Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные мероприятия морально – психологического обеспечения караульной службы.





 

Поддержание уставного порядка в подразделениях и частях в значительной степени зависит от четкой организации и несения службы суточного наряда, а выполнение боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов возлагается на караул.

Особая роль в поддержании постоянной боевой готовности отводится организации караульной службы в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Несение караульной службы уже в мирное время является выполнением боевой задачи и требует от личного состава строгого соблюдения Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, высокой бдительности, непреклонной решимости и инициативы.

Войсковая практика показывает, что успешное выполнение подразделением задач караульной службы в решающей степени зависит от боевой выучки и морально-психологического состояния личного состава, в формировании которого важная роль принадлежит морально-психологическому обеспечению. Связано это с тем, что к личности военнослужащего, несущего караульную службу, предъявляются высокие требования. Не случайно к выполнению задач караульной службы могут быть допущены военнослужащие по призыву, прослужившие не менее трех месяцев, овладевшие программой боевой подготовки, годные по состоянию здоровья, обладающие высокими морально-психологическими качествами.



К несению караульной службы не могут быть допущены военнослужащие: имевшие до службы в армии криминальный опыт; имевшие судимости; склонные к пьянству и наркомании, к уклонению от воинской службы, к суицидальным проявлениям, к конфликтам; с нервно-психической неустойчивостью; по состоянию здоровья непригодные к выполнению задач караульной службы; аутсайдеры (изгои) в воинском коллективе.

Под морально-психологическим обеспечением караульной службы следует понимать комплекс согласованных по цели, месту и времени мероприятий, осуществляемых всеми должностными лицами подразделения для достижения такого уровня морально-психологического состояния военнослужащих, который необходим для выполнения задач караульной службы в любых условиях обстановки.



Морально-психологическое обеспечение задач караульной службы призвано решать широкий круг вопросов, охватывающих все стороны жизни и деятельности личного состава караула. От его качества и эффективности во многом зависит успех в реализации всех задач, решаемых в ходе несения караульной службы.

Кроме того, как показывает войсковой опыт эффективное и действенное морально-психологическое обеспечение караульной службы будет способствовать дальнейшему укреплению воинской дисциплины, повышению качества боевой и общественно-государственной подготовки, бдительности и боевой готовности части (подразделения).

Основная цель морально-психологического обеспечения - формирование и развитие морально-боевых и психологических качеств у военнослужащих в процессе подготовки и несения караульной службы в интересах поддержания боевой готовности части (подразделения).

Морально-психологическое обеспечение задач караульной службы организуется командиром подразделения, от которого наряжен караул.

Непосредственную ответственность за организацию и проведение мероприятий морально-психологического обеспечения несет заместитель командира подразделения по воспитательной работе.

К выполнению мероприятий морально-психологического обеспечения задач караульной службы на разных его этапах привлекаются медицинские работники и психолог части (подразделения).

В ходе организации морально-психологического обеспечения его субъекты должны учитывать целый ряд особенностей, присущих процессу выполнения задач караульной службы:



высокая ответственность личного состава за несение караульной службы (за нарушения требований УГ и КС ВС РФ предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 342 УК РФ);

необходимость высокого уровня обученности личного состава, заступающего в караул (твердое знание требований УГ и КС ВС РФ, своих прав в обязанностей, устройства оружия, порядка его заряжания и разряжания, а также применения);

в предоставлении права часовому применять оружие в случаях, указанных в УГ и КС ВС РФ;

высокая интенсивность караульной службы;

выполнение задач в условиях, сопряжённых с тяготами и лишениями воинской службы, требующих крепкого состояния здоровья, высоких морально-психологических качеств личного состава, осознанного понимания им важности караульной службы;

необходимость поддержания бдительности и боевой готовности личного состава к выполнению задач согласно боевому расчету караула;

сопряженность караульной службы с риском для жизни и здоровья военнослужащих;

необходимость психологической устойчивости, бескомпромиссности и твердости в выполнении требований УГ и КС ВС РФ.

Исходя из этого к основным морально-боевым и психологическим качествам личного состава, несущего караульную службу относятся: военная бдительность; ответственность за порученное дело, решительность и уверенность в своих действиях; психологическая устойчивость и готовность к действиям; инициатива, самообладание, смелость, выдержка, исполнительность, хладнокровие, умение хранить военную и государственную тайну; чувство ответственности в соответствие с правовыми и уставными основами выполнения служебных обязанностей в карауле; стремление к соблюдению режима, неукоснительному и точному выполнению приказов, распоряжений, к образцовому содержанию караульного помещения и установленного порядка в нем; понимание и правильное реагирование на замечания и оценку действий.

Качество несения караульной службы во многом зависит от того, кто несет службу, как подготовлен личный состав, какова система морально-психологического обеспечения этого процесса и контроля выполнения военнослужащими своих обязанностей.

Практика организации морально-психологического обеспечения караульной службы показывает, что основным содержанием этого процесса должны стать следующие мероприятия:

глубокое разъяснение военнослужащим значения караульной службы в поддержании боевой готовности подразделения (части);

широкая пропаганда требований военной присяги, воинских уставов в мобилизации личного состава на строгое выполнение своих обязанностей при несении караульной службы;

подбор и расстановка личного состава караула, назначение и инструктаж актива;

изучение морально-деловых и психологических качеств всех категорий военнослужащих, межличностных взаимоотношений в воинские коллективах;

обобщение и распространение среди личного состава передового опыта несения караульной службы, популяризация положительных примеров и героических подвигов, совершенных военнослужащими при выполнении задач караульной службы;

организация и проведение индивидуально-воспитательной работы с личным составом;

вооружение офицеров положительным опытом организации морально-психологического обеспечения, изыскание новых форм и методов этой работы;

обеспечение ведущей роли сержантов и актива в выполнении требований Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

постоянная забота об удовлетворении материально-бытовых и культурных запросов военнослужащих;

осуществление мероприятий по социальной защите военнослужащих и членов их семей;

проведение мероприятий по восстановлению морально-психологических и физических сил после несения караульной службы;

подведение итогов морально-психологического обеспечения караульной службы.

Заместитель командира подразделения по воспитательной работе мероприятия морально-психологического обеспечения выполнения задач караульной службы отражает в плане воспитательной работы с личным составом на месяц.

Конкретные мероприятия на период несения караульной службы отражаются в плане воспитательной работы с личным составом караула, составляемым накануне дня заступления.

Сегодня во многих подразделениях задачи караульной службы выполняют большинство воинов, значительную часть служебного времени которых занимает пребывание в карауле. В результате этого накапливается усталость, военнослужащий, не находит разрядки, растет психологическая напряженность. Это, подобно цепной реакции, передается от личного состава к командованию. В итоге оценка значения караульной службы как выполнения сложной и ответственной боевой задачи притупляется, а ее значимость фиксируется лишь формально.

Кроме того, не следует забывать, что служба в карауле является дополнительной нагрузкой на психику и способна подтолкнуть психически неустойчивую личность к различным отклонениям в поведении.

В связи с этим в ходе организации морально-психологического обеспечения караульной службы его субъекты должны также помнить о некоторых проблемах, к сожалению, не имеющих на сегодняшний день эффективных способов решения. Как показывает практика к их числу, например, можно отнести:

весьма поверхностное знание часовыми своих обязанностей, особенно с точки зрения их практического выполнения;

недостаточные навыки поведения и действий военнослужащих на посту в случае возникновения непредвиденных, сложных и опасных для жизни ситуаций;

слабая нацеленность, мобилизованность и готовность воинов к несению службы, расслабляющее внимание, монотонность, усталость;

отсутствие возможностей для осуществления полноценной подготовки личного состава караула перед заступлением в наряд, что вызывает необходимость полнее использовать для этого сам период службы.

Таким образом, социальная значимость караульной службы сегодня не только не только не уменьшается, но и возрастает.

Основными видами морально-психологического обеспечения караульной службы являются информационно-воспитательная работа, психологическая работа, защита войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия, военно-социальная работа, обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания.

Информационно-воспитательная работа в рамках морально-психологического обеспечения затрагивает, прежде всего, теоретический уровень общественного сознания и в первую очередь такие его виды, как политическое, правовое, моральное и религиозное сознание. Объективно она включает в себе все виды воспитания: воинское, нравственное, патриотическое, правовое, эстетическое и т.д.

Информационно-воспитательная работа организуется и осуществляется в целях мобилизации личного состава караула на безусловное выполнение боевых задач в любых условиях обстановки.

Информационная работа направлена на военно-политическое ориентирование личного состава караула, его духовную готовность к выполнению боевых задач. В неразрывной связи с ней проводится воспитательная работа как процесс целенаправленного воздействия на индивидуальные личностные качества различных категорий военнослужащих с целью выработки ответственности, добросовестного отношения при выполнении задач несения караульной службы.

Основными задачами информационно-воспитательной работы являются: формирование у личного состава моральных качеств, норм, принципов и убеждений, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения задач караульной службы, нравственной мотивации поведения; вооружение всех категорий личного состава караула знаниями и пониманием сущности военно-политической обстановки в мире, внутриполитической обстановки в стране, регионе, районе дислокации; воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, чувства гордости за принадлежность к виду и роду войск Вооруженных Сил, своей части, своему подразделению, высокой исполнительской дисциплины при несении караульной службы; сплочение личного состава караула в единый, дружный организм, объединенный общей целью качественного несения караульной службы, коллективным чувством воинского долга; воспитание уважения к законам, уставам, форме одежды, высокой дисциплинированности, способности противостоять страху, панике, слухам, проявлять выдержку и волю при выполнении задач караульной службы; оперативное распространение положительного опыта военнослужащих отличившихся в ходе несения караульной службы; своевременное обеспечение личного состава караула периодическими изданиями, организация просмотров теле, - радиопередач, видеоматериалов.

Военно-социальная работа должна быть направлена на безусловное соблюдение социально-правового статуса военнослужащих, поддержание организованности и правопорядка в ходе выполнения задач караульной службы.

Военно-социальная работа включает в себя следующие направления: создание социальных и правовых условий для полного выполнения личным составом караула своих функциональных обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации; разъяснение личному составу караула законов, их прав и обязанностей, формирование чувства личной ответственности за выполнение (невыполнение) законов, правовых актов, регламентирующих деятельность военнослужащих в ходе несения караульной службы, в том числе военной присяги, общевоинских уставов, приказов и распоряжений командиров; укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины на различных этапах подготовки и несения караульной службы; постоянный контроль за доведением до личного состава караула положенных норм довольствия, за соблюдением в процессе несения караульной службы принципов социальной справедливости.

Военно-социальная работа осуществляется в тесном единстве с информационно-воспитательной работой, особенно с воинским, нравственным и правовым воспитанием, правовой пропагандой и предполагает использование воспитательного воздействия практики применения законодательства в войсках.

Психологическая работа направляется на подготовку психики отдельного военнослужащего и психологии воинских коллективов к выполнению задач караульной службы.

Основными задачами психологической работы в ходе несения караульной службы являются: изучение и анализ социально-психологических характеристик личного состава заступающего в караул; прогнозирование социально-психологических процессов в карауле; выработка предложений и рекомендаций начальнику караула по управлению социально-психологическими процессами в интересах поддержания устойчивого морально-психологического состояния личного состава караула, высокой дисциплины, организованности и порядка в карауле; организация постоянного наблюдения и профилактической работы с лицами, требующими контроля; социально-психологический анализ воинской дисциплины, выявление причин и условий происшествий, преступлений, выработку психологических мер их предупреждения; обеспечение оптимального социально-психологического режима жизнедеятельности личного состава караула на основе закономерностей функционирования психики и психических процессов; своевременная ликвидация излишней психической напряженности и переутомления военнослужащих несущих караульную службу; создание условий для рационального использования кратковременного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгрузки, проведения антистрессовых мероприятий; поддержание высокой психической активности воинов, устранение отрицательных психологических последствий, обусловленных их деятельностью в карауле, восстановление психического равновесия; своевременная психодиагностика, психокоррекция, оказание оперативной психологической помощи, осуществление психической реабилитации военнослужащих, получивших психические травмы, возвращение их в строй и т.д.

Важнейшим элементом психологической работы является психологическая подготовка личного состава к выполнению задач караульной службы. Она предполагает подготовку военнослужащих к выполнению конкретных боевых задач, теоретическое, практическое изучение и тренировки ведения конкретных действий в условиях, требующих большого эмоционально-психологического напряжения.

Зашита личного состава войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия призвана обеспечивать противодействие негативному пропагандистскому и психологическому влиянию и защиту от него личного состава караула, ликвидацию последствий этого влияния в целях недопущения деморализации и дезорганизации лиц караула. В этом отношении, как свидетельствует опыт, важное значение имеют упреждающее регулярное информирование личного состава, контроль радио- и телепрограмм, перекрытие каналов негативного информационно-психологического воздействия на караул, а также другие мероприятия.

Основными формами и методами морально-психологического обеспечения выполнения задач несения караульной службы являются: инструктажи, индивидуальные беседы; информирование с разъяснением задач перед заступлением в караул; доведение особенностей и требований руководящих документов по охране и обороне объектов, важности бдительного несения службы; строгое соблюдение порядка подготовки и заступления личного состава в караул; особая торжественность и строгость ритуала развода личного состава караула и суточного наряда; доведение требований безопасности при несении службы и обращении с оружием; разъяснение ст.ст. 342, 344 УК РФ об уголовной ответственности за нарушение уставных правил несения караульной службы; групповые и индивидуальные беседы в ходе несения службы; работа офицеров-воспитателей, особенно психологов, в период подготовки и несения службы; оформление соответствующей наглядной агитации в служебных помещениях и местах несения службы; обеспечение караула периодической печатью, техническими средствами воспитания; постоянная забота об отдыхе, питании, медицинском обеспечении личного состава караула; подведение итогов службы; персональная оценка выполнения обязанностей, поощрение отличившихся; отражение в стенной печати передового опыта подготовки и несения караульной службы.

Особое место в ходе организации морально-психологического обеспечения караульной службы отводится вопросу изучения военнослужащих. Изучение военнослужащих осуществляется комплексно, всеми должностными лицами подразделения, психологом части (подразделения), другими офицерами воспитательных структур, врачами-специалистами при координирующей роли заместителя командира подразделения по воспитательной работе. Им устанавливается переписка с родителями военнослужащих, взаимодействие с военкоматами, милицией по месту призыва, с трудовыми коллективами (учебными заведениями), где до службы в армии они работали (учились).

Основными методами изучения морально-психологических качеств-военнослужащих являются: анализ документов (военного билета; учетно-послужной карточки; характеристик; писем от родителей; сообщений из военкоматов, милиции, трудовых, учебных коллективов; карточки учета морально-психологического состояния; карточек риска суицидального поведения и риска самовольного оставления части и др.); индивидуальная беседа; наблюдение; эксперимент; метод социометрии; методы опроса (анкетирование, интервьюирования, экспертного опроса и др.).

Допуск к несению караульной службы по представлению командира подразделения осуществляет постоянно действующая комиссия части по изучению морально-психологических и деловых качеств, решение которой оформляется актом, Последующая работа по изучению морально-психологических качеств военнослужащих подразделений оформляется актом комиссии части ежемесячно (ежеквартально).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.