Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

- с суффиксом «К»

Логопед Ребенок
конфета конфетка
Комната комнатка
Морковь морковка
Тетрадь тетрадка
Подкова подковка
Корзина корзинка

- с суффиксом «ЧК»

Лампа лампочка
Яблоко яблочко
Аптека аптечка
Облако облачко.

- с суффиксами «ИШК», «ЫШК», «ОШК», «УШК»

Изба избушка
Солнце солнышко
Пальто пальтишко
Пятно пятнышко
Зерно зернышко
Зеркало зеркальце.

Упражнение «НАЗОВИ ЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа.

2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: парные сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает парные сюжетные картинки и называет глагол несовершенного вида. Затем просит ребенка назвать законченное действие, изображенное на другой картинке.

Логопед: Ребенок:
Поднимался поднялся
Обливался облился
Раздевался разделся
Накрывался накрылся
Убирался убрался
Нагибался нагнулся
Пекла испекла
Забирался забрался

Упражнение «КТО ОНА?».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен существительных женского рода.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку изменить слова по предложенному образцу.

Логопед: Ребенок:
Лентяй лентяйка
Болтун болтушка
Друг подружка
Пастух пастушка
Индюк индюшка
Бедняк беднячка
Игрун игрунья

Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?».



Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа.

2. Развивать внимание и зрительную память.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: « Чего (кого) не стало?»

Ребенок:

Салфетки.

Комбайна

Поплавка.

Конверта.

Цыпленка.

Упражнение «СКАЖИ КАК».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании наречий.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

- Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу, отвечая на вопрос «как?».

Логопед: Ребенок:
Активный активно.
Отважный отважно.
Медленный медленно.
Отличный отлично.
Опрятный опрятно.
Беспечный беспечно.
Роскошный роскошно.
Отдельный отдельно.
Подробный подробно.

- Логопед произносит предложение и задает вопрос. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу.

Логопед: Ребенок:
Малыш слушался маму. Он вел себя (как?) послушно.
Дети играли без шума. Они играли (как?) бесшумно.
На улице светило солнце. Было (как?) солнечно.
Девочка получает отличные отметки. Она учится (как?) отлично.
Небо серое, с низкими тучами. На улице (как?) пасмурно.
Артист с успехом выступил на концерте. Он выступил (как?) успешно.
В каждую комнату есть отдельный вход. Комнаты расположены (как?) отдельно.
Солдат совершил отважный поступок. Он поступил (как?) отважно.

Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа.

2. Развивать слуховое внимание и память.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.

Приходит август – урожай

В саду и в поле убирай!

В каком месяце убирают урожай? В августе.

Сентябрь – осени пора.

Туман над речкою с утра,

Несут в корзинах грибники

Опята и боровики.

В каком месяце собирают грибы? В сентябре.

Октябрь – роща над рекой

Наряд надела золотой.

И в небе синем видишь вдруг

Как журавли летят на юг.

В каком месяце журавли улетают на юг? В октябре.

Четверг бывает перед пятницей.

После какого дня бывает пятница? После четверга.

(При затруднении в ответах, логопед интонационно выделяет нужное слово).

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов.

2. Продолжать учить согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит словосочетание и дает образец относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

Логопед: Ребенок:
Нора барсука - барсучья нора.
Берлога медведя - медвежья берлога.
Перо павлина – павлинье перо.
Голова дельфина - дельфинья голова.

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при подборе антонимов к глаголам в предложениях.

2. Развивать логическое мышление.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением в предложениях.

Логопед: Ребенок:
Подружка принесла корзинку. Подружка отнесла корзинку.
Откройте форточку. Закройте форточку.
Охотник ушел из избушки. Охотник вернулся в избушку.
Мальчишка сам оделся. Мальчишка сам разделся.
Парнишка спустился с лестницы. Парнишка поднялся по лестнице.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 10-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

У девчушки Марфушки на носу веснушки.

Листочки упали в корзинку.

Отнеси в аптечку таблетки, настойку и касторку.

На опушке в избушке жили подружки-болтушки.

Доктор Пилюлькин дал Незнайке касторку.

Огромный подсолнух вырос около избушки.

У Антошки в лукошке волнушки.

Настенька испекла коврижки и ватрушки.

Миленький Антошка, подрасти немножко.

За облачком исчезло солнышко.

Цыпленку насыпали зернышки в кормушку.

Максимка нес огромный подсолнух.

У ягненка на боку пятнышко.

Веселый Петрушка поет частушки под гармошку.

Подружки были на концерте.

В горшочке остатки окрошки.

Наклейте на конверты картинки.

Парнишка в тельняшке дал нам поплавки.

Мальчишка забрался на верхушку тополя.

Антошка разделся и положил колготки и перчатки на банкетку.

Павлушка, убери игрушки в тумбочку.

***

Петрушка – с вертушкой.

Настюшка – с ватрушкой.

Гаврюшка – с гармошкой.

Павлушка – с пампушкой.

(И. Лопухина.)

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА.

(11-ый тип слоговой структуры).

Упражнение «ДОБАВЬ ПЕРВЫЙ ЗВУК».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа.

2. Упражнять в звуковом анализе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.

Ребенок: Логопед: Ребенок: Ребенок: Логопед: Ребенок:
К лей клей С мех смех
  Лен клен   лед след
  Вас квас   лой слой
  Люч ключ   лух слух
  Люв клюв   тон стон
  Лоп клоп   нег снег
  Лин клин   вой свой
  Лещ клещ   ноп сноп
  Ров кров   кот скот
  Раб краб   лон слон
  Ран кран   тол стол
  Рот крот   тул Стул
П лот плот З вук Звук
  лут плут   вон Звон
  лен плен   нак знак
  лед плед   ной зной

(Значение незнакомых ребенку слов необходимо объяснить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия.)



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.