Алгоритм организации морально-психологического обеспечения в ходе несения боевого дежурства.
Алгоритм организации морально-психологического обеспечения боевого дежурства представляет собой систему действий, содержание и последовательность которых включает: анализ фактического положения дел для выявления истинного морально-психологического состояния всех категорий личного состава дежурных сил и определение путей повышения его уровня в процессе подготовки и несения боевого дежурства; планирование мероприятий морально-психологического обеспечения и организация их исполнения для достижения требуемого уровня морально-психологического состояния личного состава на боевом дежурстве; активное участие всех должностных лиц части (подразделения) в мероприятиях морально-психологического обеспечения; создание условий для эффективного психолого-педагогического воздействия на личный состав дежурных смен, расчетов; оценка результатов морально-психологического обеспечения в дежурных силах и внесение в него соответствующих корректив.
Данный алгоритм оказывается эффективным при условии, если последовательно и конкретно следовать его логике. Его реализация на практике открывает возможность командиру познавать реальную практику управления, выявлять и задействовать все ее резервы с требуемой эффективностью, а также прогнозировать и добиваться оптимизации всего процесса руководства частью (подразделением).
Технология морально-психологического обеспечения боевого дежурства - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования всего многопланового инструментария морально-психологического обеспечения в дежурных силах. Она определяет стратегию, тактику и технику организации морально-психологического обесечения личного состава дежурных сил.
Практика показывает, что технология морально-психологического обеспечения обусловлена общим алгоритмом организации боевого дежурства в войсках (силах) и, в соответствии с требованиями руководящих документов, осуществляется на его различных этапах: подготовки, несения и после смены с боевого дежурства. Для каждого этапа организации морально-психологического обеспечения боевого дежурства характерно решение своих стратегических и тактических задач.
Стратегия морально-психологического обеспечения задает общий замысел, перспективы и план достижения целей психолого-педагогического воздействия на личный состав в дежурных сменах и расчетах.
Тактика морально-психологического обеспечения с личным составом дежурных сил в соответствии с ее стратегией определяет систему организации морально-психологического обеспечения применительно к конкретным условиям, предполагает решение текущих задач.
Техника морально-психологического обеспечения характеризует совокупность приемов, операций и других психолого-педагогических действий по использованию инструментария морально-психологического обеспечения в процессе несения боевого дежурства.
В качестве основы технологии используются конкретные формы, методы и способы работы при организации и проведению мероприятий морально-психологического обеспечения.
Практика свидетельствует, что в войсках наиболее часто используются следующие группы методов: традиционные, нормативно принятые (определяются организационно-методическими указаниями по морально-психологическому обеспечению, приказами, директивами и другими нормативными требованиями) - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример; инновационно-деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий, которые целесообразно реализовать в процессе боевого дежурства) - моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.; неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных военнослужащих, друзей, близких и др.); тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях); социально-психологические тренинг, деловые игры и др.; рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в военной службе).
Совокупность форм и методов, задействуемых в рамках алгоритма, характеризуют морально-психологическое обеспечение как устойчивую, эффективную систему. Система морально-психологического обеспечения боевого дежурства имеет богатый потенциал. Такой подход позволяет использовать морально-психологическое обеспечение в качестве эффективного средства для повышения качества несения боевого дежурства личным составом дежурных сил.
Непосредственную ответственность за содержание и организацию морально-психологического обеспечения боевого дежурства несут заместители командиров по воспитательной работе. Они изучают, анализируют состояние морально-психологического обеспечения боевого дежурства, лично проводят работу и готовят предложения командиру части (подразделения) по поддержанию устойчивого морально-психологического состояния личного состава дежурных сил.
Штаб и другие службы части совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и организации морально-психологического обеспечения в процессе подготовки личного состава к заступлению на боевое дежурство, непосредственно в ходе боевого дежурства и при подведении итогов. Они обеспечивают участие всех начальников служб, командиров подразделений и их заместителей в подготовке подчиненных к выполнению задач боевого дежурства, разработке предложений по совершенствованию морально-психологического обеспечения.
Для непосредственной организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения боевого дежурства в состав дежурных сил назначаются хорошо подготовленные офицеры, которые участвует в подборе и расстановке личного состава дежурных сил; изучают деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего, несущего боевое дежурство, настроения в дежурных сменах (расчётах); оперативно реагируют на возникающие проблемы в межличностных взаимоотношениях; проводят работу с учетом национальных, конфессиональных, психологических особенностей, уровня образования каждого военнослужащего; ведут постоянное наблюдение и проводят работу с лицами, требующими контроля; выполняют рекомендации психолога для каждого члена дежурного расчета; проводят индивидуальные беседы и информирование личного состава дежурных смен; принимают меры по предупреждению нарушений воинской дисциплины на боевом дежурстве.
Офицер, назначенный для организации морально-психологического обеспечения в период несения боевого дежурства, контролирует и принимает меры по доведению до личного состава положенных норм довольствия, соблюдению принципов социальной справедливости; организует обеспечение дежурных сил центральными и военными печатными изданиями; оперативно распространяет положительный опыт; популяризирует военнослужащих, отличившихся в ходе несения боевого дежурства; докладывает заместителю командира по воспитательной работе, психологу о проведении мероприятий с личным составом дежурных сил и выводы о морально-психологическом состоянии военнослужащих.
Подбор офицеров, назначаемых для организации морально-психологического обеспечения дежурных сил, их допуск к выполнению возложенных на них обязанностей, подготовку и инструктаж перед заступлением на боевое дежурство осуществляет заместитель командира части (подразделения) по воспитательной работе. Время и порядок выполнения обязанностей офицера, назначаемого для организации морально-психологического обеспечения дежурных сил, определяет командир.
Ежегодно в частях издаются приказы о боевом дежурстве, в которых, наряду с определением задач и состава дежурных сил, организации и порядка несения боевою дежурства в постоянной и высших степенях готовности, проведения мероприятий по подготовке к заступлению на боевое дежурство, в ходе его несения и подведения итогов формулируются основные задачи в области морально-психологического обеспечения.
Как показывает практика войск, мероприятия морально-психологического обеспечения дежурных сил целесообразно отражать в специальных разделах планов воспитательной работы и морально-психологического обеспечения: в части: на полугодие - в перспективном плане; ежемесячно - в плане воспитательной работы и морально-психологического обеспечения боевой готовности части.
На период непосредственного несения боевого дежурства мероприятия по морально-психологическому обеспечению отражаются: в план-заданиях офицерам, назначенным для организации морально-психологического обеспечения дежурных сил; в плане работы с личным составом дежурных сил части (подразделения).
В те же время, организуя морально-психологическое обеспечение боевого дежурства нельзя допустить его чрезмерной регламентации, как это, например, случилось в 80-х годах ХХ века со всей системой информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах СССР, которая существенно сдерживала инициативу военных кадров в ее проведении. Сферу агитации и пропаганды в Вооруженных Силах в этот период регламентировали около 30 приказов и директив, процесс политподготовки и политинформаций - 13, работу средств массовой информации и пропаганды - 31, процесс кинообслуживания воинов -17.
Сложилось такое положение, что ежемесячно в полку (на корабле 1 ранга) необходимо было проводить более 40 различных информационно-воспитательных мероприятий с массовым участием личного состава. Нередко требования данных документов противоречили друг другу. В то же время практика работы с личным составом нередко выходила за рамки требований руководящих документов. Так называемый «валовой подход» в информационной работе проявился в росте безадресных мероприятий, заседательской суете, в росте численности идеологического актива и нештатных воспитательных формирований, формализме и заорганизованности. Так, в частях около половины личного состава формально являлись активистами, в экипажах подводных лодок до 70%, и надводных кораблей - до 40-50- |% военнослужащих числилось среди идеологического актива. В частях руководящими документами предписывалось создание десятков всевозможных советов, комитетов, комиссий и групп, занимавшихся наряду с другими вопросами и задачами информирования военнослужащих. Еще одним индикатором валового подхода к информированию было несбалансированное планирование его мероприятий. Нередко в частях имелись десятки планов информационной деятельности с личным составом, а реальных эффективных дел крайне недоставало. Это подорвало организующую функцию плановых документов, породило формальный подход к ним.
Непосредственно на боевом дежурстве ответственность за организацию и проведение мероприятий по морально-психологическому обеспечению несет командир дежурных сил. Совместно с заместителем командира части (подразделения) по воспитательной работе он планирует эти мероприятия и отражает их в плане работы с личным составом дежурных сил, которые утверждает командир части (подразделения).
Войсковой опыт показывает, что план морально-психологического обеспечения боевого дежурства должен носить комплексный характер. Это достигается сочетанием его мероприятий по месту и времени с проведением боевого слаживания, тренировок и отработкой вводных с личным составом дежурных сил; охватом морально-психологическим воздействием всех номеров дежурных смен и расчетов.
Основными формами и методами морально-психологического обеспечения на боевом дежурстве являются индивидуальные беседы, изучение поведения лиц дежурных сил во время выполнения учебно-боевых задач и оказание им помощи, разбор действий, подведение итогов и др.
Период подготовкиличного состава к очередному заступлению на боевое дежурство состоит из двух этапов: предварительной подготовки к боевому дежурству и непосредственной подготовки к заступлению на боевое дежурство.
На этапе предварительной подготовки, наряду с организацией занятий по общественно-государственной подготовке, информированием личного состава, проведением мероприятий культурно-досуговой работы и другими, ведется индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими по категориям в целях подбора их в состав дежурных сил.
Особое внимание обращается на работу с командирами подразделений, начальниками смен и расчётов, военнослужащими, впервые заступающими на боевое дежурство или после длительного перерыва (отпуск, командировка и т.п.). При этом первостепенное место отводится обеспечению психологической совместимости номеров расчётов, входящих в дежурные смены.
Командир части, начальник штаба, заместитель по воспитательной работе, психолог и медицинские работники оказывают помощь командиру дежурных сил, командирам подразделений в формировании смен и расчетов, дают рекомендации по персональному составу дежурных сил, проведению морально-психологического воздействия на личный состав в период несения боевого дежурства.
Офицеры органов воспитательной работы, командиры подразделений и расчетов подбирают (уточняют) и инструктируют боевой актив дежурных сил.
В ряде подразделений части в подготовительный период можно проводить психологическое обследование и психологическое наблюдение за поведением личного состава, заступающего на боевое дежурство.
Результаты обследования и наблюдения обобщаются, анализируются и оформляются в виде социально-психологического портрета дежурной смены, который в дальнейшем используется при работе с личным составом.
Большое место в подготовительный период отводится работе с офицерским составом. Кроме теоретической и методической подготовки индивидуально-воспитательная работа с офицерами направляется на вооружение их методикой изучения личностных, индивидуально-психологических особенностей личного состава.
Важно научить офицеров соблюдать педагогический такт и чувство меры, учитывать педагогическую целесообразность морально-психологических воздействий, быть наблюдательными, уметь предвидеть результаты своей работы.
В день, предшествующий заступлению на боевое дежурство, организуется непосредственная подготовка личного состава, основной частью которой является комплексная подготовка дежурных сил. Комплексная подготовка проводится командиром части, (или одним из его заместителей) в соответствии с планом. В этот период командир дежурных сил совместно с заместителем командира части по воспитательной работе (офицером органа воспитательной работы) уточняют мероприятия морально-психологического обеспечения на время несения боевого дежурства, осуществляют подбор и подготовку материалов, необходимых для его проведения.
Особое место в ходе непосредственной подготовки отводится психологу части в силу специфических методов его работы и той роли, которая ему отводится на различных этапах несения боевого дежурства. Психолог в ходе непосредственной подготовки оценивает уровень психологической готовности личного состава к заступлению на боевое дежурство, представляет выводы о его готовности к несению службы командиру части. Не реже одного раза в полугодие изучает условия несения боевого дежурства, психологическое состояние и характер взаимоотношений личного состава каждой смены боевого расчета. При этом особое внимание уделяет вновь сформированным сменам и военнослужащим, впервые заступающим на боевое дежурство.
Общий алгоритм мероприятий морально-психологического обеспечения на этапе непосредственной подготовки к боевому дежурству должен включать в себя следующие мероприятия:
В первой половине дня непосредственной подготовки командир дежурных сил совместно с заместителем командира части по воспитательной работе (офицером органа воспитательной работы с личным составом дежурных сил) корректирует, уточняет и вносит изменения в План работы с личным составом дежурных сил (на конкретный период несения боевого дежурства) мероприятия морально-психологического обеспечения. Кроме того, оказывается помощь командиру дежурных сил и офицерам-начальникам заступающих смен (расчетов) в подборе, подготовке материалов, необходимых для проведения мероприятий морально-психологического обеспечения.
Во второй половине дня непосредственной подготовки к боевому дежурству субъекты морально-психологического обеспечения продолжают проведение индивидуальных воспитательных бесед. Цель и содержание этих бесед должны быть направлены: на выяснение настроений и запросов, нерешенных проблем у военнослужащих, характера межличностных взаимоотношений в сменах; недопущение нарушений правил несения боевого дежурства, правил и мер безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники; анализ морально-психологического состояния и готовности личного состава к несению боевого дежурства.
Практика боевого дежурства показывает, что в этот период положительно зарекомендовала себя такая форма индивидуальной работы, когда командир дежурных сил после индивидуально-воспитательной беседы дает каждому номеру расчета индивидуальное задание на период несения им боевого дежурства с последующей проверкой его выполнения после смены. Заместитель командира части по воспитательной работе (или по его поручению один из офицеров воспитательных структур) проводит информирование личного состава, заступающего на боевое дежурство о военно-политической обстановке в мире, в России и особенностях социально-экономической ситуации в районе дислокации части (подразделения), задачах личного состава на конкретный период несения боевого дежурства. Особое внимание обращается на соблюдение правил несения боевого дежурства, мер безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники.
3. По окончании дня непосредственной подготовки командиром части или начальником штаба до личного состава заступающих дежурных сил доводится приказ о заступлении очередной дежурной смены на боевое дежурство, проводится инструктаж по задачам и особенностям боевого дежурства, правилам и мерам безопасности в ходе его несения, осуществляется проверка готовности личного состава и расписаний занятий на данный период несения боевого дежурства.
В конце непосредственной подготовки до личного состава доводятся приказ о заступлении на боевое дежурство, уточняются задачи и особенности боевого дежурства, правила и меры безопасности в ходе его несения, осуществляется проверка готовности личного состава к несению боевого дежурства. Практика показывает, что хорошо организованная комплексная подготовка дежурных сил оказывает огромное мобилизующее морально-психологическое воздействие на личный состав дежурных сил, способствует повышению бдительности и качества несения боевого дежурства.
В период несения боевого дежурства основной целью и задачами морально-психологического обеспечения дежурных сил является поддержание постоянной боевой готовности личного состава, вооружения и военной техники для безусловного, точного и своевременного получения боевого приказа (сигнала) и выполнения его в любых условиях обстановки. В то же время, в процессе несения боевого дежурства продолжается боевая подготовка личного состава, совершенствуются его профессиональные, боевые и морально-психологические качества.
Формами и методами морально-психологического обеспечения в этот период являются: индивидуально-воспитательная работа с номерами дежурных сил; комплекс мер по психологической разгрузке; воспитательные, культурно-досуговые и спортивные мероприятия; прослушивание и просмотр информационных радио,- телепрограмм; подведение итогов несения боевого дежурства за сутки; распространение передового опыта несения боевого дежурства; выпуск радиогазеты и боевого листка.
Морально-психологическое обеспечение в период несения боевого дежурства организуется в соответствии с его основными этапами: при заступлении на рабочие места (боевые посты), при несении боевого дежурства непосредственно на рабочих местах (боевых постах), при подготовке и проведении смены личным составом, несущим боевое дежурство, рабочих мест (боевых постов). Основное внимание обращается на поддержание высокого морально-психологического состояния номеров боевого расчета путём проведения индивидуальной воспитательной работы с каждым военнослужащим.
Большое значение придаётся созданию благоприятных материально-бытовых условий для личного состава, организации питания и отдыха военнослужащих.
Важную роль в морально-психологическом обеспечении играет подведение итогов несения боевого дежурства. Начальники смен (расчетов) анализируют деятельность личного состава дежурных смен и выставляют оценки каждому номеру расчёта, отмечают отличившихся воинов и недостатки в работе.
По окончании боевого дежурства командиры дежурных сил подводят итоги боевого дежурства. В ходе этого они анализируют деятельность номеров расчётов и смен при приёме рабочих мест (боевых постов) и заступлении на боевое дежурство, непосредственно в ходе несения боевого дежурства на рабочих местах (боевых постах), при тренировках и отработке вводных; в процессе обслуживания вооружения и военной техники, выполнения распорядка дня и расписаний занятий. Одновременно подводятся итоги морально-психологического обеспечения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|