ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.
( 1-ый тип слоговой структуры.)
Упражнение «УЗНАЙ, КТО ЭТО?»
Цель:
1. Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.
2. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:
Мама купает Вову.
Папа играет с сыном.
Дядя идет домой.
Во дворе стоит баба из снега.
Няня гуляет с детьми.
А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:
Логопед:
| Ребенок:
| Кто купает Вову?
| Мама.
| Кто играет с сыном?
| Папа.
| Кто стоит во дворе?
| Баба.
| Кто гуляет с детьми?
| Няня.
| Кто идет домой?
| Дядя.
|
Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ».
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.
3. Активизировать и расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Но
| нота
| ба
| баня
| Ва
| вата
| ня
| няня
| Да
| дата
| ды
| дыня
| Ха ТА
| хата
| То НЯ
| Тоня
| Мя
| мята
| А
| Аня
| Би
| бита
| Ва
| Ваня
| Фа
| фата
| Та
| Таня
| Ка
| Катя
| и
| иди
| Пе ТЯ
| Петя
| бу ДИ
| буди
| Ви
| Витя
| ве
| веди
| Ми
| Митя
| хо
| ходи
| ( Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).
Упражнение «НАЙДИ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-ой при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Учить соотносить слова и картинки.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько, и назовешь их».
- с окончанием – И
- с окончанием - Ы
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Муха
| мухи
| дуб
| дубы
| Нога
| ноги
| кот
| коты
| Дыня
| дыни
| нота
| ноты
| Конь
| кони
| кит
| киты
| Мак
| маки
| ива
| ивы
| Тень
| тени
| липа
| липы
| Ель
| ели
| хата
| хаты
| Дуга
| дуги
|
|
| (Лексический материал упражнения можно разделить на 2 занятия).
Упражнение «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-ого типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Вариант 1
Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять и говорить, что делаешь».
Логопед:
| Ребенок:
| Иди
| Иду.
| Беги
| Бегу.
| Дуй
| Дую.
| Дай мяч
| Даю.
| Мой руки
| Мою.
| Веди Петю
| Веду.
| Пили
| Пилю.
|
Вариант 2
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»
Ребенок:
| Я иду.
| Я бегу.
| Я дую.
| Я мою.
| Я пою.
| Я пилю.
| Я веду (Петю).
|
Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа.
2. Развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: предметные картинки: бык, мак, дом, кот, кит.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребёнок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»
Ребенок:
Кота
Кита
Мака
Дома
быка
Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКИ».
Цель:
1. Учить проговаривать слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «мое», «мои» с именами существительными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки: ива, дыня, муха, вата, губы, ноги, духи, дети, люди, ухо, мыло, лото.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать:
- «моя»,
- «мои»,
- «мое».
Ребенок:
| моя
| мои
| мое
| моя ива
| мои ноги
| мое ухо
| моя дыня
| мои губы
| мое мыло
| моя муха
| мои духи
| мое лото
| моя вата
| мои дети
|
|
| мои люди
|
|
Упражнение «УЗНАЙ, ЧТО (КТО) ЭТО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.
3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: вода, муха, липа, пена, небо, вата, дети.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит угадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед:
| Ребенок:
| Льётся, журчит (что?)
| вода.
| Летает, жужжит (что?)
| муха.
| Растёт, зеленеет (что?)
| липа.
| Играют, бегают, шалят (кто?)
| дети.
| Мыльная, белая (что?)
| пена
| Голубое, безоблачное (что?)
| небо.
| Мягкая, пушистая (что?)
| вата.
|
Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры1-го типа.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные (предметные) картинки и предлагает закончить предложения словом, подходящим по смыслу:
Логопед:
| Ребенок:
| Дети смотрят (что?)
| кино.
| Маме подарили (что?)
| духи.
| У Тани болит (что?)
| нога.
| Из крана течет (что?)
| вода.
| Аня купила (что?)
| кофе.
| Катя пришила зайцу (что?)
| ухо.
| После весны наступает (что)
| лето.
| В конюшне стоят (кто?)
| кони.
| Петя обул (что?)
| кеды
|
Упражнение « ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель:
1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры, употребляя имя существительное « кот » в разных падежах.
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед читает стихотворение А. Грачева, ребенок добавляет слово «кот », изменяя его по смыслу.
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Убегает от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая, и та,
Видя грозного кота,
Убежит скорее в дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
(Аналогично проводится работа со словом «вода».)
Грязнулю всегда выручает вода.
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… воды.
Гусь в любую непогоду
Торопится забраться в… воду.
Всегда и везде
Вечная слава… воде.
Упражнение « КОГО ТЫ ВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ?»
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении имен существительных винительного падежа единственного числа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: конь, бык, пони, пума, як.
Ход игрового упражнения.
Логопед сообщает ребенку, что животные, о которых пойдет речь, живут в зоопарке. Затем показывает картинки, называя животных, изображенных на них, и просит ответить на вопрос: « Кого ты видел в зоопарке?»
Логопед:
| Ребенок:
| Это конь. Кого ты видел?
| Коня.
| Это бык. Кого ты видел?
| Быка.
| Это пони. Кого ты видел?
| Пони.
| Это пума. Кого ты видел?
| Пуму.
| Это як. Кого ты видел?
| Яка.
|
Упражнение «ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа в стихотворении.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним стихотворение И. Лопухиной - сначала по две строчки, потом по четыре.
Тома дома?
Дома Тома.
Тёма дома?
Дома Тёма.
Дома Тима,
Дома Дима.
Дома Катя,
Надя, Лида
Петя, Федя
И Никита.
Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы. Затем повторить предложение полностью.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|