Сделай Сам Свою Работу на 5

Архитектура Древней Греции.





Введение.

Еще древние римляне признали за греческими архитекторами заслугу создания трех классических ордеров:

· дорического

· ионического

· коринфского

Фактически их, собственно, два, ибо коринфский представляет собой вариант ионического. Дориче­ский (названный так, поскольку происходит он из Дориды — местности в материковой Греции) может по праву считаться основным, поскольку он старше и имеет более четкие границы чем ионический, ведущий начало из Малой Азии и островов Эгейского моря.

Дорический̆ храм — это вполне определенный образ, встающий перед нашими глазами всякий раз, когда мы обращаемся к отдельным памятникам. Элементы, из который состоит каждый дорический храм, удивительно постоянны по числу, виду и отноше­нию к другим элементам. Четкость и согласованность всех элементов в греческих храмах создает целостность и органичность восприятия архитектурного облика. Попробуем разобраться, что же это за элементы?

Безусловно, это сама ордерная система, состоящая из множества важнейших деталей. Ордер – определенное художественно осмысленное сочетание несомых и несущих частей в стоечно-балочной системе. Каждый ордер состоит из:



· основания – конструкция, на которой покоится колонна

· колонны – круглой несущей опоры, состоящей из капители, ствола и, как правило, базы

· антаблемента– горизонтальное членение классических ордеров в виде пояса, покоящегося на колоннах и обычно состоящего из архитрава (самое нижнее членение классического антаблемента, покоящееся на капителях колонн и несущее фриз), фриза (горизонтальная деталь антаблемента между карнизом и архитравом) и карниза (самая верхняя часть антаблемента, обычно состоящая из киматия, венца и базового профиля – горизонтальных членений, поясков, плит, профилей).

Планировка храмов

Планировка греческого храма не связана на­ прямую с его ордером, который определяет лишь фасад здания. Она может быть очень различной в зависимости от размеров постройки и местных особенностей, но основные черты, тем не менее, настолько постоянны, что обобщенный «типичный» план дает о ней прекрасное представление. Центром храма служит так называемая целла или наос (святилище) — помещение, где находилось изображение божества — и портик (пронаос) с двумя колоннами и обрамляющими их по обе стороны входа пилястрами (анты). Иногда, по соображениям симметрии, сзади к целле при­ страивался второй портик. В более крупных храмах здание было окружено колоннадой, называемой перистилем (такая структура называлась пуристической̆). Крупнейшие храмы Ионической Греции имели порой двойную колоннаду.



 

 

Типы храмов.

Мегарон – простейшая конфигурация храма в антах.

Храм в антах (например, Олимпия, сокровищница в Мегаре, VI в. до н. э.) Прямоугольный в плане античный храм с антами (как правило, только на стороне пронаоса) и двумя колоннами между ними, но без открытой колоннады на какой-либо стороне.

Ант – выступающая вперед боковая стена античного храма.

Амфиантовый храм – когда анты с двух сторон.

Простиль – прямоугольное в плане, обычно небольшое здание с одним рядом колонн на главном фасаде.

Амфипростиль– тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах. Лишённые декора продольные стены А. обычно сооружались из гладких каменных блоков. Широко известен А., построенный по проекту Калликрата на Акрополе в Афинах, - храм Нике Аптерос.

Периптер - прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Внутри П. обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом.

А – опистодом, б – наос, в – пронаос.



Опистодом – закрытое помещение в западной части древнегреческого храма, имеющее выход на западный фасад и отделенное стеной от наоса. О. часто служил государственным казнохранилищем.

Наос – целла – главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.

Пронаос – помещение в античном храме, располагавшееся перед наосом. Спереди пронаос ограждали обычно две колонны, а с боков стены в виде антов.

Диптер - тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру 2 рядами колонн, например, храм Артемиды и Эфесе.

Фолос (толос) – круглое сооружение с кольцевой колоннадой и внутренним помещением.

Моноптер – то же, но без внутреннего помещения.

Псевдодиптер - отличается от диптера отсутствием второго (внутреннего) ряда колонн наружной колоннады. В П. расстояние от колоннады до стен наоса равно примерно двум интерколумниям.

Псевдопериптер- в псевдопериптере интерколумнии наружной колоннады на боковых и заднем фасадах закрыты стеной, из которой колонны выступают наполовину своего диаметра. Псевдопериптеры были распространены в Древнем Риме.

 

 

1 - храм в антах, 2 - простиль, 3 - амфипростиль, 4 - периптер, 5 - диптер, 6 - псевдодиптер, 7 - толос

Теперь расмотрим каждый из греческого ордера отдельно.


Дорический ордер.

Лаконичный, мужественый, монументальный, его колонны не имеют базы, канелированы, капитель состоит из подушки (эхина, его нижняя часть украшалась врезанными профелированными поясками) и квадратной плиты (абаки, отделываемой меандром). Их высота с капителью варьировалась от 4 до 6 диаметров ствола. Дорический антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. Фриз в свою очередь состоит из триглифов (вертикальные прямоугольники, установленные над каждой колонной и интерколумнием и метоп (квадратные панели, часто богато декорированные рельефом). Выступающая горизонтальная тяга, отделяющая фриз от архитрава дорического антаблемента – тения – является разделением триглифа с регулой, нижней горизонтальной тягой, соответствующей расположенному над ней триглифу, с регул свисают «капли», гутты.

 

Примеры.

1. Базилика и Храм Посейдона

«Базилика», ок. 550 г. до н. э. и «Храм Посейдона», ок. 460 г. до н. э. Пестум, Италия

 

Наглядное представление об эволюции храмового строительства дают два храма в городе Пестуме в Южной Италии, где в архаический пе­риод находилась цветущая греческая колония. Более ранний из них — так называемая «Базилика» — виден на заднем плане. Ближе к зрителю находится, так-называемый, «храм Посейдона» (на самом деле он, по-видимому, посвящен Гере), построенный примерно на сотню лет позже. Cтволы колонн у «Базилики» имеют выпуклую и сильно сужающуюся кверху форму. Прием этот, именуемый по-гречески «энтасис», создает впечатление, будто колонны, подобно мускулам, вздуваются от напряжения, а тонкие вершины их, несмотря на широкие «подушки» капителей, вот-вот обломятся под давящей на них тяжестью. Это впечатление усилия объясняли зачастую тем, что архитекторы архаической эпохи не до конца еще овладели новыми материалами и строительными приемами.


 

 

2. Парфенон

 

 

Иктин и Калликрат. Парфенон. Акрополь, Афины, 448—432 г. до н. э.

 

Как отдельные здания Акрополя, так и ансамбль в целом отражают классическую фазу греческой архитектуры в ее расцвете. Самый величественный из храмов Акрополя — и единственный, который афиняне успели достро­ить до Пелопонесской войны (431—404 г. до н. э.) — это Парфенон, храм Афины-девы — того божества, имя которого носил город. Архитекторы Иктин и Калликрат возвели его за шестнадцать лет (448— 432 г. до н. э.) — удивительно короткий срок для сооружения такого масштаба. Выстроенный из сия­ющего белизной мрамора на самом высоком месте скалы вдоль ее южной стены, он господствует над городом и его окрестностями, ярким пятном, вы­деляясь на фоне северных гор. Перед нами образец праздничного, гармоничного изящества, прекрасно укладывающегося в суровый канон дорического ордера. Впечатление это дости­гается за счет иных, более легких пропорций здания, чем у Храма Посейдона. Антаблемент стал ниже по отношению к высоте колонн и ширине храма; карниз выступает меньше; сами колонны стали гораздо стройнее: их сужение кверху и энтасис выражены не так ярко, а капители не расширяются так заметно; расстояние же между колоннами, несмотря на все это, увеличилось. Создается впечатление, что нагрузка на колонны заметно уменьшилась и не требует от них прежних непомерных усилий. Это классическое здание из белого пентелийского мрамора - храм Афины Парфенос (Девы), построенный и оформленный между 447 и 432 гг. до н.э. Строительство Парфенона примерно совпадает со временем правления Перикла, по праву считающимся золотым веком Афинского государства. Архитекторами Парфенона были Иктин и Калликрат. Во внутреннем помещении классического храма находилась статуя богини Афины из золота и слоновой кости работы знаменитого скульптора Фидия. По традиции, у этой скульптуры завершалась торжественная процессия в день празднования Великих Панафиней (праздник, посвященный Афине и отмечавшийся раз в четыре года). Изображение процессии можно увидеть на фризе Парфенона.

 

Ионический ордер.

Классический ордер, возникший в греческий колониях Малой Азии в VI в. до нэ, особенно отличается спиральными волютами капителей. Каннелированные колонны обычно стоят на профилированных базах, неся антаблемент, который состоит из архитрава с тремя фасциями, нависающими друг над другом, богато декорированного фриза с выступающим пояском из яйцевидных(ионик) и бусинообразных (жемчужник) деталей и зубчиков(дентикул).

Ионическая колонна имеет базу, состоящую из верхнего и нижнего торуса (крупный выпуклый полукруглый валик, распологающийся сразу над цоколем) и разделяющей их скоции (глубокое углубление между двумя валиками). Самой характерной чертой ионического ордера является ее капитель: декоративная спираль в виде свитка, с двумя волютами (завиток, напоминающий спираль раковины или нераспустившийся папоротник, круглую центральную часть волюты называют глазом), поддерживающая антаблемент. В целом ионический ордер гораздо более легок и изящен по сравнению с дорикой. Ионическая колонна также может быть каннелированной, каннелюр обычно 24, они глубже, чем у дорического ордера и отделяются узкими полосками – «дорожками».

Примеры.

3. Храм Афины Ники

Это прекрасный образец ионического ордера, для которого характерны более стройные пропорции и украшенные волютами капители. Храм построен примерно в 420 году до н.э. в память побед греков над персами. Архитектором его был Калликрат. Место возведения храма, к югу от Пропилеи, столь уникально, что уже в доисторические времена здесь находилось культовое здание.

 

4. Эрехтейон

 

В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 х 11,6 метра. Фасады храма отличаются необыкновенным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает совершенно по-новому. В углу у западного фасада Эрехтейона находится Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид - главная достопримечательность Эрехтейона На высоком, 2,6 метра, цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенными античными произведениями подобного рода Их фигуры значительно выше человеческого роста - 2,3 метра Левые и правые кариатиды являются зеркальными отражениями друг друга Статуи кариатид выполнены с непревзойденным искусством, в их фигурах нет застывшей неподвижности, они естественны и полны жизни. Величавые и сильные фигуры девушек облачены в струящиеся складками свободные пеплосы. Головы гордо подняты, лица обрамляют падающие на плечи и спину волосы. Кариатиды стоят в спокойных позах, опираясь на одну ногу, и слегка согнув другую

 

Конринфский ордер.

Третий из греческих ордеров был последним по времени создания. Самые ранние примеры его использования встречаются в храме Аполлона Эпикурея в Бассах (ок. 430г до РХ) и в памятнике Лисикрата в Афинах (335-334гг до РХ) [если проще, то он создан в IVв до н.э.]. Коринфский ордер не был, подобно дорическому и ионическому, конструктивной системой. Он, скорее, - система декора с тщательно разработанной растительной капителью, созданной по сведениям Ветрувия, афинским скульптором Каллимахом. Возможно, изначально капитель была бронзовой. Все остальные детали заимствованы из ионического ордера (колонны каннелированы, архитрав разделен на фасции, резной фриз и карниз с дентикулами). Коринфский ордер получил свое дальнейшее развитие в римской архитектуре и стал ее излюбленным ордером. Витрувий считает, что он имитирует «стройность девушки». Самый декоративный, с более стройными пропорциями, характерной капителью в форме колокольчика, украшенный листьями аканта, и абаком с вогнутыми сторонами.

 

Главное достижение греческой архитектуры не только в шедеврах, которые ей удалось создать. Греческие храмы подчинены структурной логике, согласующей их элементы таким образом, что создается впечатление идеальной устойчивости и равновесия. Пытаясь придать зданиям гармоничес­кие пропорции, заложенные в самой природе, греки строили их из строго расчлененных элементов, между которыми старались добиться совершенного соответствия. (Идея «совершенства» играла для греков роль столь же важную, как идея «вечности» для египтян.) Органичность их архитектуры обус­ловлена не подражанием природе и не божественным откровением, а строгим конструктивным рас­ четом. Если здания их порой кажутся живыми, то достигнуто это путем выявления сил, действующих в их конструкции. В дорических и ионических храмах классического периода силы действия и противодействия распределены с такой точностью, что создается впечатление совершенного равнове­сия и гармонии размеров и форм. Вот почему ордера так долго считались основой всего подлинно прекрасного в архитектуре: сравняться с ними в совершенстве можно, но превзойти нельзя.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.