Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку: «Я буду называть 1 предмет, а ты 9 таких предметов».
- с окончанием «ОВ»
1 дом –
| 9 домов
| 1 кот –
| 9 котов
| 1 кит –
| 9 китов
| 1 бык -
| 9 быков
| 1 бак –
| 9 баков
| 1 мак –
| 9 маков
| 1 дуб –
| 9 дубов
| 1 духи –
| 9 духов
| - с окончанием « ОК».
1 ветка –
| 9 веток
| 1 нитка –
| 9 ниток
| 1 банка –
| 9 банок
| 1 кепка –
| 9 кепок
| 1 дудка –
| 9 дудок
| 1 губка –
| 9 губок
| 1 будка –
| 9 дубок
| 1 утка -
| 9 уток
| - с нулевым окончанием
1 минута –
| 9 минут
| 1 монета –
| 9 монет
| 1 утенок –
| 9 утят
| 1 котенок –
| 9 котят
| 1 теленок –
| 9 телят
| 1 ягода -
| 9 ягод
| 1 вафля –
| 9 вафель
| 1 капля –
| 9 капель
| 1 окно –
| 9 окон
| ( Лексический материал этого упражнения необходимо разделить на три занятия).
Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа
2. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит предложение предложения и задает вопросы. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед:
| Ребенок:
| У мамы букет. Это чей букет?
| Это мамин букет.
| У папы пудель. Это чей пудель?
| Это папин пудель.
| У Вовы кубик. Это чей кубик?
| Это Вовин кубик.
| У Ани бубен. Это чей бубен?
| Это Анин бубен.
| У Тани пакет. Это чей пакет?
| Это Танин пакет.
| У Кати хомяк. Это чей хомяк?
| Это Катин хомяк.
|
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед:
| Ребенок:
| Холодно зимой, а жарко…
| летом.
| Красный карандаш острый, а синий…
| тупой.
| Этот дом старый, а этот …
| новый.
| У папы голос громкий, а у мамы…
| тихий.
| Этот зверь домашний, а этот…
| дикий.
| Этот ботинок правый, а этот…
| левый.
|
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, осины; маки, лилии.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед:
| Ребенок:
| Как назвать одним словом?
|
| буфет, комод, диван?
| мебель.
| тапки, туфли, кеды?
| обувь.
| Каких деревьев много в лесу?
| дубов, елей, сосен, осин
| Каких цветов много в саду?
| маков, лилий
|
Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?
Цель:
1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Уточнять лексическое значение слов-омонимов.
4. Учить отгадывать загадки.
Оборудование: предметные картинки: каток ледяной и асфальтный.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет лексическое значение слова «каток»:
1. Площадка для катания на коньках, покрытая льдом.
2. Машина для укатывания и выравнивания дороги.
Затем предлагает ребенку отгадать загадки:
Ходит скалка по дороге
| Сюда бежим мы коньках
| Грузная, огромная.
| С друзьями покататься.
| И теперь у нас дорога,
| Ну, а когда весна придет,
| Как линейка ровная.
| Нам нужно с ним расстаться.
| Ребенок называет отгадки и показывает соответствующие картинки.
Упражнение «ПУТАНИЦА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: бутон, батон, бидон, бетон, питон.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку послушать стихотворение Н. Матвеевой.
Логопед:
Вот бутон, а вот батон.
Вот бидон, а вот питон.
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон.
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.
Нет, не так! Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Затем логопед предлагает ребенку исправить ошибки в стихотворении.
Ребенок:
В печке выпечен батон.
А в петлицу вдет бутон.
По траве ползет питон.
Молоко течет в бидон.
А на стройке есть бетон.
Упражнение «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ».
Цель:
1. Учить четко поговаривать слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту
2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку.
Оборудование: сюжетная картинка.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и читает рассказ:
«У тети Кати 9 котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика».
Логопед просит ребенка ответить на вопросы.
Логопед:
| Ребенок:
| Сколько котят у тети Кати?
| У тети Кати девять котят.
| Кого дает тетя Катя Олегу?
| Она дает Олегу котика.
| Как Олег будет относиться к котику?
| Он будет любить котика.
| Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку.
Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го (и 2-го) типа при практическом употреблении глаголов «одеть – надеть»
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед объясняет детям различие в употреблении глаголов «надеть» - «одеть»:
НАДЕТЬ можно что-то;
ОДЕТЬ можно кого-то;
Затем предлагает ребенку дополнить предложения одним из этих слов.
Логопед:
| Ребенок:
| Мама маленького сына
| одела
| На улице холодно, надо… шубу
| надеть
| Олег… Петю и пошел с ним гулять.
| одел
| Иван... шапку.
| надел
|
Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.
2. Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
***
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Бегает весь день.
Кто это? Олень.
***
В квартире нашей новый дом.
Живет посуда в доме том.
В нем место есть и для конфет
Он называется Буфет.
***
Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается. Утюг.
***
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. Диван.
***
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку
В пляс по комнате пошел
Оглянулся – чистый пол. Веник.
***
Наткёт, наплетет,
Сядет и добычи ждет. Паук.
***
Хвост – с узорами,
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает,
Время считает. Петух.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 4-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Овод летит.
Гудок гудит.
Метет метель.
Питон – это удав.
Вадик лепит кабана.
Павел катит комок.
У Кати болит ноготь.
Конюх гонит коней.
Вадим топит камин
Петя лег на диван.
Алена любит лепить.
Тихон купит билет на балет.
Мама дает банан детям.
Иван и Ефим идут на каток.
Олег, полей пион водой.
Папа и Иван идут домой.
Вадим купит лимон и банан.
Яков и Олег идут гулять.
Конюх поит коней водой.
Олег купит букет маков.
Иван пилит тополь. Помоги ему пилить.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
(5-ый тип слоговой структуры).
Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая ребенку мяч, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Кад
| КА
| кадка
| тык
| ВА
| тыква
| бан
| банка
| бук
| буква
| гай
| гайка
| ай
| айва
| май
| майка
| муф
| ТА
| муфта
| кеп
| кепка
| коф
| кофта
| киль
| килька
| вет
| ветка
| мет
| метка
| тах
| тахта
| пап
| папка
| лен
| лента
| мой
| мойка
| кег
| ЛИ
| кегли
| дуд
| дудка
| туф
| туфли
| юб
| юбка
| ваф
| вафли
| губ
| губка
| кап
| капли
| ут
| утка
| пет
| петли
| пап
| папка
| саб
| сабли
| лей
| лейка
|
|
|
| леп
| лепка
|
|
|
| поль
| полька
|
|
|
| боль
| НО
| больно
|
|
|
| пыль
| пыльно
|
|
|
| вид
| видно
|
|
|
| тем
| темно
|
|
|
| дав
| давно
|
|
|
| пят
| пятно
|
|
|
| ок
| окно
|
|
|
| (Лексический материал этого упражнения рекомендуется разделить на три занятия. Значение незнакомых слов необходимо уточнить).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|