Сделай Сам Свою Работу на 5

Используется греческий шрифт.





С. 489

Глава двенадцатая.

Войско и флот.

Содержание: 1. Патриотизм. — 2. Обязанность гражданина защищать свое отечество. — 3. Военная песнь VII века до Р. Х. — 4. Вооружение в гомеровскую эпоху. — 5. Битва в гомеровские времена. — 6. Набор войска. — 7. Злоупотребления при наборе войска, по свидетельству Аристофана. — 8. Наемники. — 9. Различные виды войск. — 10. — Командование войском в Спарте. —11. Командование войском в Афинах. — 12. Начальник наемников. — 13. Жалованье войскам. — 14. Порядок похода. — 15. Боевая тактика. — 16. Битва при Марафоне. — 17. Сражение при Мантинее. — 18. Укрепления. — 19. Осада Платеи. — 20. Триера. — 21. Экипаж корабля. — 22. Триерархия. — 23. Триерарх на своем корабле. — 24. Пирей и афинский флот. — 25. Сражение при Саламине. — 26. Почести, воздававшиеся гражданам, погибшим за отечество.

Патриотизм.

Слово «отечество» у древних означало землю отцов. Для каждого древнего грека отечеством был участок земли, освященный его домашней или национальной религией, той земли, где лежали кости и обитали души его предков. Малое отечество подразумевало принадлежащий семье огороженный участок с собственными могилой и очагом. Отечеством в большом виде было государство-город с его пританеем и героями, с его священной оградой и территорией, установленной религией.«Священная земля отечества», говорили греки, и это не были пустые слова. Земля была действительно священна для человека того времени, потому что она служила обиталищем его богов. Государство, гражданская община, отечество — эти слова не были только отвлеченным понятием, как у новейших с. 490 народов, а действительно выражали совокупность местных божеств с их повседневным культом и с могущественными верованиями в души предков.



Этим объясняется патриотизм древних — то сильное чувство, которое считалось у них высшею добродетелью и к которому сводились все прочие добродетели. С отечеством соединялось все самое дорогое для человека. В нем совмещались его благосостояние, безопасность, права, вера, боги. — Утрачивая его, он терял все. Столкновение частных и общественных интересов было почти невозможно для него. Платон1 говорит: «Отечество порождает нас, питает и воспитывает». Софокл2 же заявляет: «Отечество — вот наша охрана».



При таком понимании отечества оно обозначает не только местожительство человека. Покидая священные стены родины, переходя через священные границы ее пределов, грек уже не находил для себя ни религиозных, ни общественных связей. Везде в другом месте он стоял за пределами правильно установленного обихода и покровительства законов. Повсюду он попадал в приниженное состояние, становился вне устоев нравственной жизни. Его человеческое достоинство и права осуществлялись только в отечестве. Он мог быть счастлив только там.

Он был соединен с отечеством священными узами. Отечество надо было любить, как любят религию; повиноваться ему, как повинуются божеству. Ему надо было отдаваться целиком, посвятить ему все. Досталось ли отечеству на долю блеск или унижение, благоденствие или несчастие, человек должен любить его. Любовь эту следует питать к нему и за его благодеяния, и за тяготы, в особенности надо уметь умирать за него. Греку не свойственно было жертвовать жизнью во имя преданности какому-нибудь другому человеку или во имя своей чести, но с. 491 отечеству он обязан отдать свою жизнь: ведь нападение на его отечество было нападением на самую религию. Грек действительно сражался за свои алтари и очаги, потому что, как только враг завладевал городом, он сейчас же ниспровергал алтари, гасил очаги, оскорблял могилы, истреблял богов, уничтожал культ. Благочестие древних состояло в любви к отечеству.

(Fustel de Coulanges. La Cité antique, стр. 233—234).



Обязанность гражданина защищать свое отечество.

В тот момент, когда Афины потерпели поражение при Херонее от македонского царя Филиппа, некто Леократ бежал из Афин и уклонился таким путем от обязанности защищать свое отечество. Когда после довольно долгого отсутствия он явился в Афины, оратор Ликург заставил его предстать пред судом. Вот в каких выражениях Ликург клеймил его поведение·

«Вы должны наказать Леократа во имя Афин, во имя ваших богов. Единогласным постановлением вы должны выразить сегодня ваше отношение к величайшим и позорнейшим преступлениям, публично совершенным Леократом. Они состоят: в измене, потому что, покидая город, он предал его в руки врагов; в оскорблении демократии, потому что он отказался бороться за ее свободу; в нечестии, потому что он предоставил врагам, поскольку это от него зависело, вырубать священные леса и ниспровергать храмы; в оскорблении своих предков, потому что он способствовал разрушению их могил и лишению погребальных почестей, которые был обязан совершить в честь их; наконец, в дезертирстве и неповиновении, потому что он не явился к стратегам, чтобы они отправили его в войско. Кто из вас после всего этого способен оправдать его или оставить безнаказанными столько умышленно совершенных преступлений? Кто из вас будет столь безрассудным, что, спасая этого подлого человека, предоставит свое с. 492 собственное спасение людям, способным покинуть вас в опасности? Кто из сожаления к этому человеку пожелает сделаться жертвой неумолимого врага и, оказывая снисхождение изменнику отечества, вызвать таким образом мщение богов?»

(Ликург. Против Леократа, 146—148).

Военная песнь VII века до Р. Х.

Славно ведь жизнь потерять, средь воинов доблестных павши, Храброму мужу в бою из-за отчизны своей; Град же родной и цветущие нивы покинув, быть нищим — Это, напротив, удел всех тяжелейший других! С матерью милой, с отцом-стариком на чужбине блуждает, С малыми детками трус и с молодою женой. Будет он жить ненавистным средь тех, у кого приютится, Тяжкой гонимый нуждой и роковой нищетой. Род он позорит и вид свой цветущий стыдом покрывает; Беды, бесчестье летят всюду за ним по следам. Если же, вправду, ни теплой заботы не встретит скиталец, Ни уваженья, стыда иль состраданья в нужде, — Будем за родину храбро стоять и, детей защищая, Ляжем костьми, не щадя жизни в отважном бою! Юноши, бейтесь же, стоя рядами, не будьте примером Бегства постыдного иль трусости жалкой другим, Но сохраняйте в груди всегда дух удалой и могучий И не жалейте души, выйдя с врагами на бой! Не покидайте старейших, у коих уж слабы колена, И не бегите, предав старцев на жертву врагам. Страшный позор вам, когда среди воинов первых упавший Старец лежит, впереди юных летами бойцов, Старец с главою уже убеленной, с седой бородою, Полный отваги еще, дух испуская в пыли, Кровью облитые члены руками прикрыть не забывши, — Стыдно и страшно глядеть глазу на этот позор — Без одеянья на теле! А юноше все ведь пристойно, Если он доблестный цвет юности нежной хранит: Видом он — дивен мужам, пока жив, и пленителен женам; Если ж падет средь бойцов, — чудной сияет красой! Пусть же, широко шагнув, стоит каждый на месте, ногами В землю сильней упершись, губы зубами прижав.
(Тиртей. Перевод В. В. Л.).

С. 493

Вооружение в гомеровскую эпоху.

Оборонительное оружие, сделанное из бронзы, состояло из шлема, лат, щита и наколенников, или кнемид. К этому надо прибавить особый металлический пояс, прикреплявшийся к тому месту, где кончались латы, и служивший для защиты живота и поясницы. На верху шлема развевался султан из конских волос, выкрашенный иногда в красный цвет. К шлему были приделаны приспособления для защиты щек, но для защиты носа их не было. Два толстых бронзовых листа, соединявшихся на боках, составляли латы: один из них покрывал грудь, другой — спину. Щит был круглым или овальным. В первом случае у него было две ручки: в одну продевали руку, за другую держались пальцами. Щит продолговатой формы достигал иногда почти размеров человеческого тела; в этом случае его необходимо было держать всей рукой. Благодаря особенному кожаному ремешку щит можно было при ходьбе или беге положить себе на спину.

Шлемы.   Воин.

Наступательное оружие делалось также из бронзы. О железных наконечниках стрел, железном мече и палице упоминается всего в двух-трех стихах, да и то вставленных, может быть, позднее. Главным оружием был длинный обоюдоострый меч. Деревянная или костяная оправа, прикрепленная золотыми или серебряными гвоздями к рукоятке, давала возможность взять это оружие рукой и крепко держать его. На ножнах с. 494 часто были украшения из серебряной и золотой инкрустации. Нередко к ножнам прикрепляли другой, более короткий меч, который пускали в ход, если ломался первый. Ясеневое древко с металлическими остриями на обоих концах составляло копье. Одно острие служило для нападения; другое для втыкания в землю. Копьем этим наносили удары и метали его в неприятеля. Наконечники стрел были трехгранные. Их нельзя было извлечь из тела, так как они делались с особыми зазубринами. Впрочем, стрелки играли в войске только второстепенную роль. Воины, пользующееся известностью, выезжали на сражение в колеснице, которая запрягалась парой лошадей; ими управлял кучер, стоящий рядом с воином. Он придерживал лошадей в то время, как воин, спустившись на землю, сражался со своим противником; а когда борьба заканчивалась, он вез его обратно, победителем или побежденным.

(Perrot. Revue des Deux Mondes, т. LXX (1885), стр. 305).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.