Сделай Сам Свою Работу на 5

Битва в гомеровские времена.





  А Мирмидонцы меж тем за Патроклом вождем ополчившись Двигались вместе, пока на врагов не обрушились грозно… Так Мирмидонцы в то время с таким же бестрепетным духом Из кораблей налетели, и крик раздавался немолчный.
с. 495 Голосом зычным Патрокл воззвал, обращаясь к дружине… И Мирмидоняне все на Троянцев обрушились разом. Грозно суда огласились воинственным кликом Ахеян. Лишь увидали Троянцы Менойтия храброго сына Вместе с товарищем брани, покрытых оружием светлым, Дрогнуло сердце у всех, и фаланги пришли в беспорядок, Ибо они полагали, что сын быстроногий Пелея Долгий свой гнев укротил и с Ахейцами вновь примирился. Каждый, дрожа, озирался, чтоб гибели черной избегнуть. Первый Патрокл блестящим копьем замахнулся и бросил Прямо в средину толпы, где теснилося больше героев, Перед кормой корабля благородного Протезилая, И поразил Пирехмеса; наездников храбрых Пеонян Из Абидоса привел он, где Аксий струится широко. В правое ранил его он плечо, и тот, громко стеная, Навзничь свалился во прах. Отступила дружина в испуге, Ужас в Пеонянах всех возбудил сын Менойтия храбрый, Их полководца убив, кто в кровавом бою отличался… Бой закипел меж вождями, и муж умерщвляем был мужем. Первым Патрокл могучий, Менойтия сын благородный, Ареилика ударил, к нему обращенного тылом, Острою медью в бедро. И насквозь острие проскочило, Кость раздробив, и Троянец на землю лицом повалился. Царь Менелай, сын Атрея воинственный, ранил Фоаса В грудь, неприкрытую круглым щитом, и сковал ему члены. Сын же Филея, заметив Амфикла с подъятым оружьем, Ранее бросил копье и в бедро его с краю ударил, Там, где лежит у людей наиболее крупная мышца. Медь разорвала все жилы, и тьма ему очи покрыла… Сын Оилея Аякс наскочил на бойца Клеобула И овладел им живым, когда тот среди давки споткнулся, Тут же лишил его силы, мечом по затылку ударив. Меч с рукоятью прекрасной весь сделался теплым от крови. Черная смерть и судьба закрыли глаза Клеобулу. Тою порой Пенелей и Ликон друг на друга напали; Оба сперва промахнулись, напрасно пустив свои копья, И налетели с мечами. Ликон Пенелея ударил По верху шлема его густогривого, только сломался За рукояткою меч, и тогда Пенелей его ранил В шею над ухом, и меч весь проник глубоко; уцелела Кожа одна, голова же повисла и члены ослабли… С криками так от судов побежали Троянцы в смятеньи И не в порядке вернулись; чрез ров Приамида в оружьи Вынесли быстрые кони, а войско Троянцев оставил Перед глубоким он рвом, задержанных там поневоле. Резвые кони без счета ломали влекущие дышла
с. 496 И покидали во рву колесницы вождей умерщвленных. Храбрый Патрокл, взывая к своим, за бегущими гнался, Горе готовя Троянцам, которые криками бегства Все наполняли дороги, — они врассыпную бежали. Вихрем вздымалася пыль к облакам, когда в Трою обратно Цельнокопытные кони неслись от судов и палаток…
(Илиада, XVI, 256 и сл. Перев. Минского).
Павший воин.

Набор войска.





Афины. Первоначально в Афинах, как и в других городах, для всех тех, кто принимал участие в общественной жизни, военная служба являлась правом и обязанностью. В героическую эпоху во время битв первая роль несомненно принадлежала царям и вождям, так что сражения «Илиады» напоминают скорее турнир или дуэль. Но воины, составлявшие основную часть войска, которая иногда выстраивалась в ряды для участия в общих действиях, не были ни рабами, ни наемниками. В лагере, который был подобием города, они представляли собою«демос», присутствующей при обсуждении дел на агоре.

С. 497 После падения царской власти самое древнее греческое правительство состояло, по словам Аристотеля, из граждан, бывших на войне. Это обстоятельство определенно проявляется и в установленной Солоном системе. Люди последнего класса, носившие наименование фетов, освобождались от военной службы, потому что они не пользовались почти никакими политическими правами. Пока у афинян существовало национальное войско, этот принцип постоянно соблюдался ими.



Официальный список, на основании которого совершался набор войска, назывался ληξιαρχικὸν γραμματεῖον, т. е. указателем гражданского положения разных лиц. Он составлялся демархом в каждом деме, и ежегодно в него включались молодые люди, достигшие 18-летнего возраста. Внесение кого-нибудь в этот список было в Афинах признаком распространения на него прав гражданства. До тех пор он ничего не был обязан делать по отношению к государству и не пользовался гражданскими правами. Из всех этих записей в каждой филе составлялся перечень молодых людей, обязанных нести военную повинность, а собрание этих списков называлось каталогом. Каждый желающий попасть в него должен был удостоверить, что он удовлетворяем требуемым условиям возраста и ценза. Кроме того, необходимо было выдержать известное физическое испытание. В этих списках граждане числились от 18 до 60-летнего возраста.

Условия службы не были одинаковы для всех этих людей. Молодые люди от 18 до 20 лет, эфебы и περίπολοι, не принимали участия ни в каких отдаленных походах. На них лежала охрана территории и портов, защищавших границы Аттики. С другой стороны, люди более пожилые, имевшие свыше 50 лет, по-видимому, в этом отношении стояли наравне с эфебами. Следовательно, для похода за пределами страны в гоплиты набирали только граждан от 20 до 50-летнего возраста. Тот случай, когда все граждане этого разряда призывались одновременно, называлсяπανδημεί или πανστρατιᾷ. Таким образом, даже массовый набор касался толькос. 498 граждан, внесенных в регулярные списки, но к этим лицам в таком случае обыкновенно присоединялись метэки, способные нести службу тяжеловооруженного воина, а также легковооруженные воины. В начале Пелопоннесской войны, по словам Фукидида, число гоплитов, возраст которых был менее 20 или более 50 лет, достигало 13 000. Число этих воинов в возрасте от 20 до 50 лет составляло 10 000. И к тому и к другому из этих разрядов надо прибавить еще 3000 метэков, которые исполняли обязанности гоплитов.

В тех случаях, когда постановление Народного Собрания не объявляло общего набора, гоплиты призывались по выбору из имен, указанных в каталоге (ἐκ καταλόγου). Для этих частичных наборов применялись два способа. Иногда народ, по выражению Аристотеля, прямо определял, «начиная от какого и до какого архонта-эпонима следовало сделать кампанию». Это называлось στρατεία ἐν τοῖς ἐπωνύμοις. Изъятия и отсрочки применялись только по отношению к тем, кто был занят какой-нибудь другой общественной службой. Иногда же народ довольствовался только указанием общего числа гоплитов, подлежащих набору. Тогда дело заключалось в том, чтобы забрать лишь часть, а не всех граждан данного разряда (στρατεία ἐν τοῖς μέρεσι). Задача стратегов и таксиархов в этих случаях становится более сложной. Это было, правда, средством составить отборное войско, но вместе с тем теперь представлялся случай оказать покровительство одним гражданам в ущерб другим. Аристофан жалуется на злоупотребления, вытекавшие отсюда и дававшие часто основание для судебных процессов, которые подымались обиженными гражданами. Но до произнесения приговора судей призываемый на службу гоплит обязан был вооружиться и явиться в войско в назначенный день. Таксиарх отмечал имена отсутствующих, которые впоследствии подлежали законной ответственности.

Конница составляла, если не постоянное, то, по крайней мере, избранное войско, которое служило даже в мирное время и созывалось чаще, чем пехота, так как всадники с. 499 участвовали в религиозных церемониях и процессиях. Количество всадников было, кроме того, определенным, и обязанностью гиппарха было следить за тем, чтобы наличный состав их был всегда полным. Список всадников составлялся ежегодно заново. Филарх каждой филы выбирал из своего списка известное число молодых людей первого или второго класса деления Солона. Он останавливался на самых богатых и сильных. Но прежде, чем попасть в войско, молодые люди должны были по его требованию выдержать особое испытание перед Советом (δοκιμασία). Для гражданина, становящегося всадником, такое испытание было необходимо, но зато оно давало ему безусловное право на вступление в этот разряд воинов. Если только гражданин был избран гиппархом и получил одобрение Совета, он был уже уверен, что в течение года не переменит рода службы, и ни стратег, ни таксиарх не переместят его в разряд гоплитов.

2. Спарта. В Спарте всякий гражданин отбывал военную службу от 20 до 60-летнего возраста. Согласно утверждению Аристотеля, отец трех сыновей освобождался от нее, но мы не знаем, к какому времени относилось это мероприятие. Набор, как и в Афинах, совершался по способу στρατεία ἐν τοῖς ἐπωνύμοις. Классы, которые должны были выставить определенное количество новобранцев, определялись эфорами. Впрочем, не довольствовались набором воинов из собственно спартиатов, но призывали также такое число периэков, в каком была необходимость. В эпоху персидских войн периэки составляли особые отряды; во время Пелопоннесской войны они смешивались с гражданами.

По сообщению Геродота, Леонид имел при Фермопилах 300 отборных воинов, состоявших из отцов семейств. Фукидид называет их «300 всадниками». Они носили наименование всадников, хотя и не находились на лошадях. Ксенофонт указывает, каким способом производился набор их. Ежегодно эфоры назначали трех молодых людей в расцвете сил, которые, в свою очередь, выбирали по сотне юношей. В военное с. 500 время этот отряд из трехсот человек составлял охрану царя и не распускался даже во время мира.

Наряду с могущественной пехотой спартанцев их конница была очень жалка. Она образовалась в довольно позднюю эпоху, около 424 года до Р. Х., и никогда не пользовалась почетом, если правильно утверждение Ксенофонта, что на лошадей, поставлявшихся богатыми гражданами, сажали людей, способных к службе в пехоте.

(Hauvette. Dict. des Antiq. т. II, стр. 206 и сл.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.