Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
- с суффиксом «К»
Логопед
| Ребенок
| конфета
| конфетка
| Комната
| комнатка
| Морковь
| морковка
| Тетрадь
| тетрадка
| Подкова
| подковка
| Корзина
| корзинка
| - с суффиксом «ЧК»
Лампа
| лампочка
| Яблоко
| яблочко
| Аптека
| аптечка
| Облако
| облачко.
| - с суффиксами «ИШК», «ЫШК», «ОШК», «УШК»
Изба
| избушка
| Солнце
| солнышко
| Пальто
| пальтишко
| Пятно
| пятнышко
| Зерно
| зернышко
| Зеркало
| зеркальце.
|
Упражнение «НАЗОВИ ЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа.
2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает парные сюжетные картинки и называет глагол несовершенного вида. Затем просит ребенка назвать законченное действие, изображенное на другой картинке.
Логопед:
| Ребенок:
| Поднимался
| поднялся
| Обливался
| облился
| Раздевался
| разделся
| Накрывался
| накрылся
| Убирался
| убрался
| Нагибался
| нагнулся
| Пекла
| испекла
| Забирался
| забрался
|
Упражнение «КТО ОНА?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен существительных женского рода.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку изменить слова по предложенному образцу.
Логопед:
| Ребенок:
| Лентяй
| лентяйка
| Болтун
| болтушка
| Друг
| подружка
| Пастух
| пастушка
| Индюк
| индюшка
| Бедняк
| беднячка
| Игрун
| игрунья
|
Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: « Чего (кого) не стало?»
Ребенок:
Салфетки.
Комбайна
Поплавка.
Конверта.
Цыпленка.
Упражнение «СКАЖИ КАК».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании наречий.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
- Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу, отвечая на вопрос «как?».
Логопед:
| Ребенок:
| Активный
| активно.
| Отважный
| отважно.
| Медленный
| медленно.
| Отличный
| отлично.
| Опрятный
| опрятно.
| Беспечный
| беспечно.
| Роскошный
| роскошно.
| Отдельный
| отдельно.
| Подробный
| подробно.
| - Логопед произносит предложение и задает вопрос. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед:
| Ребенок:
| Малыш слушался маму. Он вел себя (как?)
| послушно.
| Дети играли без шума. Они играли (как?)
| бесшумно.
| На улице светило солнце. Было (как?)
| солнечно.
| Девочка получает отличные отметки. Она учится (как?)
| отлично.
| Небо серое, с низкими тучами. На улице (как?)
| пасмурно.
| Артист с успехом выступил на концерте. Он выступил (как?)
| успешно.
| В каждую комнату есть отдельный вход. Комнаты расположены (как?)
| отдельно.
| Солдат совершил отважный поступок. Он поступил (как?)
| отважно.
|
Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.
Приходит август – урожай
В саду и в поле убирай!
В каком месяце убирают урожай? В августе.
Сентябрь – осени пора.
Туман над речкою с утра,
Несут в корзинах грибники
Опята и боровики.
В каком месяце собирают грибы? В сентябре.
Октябрь – роща над рекой
Наряд надела золотой.
И в небе синем видишь вдруг
Как журавли летят на юг.
В каком месяце журавли улетают на юг? В октябре.
Четверг бывает перед пятницей.
После какого дня бывает пятница? После четверга.
(При затруднении в ответах, логопед интонационно выделяет нужное слово).
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов.
2. Продолжать учить согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед:
| Ребенок:
| Нора барсука -
| барсучья нора.
| Берлога медведя -
| медвежья берлога.
| Перо павлина –
| павлинье перо.
| Голова дельфина -
| дельфинья голова.
|
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при подборе антонимов к глаголам в предложениях.
2. Развивать логическое мышление.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением в предложениях.
Логопед:
| Ребенок:
| Подружка принесла корзинку.
| Подружка отнесла корзинку.
| Откройте форточку.
| Закройте форточку.
| Охотник ушел из избушки.
| Охотник вернулся в избушку.
| Мальчишка сам оделся.
| Мальчишка сам разделся.
| Парнишка спустился с лестницы.
| Парнишка поднялся по лестнице.
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 10-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
У девчушки Марфушки на носу веснушки.
Листочки упали в корзинку.
Отнеси в аптечку таблетки, настойку и касторку.
На опушке в избушке жили подружки-болтушки.
Доктор Пилюлькин дал Незнайке касторку.
Огромный подсолнух вырос около избушки.
У Антошки в лукошке волнушки.
Настенька испекла коврижки и ватрушки.
Миленький Антошка, подрасти немножко.
За облачком исчезло солнышко.
Цыпленку насыпали зернышки в кормушку.
Максимка нес огромный подсолнух.
У ягненка на боку пятнышко.
Веселый Петрушка поет частушки под гармошку.
Подружки были на концерте.
В горшочке остатки окрошки.
Наклейте на конверты картинки.
Парнишка в тельняшке дал нам поплавки.
Мальчишка забрался на верхушку тополя.
Антошка разделся и положил колготки и перчатки на банкетку.
Павлушка, убери игрушки в тумбочку.
***
Петрушка – с вертушкой.
Настюшка – с ватрушкой.
Гаврюшка – с гармошкой.
Павлушка – с пампушкой.
(И. Лопухина.)
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА.
(11-ый тип слоговой структуры).
Упражнение «ДОБАВЬ ПЕРВЫЙ ЗВУК».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа.
2. Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| К
| лей
| клей
| С
| мех
| смех
|
| Лен
| клен
|
| лед
| след
|
| Вас
| квас
|
| лой
| слой
|
| Люч
| ключ
|
| лух
| слух
|
| Люв
| клюв
|
| тон
| стон
|
| Лоп
| клоп
|
| нег
| снег
|
| Лин
| клин
|
| вой
| свой
|
| Лещ
| клещ
|
| ноп
| сноп
|
| Ров
| кров
|
| кот
| скот
|
| Раб
| краб
|
| лон
| слон
|
| Ран
| кран
|
| тол
| стол
|
| Рот
| крот
|
| тул
| Стул
| П
| лот
| плот
| З
| вук
| Звук
|
| лут
| плут
|
| вон
| Звон
|
| лен
| плен
|
| нак
| знак
|
| лед
| плед
|
| ной
| зной
| (Значение незнакомых ребенку слов необходимо объяснить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|