|
Волгоградский филиал РАНХиГС
Молодежная политика как самостоятельное направление деятельности государства, стала оформляться в европейских странах после завершения второй мировой войны. Большой вклад в развитие международной стратегии молодежной политики внесла Организация Объединенных Наций, которая в 1960-1980-е годы приняла целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи. 1985 год был объявлен ООН Международным годом молодежи.
Не менее важную миссию взял на себя Совет Европы. В Совете Европымолодежную политику курирует Директорат по вопросам молодежи и спорта.В ведении молодежного сектора Совета Европы находятся два Европейских молодежных центра в Страсбурге и Будапеште, которые являются образовательными, информационными, тренинговыми и исследовательскими структурами.
Стратегия молодежной политики Совета Европы призвана обеспечить «возможность молодым людям быть активными гражданами в социальном, а также в трудовом плане». Активность требует быть автономным для развития и выражения своих идей. Именно поэтому молодежная политика должна «пропагандировать доступ к социальной автономности» и «помогать молодым быть автономными, надежными, креативными, ответственными за других». Молодежи требуется автономность для того, чтобы принимать такие ценности, как многосторонняя демократия, права человека, социальная справедливость, равные возможности, социальное единство, солидарность и мир. Эта автономная фаза необходима также для того, чтобы молодежь могла интегрироваться в общество. «Интеграция в общество» в данном случае относится к интеграции в рынок труда, возможности сделать вклад в развитие цивилизованного общества, активному участию в общественной жизни и конституционной демократии.
В марте 1992 г. Советом Европы была принята Европейская хартия участия молодежи в муниципальной и региональной жизни. В ней содержался призыв к большей вовлеченности молодежи в государственные дела на региональном и местном уровнях и к реализации «различных форм участия», применимых ко «всей молодежи без дискриминации». В Рекомендации по участию молодежи в строительстве будущего гражданского общества, принятой в 1997 г., была подтверждена «решающая роль участия молодежи в развитии гражданского общества как ресурса постоянного обновления демократического общества». [1]
Важная задача Совета Европы в области работы с молодежью заключается в разработке единой европейской политики, направленной на участие молодежи в общественной жизни, привитие ей чувства гражданственности, предоставление возможностей получения образования и трудоустройства. Совет Европы способствует укреплению межгосударственного сотрудничества с целью стимуляции развития молодежных структур во всех государствах-членах Совета Европы, выдвижения ими инициатив, а также международного сотрудничества между молодежными организациями. Большинство европейских стран обладают трехуровневой, каскадной структурой реализации молодежной политики.Первый уровень включаетзаконодательную базу и общие направления ее реализации, которые разрабатываются на уровне центрального правительства.На втором уровне правительство, в свою очередь, делегирует возможности ее осуществления региональным и муниципальным администрациям. Третий уровень представлен молодежными организациями.
В ряде стран основным инструментом участия молодых людей в молодежной политике являются молодежные организации.Например, в Германии насчитывается около 90 межрегиональных молодежных организаций и союзов, в которых состоит примерно 25% всего молодого населения государства. В молодежной работе государство тесно сотрудничает с союзами, обществами, религиозным объединениями, фондами и другими независимыми организациями, благодаря чему создается широкий спектр предлагаемых услуг. Признак федеративного устройства – перенос задач на местный уровень, близкий населению: на города, районы и общины.
В Финляндии государственная финансовая поддержка оказывается 75 национальным организациям. На местном уровне молодежные объединения получают финансовую и иного рода поддержку (тренинг, обеспечение оборудованием) из средств местных органов власти. В зависимости от национальной специфики варьируются и задачи молодежной политики. В ряде стран – это семейная политика, правовая и социальная защита, но в большинстве – обеспечение социальных, политических, экономических, образовательных и др. возможностей для молодых людей. [2]
На рубеже XX-XXI веков молодежная политика становится одним из ведущих направлений международного сотрудничества. В 1995 г.Генеральная Ассамблея ООН приняла «Всемирную программу действий, касающуюся молодежи, до 2000 года и на последующий период». В число стратегических приоритетных направлений деятельности, направленных на улучшение положения молодежи, Программа включала: образование, занятость, борьбу с голодом и нищетой, здравоохранение, охрану окружающей среды, снижение преступности несовершеннолетних , полноправное и эффективное участие молодежи в жизни общества и принятии управленческих решений. [3] В 1998 году на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике. В Декларации признавалось, что «молодежь является позитивной силой в обществе и обладает огромнейшим потенциалом для содействия развитию и прогрессу общества». Ставились конкретные практические социальные задачи: облегчение перехода от учебы в школе к трудовой деятельности; создание большего количества рабочих мест для юношей и девушек; обеспечение более широкого участия молодых людей в жизни общества и тем самым – снижение уровня их преступности и злоупотребления наркотиками. [4]
Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., обострил многие социальные проблемы, в том числе и проблему адаптации молодежи в современном обществе. В связи с этим на шестьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 июля 2011 г. был принят Итоговый документ«Молодежь: диалог и взаимопонимание».В нем содержится призыв кгосударствам-членам ООН разрабатывать всеобъемлющие стратегии и планы действий, ставящие во главу угла интересы молодежи, особенно молодежи беднейших и социально изолированных слоев населения, и затрагивающие все аспекты развития молодежи. Подчеркивается необходимость заняться решением глобальной проблемы безработицы среди молодежи путем разработки и осуществления стратегий, дающих молодым людям во всем мире реальный шанс найти достойную и продуктивную работу, и в этом контексте рассмотреть возможность принятия усилий по разработке глобальной стратегии обеспечения занятости молодежи, уделяя особое внимание проблеме молодежной безработицы. [5]
Российская Федерация в настоящее время находится в числе стран, активно приобщающихся к социальным стратегиям международного сообщества. Молодежная политика в РФ находится в стадии формирования. Для ее успешного развития необходимо, опираясь на позитивный мировой опыт, выстраивать собственную структуру реализации молодежной политики, с учетом специфики отечественных молодежных проблем.
Библиографичекий список
1. Соколов А.В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. – 2009. – № 1 (23). – С. 86, 88.
2. Молодежная политика: тенденции и международная практика. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./97301/143063/149377/157359
3. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период. [Электронный ресурс]Режим доступа:http://vmo.rgub.ru/files/rezoluzija_oon_pogramma_dejstvij_1996-146-2.pdf
4. Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам, принятая на всемирной конференции министров по делам молодежи 8-12 августа 1998 года. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/lisbon.pdf
5. Итоговый документ заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по теме «Молодежь: диалог и взаимопонимание». [Электронный ресурс]Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/files/itog_zased_po_molod_2011-146-2.pdf
В. В. Ткач
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|