Сделай Сам Свою Работу на 5

Когда грек получал национальную награду, он желал более всего, чтобы это было сделано в форме освобождения его от того или иного налога. Но применяли эту меру не часто. Вот пример такой награды.

«Государство дарует Медику и детям Эсепа освобождение от налогов и право питаться в пританее. Изъятие из этого права делается только по отношению податей, которые взимаются при пользовании общественными верфями для постройки кораблей и употреблении общественных весов, а также для пошлин при продаже лошадей и рабов и для четвертного налога2. В остальном они будут с. 481пользоваться безусловным освобождением. Народ обязан под присягою уважать эту милость».

(Röhl. Inscriptiones Graecae antiquissimae, 491).

Национальная подписка.

Добровольные пожертвования граждан были в Греции в достаточной мере распространены. Иногда само государство открывало национальную подписку, как гласит, например, следующая надпись III века до Р. Х.:

«Народ постановил:

Для того, чтобы произвести сбор денег, которые дали бы военному казначею возможность расходовать необходимые средства с целью обеспечить на остальную часть этого года возможность сбора жатвы… граждане и другие жители, желающие пожертвовать деньги на безопасность города и охрану территории, приглашаются делать об этом заявление в Совет или записываться у стратегов от настоящего времени до месяца Мунихиона. Никто не должен жертвовать более 200 драхм и менее 50. Жертвователи, каждый в зависимости от своих заслуг, будут увенчаны и удостоены народного одобрения и почета. Секретарь народа озаботится написанием этого постановления и имен жертвователей на каменной стеле, которая будет поставлена на агоре, чтобы все могли видеть усердие благодетелей народа…

Список тех, кто сделал пожертвование на безопасность города и охрану территории согласно постановлению народа».

Затем идет длинный перечень имен, почти всех с пожертвованиями по 200 драхм.

(Corpus inscript. Atticar., т. II, стр. 334).

Государственные займы.

Когда для государства являлась необходимость заключить заем, оно обращалось к какому-нибудь храму или, в более редких случаях, к частному лицу.

с. 482 1. Деньги, которые афинский народ взял в долг у Афины Паллады:



«Казначеи Андрокл и его товарищи вручили… стратегам Гиппократу и его товарищам… (год и число) 20 талантов (около 44 400 руб.). Проценты с этой суммы составляли 5636 драхм (около 2085 руб.).

Второй взнос денег (год и число) — 50 талантов (около 111 000 руб.). Проценты с этой суммы — 2 таланта 1970 драхм (около 5170 р.).

Третий взнос (год и число) — 28 талантов 5078 драхм (около 64 040 руб.). Проценты — 1 талант 1719 драхм 2 обола (около 2855 руб.).

Четвертый взнос (год и число) — 441∕2 таланта (около 108 780 руб.). Проценты — 1 талант 4662 драхмы 1 обол (около 3945 руб.).

Пятый взнос (год и число) — 100 талантов (около 222 000 руб.). Проценты — 3 таланта 5940 драхм (около 8858 руб.).

Шестой взнос (год и число) — 18 талантов 3562 драхмы (около 41 280 руб.). Проценты — 4172 драхмы 21∕2 обола (около 1544 руб.).

Всего было взято в долг во время службы Андрокла 261 талант 5640 драхм (около581 500 руб.).

Всего было уплачено процентов на занятые суммы во время службы Андрокла — 11 талантов 99 драхм 1 обол (около 24 420 руб.)».

(Corpus inscript. Atticar., т. I, 273).

Деньги, взятые в долг у одной женщины городом Орхоменом.

«Никарета из Феспии в присутствии ее мужа Дексиппа дала в долг представителям Орхомена (следует 4 имени) и их поручителям (следует 10 имен) —18 833 серебряных драхмы (около 6970 руб.). Деньги переданы в Феспии. Срок уплаты — праздник Панбойотий такого-то года.

Заемщики или их поручители должны вернуть Никарете взятые в долг деньги на празднике Панбойотий, за три дня до жертвоприношений. В противном случае ихс. 483 будут преследовать по закону. Никарета может тогда привлечь к суду как заемщиков, так и их поручителей, отдельно какого-нибудь из них или нескольких, или всех вместе, а также имеет право на их имущество. Этот договор будет иметь силу, если будет предъявлен от имени Никареты и кем-нибудь другим.

Свидетели: Семь феспийцев.

Договор положен на хранение к Фифиаду».

(Inscriptions juridiques grecques, т. I, стр. 283).

Финансовые приемы.

Вот как поступили жители Лампсака. В то время, когда мука стоила 4 драхмы (около 1 руб. 48 коп.) за медимн, они приказали торговцам продавать ее за 6 драхм. Они подняли цену на масло вместо 3 драхм (около 1 руб. 10 коп.) за хус3 до 41∕2(около 1 руб. 67 коп.). Так же поступили по отношению к вину и другим продуктам. Этот излишек передавался государству.

Когда лакедемоняне принуждены были дать вспомоществование самосцам, они решили наложить на самих себя, своих рабов и скот пост на один день. Сумма, которая была сэкономлена таким образом, передана была самосцам.

У хиосцев был закон, согласно которому долговые обязательства записывались должностным лицом. Однажды, переживая нужду, они сделали следующее постановление: частные долги должны уплачиваться не кредитору, а государству; государство же обязуется выдавать этим кредиторам проценты из тех доходов, которые оно извлечет с помощью полученных таким путем денег.

Жители Клазомен испытывали нужду в хлебе и деньгах. Они решили, чтобы все, кто имеет масло, отдали его государству за известные проценты. Масло было одним из главнейших продуктов их страны. Затем они наняли корабли своих кредиторов, отправили с. 484 их в страны, откуда они получали хлеб, и сдали там это масло под залог.

Эфесцы запретили однажды женщинам носить золотые украшения и приказали отдать в долг государству те из них, которыми они обладали.

(Лже-Аристотель. Экономика, 2, 7, 9, 12, 16, 19).

Литургии.

Государство в Греции удовлетворяло своим нуждам не только путем денежных поборов, а также и с помощью различных повинностей, называемых литургиями. Они, не обогащая государственной казны, избавляли ее, по крайней мере, от расходов.

Среди обычных, ежегодно повторявшихся литургий самой важной былахорегия, т. е. составление хора, который должен был участвовать в драматических представлениях. Затем следовала гимназиархия. Тот, на кого ложилась эта обязанность, должен был подготовлять для разных празднеств борцов в гимназиях, содержать их во все время этой подготовки, наконец, устроить приличным образом место для битвы. Лампадархия предполагала устройство конских скачек или состязаний в беге людей с зажженными факелами. Лизий ссылается на одно лицо, которое израсходовало на это 1200 драхм (около 444 руб.). Архифеория состояла в представительстве государства на каких-нибудь иностранных торжествах. Расходы на это несли частью государственная казна, частью глава посольства. Упоминается, кроме того, о других литургиях, учрежденных для доставления средств на устройство состязаний колесниц и судов, устройство общей трапезы для членов одной и той же филы и т. д.

Этим повинностям подлежали лишь те, кто обладал состоянием не менее, как в 3 таланта (около 6660 руб.). Незамужние сироты освобождались от нее. Юноши-сироты пользовались этой льготой в течение года после их совершеннолетия. Никого нельзя было обязать с. 485 выполнять две литургии в год или одну и ту же литургию подряд два года.

Триерархия была чрезвычайной и самой обременительной литургией. Она состояла в обязанности снарядить военный корабль.

Если какой-нибудь человек находил, что литургия наложена на него неправильно и что сосед его был избавлен от нее несправедливо, он мог настаивать, чтобы этот последний занял его место. Часто такое требование встречало отказ со стороны этого лица. В таком случае суд постановлял совершить предварительную конфискацию достояния и одного, и другого. Составлялась опись имущества, и более богатый подвергался литургии. Это носило название ἀντίδοσις.

(Schömann. Antiquités grecques, т. I, стр. 523 и сл.; Lecrivain. Revue historique, т. XL, стр. 276 и сл.).

Хорегия.

На хореге лежала обязанность устроить и обучить на свои собственные средства хор, который принимал участие в состязаниях на различных празднествах, как, например, на Дионисиях или Панафинеях. Обязанность эта считалась очень почетной, но с нею были сопряжены такие большие расходы, что она была доступна лишь людям, обладающим крупным состоянием. Впрочем, богачи считали долгом чести не отступать ни перед какими жертвами. Их побуждали к этому, с одной стороны, примеры их предшественников и соперников или надежда получения награды на состязаниях, с другой — желание избежать насмешек сограждан и упреков должностных лиц.

Для каждого праздника всякая фила доставляла по одному хорегу. Обыкновенно соответствующие власти назначали его заранее, но иногда находились лица, сами предлагавшие свои услуги. Прежде всего хорегу приходилось искать лицо, которое способно было бы составить хор. Для этого устраивалось собрание всех десяти хорегов под председательством архонта, и устанавливалась по жребию очередь, в которой на каждого из них с. 486 ложилась обязанность избирать дидаскала, или учителя. Во времена Демосфена к такому же приему прибегали для нахождения флейтиста. Затем надо было приняться за розыски хористов, которые должны были состоять исключительно из граждан.

Если у хорега не было времени ходить на репетиции, он поручал эту обязанность какому-нибудь доверенному лицу, но ответственным за все был лично он. Он доставлял помещение, удобное для упражнений хора; чаще всего это происходило в его собственном доме. Он кормил хористов и платил им жалование; он или заказывал, или брал на прокат для них и для себя прекрасные костюмы, венки и маски. В день празднества он с великой пышностью отводил хор на место состязания и присутствовал при его выступлении. Во время всей этой церемонии он считался лицом священным. Оскорбление ему было оскорблением государству и богу, в честь которого происходило празднество.

После состязаний всех хорегов распределяли по степеням. Первый из них получал венок. Но победителем считался не он, а его фила. Наградой хору танцоров на празднике Великих Панафиней служила телка. На празднике Дионисий хор певцов награждался треножником. Хорег был обязан посвятить этот треножник богу и сделать на нем надпись, упоминавшую об его имени, успехе, составе хора, его филе, о дидаскале и флейтисте, которые помогали ему.

Трагический хор требовал больших расходов, чем хор комический. Согласно свидетельству Лизия, один богатый гражданин израсходовал на содержание трагического хора 3000 драхм (около 1110 руб). Хор танцоров стоил ему 800 драхм (около 296 руб.). Устройство хора на празднике Великих Панафиней и посвящение треножника, полученного им в награду, обошлось в 5000 драхм (около 1850 руб.). В общем, в течение 9 лет на 7 хорегий у него вышло около 4940 рублей. Чтобы облегчить тягости этой литургии, около 406 года было разрешено устраивать ее сообща двум гражданам. Впоследствии государство стало брать на себя иногда даже все расходы.

С. 487 Это учреждение не было особенностью только одних Афин, но встречалось также на о. Сифне, Эгине, в Митиленах, Фивах, Орхомене и Кеосе, но нам неизвестно, сохраняло ли оно всюду одинаковый характер.

(По сочинению Krebs. Dictionn. des antiquités, т. I, стр. 1117—1119).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.