|
Критерии оценки письменной работы педагога
Оцениваемые характеристики
| Критерии оценки
| Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
| Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям:
•Педагог разделяет тему урока и цель урока.
•Цели формулируются в понятной для обучающихся форме.
•Поставленные перед обучающимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.
•Поставленные перед обучающимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
•Цели, ставящиеся перед обучающимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.
•Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.
•На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.).
•Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.
•Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.
| Компетентность в области мотивирования обучающихся
| Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:
•Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.
•Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока.
•Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.
•Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся.
•Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
•Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.
| Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности
| Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.
Компетентность учителя в предмете преподаванияотражает уровень владения учебным материалом по предметуи может быть оценена на основе следующих критериев:
•Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета. Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники,учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.•При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.
•Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другимипредметами школьной программы, связь теоретических знаний c практической деятельностью, в которой они используются.
•Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.
Компетентность педагога в методах преподаванияотражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:
•Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания.
•Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы.
•Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.
Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельностиможно судить на основе следующих критериев:
•При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.
•Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальным особенностями учащихся, с которыми он работает.
•Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.
•Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися.
| Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
| Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях.
Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документовможно судить на основе следующих критериев:
•При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно- методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалы по преподаваемому предмету и т.д.
•Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися.
•Конспект урока составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.
•Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.
•Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.
Об уровне развития умения принимать решенияв педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:
•Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые имрешения.
•Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.
•Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.
| Компетентность в области организации учебной деятельности.
| Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:
•Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока.
•Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.
•Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.
•Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.
•Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.
•Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.
•Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).
•Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся.
•Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.
•Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
•Учитель использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.
| В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу обозначая их знаком « + » в случае положительной оценки или знаком « − » в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части урока. Не каждый из этапов урока позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы.
Обработка результатов
По итогам оценки суммируются все положительные оценки отдельно по каждой из базовых педагогических компетенций и по каждому их этапов урока. Полученная сумма делится на общее количество оценок по соответствующей компетентности или по этапу урока. Если итоговый балл ≥ 0,5 можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл < 0,5 уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным. Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций. На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций.
Он рассчитывается по следующей формуле:
∑ БПК
ПС =
Где: ПС – показатель соответствия занимаемой должности
БПК – оценки по базовым педагогическим компетенциям.
Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла.
Он интерпретируется следующим образом:
От 0,5 до 1 балла – соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.
От 0 до 0,49 балла – несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.
Итоговые оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогу, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации.
Второй вариант. Решение педагогических ситуаций как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств.
При проведении квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителю предлагается решить три ситуации (мини-кейса). На выполнение предложенных заданий, как правило, требуется не более 60 минут. Для избегания стрессовых ситуаций при проведении письменного испытания целесообразно предоставить 3 часа. Выбор ситуаций для квалификационного испытания проводится случайным образом из имеющегося банка ситуаций. Аттестующийся педагог выбирает три ситуации из подготовленного для квалификационного испытания набора ситуаций (не менее 30), называя три номера из перечня, который ему заранее неизвестен.
Задание для проведения квалификационного испытания в форме решения педагогических ситуаций
Инструкция для аттестуемого педагога: «В рамках проведения квалификационного испытания с целью установления соответствия занимаемой должности Вам предлагается решить три педагогических ситуации. Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения. Максимальное время для проведения письменных квалификационных испытаний составляет 3 часа от начала процедуры. При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение учитывать особенности обучающихся; умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия. За предложенный Вами вариант по каждой из ситуаций Вы можете получить от «0» до «3» баллов:
0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.
1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.
2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к обучающимся, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.
3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.
Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления его соответствия требованиям, предъявляемым первой и высшей квалификационным категориям – процедура, включающая несколько последовательных этапов:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|