Поволжский государственный университет сервиса, г.Тольятти
В статье рассматриваются аспекты функционирования частно-государственных партнерств в инновационной сфере, раскрываются проблемы, препятствующие их развитию, предлагаются направления по совершенствованию их деятельности.
Государственно-частное партнерство является важным направлением развития инновационной экономики. Его механизмы особенно актуальны в условиях финансово-экономического кризиса – когда частные капиталовложения сокращаются, государственный сектор может выступить в качестве стабилизирующего фактора. В данном контексте государство является не только партнером, располагающим значительными ресурсами, но и организатором, регулятором и заказчиком инновационных взаимодействий.
Таким образом, появится возможность создать устойчивый инновационно-инвестиционный механизм, отвечающий экономическим и социально-политическим вызовам современности.
Исследование возможностей использования государственно-частного партнерства для формирования национальной инновационной системы (НИС) особенно актуально в связи с тем, что обеспечение инновационного развития Российской Федерации является важнейшим направлением повышения конкурентоспособности страны. Наша экономика сохраняет лидирующие позиции в ряде направлений. Тем не менее, не разработаны эффективные механизмы практического внедрения многих научных открытий и изобретений, доведения их до новых технологий. А последние, в свою очередь, если и разработаны, то внедряются недопустимо медленно.
В широком понимании ГЧП – организационный и институциональный альянс частного бизнеса и государства с целью реализации общественно значимых программ и проектов в различных сферах деятельности – от предоставления социальных услуг на отдельных территориях, а также в масштабах всей страны, развития стратегически важных отраслей экономики, проведения крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [4]. Наиболее существенной функцией партнерства является привлечение инвестиций частного сектора в объекты, являющиеся государственной собственностью.
Анализируя опыт стран с развитой экономикой в области отношений государства и бизнеса, можно назвать отличительные черты ГЧП:
• особые источники финансирования разработок (за счет инвестиций частных лиц в большей доле и дополненных бюджетными денежными средствами в меньшей доле);
• особая структура распределения ответственности: государство определяет цели проекта с позиций общественных интересов, осуществляет мониторинг реализации, определяет качественные и стоимостные параметры проекта, а частный инвестор берет на себя текущую деятельность на разных стадиях проекта (строительство, разработка, эксплуатация);
• необходимое присутствие конкуренции между бизнес-структурами за участие в партнерстве;
• соглашения о партнерстве создаются под конкретный объект (как правило, транспортной или социальной инфраструктуры), который должен быть завершен к установленному, часто длительному (от 10 до 20 и более лет) сроку
• определенное распределение рисков на основе соответствующих договоренностей сторон.
Cуть государственно-частного партнерства в инновационной сфере на концептуальном уровне заключается в согласовании интересов государства и бизнеса, координации их действий в процессе доведения научных результатов до инноваций. Оно определяется как формализованная кооперация государственных и частных структур, создаваемая специально для достижения определенных целей. К основным целям государства в партнерстве следует отнести:
- расширение и совершенствование взаимосвязей между субъектами инновационного процесса;
- привлечение финансовых средств из различных внебюджетных источников в приоритетные направления развития науки, техники и технологий, реализация которых позволит обеспечить модернизацию производства и повысить инновационную составляющую экономики;
- стимулирование малого и среднего предпринимательства к инновационной деятельности.
Для создания и успешного функционирования частно-государственных партнерств в инновационной сфере необходимо выполнение следующих условий:
• Стороны ГЧП должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;
• Стороны партнерства должны быть обязательно представлены, как государственным, так и частным сектором экономики;
• Стороны ГЧП должны распределять между собой расходы и риски и участвовать в использовании полученных результатов;
• Стороны государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей
• Взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, программах и др.);
• Взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, равноправный характер;
Механизм государственно-частного партнерства, наряду с финансированием государством начальной стадии инновационного цикла, включает инвестирование на паритетных началах с частными инвесторами инновационных проектов от начальной стадии до функционирования в нормальном режиме малого инновационного предприятия через систему венчурных фондов.
На начальной стадии деятельности малого инновационного предприятия, освоения производства, реализации опытных партий с научной и конструкторско-технологической доработкой новых изделий государственно-частное партнерство состоит в создании условий, приемлемых для частных инвесторов. На этой стадии государством применяются меры по сокращению длительности срока окупаемости инвестиций; осуществляется финансирование затрат малого инновационного предприятия. Такой механизм государственно-частного партнерства уже был применен в концепции образования технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ).
Сейчас отношения между государством и бизнесом строятся на основе личного взаимодействия конкретного чиновника – губернатора, министра и т.п. – и бизнеса. Российскими экспертами отмечается, что внедрение государственно-частного партнерства в России сталкивается с рядом проблем правового (отсутствие необходимой нормативной базы функционирования ГЧП), экономического (неразвитость рыночных отношений) и управленческого (слабое знакомство государственной бюрократии с принципами ГЧП и отсутствие у большинства чиновников профессиональной правовой подготовки для разработки соответствующих контрактов в данной области) характера. В этой связи возникает и вопрос о том, существуют ли политические условия для реализации партнерских отношений власти и бизнеса в нашей стране и в какой мере они к этому предрасполагают [2].
Многие проблемы низкой инвестиционной привлекательности или нежелания частного инвестора вкладывать средства в тот или иной сектор лежат не в экономической и даже не в правовой плоскости. Бизнес зачастую не видит ни стратегических инвестиционных целей, определенных государством, ни самой готовности со стороны государства образовать коалицию с бизнесом на равноправной основе – то есть на принципах партнерства.
Отсутствие в России опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государственным и частным бизнесом в инновационной сфере является существенным препятствием, требует тщательного изучения опыта зарубежных стран по практической реализации тех или иных моделей ГЧП, а также выработки подходов к решению этой проблемы.
Важным сдерживающим фактором для развития ГЧП является несовершенство российского законодательства. Анализ показывает, что действующий Налоговый кодекс РФ является одним из примеров фрагментарного и несистемного решения вопросов, связанных с предоставлением специальных льгот научно-производственным и инновационным организациям, стимулированием наукоемкой продукции потребителей. Необходимо отметить полное отсутствие налоговых льгот для организаций, вовлеченных в инновационную деятельность и реализующих объекты интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках. Вместе с тем, в силу этих причин различные налоговые инициативы не находят своей поддержки от ряда федеральных органов исполнительной власти (в частности Минфина РФ, для которого в соответствии с бюджетным законодательством не существует понятия «инновационная деятельность»), или не используются промышленными предприятиями (например, возможность поощрения изобретателей путем дополнительных выплат за счет авторского вознаграждения) и научными организациями (невозможность коммерциализации разработок, полученных за счет грантов, из-за отсутствия инновационных инфраструктур).[3]
В связи с этим развитие механизмов государственно-частного партнерства необходимо осуществлять по следующим ключевым направлениям:
- создание фондов, предоставляющих финансовые ресурсы организациям на стадии научно-исследовательских разработок
- привлечение частного бизнеса к созданию отраслевых центров трансферта технологий, представляющих собой менее рисковый путь по «технологическому коридору «market pull», основанный на поиске и разработке технологий, необходимых для промышленности. На этом пути уже позиционируют себя как отраслевые центры трансферта технологий ЗАО «Техноконсалт», Лазерная ассоциация, создаваемый технопарк в «БИОМАКЕ»
- использование частного бизнеса для инвестирования средств в создание сети центров коллективного использования научным оборудованием»
Партнерство возможно только тогда, когда заинтересованы оба партнера и за счет этого взаимодействия они могут наиболее эффективно решить проблему. Нет законодательства, понятийно и юридически точно описывающего сам объект ГЧП, а также организационно-финансовые условия такого партнерства. Необходима ясная юридическая позиция относительно собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов. Оно должно также установить приемлемую структуру для принятия государственным сектором связанных риском обязанностей [5].
Таким образом, на пути развития ГЧП в инновационной сфере стоят ряд препятствий, которые необходимо устранить, так как создание партнерства государства и частного бизнеса может оказаться ключевым моментом для дальнейшего прогрессивного экономического развития России. Причем при поиске партнеров необходимо сделать акцент на малые инновационные предприятия, которые при сохранении регулятивной роли государства способны обеспечить достижение необходимого для современной экономики уровня развития инноваций. Создание благоприятных условий для развития ГЧП в инновационной сфере требует принятия соответствующих нормативно-правовых актов и формирования, таким образом, целой отрасли законодательства, регулирующего как инновационную деятельность вообще, так и вопросы, касающиеся непосредственно государственно-частного партнерства.
Библиографический список
1. Белицкая А.В. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. – 2009. – № 2.
2. Вилисов М. Государственно-частное партнерство: Политико-правовой аспект // Власть. 2009. N 7.
3. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика. 2010. N 8. С. 3 - 7.
4. Ленчук Е. Б. Формирование институтов инновационного развития в России// Государственно-частное партнерство в инновационных системах/Под общ. Ред. С. Н. Сильвестрова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 312 с.
5. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство: политика и механизм реализации // Проблемы формирования государственных политик в России. Научный эксперт. М., 2010.
Д.В. Медведев
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|