поверил, что это возможно. Ко­гда же владыка в следующий раз привез мне эти бумаги, я пошел к Владимиру Алексеевичу Куроедову и сказал ему, что это уни­жение человеческого достоинства: как Петров или Иванов могут свидетельствовать о психическом здоровье имярек? И это также отменили.

В 1967 г., в ходе шестидневной войны, Израиль разгромил во­оруженные силы трех арабских стран — Египта, Сирии и Иордании. Иорданские оккупанты были вытеснены за Иордан, и Иерусалим был провозглашен столицей еврейского государства. Советский Со­юз разорвал дипломатические отношения с Израилем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.