Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Учить составлять предложения по опорным словам.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку составить предложения из отдельных слов.
Логопед:
| Ребенок:
| Ольги, у, тапки, туфли, и.
| У Ольги тапки и туфли.
| Ольга, ели, Инга, и, вафли.
| Ольга и Инга ели вафли.
| Тополя, пух, ольха, на.
| Пух тополя на ольхе.
| Илья, кидай, не, камни.
| Илья, не кидай камни.
| Кегли, дайте, Ивану.
| Дайте Ивану кегли.
| Пальто, Толе, у, унты, и.
| У Толи пальто и унты.
|
Упражнение «ЗАГАДКИ».
Цель:
1. Продолжать учит четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
***
Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем. Будка.
***
Плещет теплая волна
В берега из чугуна:
Угадайте, вспомните,
Что за море в комнате. Ванна.
***
Из железа тучка,
А у тучки ручка.
Эта тучка по порядку
Полила за грядкой грядку. Лейка.
***
Черные птички
На каждой страничке.
Молчат, ожидают
Кто их прочитает. Буквы.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДВУХСЛОЖНЫХ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 5 –ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
У дома ольха.
Мальвы увяли.
На Илье кепка.
Дайте Илье кегли.
На Татке новые тапки.
На окне капли воды.
Инга и Илья, пойте.
Коля, не кидай камни.
На майке моя метка.
Ольга и Инга едят вафли.
У Юльки на тумбе нитки.
Пух тополя на ольхе и мальве.
У Коли коньки. Он давно на катке.
Ольга больна. Мама дает ей капли.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.
( 6-ой тип слоговой структуры).
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Бант –
| бантик
| Лист –
| листик
| Бинт –
| бинтик
| Зонт –
| зонтик
| Фант –
| фантик
| Мост –
| мостик
| Куст -
| кустик
| Болт –
| болтик
| Дождь –
| дождик
| Холм –
| холмик
| Шарф –
| шарфик
|
|
|
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».
Цель:
1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
- с окончанием «ОЙ».
Двор метут (чем?)
| Метлой.
| Моются (чем?)
| Губкой.
| Шьют (чем?)
| Иглой, ниткой.
| Угощают (чем?)
| Булкой, халвой.
| Едят (чем?)
| Вилкой, ложкой.
| - с окончанием «ОМ».
Хлеб намазывают (чем?)
| Маслом.
| Рану бинтуют (чем?)
| Бинтом.
|
Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос:
«Чего (кого) нет?»
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Винты –
| винтов
| Зонты –
| зонтов
| Узлы –
| узлов
| Фильмы –
| фильмов
| Волки –
| волков
| Углы –
| углов
| Банты –
| бантов
| Катки –
| катков
| Козлы –
| козлов
| Бинты –
| бинтов
| Куски –
| кусков
| Дятлы –
| дятлов
| Кусты –
| кустов
| Листы –
| листов
| Мосты –
| мостов
|
Упражнение «ОДИН – ПЯТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку: « Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».
- с нулевым окончанием.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Одна комната –
| пять комнат
| Одна яблоня –
| пять яблонь
| Одна конфета –
| пять конфет
| Одна котлета –
| пять котлет
| Одни колготы –
| пять колгот
| Одно яблоко –
| пять яблок
| - с окончанием «ЕЙ»
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Один огонь -
| пять огней
| Один бивень –
| пять бивней
| Один уголь -
| пять углей
| Один парень –
| пять парней
| Один камень -
| пять камней
| Один корень -
| пять корней
| Один ливень –
| пять ливней
|
|
|
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
- с суффиксом «Н» и окончанием «ЫЙ»
Логопед:
| Ребенок:
| Котел из меди –
| медный котел
| Бульон из рыбы –
| рыбный бульон
| Костюм из ваты –
| ватный костюм
| Пузырь из мыла –
| мыльный пузырь
| Палас в пыли –
| пыльный палас
| Лоб в поту –
| потный лоб
| Поток из воды –
| водный поток
| Запах дыма –
| дымный запах
| - с суффиксом «Н» и окончанием «ИЙ»
День летом –
| летний день
| День зимой –
| зимний день
|
Упражнение «КТО ЭТО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
2. Упражнять в словообразовании.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:
Логопед:
| Ребенок:
| Кто мелет муку?
| Мельник.
| Кто кладет печи?
| Печник.
| Кто ухаживает за лесом?
| Лесник.
| Кто много шутит?
| Шутник.
| Кто продает и рубит мясо?
| Мясник.
| Как называется спортсмен, который катается на лыжах?
| Лыжник.
| Кто пасет коней и коров?
| Пастух.
| Кто кует цепь?
| Кузнец.
| Кто много ленится?
| Лентяй.
| Кто много болтает?
| Болтун.
| Кто лечит больных?
| Доктор.
| Кто управляет самолетом?
| Летчик.
| ( Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Существительные с суффиксом –НИК- используются на первом занятии).
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА».
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы.
Логопед:
| Ребенок:
| На чем катаются дети зимой?
| На санках, на коньках.
| На чем люди передвигаются по воде?
| На лодках, на яхтах.
| На чем лежит снег зимой?
| На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках, на лавках.
|
Упражнение «ПРЯТКИ».
Цель:
1. Учит четко произносить слова 6-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА».
Оборудование: сюжетная картинка.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и сказать, кто куда спрятался.
Ребенок:
Зайчик за окном.
Медведь за кустом.
Индюк за углом.
Павлин за елкой.
Барбос за будкой.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
- подбор антонимов к именам прилагательным.
Логопед:
| Ребенок:
| Толстый –
| тонкий
| Высокий -
| низкий
| Здоровый –
| больной
| Глупый –
| умный
| Светлый –
| темный
| Холодный –
| теплый
| Слабый –
| сильный
| Богатый –
| бедный
| Пустой –
| полный
| Жидкий –
| густой
| Глубокий –
| мелкий
| Сладкий –
| кислый
| - подбор антонимов к глаголам.
Уронить –
| поднять
| Бросить –
| поднять
| Проснуться –
| уснуть
| Отдохнуть –
| устать
| Опоздать –
| успеть
| Сохнуть –
| мокнуть
| Зажигать -
| гаснуть
| ( Лексический материал данного упражнения необходимо разделить на 2 занятия.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|