Сделай Сам Свою Работу на 5

К греху нельзя относиться легкомысленно 6 глава





4. Согласно преданию, имам Садык (да будет мир с ним!), услышав чириканье воробья, сказал: «Эта птица занята тем, что славит Аллаха и молится Ему» [339].

5. Почему этот аят особо выделяет птиц, которые славят Бога, распростерши крылья в полете, и не упоминает никого из других Его созданий? Ответ состоит в том, что птицы, помимо огромного разнообразия их видов, обладают свойствами, привлекающими внимание всякого размышляющего человека. Эти тяжелые существа, преодолев силу притяжения, носятся в воздухе или парят на воздушных волнах, неподвижно распростерши крылья. Они летят, куда хотят, без труда меняя направление движения. Их умение пользоваться дуновением ветра, знание своего местоположения относительно земли при перелете с одного континента на другой или даже от северного полярного круга к южному, их до сих пор не понятная нам система навигации, позволяющая им ориентироваться во время длительных перелетов даже в условиях сплошной облачности, вызывают наше восхищение и служат очевидными доказательствами бытия Единого Бога.

Не менее удивительно наличие у некоторых птиц своеобразного радара, который позволяет им ориентироваться в кромешной тьме, или способность других выслеживать цель под водой и с огромной скоростью выхватывать добычу из воды.



Благодаря всем этим таинственным и удивительным способностям птиц Коран и выделяет их среди остальных животных.

6. Смысл понятия салят («молитва»). Многие толкователи Корана, в том числе Табарси в «Маджма‘ аль-баян» и Алуси в «Рух аль-баян», толкуют слово «молитва» в контексте данного аята как мольбу, что, собственно, соответствует ее словарному значению. Таким образом, обитатели небес и земли славят Аллаха жестами или иным присущим им языком, моля Его о милости, и Он, Обладатель безграничной милости, дарует им ее соответственно их природе и достоинствам.

На своем примитивном уровне они сознают свои потребности, понимают, о чем им нужно просить и какого рода мольбу им следует вложить в свою молитву.

Кроме того, как явствует из вышеприведенных аятов, они проявляют смирение перед Его великим Судом и подчиняются законам сотворенного мира. С другой стороны, они всем своим существом прославляют атрибуты совершенства Аллаха и отвергают возможность присутствия в Его Сущности каких бы то ни было недостатков. Таким образом, у них наличествуют все четыре элемента поклонения: восхваление, прославление, молитва и земные поклоны.




СУРА АН-НУР

аят: 43

أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يُزْجِي سَحَاباً ثُمَّ يُؤَلّـِفُ بَيْنَهُ ثُمَّ يَجْعَلُهُ رُكَاماً فَتَرَى الْوَدْقَ يَخْرُجُ مِنْ خِلاَلِهِ وَيُنَزّ‌ِلُ مِنَ السَّمَآءِ مِن جِبَالٍ فِيهَا مِن بَرَدٍ فَيُصِيبُ بِهِ مَن يَشَآءُ وَيَصْرِفُهُ عَن مَّن يَشَآءُ يَكَادُ سَنَابَرْقِهِ يَذْهَبُ بِالاَبْصَارِ ﴿٤٣﴾

43. Разве ты не видишь, что гонит Аллах облака по небу, потом собирает их вместе, затем обращает в тучи, из которых, как ты видишь, ниспадает дождь. Он низвергает с неба горы [туч], полных града. Поражает Он ими, кого пожелает, и оберегает от них [людей], угодных Ему. Блеск Его молний чуть ли не ослепляет.



Комментарий

Изучение сотворенного мира — это наилучший способ познать Аллаха и завоевать Его любовь. Все события во Вселенной происходят лишь благодаря воле и власти Всевышнего, и каждое имеет свое предназначение. В настоящем аяте рассказывается о малой части чудес творения, за которыми стоят знание, мудрость и величие Бога. Все они служат доказательствами Его Пречистой Сущности и Ее уникальности. Итак, обращаясь к Пророку (да благословит Аллах его и род его!), Коран в этом аяте гласит:

«Разве ты не видишь, что гонит Аллах облака по небу, потом
собирает их вместе, затем обращает в тучи, из которых, как ты
видишь, ниспадает дождь».

Арабский глагол йузджи происходит от ’изджа’ и означает «неспешно гнать». Так сгоняют в стадо разбредшихся животных, и здесь этот глагол очень подходит к тучам. Каждая туча образуется где-нибудь над морем, и Аллах сгоняет их вместе и соединяет друг с другом, сгущая облачный покров.

Арабское слово рукам означает «вещи (предметы), сваленные в кучу».

Кораническое слово вадк, по мнению многих комментаторов, означает «капля дождя, выпавшая из облака». Но Ракиб в своем словаре «Муфрадат» говорит, что у этого слова есть еще одно значение. Оно означает мелкие брызги, висящие в воздухе во время дождя. Но первое значение здесь более уместно, поскольку величие Господа ярче выражается в струящихся каплях, чем в мелкой водяной пыли. Всякий раз, когда в Коране упоминаются облака и ниспосланные дары, подразумевается именно дождь.

Действительно, дождь оживляет высохшую почву, укрывает деревья живой листвой и утоляет жажду людей и животных.

«Он низвергает с неба горы [туч], полных града. Поражает Он ими,
кого пожелает, и оберегает от них [людей], угодных Ему».

Когда идет град, он может уничтожить цвет плодовых деревьев, сами плоды, посевы и даже принести вред человеку и животным.

Да, иногда Аллах заставляет тучи проливаться живительным дождем, а иногда, произведя лишь небольшие изменения, превращает дождь во вредоносный и даже порой губительный град. Это еще раз свидетельствует о могуществе и величии Того, Кто ниспосылает бок о бок, а то и сплетает в один клубок прибыток и ущерб, жизнь и смерть.

В конце аята упоминается еще одно небесное явление, трактуемое как знак единобожия.

«Блеск Его молний чуть ли не ослепляет».

Тучи состоят из частичек воды, несущих столь мощный заряд электрической энергии, что, разряжаясь молнией, он ослепляет глаза, а сопровождающий молнию гром сотрясает все вокруг. Уже само наличие такой громадной энергии в этом эфемерном скоплении водяных паров является чудом.

Без ответа остается один единственный вопрос: с какой горы на небесах выпадает этот град? Здесь мнения комментаторов расходятся.

1. Некоторые полагают, что арабское слово джибал («горы») в этом аяте носит иронический оттенок, так же как в выражениях «горы еды», «горы несчастий». Поэтому огромное количество, или «гора градин» формируется в облаках, и часть этого количества выпадает на города, пустыни, на отдельных людей.

2. Есть другое мнение, согласно которому «горы» подразумевают здесь огромные тучи, которые по размерам напоминают гору.

3. Автор комментария «Фи зилал» (Т. 6. С. 109) придерживается третьей точки зрения, которая представляется наиболее уместной. Он говорит, что массы облаков в небе действительно похожи на горы. Когда мы смотрим на них с земли, они нам кажутся ровными, но если смотреть на них с самолета, то они и впрямь похожи на земные горы с долинами и глубокими ущельями. Другими словами, сверху облака никогда не кажутся ровными, они, подобно поверхности земли, имеют очень неровный рельеф. Поэтому в определенном аспекте выражение «тучи, словно горы» вполне соответствует реальности.

К этому можно добавить некоторые пояснения на этот счет с точки зрения науки.

Град — это форма осадков в виде кусочков льда, шарообразной или неправильной формы, размером от 5 мм до 10 см. Мелкий град состоит из льдинок размером менее 5 мм. Ввиду того, что формирование градин требует наличия кучево-дождевых или иных конвективных облаков с сильными восходящими потоками, выпадение града нередко сопровождается грозовыми явлениями. Крупные градины состоят, как правило, из перемежающихся слоев прозрачного и матового льда, являющихся результатом различной скорости замерзания слоя. В областях атмосферы, где температура не намного ниже нуля по Цельсию, замерзание происходит медленно, благодаря чему у воздушных пузырьков есть время улетучиться, и лед получается прозрачным. Когда же градины перемещаются в области значительно более низких температур, замерзание воды происходит быстро с захватыванием пузырьков воздуха, в результате чего формируется слой матового льда. Град может причинять весьма значительные повреждения строениям и посевам. Он может даже представлять опасность для животных. В центральных штатах Запада США зафиксировано выпадение градин диаметром до 15 см. Град характерен для средних широт и продолжается, как правило, около 15 минут. Чаще всего град выпадает в середине или во второй половине дня [340].

Из этого научного определения можно сделать вывод, что град образуется в результате замерзания частичек воды в плотных облаках, похожих на горы, уходящие вершинами на огромную высоту.

Можно еще сослаться на описание этого явления некоторыми другими авторами, комментировавшими этот аят. «В данном аяте высокие тучи сравниваются с ледяными горами, или вернее, с горами, в которых заключены массы льда. И это очень интересно. Изобретение самолета, благодаря которому человек смог подняться в воздух на большую высоту, расширило границы познания человека, и дало ученым возможность обнаружить облака, состоящие из ледяных образований, к которым вполне применимо выражение «горы изо льда». Примечательно также, что один русский ученый, описывая дождевые облака, использовал фразы «горы туч» или «горы снега». Таким образом, сегодня ясно, что в небе действительно существуют горы льда. И чудо, что еще четырнадцать веков назад Священный Коран писал: «Он низвергает с неба горы [туч], полных града».

СУРА АН-НУР

аят: 44

يُقَلّـِبُ اللَّهُ الَّيْلَ وَالنَّهَارَ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لاُِوْلِي الاَبْصَارِ ﴿٤٤﴾

44. Аллах чередует дни и ночи, и, воистину, в этом — назидание для тех, кто обладает зрением.

Комментарий

Смена дня и ночи — явление не случайное, а строго систематическое.

Человек, наделенный проницательностью, способен извлечь уроки из окружающего в любом месте и в любое время.

Само существование Вселенной предлагает нам огромный материал для размышлений и выводов.

В этом благородном аяте как знамение величия Аллаха упоминается одно из Его творений: смена дня и ночи.

«Аллах чередует дни и ночи, и, воистину, в этом — назидание для тех, кто обладает зрением».

Среди комментаторов этого аята существуют различные мнения относительно того, какое именно из проявлений чередования дня и ночи здесь имелось в виду.

Некоторые считают, что речь идет напрямую о смене дня и ночи, когда приходит день и заслоняет собой ночь, и наоборот.

Другие считают, что здесь подразумевается постепенное сокращение продолжительности одного из них и удлинение другого, в силу чего складываются времена года.

Наконец, есть мнение, что речь идет об изменениях температуры и других параметров окружающей среды, связанных с чередованием дня и ночи.[341]

Все эти подходы не противоречат один другому, дополняя собой смысл коранического выражения йукаллибу («чередует»).

Научно доказано, что чередование дня и ночи, постепенный приход одного и уход другого несомненно имеет жизненно важное значение для человека и служит уроком для тех, «кто обладает зрением».

Непрерывное сияние солнца нагревает воздух, а жара изнуряет организм и психологически утомляет человека. Но когда на смену палящему солнцу на землю опускается ночная тьма, происходит полное восстановление жизненных сил. Постепенные изменения в продолжительности дня и ночи, в результате которых возникает четыре времени года, играют важную роль в росте растений, в жизни всех живых существ, влияют на выпадение атмосферных осадков и накопление почвенных вод.


СУРА АН-НУР

аят: 45

وَاللَّهُ خَلَقَ كُلَّ دَآبَّةٍ مَن مَآءٍ فَمِنْهُم مَن يَمْشِي عَلَى بَطْنِهِ وَمِنْهُم مَن يَمْشِي عَلَى رِجْلَيْنِ وَمِنْهُم مَن يَمْشِي عَلَى أَرْبَعٍ يَخْلُقُ اللَّهُ مَا يَشَآءُ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلّ‌ِ شَيْءٍ قَدِيرٌ ﴿٤٥﴾

45. Аллах сотворил всех животных из воды. Среди них встречаются ползающие на брюхе, ходящие на двух ногах и передвигающиеся на четырех. Аллах творит то, что пожелает, и, воистину, Властен Он надо всем сущим.

Комментарии

Все живое сотворено по Его воле. В этом благородном аяте указывается на один из важнейших аспектов творения — разнообразие форм жизни, которое является одним из наиболее очевидных свидетельств Единого Бога. В аяте сказано:

«Аллах сотворил всех животных из воды».

Все они сотворены из воды, но имеют самые разнообразные и удивительные формы.

«Среди них встречаются ползающие на брюхе, ходящие на двух ногах
и передвигающиеся на четырех».

Конечно, разнообразие видов этим не ограничивается, и в мире существует еще множество удивительных существ, обитающих в море, и тысячи видов насекомых, имеющих тысячи различных форм. Поэтому в конце аята говорится:

«Аллах творит то, что пожелает, и, воистину, Властен Он
надо всем сущим».

Пояснения

Первое. Существуют различные мнения о том, что за вода имеется в виду в этом аяте. У комментаторов есть, как минимум, три точки зрения на этот счет.

А. Под водой подразумевается капля семени. Этого мнения придерживаются многие комментаторы, а кроме того, оно встречается в ряде хадисов.

Проблема, возникающая в связи с таким подходом, состоит в том, что не все живые существа рождаются из капли семени. Ведь существуют одноклеточные организмы и некоторые образования, относящиеся к живым организмам, которые размножаются делением или методом вегетативного (бесполого) размножения. Можно сказать, что такое толкование отражает наиболее типичное явление, но не является универсальным.

Б. Имеется в виду создание первого живого существа, поскольку, согласно мусульманским преданиям, первое, что сотворил Аллах, была вода, и уже после этого был сотворен человек. Кроме того, согласно новейшим научным теориям, жизнь впервые появилась в воде, и царством живых организмов были морские глубины и отмели, и лишь потом они заселили и другие среды. (Само собой разумеется, что силой, сотворившей все живые существа на начальном этапе, и направлявшей их дальнейшее развитие на всех последующих этапах, была воля Аллаха, имеющая метафизическую природу.)

В. Третий вариант толкования фразы о том, что живые существа были сотворены из воды, исходит из того, что вода является главным строительным материалом организма, что важнейшей составной частью живого организма является вода и что без воды не может выжить ни одно живое существо.

Все эти комментарии, конечно, вполне совместимы друг с другом, но первый и второй представляются более точными.

Второе. Возникает вопрос, связанный с тем, что животный мир не ограничивается теми тремя классами, которые перечислены в этом аяте (рептилии, двуногие и четвероногие), а населен огромным числом существ, имеющих более четырех ног.

Ответ на него дается в этом же аяте, поскольку далее в нем говорится: «Аллах творит то, что пожелает». Кроме того, наиболее важными для человека являются именно эти три класса животных. Добавим к этому, что, по мнению некоторых специалистов, даже те живые существа, у которых имеется более четырех ног, опираются, в основном, именно на четыре ноги, а остальные конечности выполняют у них вспомогательную функцию [342].

Третье. Самым необычным явлением этого мира является, несомненно, жизнь, загадку которой ученым до сих пор не удается разрешить. Все они сходятся на том, что живые существа сформировались в нашем мире из элементов мертвой материи, но никто не может сказать, при каких условиях произошла эта мутация, ибо ни в одной лаборатории до сих пор не наблюдалось превращение мертвой материи в живой организм, несмотря на то что тысячи ученых ломают голову над этой задачей и на протяжении многих лет экспериментируют в этом направлении.

Несомненно одно: секреты жизни столь сложны, что всего знания человечества и гения его ученых недостаточно, чтобы раскрыть и понять их.

В сегодняшнем мире живые существа происходят только от живых существ, и ни одно из них не создается из безжизненной материи. Но в древнейшие времена дело, безусловно, обстояло по-иному. Другими словами, жизнь на земле имеет собственную историю возникновения и развития, обстоятельства которой до сих пор остаются загадкой для человека.

Не менее загадочным представляется многообразие форм жизни: от одноклеточных организмов, видных только в микроскоп, до китов — плавающих гор мяса длиной до 30 метров, от насекомых, которых одних насчитывается сотни тысяч видов, до птиц и еще бесчисленного множества организмов, каждый из которых — это мир, полный загадок и тайн.

Книги по зоологии, которые занимают значительное место на полках библиотек, раскрывают лишь малую толику тайн жизни. Так, море, живой мир которого всегда был полон тайн, и сегодня остается не изведанным до конца, несмотря на все накопленное знание о нем.

Сколь же велик Аллах, Сотворивший все эти живые существа и наделивший их всем, что им необходимо для выживания! Сколь велико Его могущество и знание, что Он приспособил свойства их организмов к среде их обитания! И не чудо ли, что все они изначально были созданы из воды и простейших элементов земной материи.


СУРА АН-НУР

аяты: 46—47

لَقَدْ أَنزَلْنَآ ءَايَاتٍ مُبَيّـِنَاتٍ وَاللَّهُ يَهْدِي مَن يَشَآءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ ﴿٤٦﴾ وَيَقُولُونَ ءَامَنَّا بِاللَّهِ وَبِالرَّسُولِ وَأَطَعْنَا ثُمَّ يَتَوَلَّى فَرِيقٌ مّـِنْهُم مِن بَعْدِ ذَلِكَ وَمَآ اُوْلَئِكَ بِالْمُؤْمِنِينَ ﴿٤٧﴾

46. Мы ниспослали ясные знамения, и направляет Аллах кого захочет к дороге прямой.

47. Говорят они: «Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся». Но потом какая-то часть их отворачивается, так что они — неверующие.

Обстоятельства ниспослания

Комментаторы приводят два варианта истории ниспослания этих аятов.

1. Один из лицемеров поссорился с иудеем, и тот предложил лжемусульманину пойти с ним вместе к Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и попросить его рассудить их, но лицемер отверг его предложение и со своей стороны предложил иудею обратиться к Ка‘б ибн Ашрафу Йахуди (еврею), чтобы тот вынес свое суждение. (Согласно некоторым версиям этой истории, лицемер заявил даже, что сомневается в справедливости суда Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!).) Тогда и были ниспосланы эти аяты, содержащие резкое осуждение подобных лицемеров.

2. Между имамом Али (да будет мир с ним!) и Усманом (а по некоторым версиям — между Али и Мугайрой ибн Ва’илем) возник спор. Речь шла об участке земли, купленном у имама Али (да будет мир с ним!), на котором обнаружились камни, из-за чего покупатель требовал расторжения сделки. Имам Али (да будет мир с ним!) попросил Пророка (да благословит Аллах его и род его!) рассудить их, но один из лицемеров по имени Хакам ибн Абу Аби-ль-Ас, сказал покупателю, чтобы тот не ходил к Пророку (да благословит Аллах его и род его!), поскольку Али приходится ему родственником и тот непременно рассудит в его пользу. Эти аяты были ниспосланы в качестве упрека ему [343].

Комментарий

Напомним, что в предыдущих аятах говорилось о вере в Аллаха, доказательствах единобожия, о Его знамениях в сотворенном мире, а в новых аятах речь идет о знамениях веры, о том, как отражается вера в Единого Бога в жизни человека и в его признании истины.

Вначале здесь говорится:

«Мы ниспослали ясные знамения…»

Этим имеются в виду аяты, которые просветляют сердца, проливая на них свет веры и единобожия.

Наличие такого рода «ясных знамений» подготавливает почву для веры, но главная роль здесь принадлежит все же Божественному наставлению на прямой путь.

«…и направляет Аллах кого захочет к дороге прямой».

Известно, что воля Аллаха и Его промысел проявляются не случайно. Свет Его руководства падает лишь на восприимчивые сердца, то есть сердца тех, кто уже вступил на путь духовной борьбы и сделал свои первые шаги навстречу Ему.

Затем следует упрек в адрес лицемеров, которые не знают истинной веры, а веруют лишь на словах, и чьи сердца никогда не удостоятся Божественного света. В аяте сказано:

«Говорят они: „Мы уверовали в Аллаха и в Посланника
и повинуемся“. Но потом какая-то часть их отворачивается,
так что они — неверующие».

Что это за вера, если она существует лишь на языке, но никак не проявляется в реальных делах и поступках?

Из этого аята явствует, что если вера человека в Господа проявляется лишь на словах, а не на деле, то он не может считаться верующим, ибо будь он верующим, его верования не подверглись бы осуждению в этом аяте.

СУРА АН-НУР

аят: 48

وَإِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ إِذَا فَرِيقٌ مّـِنْهُم مُّعْرِضُونَ ﴿٤٨﴾

48. Когда же их призовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, то одна часть из них не признает [решения].

Комментарий

Признаком истинной веры является признание суждений, выносимых Пророком (да благословит Аллах его и род его!), а признаком лицемерия — отказ признать их. Таким образом, как гласит данный аят Священного Корана, одним из явных признаков их неверия является то, что в ответ на призыв принять Книгу Аллаха, его установления и религиозные обряды, а также суждения выносимые Пророком (да благословит Аллах его и род его!), когда он вершит суд между ними, некоторые из них отворачиваются. В священном аяте на этот счет говорится:

«Когда же их призовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, то одна часть из них не признает [решения]».

Упоминание в этом аяте Посланника (да благословит Аллах его и род его!) после Аллаха объясняется тем, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) выносит свое суждение по повелению Аллаха и, таким образом, суждение Пророка (да благословит Аллах его и род его!) есть не что иное, как суждение Самого Бога.


СУРА АН-НУР

аяты: 49—50

وإِن يَكُن لَهُمُ الْحَقُّ يَأْتُوا إِلَيْهِ مُذْعِنِينَ ﴿٤٩﴾ أَفِي قُلُوبِهِم مَرَضٌ أَمِ ارْتَابُوا أَمْ يَخَافُونَ أَن يَحِيفَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَرَسُولُهُ بَلْ أُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ ﴿٥٠﴾

49. Когда же правда на их стороне, приходят они [к Посланнику] смиренно.

50. Неужели в их сердцах болезнь, или они в сомнении, или они опасаются, что Аллах и Его Посланник проявят к ним несправедливость? Нет же! Сами они несправедливые!

Комментарий

Когда лицемеры и язычники понимают, что неправы и что грех и вина лежит на них, то отказываются обращаться к суду Пророка (да благословит Аллах его и род его!), ибо знают, что он станет судить их по правде и по справедливости, а правда им ни к чему. Когда же они видят, что спор склоняется в их пользу, то спешат получить то, что принадлежит им по праву и требуют для себя суда Пророка (да благословит Аллах его и род его!), чтобы предмет спора, на который претендует противная сторона, был отсужен в их пользу. Аят гласит:

«Когда же правда на их стороне, приходят они [к Посланнику]
смиренно».

Этот аят можно также толковать в том смысле, что лишь часть лицемеров отказывается обращаться к суду Пророка (да благословит Аллах его и род его!), тогда как остальные не столь дерзки и наглы, ибо лицемерие так же, как и вера, имеет различные степени проявления.

В следующем аяте этого фрагмента упоминаются три возможные причины их нежелания подчиниться приговору, выносимому Пророком (да благословит Аллах его и род его!).

«Неужели в их сердцах болезнь…»

Таково одно из свойств, присущих лицемерам, которые заявляют о своей вере, но в то же время не желают подчиниться суждению, выносимому Аллахом и Его Посланником (да благословит Аллах его и род его!), поскольку в глубине сердца они отступились от единобожия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.