Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1

ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС-1990/2000

Термины инкотермс-2000

Условия термина FOB предусматривают, что основная перевозка осуществляется мор­ским или внутренним водным транспортом (или тем и другим одновременно). Однако это не означает, что покупатель обязан осуществлять всю перевозку только этим видом транс­порта. Например, основную перевозку он может осуществить морем до соответствующего порта назначения в своей или другой какой-то стране, а после этого доставить товар в ко­нечный пункт назначения (на свой склад), находящийся внутри страны назначения товара, автомобильным, железнодорожным или речным транспортом. Но необходимо помнить, что все риски и расходы по таким перевозкам полностью будет нести покупатель товара.

В пункте А.З указывается, что у продавца нет обязательств перед покупателем от­носительно договора перевозки. Однако это не означает, что продавец полностью сво-боден от необходимости осуществлять какую-либо перевозку товара. В том случае, когда обусловленный сторонами пункт поставки находится за пределами помещений продавца (что при использовании термина FOB имеет место в большинстве случаев), продавец должен осуществить за свой счет и на свой риск пре-перевозку (подвоз) товара в согласованный сторонами пункт поставки в порту отгрузки товара.В этой ситуации продавец самостоятельно выбирает перевозчика для такой перевозки, определяет вид транспорта, способ и иные условия данной перевозки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обязанности сторон относи­тельно перевозки товара по условиям Термина FOB в ИНКОТЕРМС-2000 оста­лись такими же, как и в ИНКОТЕРМС-1990.

Покупатель обязан принять надлежащую поставку товара, когда он разме­щен на борту указанного судна.Невыполнение покупателем данной обязанности, во-первых, не освобождает его от обязанности по уплате цены за товар, предусмо­тренной в договоре купли-продажи, а во-вторых, может повлечь за собой прежде­временный переход риска утраты или повреждения товара согласно пункту Б.5 или возложить обязанность по уплате дополнительных расходов по товару согласно пункту Б.6 на такого покупателя.



Переход рисков и расходов по товару с продавца на покупателя Правила ИН­КОТЕРМС-2000, точно так же, как и ИНКОТЕРМС-1990, увязывают с моментом пересечения товаром поручней судна:

-до перехода товара через поручни судна все расходы и риски по товару несет продавец;

- после перехода товара через поручни судна все расходы и риски по товару несет покупатель.

Однако на практике поручни судна для распределения между сторонами функций, расходов и риска не являются надлежащим критерием. Распределение между сторона­ми расходов и риска в момент, когда груз завис над поручнями судна, является слож­ной задачей. Если буквально следовать указанному критерию, то было бы необходи­мым учитывать стоимость рабочей силы, аренды кранов и т.п., применяемых для по­грузки груза на борт судна, разделяя их на рабочие часы и затраты, использованные до и после пересечения поручней судна. Но практически для распределения расходов по погрузке между сторонами такой метод не применяется.

Указанная проблема вызывает определенные трудности с употреблением усло­вий FOB еще и потому, что судовые поручни, выступающие в качестве пункта раз-

ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1

Э90/2000

Термины инкотермс-2000

деления функций, расходов и рисков между сторонами, в буквальном смысле, на практике можно встретить редко.

В настоящее время погрузка груза на борт судна в большинстве случаев осуществ-! ляется полностью портовыми погрузочными компаниями при помощи их собственных 1 или портовых кранов и иных погрузочных средств. Это приводит к тому, что ссылка^ имеющаяся в правилах FOB касательно судовых поручней, не дает достаточных инст­рукций относительно того, каким образом покупатель и продавец должны делить рас-1 ходы по оплате счета за погрузку товара. Поэтому существует практика, по которой | распределение между продавцом и покупателем расходов по погрузке осуществ­ляется согласно обычаям порта отгрузки.Об этом также говорится и в пункте A.4:J «Продавец обязан погрузить товар на борт судна ... в соответствии с обычаями порта». В разных портах существуют разные обычаи, которые могут колебаться от возложения! на покупателя всех расходов по погрузке (в этом случае условия FOB в вопросе расхо-1 дов по погрузке будут аналогичными условиям FAS) до возложения на продавца всех! погрузочных расходов. Но наиболее соответствующими природе термина FOBi являются те обычаи, в соответствии с которыми расходы по погрузке при помощи раз-j личных методов разделяются между продавцом и покупателем.

Если же в стоимость фрахта судна включена и стоимость погрузочных работ в nop-J ту отгрузки, то здесь особых проблем по поводу распределения между сторонами ] ходов на погрузку не должно возникнуть, поскольку покупатель, оплачивая фрахт < на, оплачивает и погрузочные работы. Такая практика распространена при перевозках! грузов в линейном судоходстве.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что покупателю, не знающе» обычаи порта в стране продавца, следует быть осмотрительным при использова нии условий FOB. Ему очень важно рассмотреть проблему распределения расхо дов по погрузке еще при обсуждении договора купли-продажи и согласовании це ны товара.

Одним из выходов для покупателя, не знающего в достаточной степени обыча порта отгрузки или не желающего нести расходы по погрузке товара на борт судна, жет быть установление в договоре купли-продажи расширенного обязательства давца по поставке товара на борт судна путем добавления к термину FOB оговор «FOB stowed» (ФОБ со штивкой) или «FOB stowed and trimmed»(ФОБ со штивк и укладкой). Это значит, что на продавца возлагается обязанность погрузки и надлеи щего размещения товара на судне и оплата всех расходов по погрузке (например,; ладка товара в трюмах и помещениях судна продавцом за свой счет). Такие оговорк следует рассматривать в качестве дополнительных услуг продавца покупателю.

Относительно перехода рисков на товар в пункте А.5 указано, что «продавец об зан ... нести все риски утраты или повреждения товара до момента перехода его' рез поручни судна в согласованном порту отгрузки», а в пункте Б.5 указано, что «щ купатель обязан нести все риски утраты или повреждения товара с момента его i рехода через поручни судна в согласованном порту отгрузки». Хотя, как уже говор лось выше, поручни судна не являются надлежащим критерием для распределени между сторонами функций, в том числе и рисков по товару. Для подтверждения:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.