Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при подборе антонимов к разным частям речи.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.

- подбор антонимов к именам прилагательным.

Логопед: Ребенок:
Длинный карандаш короткий карандаш.
Горячий кофейник холодный кофейник.
Большой апельсин маленький апельсин.
Утренний туман вечерний туман.
Грустный мальчуган радостный мальчуган.

- подбор антонимов к глаголам.

Открывать багажник закрывать багажник.
Одевать малыша раздевать малыша.
Опускать голову поднимать голову.
Разрешить гулять запретить гулять.
Завязать передник развязать передник.
Начать разговор закончить разговор

Упражнение « БАБУШКИНО УГОЩЕНИЕ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед рассказывает, что в гости к бабушке приехал внук. Для него она приготовила угощение. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «Чем бабушка угощала внука?».

Логопед: Ребенок:
Бублик Бубликом.
Баранка Баранкой.
Пирожное Пирожным.
Конфета Конфетой.
Печенье Печеньем.
Персик Персиком.
Котлета Котлетой.

Упражнение «КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, кем ты будешь, когда вырастешь».



Ребенок:

Я буду летчиком.

Я буду доктором.

Я буду пастухом.

Я буду кузнецом.

Я буду танцором.

Я буду боксером.

Я буду лесником.

Я буду шахтером.

Упражнение «С ЧЕМ БАНОЧКИ?».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «С».

Ход игрового упражнения.

Логопед просит ребенка ответить на вопрос: «С чем баночка, если в ней…»

Логопед: Ребенок:
повидло. С чем баночка? Баночка с повидлом.
Кипяток. Баночка с кипятком.
Ряженка. Баночка с ряженкой.
Компот. Баночка с компотом.
Горчица. Баночка с горчицей.
Капуста. Баночка с капустой.
Селедка. Баночка с селедкой.
Паштет. Баночка с паштетом
Бульон. Баночка с бульоном.

Упражнение «В ЗООПАРКЕ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА».

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед рассказывает, что в зоопарке живет много зверей и птиц. За ними ухаживают работники зоопарка. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «За кем ухаживают работники зоопарка?»

Логопед: Ребенок:
Это ослик. За кем ухаживают? За осликом.
Это медведь. За медведем.
Это барсук. За барсуком.
Это гепард. За гепардом.
Это пантера. За пантерой.
Это журавль. За журавлем.
Это павлин. За павлином.
Это коршун. За коршуном.
Это кукушка. За кукушкой.
Это соловей. За соловьем.
Это зяблик. За зябликом.

Упражнение «ВМЕСТО ДВУХ – ОДНО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.

2. Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по аналогии.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?».

Логопед: Ребенок:
Везде ходит. Как называется этот предмет? Вездеход.
Бензин возит - бензовоз.
Землю копает - землекоп.
Землю мерит - землемер.
Сам сваливает - самосвал.
Листья падают - листопад.
Ходит при помощи тепла - теплоход.
Возит при помощи тепла - тепловоз.

Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ПОД», «ЗА».

2. Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.

Логопед: Ребенок:
Щетку достали из-под вешалки. Где лежала щетка? Под вешалкой.
Вокзал стоит перед заводом. Где стоит завод? За вокзалом.
Из-за облака выглянуло солнце. Где оно было? За облаком.
Комод поставили под зеркало. Где стоит комод? Под зеркалом.
Котенок выглядывает из-под коробки. Где сидит котенок? Под коробкой.
Полку повесили под картину. Где висит полка? Под картиной.

Упражнение «ПРОФЕССИИ».

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии».

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.

- с суффиксом «НИК».

Логопед: Ребенок:
Рисует картины. Художник.
Ухаживает за садом. Садовник.
Чинит сапоги. Сапожник.
Работает на полюсе. Полярник.
Ходит на охоту. Охотник.
Показывает фокусы Фокусник.
Работает на пасеке Пасечник.
Добывает нефть Нефтяник.

- с суффиксом «ЩИК».

Чинит часы. Часовщик.
Точит ножи. Точильщик.
Кладет камни. Каменщик.
Носит багаж. Носильщик.
Зимует на Севере Зимовщик.

- с разными суффиксами.

Фотографирует людей. Фотограф.
Тушит пожары. Пожарный.
Выступает в цирке. Акробат.
Продает лекарства. Аптекарь.

(Лексический материал занятия необходимо разделить на три занятия).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 9-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

У волчицы волчонок, а у белки бельчонок.

Упрямый козленок стоял за калиткой.

Наступил морозный январь.

Осенний лес пожелтел.

На арене выступал акробат.

Айболит лечил животных.

На подносах килограмм персиков и огурцов.

Вертолет летел в облаках.

Пушистый цыпленок бежал за наседкой.

Усталый дедушка отдыхал под каштаном.

За январем наступит февраль.

Забавный бурундук выглянул из норки.

Маленький Павлик пускал бумажный кораблик в тазу.

Сапожник постучал молотком и починил каблучок.

Не озябнут ладошки в варежках, а ножки в валенках.

Надо почистить кофейник.

Автобус отъехал от вокзалов.

На деревьях мы видели зябликов.

Аленка с подругой собрали букет из колосков и васильков.

В автобус вошел контролер.

За берлогой охотник увидел медвежат.

За окошком виднелась тень от деревьев.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕСЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ.

(10-й тип слоговой структуры).

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.

Логопед:   Ребенок:
Салфет   салфетка
Незнай   Незнайка
Таблет   таблетка
Выстав   выставка
Подмет   подметка
Обнов   обновка
Отмет КА отметка.
Отгад   отгадка
Ватруш   ватрушка
Картош   картошка
Мартыш   мартышка
Матреш   матрешка
Игруш   игрушка
Заклад   закладка
Заплат   заплатка

Упражнение « СЛОВА С «ТОЧКОЙ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.