Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Осмысление сути молодежной политики является весьма перспективным для эффективного формирования и реализации молодежной политики в российском обществе. Рассмотрим проблемы различных трактовок молодежной политики.
В современной науке существует несколько подходов к определению термина «молодежная политика». Согласно одному из них,термин «молодежная политика» охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. В некоторых регионах страны комитеты по делам молодежи объединены с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре, что отражает прямолинейное и узкое понимание сути молодежной политики на данной территории.
В соответствии со вторым подходом, под «молодежной политикой» подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи по решению частных вопросов, касающихся проблем молодежной безработицы, преступности среди подростков, социальной незащищенности молодей семьи.
Согласно третьему подходу, термином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. Это широкое понимание молодежной политики, включающее большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 30 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т. д.). На наш взгляд, именно такая трактовка термина «молодежная политика» является самой удачной и наиболее четко отражающей сущность функций социального государства в молодежной среде.
Наряду с различными подходами к определению самого термина «молодежная политика», существует также дискуссия по поводу ее сущности. В методологическом отношении в основу молодежной политики целесообразно положить теорию социального развития молодежи, которая пока еще недостаточно разработана. Она охватывает изменения, молодого поколения, которые означают его переход от одного социального статуса и свойственного ему качества жизни к другому. Эти изменения молодежной популяции отражают становление ее как субъекта общественного производства и общественной жизни.
Важнейшим аспектом успешной молодежной политики в современной России является нормативно-правовая составляющая, то есть законодательное закрепление основных направлений политики государства по отношению к молодежи. Рассмотрим специфику нормативно-правового регулирования молодежной политики в современной России.
В настоящее время государственная молодежная политика в России реализуется всей совокупностью законодательных актов и специальных программ, мероприятий федерального и регионального уровней, направленных на молодых граждан. Несмотря на то что Российская Федерация является демократическим и социальным государством, на сегодняшний момент до сих пор на федеральном уровне не принят закон о молодежи и государственной молодежной политике. Вследствие этого регулирование и деятельность в рамках молодежной политики осуществляются на уровне дискретных законодательных актов, среди которых можно выделить узконаправленные федеральные законы, которые можно отнести к молодежной политике, указы Президента РФ, касающиеся молодежи, и постановления Правительства РФ, относящиеся к данной сфере. [2]
В 2006 г. была принята Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная на период до 2016 г. и определяющая совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.[1]
Согласно указанной Стратегии, Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Для достижения данной цели требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде.
В этой связи приоритетными направлениями Стратегии предусмотрены проекты, которые должны быть реализованы на федеральном и региональном уровнях. В рамках проектов на федеральном уровне поддерживаются мероприятия, ориентированные на всю молодежь страны, в том числе массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции. В рамках проекта на региональном уровне должны быть созданы условия для решения задач, определяемых настоящей Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического развития Российской Федерации.
Всего в субъектах Российской Федерации реализуется более 286 программ, в которых отражены меры государственной политики в отношении регионального молодежного социума.
Распределение программ по основным направлениям (в %):общие аспекты реализации региональной молодежной политики - 21,0;пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде - 23,0;духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи - 20,0;обеспечение жильем молодых семей - 18,0;поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, - 8,0;трудоустройство молодежи - 4,0;поддержка молодых семей - 3,0;поддержка талантливой молодежи - 2,0;поддержка молодежных общественных организаций - 1,0. [3]
В большинстве регионов существуют и действуют молодежные правительства. Они - часть стратегии построения инновационной экономики, т.е. экономики, основанной на знаниях и эффективном использовании человеческого потенциала. Сначала такие правительства воспринимались как нечто несерьезное, теперь же очевидно, что они помогают как формировать кадровый резерв для государственной службы, так и воспитывать культуру предпринимательской деятельности, бережного отношения к человеческим ресурсам, уважения к профессионалам у молодых бизнесменов, будущих крупных работодателей.
В Волгоградской области в 2011 г. принят закон «О государственной молодежной политике в Волгоградской области», регулирующий отношения, возникающие в связи с определением и реализацией молодежной политики как части единой государственной политики в сфере социально-экономического, политического и культурного развития Волгоградской области, а также устанавливает ее организационные основы и направления на территории Волгоградской области. [4] В соответствии с данным Законом, основными целямимолодежной политики Волгоградской области являются: содействие социальному, культурному, духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и физическому развитию молодежи; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития самой молодежи; создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности молодежных общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию молодых граждан, а также защиту и охрану их прав; создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
Анализ федеральной и региональной нормативно-правовой базы в сфере регулирования государственной молодежной политики в современной России позволил нам прийти к следующим выводам. На сегодняшний день перед законодателем стоит главная задача - на уровне федерального законодательства утвердить главные направления государственной молодежной политики, закрепить ее статус и статус самой молодежи в Российской Федерации, поскольку на современном этапе российская молодежь является одной из самых уязвимых частей общества в плане реализации своих прав в социально-политической и экономической сфере.
Библиографический список
1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ.–25.12.2006. –№ 52 (ч. III), ст. 5622.
2. Киселева Н.А. Государственная молодежная политика на уровне федерального законодательства // Юридический мир. –2010. – № 12. –С. 29 - 33.
3. Пустозерова В. Работают, учатся и руководят. Реализация молодежной политики в регионах // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2011. – № 6. – С. 37 - 44.
4. Закон Волгоградской области от 15.07.2011 N 2210-ОД «О государственной молодежной политике в Волгоградской области» // Волгоградская правда. – № 132. – 20.07.2011.
А. Н. Землянова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|