Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при подборе антонимов к разным частям речи.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.
- подбор антонимов к именам прилагательным.
Логопед:
| Ребенок:
| Длинный карандаш
| короткий карандаш.
| Горячий кофейник
| холодный кофейник.
| Большой апельсин
| маленький апельсин.
| Утренний туман
| вечерний туман.
| Грустный мальчуган
| радостный мальчуган.
| - подбор антонимов к глаголам.
Открывать багажник
| закрывать багажник.
| Одевать малыша
| раздевать малыша.
| Опускать голову
| поднимать голову.
| Разрешить гулять
| запретить гулять.
| Завязать передник
| развязать передник.
| Начать разговор
| закончить разговор
|
Упражнение « БАБУШКИНО УГОЩЕНИЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед рассказывает, что в гости к бабушке приехал внук. Для него она приготовила угощение. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «Чем бабушка угощала внука?».
Логопед:
| Ребенок:
| Бублик
| Бубликом.
| Баранка
| Баранкой.
| Пирожное
| Пирожным.
| Конфета
| Конфетой.
| Печенье
| Печеньем.
| Персик
| Персиком.
| Котлета
| Котлетой.
|
Упражнение «КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, кем ты будешь, когда вырастешь».
Ребенок:
Я буду летчиком.
Я буду доктором.
Я буду пастухом.
Я буду кузнецом.
Я буду танцором.
Я буду боксером.
Я буду лесником.
Я буду шахтером.
Упражнение «С ЧЕМ БАНОЧКИ?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «С».
Ход игрового упражнения.
Логопед просит ребенка ответить на вопрос: «С чем баночка, если в ней…»
Логопед:
| Ребенок:
| повидло. С чем баночка?
| Баночка с повидлом.
| Кипяток.
| Баночка с кипятком.
| Ряженка.
| Баночка с ряженкой.
| Компот.
| Баночка с компотом.
| Горчица.
| Баночка с горчицей.
| Капуста.
| Баночка с капустой.
| Селедка.
| Баночка с селедкой.
| Паштет.
| Баночка с паштетом
| Бульон.
| Баночка с бульоном.
|
Упражнение «В ЗООПАРКЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА».
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед рассказывает, что в зоопарке живет много зверей и птиц. За ними ухаживают работники зоопарка. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «За кем ухаживают работники зоопарка?»
Логопед:
| Ребенок:
| Это ослик. За кем ухаживают?
| За осликом.
| Это медведь.
| За медведем.
| Это барсук.
| За барсуком.
| Это гепард.
| За гепардом.
| Это пантера.
| За пантерой.
| Это журавль.
| За журавлем.
| Это павлин.
| За павлином.
| Это коршун.
| За коршуном.
| Это кукушка.
| За кукушкой.
| Это соловей.
| За соловьем.
| Это зяблик.
| За зябликом.
|
Упражнение «ВМЕСТО ДВУХ – ОДНО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
2. Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по аналогии.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?».
Логопед:
| Ребенок:
| Везде ходит. Как называется этот предмет?
| Вездеход.
| Бензин возит -
| бензовоз.
| Землю копает -
| землекоп.
| Землю мерит -
| землемер.
| Сам сваливает -
| самосвал.
| Листья падают -
| листопад.
| Ходит при помощи тепла -
| теплоход.
| Возит при помощи тепла -
| тепловоз.
|
Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ПОД», «ЗА».
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.
Логопед:
| Ребенок:
| Щетку достали из-под вешалки. Где лежала щетка?
| Под вешалкой.
| Вокзал стоит перед заводом. Где стоит завод?
| За вокзалом.
| Из-за облака выглянуло солнце. Где оно было?
| За облаком.
| Комод поставили под зеркало. Где стоит комод?
| Под зеркалом.
| Котенок выглядывает из-под коробки. Где сидит котенок?
| Под коробкой.
| Полку повесили под картину. Где висит полка?
| Под картиной.
|
Упражнение «ПРОФЕССИИ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии».
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.
- с суффиксом «НИК».
Логопед:
| Ребенок:
| Рисует картины.
| Художник.
| Ухаживает за садом.
| Садовник.
| Чинит сапоги.
| Сапожник.
| Работает на полюсе.
| Полярник.
| Ходит на охоту.
| Охотник.
| Показывает фокусы
| Фокусник.
| Работает на пасеке
| Пасечник.
| Добывает нефть
| Нефтяник.
| - с суффиксом «ЩИК».
Чинит часы.
| Часовщик.
| Точит ножи.
| Точильщик.
| Кладет камни.
| Каменщик.
| Носит багаж.
| Носильщик.
| Зимует на Севере
| Зимовщик.
| - с разными суффиксами.
Фотографирует людей.
| Фотограф.
| Тушит пожары.
| Пожарный.
| Выступает в цирке.
| Акробат.
| Продает лекарства.
| Аптекарь.
| (Лексический материал занятия необходимо разделить на три занятия).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 9-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
У волчицы волчонок, а у белки бельчонок.
Упрямый козленок стоял за калиткой.
Наступил морозный январь.
Осенний лес пожелтел.
На арене выступал акробат.
Айболит лечил животных.
На подносах килограмм персиков и огурцов.
Вертолет летел в облаках.
Пушистый цыпленок бежал за наседкой.
Усталый дедушка отдыхал под каштаном.
За январем наступит февраль.
Забавный бурундук выглянул из норки.
Маленький Павлик пускал бумажный кораблик в тазу.
Сапожник постучал молотком и починил каблучок.
Не озябнут ладошки в варежках, а ножки в валенках.
Надо почистить кофейник.
Автобус отъехал от вокзалов.
На деревьях мы видели зябликов.
Аленка с подругой собрали букет из колосков и васильков.
В автобус вошел контролер.
За берлогой охотник увидел медвежат.
За окошком виднелась тень от деревьев.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕСЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ.
(10-й тип слоговой структуры).
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.
Логопед:
|
| Ребенок:
| Салфет
|
| салфетка
| Незнай
|
| Незнайка
| Таблет
|
| таблетка
| Выстав
|
| выставка
| Подмет
|
| подметка
| Обнов
|
| обновка
| Отмет
| КА
| отметка.
| Отгад
|
| отгадка
| Ватруш
|
| ватрушка
| Картош
|
| картошка
| Мартыш
|
| мартышка
| Матреш
|
| матрешка
| Игруш
|
| игрушка
| Заклад
|
| закладка
| Заплат
|
| заплатка
|
Упражнение « СЛОВА С «ТОЧКОЙ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|