Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение «НАЗОВИ МАГАЗИН».

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова 8-го типа слоговой структуры.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Закрепить употребление обобщающих понятий.

4. Развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед говорит ребенку: «Представь, что ты идешь по улице и видишь витрины разных магазинов». Затем кладет перед ребенком картинку и спрашивает: «Что ты видишь на этой витрине? Как называется этот магазин?».

Ребенок:

На витрине валенки, ботинки, тапочки. Этот магазин называется «Обувь».

На витрине костюмы, косынка, варежки, фартуки, рубашка. Этот магазин называется «Одежда».

На витрине капуста, огурцы кабачки, редиска. Это магазин «Овощи».

На витрине васильки, ромашки, фиалки, ландыши. Это магазин – «Цветы».

На витрине колбаса, сосиски, конфеты, печенье. Это магазин – «Продукты».

На витрине ампулы, пилюли, зеленка, бинты. Это «Аптека».

На витрине оправы, очки, бинокли. Этот магазин называется «Оптика».

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при подборе антонимов.

2. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку заканчивать предложение словом с противоположным значением.

- подбор антонимов к именам прилагательным.

Логопед: Ребенок:
Девочка здоровая, а бабушка … бабушка больная.
В сказках мачеха злая, а Золушка… Золушка добрая.
Зимой погода холодная, а весной… весной погода теплая.
Снег белый, а сажа… сажа черная.
Сметана густая, а варенье …. варенье жидкое.
Канат толстый, а веревка … веревка тонкая.
Чемодан тяжелый, а коробка… коробка легкая.
Юбки светлые, а костюмы …. костюмы темные.
Ворота широкие, а калитка … калитка узкая.
Блюдце маленькое, тарелка… тарелка большая.
Матрац жесткий, а подушка… подушка мягкая.
Дом высокий , а беседка… беседка низкая.
Сахар сладкий, а горчица … горчица горькая.
Девочки слабые, а мальчики … мальчики сильные.
Банка пустая, а бутылка … бутылка полная.

- подбор антонимов к глаголам.



Дедушка говорил, а соседка … соседка молчала.
Девочка заколку уронила, а подруга … подруга подняла.
Малышка насорила, бабушка … бабушка подмела.
Мальчики отдохнули, а девочки … девочки устали.

(Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия).

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов.

2. Продолжать учить согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит словосочетание и дает образец относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

Логопед: Ребенок:
Тефтели из мяса мясные тефтели.
Котлеты из рыбы рыбные котлеты.
Монетка из меди медная монетка.
Рубашка по моде модная рубашка.
Одежда для лета летняя одежда.
Подушка из ваты ватная подушка.
Комната в пыли пыльная комната.
Ладошка в поту потная ладошка.
Одежда для зимы зимняя одежда.

Упражнение «ХИТРЫЕ СЛОВА».

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении несклоняемых имен существительных.

2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: эскимо, кенгуру.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.

***

На палочке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? Эскимо.

***

Они играют в чехарду

В зоологическом саду.

Вы полюбуйтесь на игру

Двух забавных … Кенгуру.

Логопед показывает картинки с изображением эскимо и кенгуру. Затем предлагает ребенку закончить предложения словом, подходящим по смыслу.

Логопед: Ребенок:
Шоколадное мороженое на палочке называется … эскимо.
В зоопарке живут пять… кенгуру.
У Вани остался кусочек … эскимо.
Все дети любят … эскимо.
Большая сумка на животе у … кенгуру.
Дети хотели подойти поближе к …. кенгуру.
Друзья пошли в киоск за … эскимо.
Мама читала дочке книгу о … кенгуру.
Малыши купили две пачки … эскимо.

Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ ».

Цель:

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Учить называть целый предмет по названиям его частей.

3. Развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отгадать и сказать, о каком предмете идет речь

Логопед: Ребенок:
Пол, потолок, стены, дверь, окно… комната.
Дно, стенки, горлышко … бутылка.
Крышка, дно, стенки … коробка.
Крылышки, лапки, усики … бабочка.
Крылья, клюв, ноги, хвост … кукушка.
Воротник, манжеты, рукава, застежка … рубашка.

Упражнение «ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?»

Цель:

1. Продолжать учить четко проговаривать слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных в форме винительного падежа.

2. Развивать зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает картинки с изображением людей различных профессий и занятий, на которых не хватает каких-то определенных предметов. Уточняет названия профессий и спрашивает ребенка: «Что забыл нарисовать художник?».

Логопед: Ребенок:
Портнихе иголку.
Парикмахеру ножницы.
Учителю указку.
Рыбаку удочку.
Барабанщику палочки.

Упражнение «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с помощью различных суффиксов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу:

- с суффиксом –ИНК-.

Логопед: Ребенок:
Бусы - бусинка.
Пыль - пылинка
Роса - росинка
Сор - соринка.
Пух - пушинка.
Чай - чаинка.
Песок - песчинка.

- с суффиксом –НИЦ -.

Умник умница.
Шутник шутница.
Лыжник лыжница.
Модник модница

- c нулевым суффиксом

Бегун бегунья.
Шалун шалунья.

Упражнение «НАЗОВИ ПОСУДУ».

Цель:

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Упражнять в словообразовании имен существительных при помощи различных суффиксов.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку картинки и предлагает ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:
Как называется посуда, в которой хранится соль? Солонка.
В чем заваривают чай? В чайнике.
В чем лежит мыло? В мыльнице.
Откуда наливают суп? Из супницы.
Из чего едят суп? Из тарелки.
Как называется большая ложка с дырочками? Шумовка.

Упражнение «НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении синонимов.

2. Формировать целостное восприятие предмета.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки, разрезанные на две части.

Ход игрового упражнения.

Логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет себе, другую отдает ребенку. Показывая половинку картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку и назвать изображенный на ней предмет по-другому.

Логопед: Ребенок:
Поляна - лужайка.
Рукавички - варежки.
Старушка - бабушка.
Старик - дедушка.
Азбука - алфавит.

Упражнение «СПРАВОЧНОЕ БЮРО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед объясняет ребенку что такое «справочное бюро». Затем раскладывает перед ребенком все картинки и задает вопросы. Ребенок находит нужную картинку и отвечает на вопрос.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.