Развитие комплекса отраслей социального обслуживания населения.
Социальное партнерство является важнейшим инструментарием социального государства при согласовании противоречивых интересов труда и капитала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству, органично включается в содержание понятия «социальное государство», в его теорию и практику.
Во-первых, социальное партнерство как особый тип общественных, вчастности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и цель его социальной политики.
Во-вторых, социальное партнерство как специфический социально-политический механизм регулирования социальных отношений в целом, социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, основанный на принципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.
В-третьих, социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство — это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.
В-четвертых, социальное партнерство — во всех формах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, при участии работников вуправлении организацией, представителях работников и работодателей вдосудебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фактором совершенствования социального государства, повышения уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.
Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие служат важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом.
В свою очередь, социальное государство является важнейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений.
Социальное государство выступает обязательным и равноправным субъектом социального партнерства в целом, а органы исполнительной власти — обязательной и равноправной стороной коллективных соглашений в рамках системы социального партнерства на всех уровнях заключаемых соглашений с целью регулирования социально-трудовых отношений. Именно социальное государство, его законодательные органы призваны обеспечить завершение формирования правовой основы социального партнерства и последующее ее постоянное совершенствование.
Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.
Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственностивсех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответственность может быть определена как ответственность субъекта конкретной сферы перед обществом.
Социальная ответственность федеральных органов власти
Федеральные органы власти, руководствуясь Конституцией, несут социальную ответственность за:
- создание и обеспечение исполнения федеральных законов, гарантирующих активную социальную политику и эффективное функционирование социального рыночного хозяйства;
- разработку и реализацию социально-экономической политики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни;
- разработку и исполнение социальных целевых федеральных программ, втом числе повышение занятости населения и обеспечение их источниками финансирования;
- координацию работы трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям;
- развитие работы отраслей социальной инфраструктуры и их финансирование (образование, наука, здравоохранение, культура и др.);
- организацию работы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования;
- формирование консолидированного бюджета, имеющего социальную ориентацию, и контроль за его исполнением;
- организацию трансфертов в депрессивные регионы и адресную социальную защиту нуждающихся;
- разработку государственных социальных стандартов.
Социальная ответственность органов власти субъектов Федерации
Органы власти субъектов Федерации несут социальную ответственность за:
- разработку и исполнение региональных социальных программ, обеспеченных источниками финансирования, в том числе программ создания новых рабочих мест, занятости и функционирования регионального рынка труда;
- участие в софинансировании федеральных социальных целевых программ;
- определение величины прожиточного минимума, состава и объема региональной потребительской корзины;
- финансирование соответствующих учреждений образования, здравоохранения, культуры;
- участие в софинансировании детского оздоровления, физкультуры и спорта;
- распределение трансфертов по субъектам социальной сферы.
Социальная ответственность бизнеса
Социальная ответственность крупного, среднего и малого бизнеса заключается в:
- создании условий для воспроизводства рабочей силы;
- развитии и софинансировании объектов социальной сферы;
- своевременной выплате достойной заработной платы и обязательных платежей на социальные нужды;
- обеспечении охраны и безопасных условий труда;
- поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;
- софинансировании систем профессиональной подготовки кадров и повышении их квалификации;
- своевременной и в полном объеме уплате налогов;
- обеспечении нормальных условий труда и быта работников, привлекаемых к исполнению обязанностей с отрывом от постоянного места жительства;
- отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;
- развитии корпоративного профессионального пенсионного страхования;
- софинансировании добровольных видов страхования работающих;
- осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);
- благотворительной деятельности.
Социальная ответственность государства при ратификации международных правовых норм и соглашений в социальной сфере.
Социальная ответственность государства при ратификации и реализации международных правовых норм и соглашений в социальной сфере касается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или должна признать Российская Федерация:
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская социальная Хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.);
- Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г.; Кодекс социального обеспечения 1990 г.;
- Хартия основных прав Европейского Союза 2000 г.;
- Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г.;
- Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 г.;
- конвенции и рекомендации МОТ.
- Актуальность социальной ответственности при ратификации международных норм и соглашений значительно возрастает в условиях глобализации и присоединения России к ВТО.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|