Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Учить подбирать рифмующиеся слова.
3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
Зеленеет даль полей.
Запевает… соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые…летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ...май
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это … кот
С подстриженной гривой
Он скачет ретиво
Чуть шпорами тронь,
Кто же это? ...конь
Иван работы так боится,
Как палки пес,
Как камня птица.
Лежит в постели целый день.
Напала на Ивана… лень.
Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при согласовании числительного «пять » с именами существительными.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: « Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где пять таких предметов и назовешь их».
Логопед:
| Ребенок:
| Муха -
| пять мух
| Липа –
| пять лип
| Дыня –
| пять дынь
| Нота –
| пять нот
| Хата –
| пять хат
| Пуля -
| пять пуль
| Ива –
| пять ив
| Лето –
| пять лет
|
Упражнение «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении синонимов..
2. Формировать целостное восприятие предмета.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки, разрезанные на 2 части.
Ход игрового упражнения.
Логопед объясняет ребенку, что некоторые предметы можно называть разными словами. Например, про «дом» можно сказать «здание» и т.д.
Затем логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет у себя, другую отдает ребенку. Показывая половину картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку, и назвать изображенный на ней предмет по-другому.
Логопед:
| Ребенок:
| Здание -
| дом
| Лошадь -
| конь
| Книга -
| том
| Дорога -
| путь
| Битва -
| бой
|
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ
( 4-ый тип слоговой структуры).
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит начало слова. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| КА
| мень
| камень
| мин
| камин
| ток
| каток
| бан
| кабан
| нат
| канат
| фель
| кафель
| БУ
| кет
| букет
| тон
| бутон
| фет
| буфет
| бен
| бубен
| БА
| лет
| балет
| тон
| батон
| нан
| банан
| БИ
| лет
| билет
| вень
| бивень
| ЛИ
| вень
| ливень
| мон
| лимон
| (Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия).
Упражнение «ДОБАВЬ ЗВУК».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.
2. Формировать навыки звукового синтеза.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Уточнять и активизировать словарный запас.
Оборудование: Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью.
Като каток
| Бубе –(н)
| Ливе _(нь)
| Комо _(к)
| Лимо _(н)
| Каме _(нь)
| Вени _(к)
| Бато _(н)
| Ого _(нь)
| Доми _(к)
| Бана _(н)
| Тюле _(нь)
| Пау _(к)
| Дива _(н)
| Оле _(нь)
| Тюби _(к)
| Ваго _(н)
| Оку _(нь)
| Гама _(к)
| Бегу _(н)
| Мебе_(ль)
| Куби _(к)
| Вои _(н)
| Педа _(ль)
| Мото _(к)
| Фили _(н)
| Меда _(ль)
| Таба _(к)
| Ива _(н)
| Топо _(ль)
| Фини _(к)
| Каба _(н)
| Пуде _(ль)
| Хомя _(к)
| Бато_(н)
| Уго _(ль)
| (Лексический материал этого упражнения рекомендуется разделить на несколько занятий).
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
- с суффиксом «ИК».
Логопед:
| Ребенок:
| Кот –
| котик
| Ноль -
| нолик
| Дом -
| домик
| Том -
| томик
| Год –
| годик
| - с суффиксом «ОК».
дым –
| дымок
| мед –
| медок
| лед -
| ледок
| ком –
| комок
| дуб –
| дубок
| в) с суффиксом « ЕК».
конь –
| конек
| пень –
| пенек
| тень -
| тенек
| день –
| денек
|
Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при образовании существительных единственного числа от множественного числа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч, называет существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово в единственном числе.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Окуни –
| окунь
| Огни –
| огонь
| Олени -
| олень
| Камни –
| камень
| Петухи –
| петух
| Ливни –
| ливень
| Батоны –
| батон
| Туфли –
| туфель
| Пакеты –
| пакет
| Бубны –
| бубен
| Билеты –
| билет
| Венки –
| венок
| Кубики –
| кубик
| Угли –
| уголь
| Утюги –
| утюг
| Катки –
| каток
| Вагоны –
| вагон
| Мотки -
| моток
|
Упражнение «ПОДУМАЙ И НАЗОВИ».
Цель
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа в предложении.
2. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.
3. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, вагон, Иван (на машине), Олег (на самокате).
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед:
| Ребенок:
| Едет (кто?)
| Едет Иван и Олег.
| Едет (что?)
| Едет вагон и каток.
|
Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?».
Цель:
1. Учит четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа
2. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тюлень, пудель, удод.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед:
| Ребенок:
| Ползает (кто?)
| удав, паук.
| Летает (кто?)
| филин, лебедь, удод.
| Ходит (кто?)
| олень, кабан, хомяк, енот, пудель.
| Плавает (кто?)
| окунь, тюлень.
|
Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.
2. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени.
3. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.
Логопед:
| Ребенок:
| Поет –
| поют
| Идет –
| идут
| Ведет -
| ведут
| Едет –
| едут
| Лепит –
| лепят
| Летит –
| летят
| Моет -
| моют
| Дает –
| дают
|
Упражнение «ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»
Цель
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.
2. Упражнять в практическом употреблении глаголов единственного числа будущего времени.
3. Учить согласовывать речь с имитацией движения.
Ход игрового упражнения.
Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем обращается к ребенку: « Покажи и скажи, что ты будешь делать?».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|