ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 7-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Водитель доволен машиной.
Котенок лакает языком.
У соседей загудел пылесос.
Лесоруб работал топором.
За забором замычал теленок.
Голубой поясок завязан в узелок.
Воробей чирикал под высокой березой.
Не велик соловей, да голосок золотой.
Закутан ребенок в сотню пеленок.
За комодом валялось пять кубиков.
Сыночек подарил маме букетик фиалок
Папа укрыл детишек меховым тулупом.
Сыночек подарил маме букетик фиалок.
Тимофей нашел кожаный ботинок под диваном.
Любитель-рыболов наловил у камышей окуней.
Василий намочил зеленый пуховик и капюшон.
Савелий положил в пакетик пирожок и шоколад.
Высокий молодой человек вытащил тяжелый чемодан из вагона.
За ужином ученик ел тушеный кабачок и пил напиток из лимонов.
Геннадий положил самокат под тополем и побежал качаться на качелях.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
(8 тип слоговой структуры).
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит заданный слог. Логопед, возвращая мяч, заканчивает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.
Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| ПО
| ходка
| походка
| Возка
| повозка
| Ломка
| поломка
| Видло
| повидло
| Чинка
| починка
| Дарки
| подарки
| БУ
| лавка
| булавка
| Ханка
| буханка
| Тылка
| бутылка
| Кашка
| букашка
| Лочка
| булочка
|
Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
- с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; -УШК; -ЮШК - ЕЖК-.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Камни –
| камешки.
| Бумага –
| бумажка.
| Окно –
| окошко.
| Деньги –
| денежки.
| Перо –
| перышко.
| Серьги –
| сережки
| Дно –
| донышко.
| Поле –
| полюшко.
| Зима –
| зимушка.
| Горе –
| горюшко.
| - с суффиксом - К-.
Петля –
| петелька.
| Туфель –
| туфелька.
| Капля –
| капелька.
| Неделя –
| неделька.
| Вафля –
| вафелька.
| Сабля –
| сабелька.
| Цапля –
| цапелька.
| Песня –
| песенка.
| Лестница –
| лесенка.
| Сосна –
| сосенка.
| Ведро –
| ведерко.
|
|
| - с суффиксом – Ц -.
Письмо –
| письмецо.
| Пальто –
| пальтецо.
| Дерево –
| деревце.
| Масло –
| маслице.
| Окно –
| оконце.
| Болото –
| болотце.
| Полено –
| поленце.
| Колено –
| коленце (движение в пляске).
| - с суффиксом – ОНЬК -; -ЕНЬК.
Лиса –
| лисонька
| Дядя –
| дяденька
| Киса –
| кисонька
| Тетя –
| тетенька
|
Упражнение «ДОБАВЬ ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, говорит последний слог, затем называет слово полностью.
Логопед
| Ребенок:
| Логопед
| Ребенок:
| Малыш
| КА
| малышка
| Веран
| ДА
| веранда
| Калит
| калитка
| коман
| команда
| Улит
| улитка
| секун
| секунда
| Выдум
| выдумка
| награ
| награда
| Ушан
| ушанка
|
|
|
| Коляс
| коляска
| подру
| ГА
| подруга
| Короб
| коробка
| отва
| отвага
| Селед
| селедка
| шерен
| шеренга
| Опуш
| опушка
| кольчу
| кольчуга
| Баран
| баранка
| бедня
| бедняга
| Запис
| записка
|
|
|
| Бабоч
| бабочка
|
|
|
| Загад
| загадка
|
|
|
| Зелен
| зеленка
|
|
|
| Сосед
| соседка
|
|
|
| (Лексический материал упражнения необходимо разделить на два занятия).
Упражнение «НАЗОВИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
- с окончанием – И.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Воробей -
| воробьи
| соловей -
| соловьи
| Порошок -
| порошки
| коробок -
| коробки
| Кабачок -
| кабачки
| василек -
| васильки
| Пузырек -
| пузырьки
| муравей -
| муравьи
| Бублик -
| бублики
| каблук -
| каблуки.
| - с окончанием – Ы.
Дельфин
| Дельфины
| балкон
| балконы
| Вокзал
| Вокзалы
| компас
| компасы
| Колодец
| Колодцы
| альбом
| альбомы
| Комната
| Комнаты
| магнит
| магниты
| Солдат
| солдаты
| павлин
| павлины
| - с окончаниями - А; - Я.
Мастер
| Мастера
| полено
| поленья
| Облако
| Облака
| колос
| колосья
| Доктор
| Доктора
| дерево
| деревья
| Зеркало
| Зеркала
|
|
| (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ».
Цель:
1. 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. 2.Учить составлять предложение по сюжетной картинке.
3. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: «У кого такой детеныш?». Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.
Ребенок:
У зайчихи зайчата.
У волчицы волчата.
У белки бельчата.
У тигрицы тигрята.
У орлицы орлята.
У галки галчата.
У козы козлята.
У наседки цыплята.
Упражнение « ЧЬЯ, ЧЬЕ?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании притяжательных прилагательных.
2. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: дупло белки, уши зайца, голова овцы, лапы щенка, голова теленка, лапы вороны, рога барана, молоко коровы.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинку, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед:
| Ребенок:
| Это дупло белки. Чье дупло?
| Беличье дупло.
| Это уши зайца. Чьи уши?
| Заячьи уши.
| Это голова овцы. Чья голова?
| Овечья голова.
| Это уши кошки. Чьи уши?
| Кошачьи уши.
| Это лапы щенка. Чьи лапы?
| Щенячьи лапы.
| Это голова теленка. Чья голова?
| Телячья голова.
| Это лапы вороны. Чьи лапы?
| Вороньи лапы.
| Это рога барана. Чьи рога?
| Бараньи рога.
| Это молоко коровы. Чье молоко?
| Коровье молоко.
|
Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с именами существительными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мое».
Ребенок:
Мое зеркало.
Мое печенье.
Мое ателье.
Мое ведерко.
Логопед: «Теперь выбери картинки, про которые можно сказать «мои».
Ребенок:
Мои ножницы.
Мои гантели.
Мои шахматы.
Мои альбомы.
Логопед: «Про какие картинки скажем «моя»?
Ребенок:
Моя вешалка.
Моя катушка.
Моя удочка.
Моя бабушка.
Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Упражнять в согласовании глаголов с именами прилагательными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку составить по ним предложения из двух слов, используя слово «уплыл», «поспел», «высох».
Ребенок:
Лодочка уплыла. Яблоко поспело. Рубашка высохла.
Корабли уплыли. Черешня поспела. Варежки высохли.
Облако уплыло. Персики поспели. Белье высохло.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|