|
Волгодонский Институт (филиал) Южного Федерального Университета
Необходимость оценки положения молодежи, ее ценностных ориентиров обусловлена тем, что молодые люди – это будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие всего общества. Молодежь уже сегодня во многом влияет на политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем, молодежь сегодня оказывается одной из особо уязвимых категорий, испытывающих значительные сложности.
Молодежь имеет разные ценностные ориентации, которые довольно подвижны. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально-демографических характеристик людей, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. Сегодня материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Также доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие [1].
Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи находят отражение в их сознании, в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности.
В связи с этим актуализируется проблема молодежной занятости и безработицы. Ведь именно молодежь является той «особой социальной группой, которая способна оказать существенное влияние на состояние рынка труда в ближайшем будущем» [3]. Молодые специалисты – выпускники высших профессиональных учреждений, впервые ищущие работу, так же, как и молодежь без образования и специальности, традиционно входят в группу риска, являясь одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда [1]. Главной особенностью данной группы является наличие противоречия между социально-профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе [4].
Опросы работодателей показывают, что выпускники вузов по уровню подготовки и полученным компетенциям, не всегда соответствуют их требованиям. При этом и сами выпускники, не удовлетворенные предлагаемой работой, заработной платой и условиями труда, нередко отказываются от трудоустройства по полученной специальности.
Опыт показывает, что даже в условиях стабильной экономической ситуации и относительной доступности информации о рынке труда значительное количество выпускников оказывается в определенной степени не готовым к переходу от учебы к работе. Не менее острыми становятся проблемы поиска и подбора первого рабочего места для выпускника вуза в условиях высокой социально-экономической неопределенности и рисков.
По данным социологических исследований [1] в иерархии ценностей современной молодежи личная жизнь и учеба стоит их на 1-2 месте, духовным потребностям и занятию бизнесом отводится 3-4-е места, а политика занимает 5-е место. Наряду с традиционными нравственными ориентациями, высоко оценивает молодежь и такое качество, как предприимчивость (57,8%).
Исследования социологов свидетельствуют о положительном отношении к предпринимательству среди российской молодёжи, однако говорить о том, что большинство молодых людей связывает с предпринимательством свои ближайшие жизненные планы, увы, нельзя. Надо признать, что среди первоочередных жизненных проблемы молодые люди небезосновательно называют приобретение (получение) собственного жилья, трудоустройство, получение основного (или дополнительного) образования, создание семьи.
В собственном бизнесе молодёжь привлекает прежде всего высокий заработок (58%), возможность быть независимым (48%) и возможность творчества (самореализация) (42%); 32% респондентов привлекает возможность стать собственником, 26% - карьерный рост. Престижность своего бизнеса и полезность обществу важны лишь для 10 % опрошенных [2].
Низкая мотивация к предпринимательской деятельности среди молодёжи связана со спецификой современного этапа развития малого и среднего бизнеса в России: рост конкуренции (особенно в торговле и сфере услуг), возрастание предпринимательских рисков и затрат, негативное влияние общего экономического кризиса, сравнительный рост административных барьеров. Как следствие, отмечается снижение прибыльности предпринимательской деятельности.
Сдерживающим фактором развития молодёжного предпринимательства являются и такие качества современной молодёжи, как патернализм, социальный инфантилизм, потребительская психология, а также завышенные притязания на фоне низкой мотивации к труду. К сожалению, трудно отрицать то, что современной молодёжи свойственны отсутствие ответственности за свои действия, желание не работать, но зарабатывать, безынициативность, необоснованная амбициозность молодых людей, желающих получить высокую заработную плату за сам факт наличия у них высшего образования, не имеющих при этом ни трудового опыта, ни мотивации к труду.
Молодёжь при оценке предпринимательства как экономического и биографического вектора своей жизни апеллирует к перспективе быстрого обогащения и достижения высокого социального статуса. Главной привлекательной стороной предпринимательства для молодёжи является свобода, возможность самостоятельного принятия решений, отсутствие зависимости «от хозяина».
Таким образом, в целом, анализ ценностных ориентиров современной российской молодежи показывает, что, к сожалению, для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями. Важное значение приобретают поиски и разработки принципиально новых подходов к созданию качественно новых основ в воспитательной деятельности с подрастающим поколением, ориентированных на обновленную структуру его ценностей и интересов, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества.
Изменившиеся условия социально-экономического, социокультурного и технологического развития требуют нового подхода к установлению взаимодействия сфер образования, организаций- работодателей и органов исполнительной власти. Основой такого взаимодействия должна стать подготовка специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи в условиях научно-технического прогресса, дифференциации и интеграции производства.
Список литературы
1. Довбня А.В. Кризис ценностей современной молодежи и его преодоление // www.rae.ru/forum2012/181/46
2. Квасов И.Н.Адаптация молодёжи к предпринимательской деятельности в регионе (на примере Омской области)// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. - №18 (51).
3. Марега И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. - №6.
4. Попова Т.Н. Структурный дисбаланс системы занятости в регионе // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. - №5.
К. А. Шарова
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
И ДУХОВНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Научный руководитель Е.Ю. Федосеев
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|