Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Баня –
| банька
| Дыня –
| дынька
| Хата –
| хатка
| Дети –
| детки
| Нота –
| нотка
| Липа –
| липка
| Пена –
| пенка
| Вата –
| ватка
| Пуля –
| пулька
| Губы –
| губки
| Яма –
| ямка
| Сани –
| санки
|
Упражнение «ОДИН - НЕСКОЛЬКО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных в форме множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
с окончанием «И»
| с окончанием «Ы»
| с окончанием «А»
| Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Денек –
| деньки
| Бубен –
| бубны
| Пятно –
| пятна
| Пенек –
| пеньки
| Бант –
| банты
| Окно –
| окна
| Дубок –
| дубки
| Винт –
| винты
|
|
| Каток –
| катки
| Фильм –
| фильмы
|
|
| Венок –
| венки
| Лифт –
| лифты
|
|
| Комок –
| комки
| Бинт –
| бинты
|
|
| Танк –
| танки
|
|
|
|
| Камень –
| камни
|
|
|
|
| Ливень –
| ливни
|
|
|
|
| Капля –
| капли
|
|
|
|
| Уголь –
| угли
|
|
|
|
| ( Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Упражнение «ОДЕНЬ КУКОЛ».
Цель:
1. Учить проговаривать слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Обувь».
3. Учить различать одежду и обувь по размеру.
Оборудование: предметные картинки: маленькая кукла Инга, большая кукла Илья; предметы кукольной одежды разного размера.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает подобрать каждой кукле одежду и обувь соответствующего размера. Затем просит ребенка вспомнить и назвать предметы, которые он подбирал.
Логопед:
| Ребенок:
| Инге –
| юбку, кофту, банты, ленты, туфли.
| Илье –
| пальто, кепку, майку, гольфы, тапки.
|
Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.
3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: тумба, тахта, кепка, диван, тапки, туфли, майка, унты, юбка, кофта, пальто
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком ряд из четырех картинок, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку выбрать и назвать «лишний» предмет и объяснить свой выбор.
Логопед:
| Ребенок:
| тумба, тахта, кепка, диван
| кепка
| тапки, туфли, майка, унты
| майка
| майка, юбка, кофта, туфли
| туфли
| пальто, тахта, кофта, юбка
| тахта
|
Упражнение «УЗНАЙ ВЕТКУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: пальма, ольха, айва, пихта, сосна, елка; ветки перечисленных деревьев.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия деревьев, изображенных на них. Затем показывает картинки с изображением веток перечисленных деревьев и просит ответить на вопрос: «От какого дерева эта ветка?»
Ребенок:
Ветка пальмы.
Ветка ольхи.
Ветка айвы.
Ветка пихты.
Ветка сосны.
Ветка елки.
Упражнение «НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: метка, ветка, сетка.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия деревьев, изображенных на них. Затем предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
(В качестве опоры используются предметные картинки).
Я тебе задачу дам –
Все расставить по местам.
Вот печать на простыне – (метка).
Зеленеет за окном – (ветка).
Волейбольная висит – (сетка).
(Т. Ткаченко).
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».
Цель:
1. Учить четко произносить словосочетания из слов слоговой структуры 5-го типа.
2. Упражнять в употреблении предлога «НА».
3. Учить отвечать на вопросы словосочетанием.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ответить вопросы:
Логопед:
| Ребенок:
| Где буквы?
| Буквы на ленте.
| Где метка?
| Метка на майке.
| Где губка?
| Губка на ванне.
| Где детки?
| Детки на катке.
| Где капли?
| Капли на окне.
| Где деньги?
| Деньги на тумбе.
| Где пятно?
| Пятно на пальто.
|
Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова 5 слоговой структуры 5-го типа.
2. Учить называть целый предмет по названиям его частей.
3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: окно, утка, кофта, тумба, банка, лейка, юбка.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку угадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед:
| Ребенок:
| Подоконник, рама, стекло, форточка
| окно
| Крылья, клюв, хвост, лапки
| утка
| Рукава, манжеты, воротник, застежка
| кофта
| Крышка, дверца, ножки, стенки
| тумба
| Горлышко, дно, стенки
| банка
| Носик, ручка, горлышко
| лейка
| Пояс, лямки, подол, молния
| юбка
|
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносит слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
Логопед:
| Ребенок:
| Трудно –
| легко
| Здорова –
| больна
| Светло –
| темно
| Недавно –
| давно
| Мир –
| война
| Толсто –
| тонко.
|
Упражнение «ВЫПОЛНЯЕМ КОМАНДЫ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании глаголов множественного числа повелительного наклонения.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять. Потом ты станешь приказывать мне, а я буду выполнять твои команды».
Логопед:
| Ребенок:
| Дуй
| Вы дуйте
| Мой
| Вы мойте
| Пой
| Вы пойте
| Лей
| Вы лейте
| Пей
| Вы пейте
| Бей
| Вы бейте
|
Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: предметные картинки: венок, каток, бубен, уголь, огонь, камень.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 6 картинок, предлагает внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну из картинок и обращается к ребенку с вопросом: «Чего нет?»
Ребенок:
венка
катка
угля
огня
бубна
камня.
Упражнение «ПОДБЕРИ СЛОВА».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении имен существительных винительного падежа.
2. Активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: пальто, юбка, кофта, майка, белье, тапки, туфли, унты, чулки, гольфы, носки, утка, тыква, лейка.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед:
| Ребенок:
| Что можно шить?
| Пальто, юбку, кофту, майку, белье.
| Что можно обуть?
| Тапки, туфли, унты.
| Что можно штопать?
| Чулки, гольфы, носки.
| Что можно слепить?
| Утку, лейку, тыкву
|
Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Цель:
1. Упражнять в употреблении несклоняемого имени существительного «пальто».
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает заканчивать предложения словом «пальто».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|