ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
правила инк0?ЕРю<мш#боо
^^—^^— термины инкотермс-2000 ————
Подписывается коносамент капитаном или пароходным агентом. Обычно коносамент представляет собой напечатанный типографским способом документ, в который вписываются все необходимые данные. Как правило, выписывается три оригинала, один из которых является товарораспорядительным документом, и несколько копий, которые не имеют юридической силы. На оригиналах ставится штамп «оригинал», на копиях - «копия» (или печатается на бумаге другого цвета).
Три оригинала коносамента распределяются следующим образом: один для грузоотправителя, один для грузополучателя и один для судовладельца. Они составляют так называемый полный комплект. Только один из оригиналов коносамента может быть товарораспорядительным документом. Поэтому покупателю товара на условиях одного из терминов группы F важно, чтобы именно он получил тот оригинал коносамента, который является товарораспорядительным документом,для гарантии того, что никто, кроме него, не сможет распорядиться товаром, находящимся в пути.
Дата выписки коносамента фиксирует срок выполнения договора купли-продажи и является датой поставки, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Обладание коносаментом для покупателя является необходимым условием, чтобы иметь право получить от перевозчика груз в порту назначения и давать ему инструкции. Поэтому очень важно, чтобы покупатель получил этот документ от продавца, если он не дан ему прямо перевозчиком.
Международно-правовое регулирование международной морской перевозки груза, в том числе правовой статус коносамента, определяется Брюссельской конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте, принятой в 1924 году (с последующими изменениями), а также Конвенцией ООН о морской перевозке грузов, принятой в 1978 году и вступившей в силу в ноябре 1992 года. Украина не является участницей указанных конвенций, однако значительная часть конвенциональных норм, в частности, норм Брюссельской конвенции, де-факто закреплены в Кодексе торгового мореплавания Украины.
Чартер- договор на перевозку грузов трамповыми судами. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь и фрахтовщик. Фрахтовщиком является перевозчик или его представитель. Фрахтователем же, если чартерный договор заключается для перевозки товаров согласно договору купли-продажи, в котором в условиях поставки применяются термины группы F (FCA, FAS, FOB), будет выступать, как правило, покупатель товаров (грузополучатель). Чартерный договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных судовых помещений.
Основными пунктами чартера являются следующие:
- время и место заключения чартера;
- полное юридическое наименование сторон (преамбула чартера);
- название и описание судна;
- право замены первоначально указанного судна другим;
- род груза;
- место погрузки и разгрузки;
- условия погрузки и разгрузки, включая условия оплаты демереджа и диспача;
- порядок оплаты фрахта;
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
Термины инкотермс-2000
- срок подачи судна, включая канцеллинг - конечный срок подачи судна под погрузку, при несоблюдении которого фрахтователь имеет право расторгнуть чартер;
- прочие условия, такие как ледовая оговорка, оговорка о форс-мажоре и др. Существует много видов чартеров. Соответственно, на практике выработано
большое количество условий и оговорок, которые включаются в разные чартерные договоры. Поэтому возникла необходимость создания типовых договоров перевозки, иначе называемых проформами чартеров. На основе проформ чартеров, разрабатываемых либо перевозчиками, либо специализированными организациями, заключаются чартеры на перевозку конкретных грузов в определенных направлениях. Условия проформ чартера могут изменяться и дополняться сторонами, в частности, посредством включения оговорок.
В Кодексе торгового мореплавания Украины имеется указание о рейсовом чартере,как документе, подтверждающем наличие и содержание договора морской перевозки (см. ст. 134, 136 данного Кодекса в Подборке законодательства). Рейсовый чартер представляет собой наиболее простую форму взаимоотношений фрахтователя и фрахтовщика, поскольку по рейсовому чартеру фрахтовщик обязуется перевезти конкретный груз на обусловленном судне за один или несколько рейсов, после чего юридические взаимоотношения фрахтователя и фрахтовщика заканчиваются. Однако фрахтователь может заключить с судовладельцем договор фрахтования судна на определенное время,когда ему переходит в аренду судно на какой-то срок. В этом случае управление работой судна переходит к фрахтователю, который при соответствующих установленных договором ограничениях самостоятельно определяет характер использования судна, условия перевозок (т.е. осуществляет функции перевозчика). Главой 1 Раздела VI Кодекса торгового мореплавания Украины дается правовая регламентация договора фрахтования судов на определенное время. Эти договоры могут заключаться на условиях тайм-чартера или бербоут-чартера (см. Подборку законодательства).
Исполнение рейсового чартера осуществляется в четыре стадии: рейс судна в место, обусловленное как согласованный пункт отгрузки товара; прием груза, включая его погрузку и укладку; транспортировка груза в место, обусловленное как согласованный пункт разгрузки судна; выдача груза, включая операции по разгрузке судна.
При перевозках трамповыми судами по чартерным договорам после того, как товар погружен на борт судна, продавец также получает коносамент,который в этом случае выполняет роль расписки капитана в принятии груза на борт судна и роль товарораспорядительного документа. Однако такой коносамент не будет выполнять третью свою функцию - единственное свидетельство о заключении договора перевозки, поскольку таким свидетельством является чартер.
В последнее время для оформления морских перевозок грузов вместо коносамента все чаще используется иной вид товарно-транспортных документов, которые по своей сути аналогичны товарно-транспортным накладным, используемым при автомобильных, железнодорожных, воздушных перевозках. Эти документы имеют обобщенное название - морские накладные(к этим документам причисляются также линейные и океанские накладные, фрахтовые расписки, расписки в получении груза на причале и др.). В отличие от коносамента, при использовании мор-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|