Сделай Сам Свою Работу на 5

Используется греческий шрифт.





С. 452

Глава десятая.

Правосудие.

Содержание: 1. Право частной мести. — 2. Аристократический характер суда. — 3. Суд присяжных. — 4. Отсутствие общественной обвинительной власти. — 5. Сикофанты. — 6. Пытка. — 7. Логографы. — 8. Клятва гелиастов. — 9. Афинский присяжный по изображению Аристофана. — 10. Афинский присяжный по описанию ораторов. — 11. Заседание присяжных. — 12. Захват имущества. — 13. Наказание за убийство. — 14. Разные виды наказаний. — 15. Смерть от цикуты. —16. Политические процессы. — 17. Процесс по поводу венка.

Право частной мести.

В первобытной Греции преследование за убийство ложилось не на общественную власть, а на родственников жертвы, и осуществлялось не судом, а посредством оружия. Одним словом, война одной семьи против другой представляла единственный способ пресечения преступлений.

Легко представить себе происходившие вследствие этого беспорядки. Поэтому уже с ранних времен почувствовалась необходимость заменить указанный обычай другим, менее варварским. Таким средством явился выкуп, т. е. особая сделка, по которой виновный выплачивал протори и убытки, чем обеспечивал себе жизнь и имущество. Очень возможно, что этот обычай постепенно переходил в право и что договоры подобного рода первоначально обусловливались соглашением сторон, а потом уже сделались обязательными. В гомеровскую эпоху этот обычай достигает уже полного развития. Одна из с. 453 изображенных на щите Ахилла сцен описывается поэтом таким образом:



«Множество граждан толпятся на месте народных собраний. Тяжба пред ними решается. Двое там спорят о пене За умерщвленного мужа. Один пред народом клянется В том, что весь долг уплатил, а другой — что не видел уплаты. Оба они пожелали окончить свой спор пред судьею. Граждане подняли крик, защищая того иль другого. Их успокоить пытаются вестники. В круге священном Старцы сидят, разместившись на гладко обтесанных камнях. Посохи в руки берут у глашатаев звонкоголосых И, опирясь на них, чередой возглашают решенье». (Илиада, XVIII, 497 и сл. Пер. Минского).

В другом месте Аякс говорит так:

«Даже тот, чьего брата убили, Чье умертвили дитя, искупительный дар принимает. Выкуп большой заплатив, остается убийца в народе, А принимающей выкуп смиряется гордой душою». (Там же, IX, 632 и сл.).

Сумма, которую должен был выплатить виновный, называлась ποινή или τιμή. Она могла взыскиваться не только при убийстве, но и при всяком другом преступлении. Размер ее, конечно, менялся в зависимости от свойства вины, которую надо было загладить, и, может быть, от общественного положения потерпевшего лица. Если при определении размера штрафа или при выплате его происходили какие-нибудь недоразумения, то обращались к решению суда. Так по крайней мере обстояло дело в гомеровскую эпоху, а раньше, по всей вероятности, прибегали к помощи оружия.



С течением времени эта система исчезла, но в греческом праве она оставила однако очень заметные следы. Один закон Дракона, никогда не выходивший из употребления в Афинах, устанавливал следующий принцип: семье принадлежало право преследовать убийцу за неумышленное убийство одного из ее членов. Родственники, на с. 454 которых возлагалась эта обязанность, «распределялись в известном порядке, напоминавшем порядок наследования. Сначала шли родственники первой и второй степени родства, т. е. отец, братья, сыновья; затем следовали двоюродные братья и их потомство; наконец, за неимением этих последних, дети лиц, избираемых во фратрии убитого». (Dareste). Из различных текстов того времени явствует, что эти лица могли входить в соглашение с виновным и требовать от него вместо крови известную сумму денег. «Как только», говорит Демосфен, «изъявляется согласие на прощение, действия потерпевшей стороны прекращаются. Это правило настолько распространено, что после осуждения за неумышленное убийство, если потерпевшая сторона помирилась с убийцей и простила его, она уже не имеет права требовать его изгнания. Более того: если жертва перед смертью прощает своего убийцу, то родственникам, оставшимся в живых, не разрешается преследовать его». (Против Пантенета, 58—59). В одной защитительный речи той эпохи говорится о человеке, погибшем насильственной смертью. «Каково же было поведение его брата? Когда он открыл и нашел убийц, то взял с них деньги и помирился с ними». (Демосфен. Против Феокрина, 28). Оратор негодует на этот поступок, потому что он не в интересах его дела, но не решается признать его незаконным.



Аристократический характер суда.

Первые греческие суды имели аристократический характер. Вся судебная власть находилась в руках у царей; это преимущество, как и свою правительственную власть, цари получили от богов. Правом судить пользовались также богатые и благородные люди, преимущественно наиболее пожилые из них. Они заседали обыкновенно на общественных площадях, а толпа стояла вокруг них и, не стесняясь, громко высказывала свои чувства. Законы тогда не были еще писанными. Существовали только с. 455 обычаи, передававшиеся изустно и державшиеся высшим классом в секрете. Поэтому низший класс находил такой суд иногда мало справедливым. Гезиод часто жалуется на этих «пожирателей подарков», которые допускают подкуп и постановляют несправедливые приговоры. Он утверждает, что такие судьи приносят зло не только тяжущимся, но и всему государству. Он угрожает им гневом богов и старается доказать, что они сами заинтересованы в хорошем судопроизводстве. Эти старания являются верным доказательством, что учреждения того времени не предоставляли людям его положения никакой гарантии против судей.

Составление и обнародование во всеобщее сведение законов было, таким образом, большим шагом вперед. Невозможно установить с точностью время, когда произошла эта реформа. Мы знаем только имена некоторых из законодателей, взявших на себя эту задачу: Дракон и Солон в Афинах (VII и VI века), Питтак в Митилене (VI век), Залевк в Локрах (VII век), Харонд в Катане (VII век). Когда законы, которыми пользовались судьи какого-нибудь города, становились известными обывателям последнего, они менее зависели от судебного произвола. Но если в демократических государствах вводились кроме того суды присяжных из народа, то в аристократических монополия правосудия продолжала находиться в руках небольшого числа должностных лиц. Таким образом, в Спарте гражданские процессы разбирались царями или эфорами, а уголовные — Советом.

Суды присяжных.

Греки додумались до мысли, что лучший способ обеспечить себе хороший суд — быть самим своими судьями. Отсюда вытекало основание суда присяжных. В Афинах это учреждение относится ко временам Солона. Ясно, что значение его не было сначала так велико, как впоследствии. Область ведения присяжных, или, как их тогда с. 456 называли, гелиастов, была вначале очень ограничена, но мало-помалу она расширилась, в особенности в течение V века, а успехи, которых этот суд достиг в следующем веке, дали ему возможность закончить сосредоточение в своих руках всех гражданских дел и почти всех уголовных.

Чтобы быть присяжным, надо было достигнуть 30-летнего возраста и пользоваться всеми гражданскими и политическими правами. Достаточно было явиться к надлежащему должностному лицу, которое вносило в список присяжных. Несостоятельные люди долго воздерживались от несения обязанностей гелиаста, потому что они были очень трудны, а многие граждане должны были для поддержания своего существования иметь какую-нибудь работу. Благодаря Периклу эта обязанность сделалась доступной для всех, потому что он решил выдавать присяжным за каждое заседание от одного до двух оболов (6—12 коп.); Клеон вскоре увеличил эту плату до 3 оболов (18 коп.). С того времени присяжные состояли главным образом из мелкой буржуазии. Многие смотрели на обязанности присяжных, как на источник средств существования.

Общий список присяжных составлялся ежегодно. Он состоял из 6000 имен. По-видимому, вначале нередко бывали случаи подкупа. Для пресечения этого зла придумали очень остроумный и, по-видимому, действительный прием, который давал возможность держать втайне до самого открытия заседания состав присяжных, назначенных разбирать то или иное дело. Бесполезно было бы давать подробное описание его. Для ознакомления с ним достаточно ознакомиться с трактатом Аристотеля «Об афинском государственном устройстве», который, впрочем, к сожалению, подвергнулся искажению. Число присяжных изменялось сообразно с характером процесса. В гражданском процессе оно колебалось от 200 до 400 человек. В уголовных число их обыкновенно равнялось 500, но могло быть и больше. Греки были в самом деле убеждены, что большое количество судей с. 457являлось гарантией правосудия. Случаи исключительной важности в Афинах рассматривались судом 1000 гелиастов.

Председателем бывал обыкновенно один из архонтов, но правило это не было безусловным. Если вопрос шел о военных преступлениях, прениями руководил стратег; если разбирались проступки, причинявшие вред казне, эту роль выполнял чиновник финансового ведомства, и т. д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.