Упражнение «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных в форме предложного падежа с предлогом «НА».
2. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: кабаны, ягоды, кубики, лимоны, монеты, поляна, калина, диван, буфет, комод, медали, китель
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком пары картинок, уточняя названия предметов, изображенных на них:
Ягоды – калина
Кабаны – поляна
Кубики - диван
Лимоны - буфет
Монеты – комод
Медали – китель
Затем предлагает положить одну картинку на другую и составить словосочетания с предлогом «НА», отвечая на вопрос: «Кто (что) на чем?» Одновременно анализируется логичность ситуации: «Так бывает, или нет?»
Ребенок:
Ягоды на калине
Кабаны на поляне
Кубики на диване
Лимоны на буфете
Монеты на комоде
Медали на кителе.
Упражнение «ЧТО ДЕЛАЛИ МЕТЕЛИ?»
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов множественного числа прошедшего времени.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку: «Послушай стихотворение и ответь на вопрос: «Что делали метели?»
Логопед:
| Ребенок:
| Зимой над лугами летели метели.
| Летели.
| У дома завыли, на поле гудели.
| Завыли, гудели
| Напели метели мотивы зимы.
| Напели.
| И кутали снегом поля до весны.
| Кутали.
| ( Стихотворение рекомендуется для разучивания).
Упражнение « ЧЬИ ВЕЩИ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа в предложениях.
2. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая сюжетные картинки, произносит предложение, и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед:
| Ребенок:
| У мамы помада. Это чья помада?
| Это мамина помада.
| У папы медали. Это чьи медали?
| Это папины медали.
| У Вовы кубики. Это чьи кубики?
| Это Вовины кубики.
| У тети утята. Это чьи утята?
| Это тетины утята.
| У Вани монеты. Это чьи монеты?
| Это Ванины монеты.
| У Коли билеты. Это чьи билеты?
| Это Колины билеты.
| У Пети бумага. Это чья бумага?
| Это Петина бумага.
| У дяди погоны. Это чьи погоны?
| Это дядины погоны.
|
Упражнение « НАЗОВИ ПО-ДРУГОМУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: пилюли, каюта, галеты.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает картинки, называет предметы, изображенные на них, и объясняет значение малознакомых слов.
Логопед:
Овальная таблетка – пилюля
Комната на корабле - каюта
Сухое, не сладкое печенье – галеты.
Затем, он предлагает ребенку заменить слова в предложении с опорой на картинку.
Логопед:
| Ребенок:
| Пете дали овальные таблетки. Пете дали…
| пилюли.
| На корабле удобные комнаты. На корабле удобные…
| каюты.
| Дети сухое не сладкое печенье. Дети купили …
| галеты.
|
Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО ПО ГЛАСНЫМ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Формировать навык элементарного слогового анализа.
3. Развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: предметные картинки: панама, какао, вагоны, алоэ, пауки, кабина, кубики
Ход игрового упражнения.
Логопед выкладывает перед ребенком две картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них и говорит: «Отгадай и скажи слова, в которых есть эти гласные звуки».
Логопед:
| Ребенок:
| _а_а_а, _у_и_и
| панама, кубики
| _а_о_ы, а_о_э
| вагоны, алоэ
| _а_у_и, а_и_а
| пауки, кабина
| _а_а_о, _а_а_ы
| какао, бананы
|
Упражнение «НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных
Логопед:
| Ребенок:
| Канава – канава – какао – канава
| какао
| Минута – монета – минута – минута
| монета
| Калина –малина – малина –малина
| калина
| Колено – колено – колено – полено
| полено
| Полина – Галина – Полина – Полина
| Галина
| Панама – панама – помада – панама
| помада
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 2-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Мы видели филина.
У хаты тополя.
Я догоню Олега.
Макаки кидали бананы.
У домика пели петухи.
Лилии и пионы увяли.
У дома воды по колено.
Бабуля выпила пилюли.
Макаки кидали бананы.
Полено вынули из камина.
У Полины новая помада.
На поляне гуляли олени.
Катя и Вова вымыли ягоды.
Дима и Петя удили налима
Коля и Толя ходили на охоту.
Мама и няня купали Полину.
До обеда мы гуляли на поляне.
Полина и Елена копали канаву.
Галина и Никита лепили лебедя.
На камине дети увидели паука.
Полина и Никита лепили лебедя.
У Никиты болело левое колено.
У дома малина, лилии и пионы.
Таня и Катя полили пионы и томаты.
Алена и Галина выпили какао.
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА.
( 3-ий тип слоговой структуры).
Упражнение « ДОГОВОРИ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Вариант 1
Логопед произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м], затем называет слово полностью.
Логопед:
| Ребенок:
| До
| М дом
| Да
| М дам
| Ды
| М дым
| Ко
| М ком
| Га
| М гам
| Та
| М там
| То
| М том
|
Вариант 2
Ребенок произносит первый звук [м], логопед договаривает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.
Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| М
| ак
| мак
| ай
| май
| оль
| моль
| ох
| мох
| ыть
| мыть
| ать
| мать
| (Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)
Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Коты –
| кот
| века –
| век
| Киты –
| кит
| дома -
| дом
| Быки –
| бык
| меха -
| мех
| Дубы –
| дуб
| тени -
| тень
| Кони –
| конь
| дни -
| день
| Бои –
| бой
| пни -
| пень
|
Упражнение «ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Развивать зрительную память и внимание.
Оборудование: предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 – 6 картинок и говорит: «Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил».
Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «мой» с существительными мужского рода.
Оборудование: предметные картинки: тень, дед, ель, лед, мех, тюль, пух, пень.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них, и род слова «тюль». Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой».
Ребенок:
Мой дед мой мех мой тюль
Мой лед мой пух мой пень.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
Логопед:
| Ребенок:
| Да –
| нет
| Ночь –
| день
| Взять –
| дать
| Север –
| юг.
| Верх –
| низ
|
Упражнение «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.
3. Развивать логическое мышление и слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки: ель, дом, лев, ком, бык, пух.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед:
| Ребенок:
| Ветвистая, высокая, зеленая, колючая
| ель.
| Старый, кирпичный, двухэтажный
| дом.
| Грозный, большой, с лохматой гривой
| лев.
| Большой, круглый, снежный
| ком.
| Белый, легкий, птичий
| пух.
|
Упражнение «ЛАБИРИНТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Развивать зрительное внимание.
Оборудование: бланк с переплетенными линиями.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку бланк с переплетенными линиями, уточняет названия предметов, нарисованных на левой стороне бланка, и обращается к ребенку с вопросом: «У кого что?». Ребенок , проследив линию глазами должен ответить предложением.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|