|
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Авторитарное государство(лат. auctorias — власть, влияние, авторитет) — антиправовая, антидемократическая и антилиберальная концепция и практика властвования насильственными средствами.
Государственная социальная помощь— предоставление за счет соответствующих бюджетов малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров и услуг.
Государственность — системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Г. есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Г. обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).
Государственные социальныестандарты — устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и порядок предоставления этих прав.
Государство — основной институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес); главный орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Г. — собой конкретная историческая форма осуществления государственности в жизни того или иного народа.
Государство всеобщего благоденствия (welfare state)— государство, утверждающее возможности радикального преобразования общества в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех граждан. Изобилие на рынке товаров и услуг массового потребления считается способом разрешения всех конфликтов, вызванных социально-экономическими причинами. Концепция Г. в. б. основана на идее нейтральной надклассовой силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем перераспределения доходов и таким образом ликвидировать социальное неравенство. Г. в. б. призвано обеспечить реализацию программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства; программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы, а также защиты национальной культуры.
Государство*
1)социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сфера общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес);
2) основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Важнейшими характеристиками Г. являются государственное устройство и политический режим. Государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между Г. в целом и его частями, а также между частями Г., центральными и местными органами. Одним из его типов является социальное Г. В мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели Г. с различными их модификациями. Первая ■— так называемая либеральная (монетаристская) — основывается на минимизации государственной собственности и соответственно — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции Г. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий («если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват»). Вторая модель — социально ориентированная — основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции Г. Социально ориентированное Г. берет на себя общенациональные функции, например, в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения; оно в большей степени защищает человека. Вторая модель характерна в основном для европейских стран, в особенности для Германии, Франции и Скандинавских стран, Израиля, Канады. Эту же парадигму развития выбрали Китай, Южная Корея, быстроразвивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока. Хотя, строго говоря, нигде в чистом виде ни одна из названных моделей не существует. Социально ориентированное Г. и есть социальное Г.
Государство правовое(нем. Rechtstaat) — особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правом (законом). Идея правового государства всегда покоилась на дуализме государства и права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием. Г. п. можно отнести к метаюридическим категориям; оно есть некий идеальный, совершенный тип, не всегда совпадающий с государственно-правовыми реалиями даже в условиях развитой демократии. Г. п. имеет следующие признаки: господство права (закона) в общественной и государственной жизни; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивающее некую систему сдержек и противовесов; провозглашение и реальное гарантирование основных прав и свобод человека; взаимная ответственность государства и личности. Формирование Г. п. — длительный исторический процесс. Его основы заложены после победы буржуазных революций в передовых странах Западной Европы. В настоящий период идея Г. п. получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира, в том числе и в РФ. Социальное и правовое государства выступают в единстве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого.
Государство социальное— правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику; форма организации общества, обеспечивающая правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества, а также максимальное соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его материальным вознаграждением. Социальным является такое государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим государством.
Государство тоталитарное* (лат. totalis — весь, полный) — государство с особым политическим режимом, при котором власть имеет надзаконный характер и вмешивается во все сферы общественной жизни, включая личную жизнь индивида. С правовой точки зрения Г. т. является правоотрицающим по своей сути, а с политической — осуществляет управление обществом посредством угроз и насилия, в том числе и внесудебного характера. Г. т. располагает мощным пропагандистским и репрессивным аппаратом, который проводит в жизнь линию какой-либо партии или вождя. В Г. т. отсутствуют демократические свободы, плюрализм, человек в системе узурпирующей власти выступает лишь в роли средства для реализации каких-либо целей. Взаимосвязь личности и государства скорее носит характер властеотношений, а не взаимных прав и обязанностей. Социальное и тоталитарное государства являются различными системами организации политической жизни страны.
Государство унитарное*(фр. unitaire, лат. unitas — единство) — форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т. п.). В Г. у., в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т. д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на всей территории страны. В отдельных случаях в состав Г. у. могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований. Социальное государство может выступать в различных формах, в том числе и в унитарной форме.
Гражданское общество— понятие, использовавшееся в различных значениях многими авторами начиная с XVIII в. Гегель под Г. о. подразумевал объединения свободных и равных граждан, не являющиеся государством, т. е. добровольные ассоциации, фирмы и корпорации.
Концепция регионального социального развития— основополагающая теория, система взглядов на развитие социальной сферы региона.
Модели социального государства— основные разновидности государства, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется.
Общество— понятие, часто рассматриваемое как совокупность граждан страны. К. Маркс сформулировал принципиально новый взгляд на О. как на особый социальный организм, форму движения материи, подчиненную своим законам функционирования и развития. Специфика О. как социальной реальности выражает сумму всех связей и отношений, в которых находятся люди. В современной социологической науке О. понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных (поддерживаемых силой обычаев, традиции, закона, социальных институтов и т. д.) связей, отношений между большими и малыми группами людей, основанная на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Социальное государство является политической формой организации жизни О. Такое государство активно вмешивается в экономическую, социальную, политическую жизнь О. в целях максимального удовлетворения социальных потребностей граждан.
Общество гражданское*— комплекс общественных отношений, относительно самостоятельная совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Это часть общества, взятая как бы вне политической власти и включающая в себя преимущественно неполитические отношения; совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. Возможность выразить частные интересы личности помимо государства и института бюрократии — один из главных признаков О. г. Оно стоит на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни. Структурные элементы О. г.: в экономической сфере — государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и другие кооперативы, союзы и другие добровольные объединения юридических лиц и граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые по их инициативе; в социальной сфере — семья, общественные организации и движения, другие организационно оформленные неформальные объединения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации и т. п.; в духовной сфере — самостоятельные и не зависимые от государства творческие, научные и другие объединения. О. г. во многих социальных государствах обеспечило высокую степень защищенности частной сферы жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Для этого в его структуре формировались мощные защитные ассоциации (общества защиты прав человека, прав потребителей и т. п.). В О. г. не человек существует ради государства, а государство — ради человека. Необходимые условия формирования О. г.:
создание социальной и правовой основы О. г. — социального и правового государства, где государство и граждане в равной мере ответственны друг перед другом и перед законом;
достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренняя свобода, умение включаться в тот или иной институт О. г.
Нужен определенный уровень гражданской культуры населения, востребующего ценности О. г. и понимающего необходимость его развития. О. г. — самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Однако оно развивается гораздо успешнее, когда для этого создаются благоприятные условия. В значительной мере их создает само общество через государство или без него. Через государство — принятием необходимых законов, формированием демократических государственных структур, строгим соблюдением общепринятых демократических норм и процедур. Вопреки государству — образованием в рамках Конституции независимых объединений, ассоциаций и средств массовой информации, функционированием массовых общественных демократических движений. Один из действующих способов на этом пути — широкое участие масс в выдвижении и реализации разнообразных социальных инициатив. Формирующиеся структуры О. г. могут взять на себя часть функций стабилизации общества. В тех странах, где формировалось О. г., более интенсивно шел процесс становления рыночной экономики. Создавая институты самоуправления, О. г. тем самым берет на себя и ряд государственных функций. В России предстоит формировать О. г. как разветвленную сеть взаимозависимых и не зависимых от социального государства общественных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан.
Общество информационное— особый вид общественной формации поздних разновидностей постиндустриального общества, новой эры развития человеческой цивилизации. Наиболее яркие представители этого направления: А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), М. Хоркхай-мер, Ю. Хабермас, Н. Луман и др. (Германия), М. Мак-Люэн, Д. Белл. А. Тоффлер (США), Д. Масунда (Япония). В качестве основного условия формирования О. и. рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Информация рассматривается как специфический товар, основная социальная ценность общества. Новая трактовка коммуникаций выходит за рамки их традиционного рассмотрения. Предлагается рассматривать их и как технические средства связи, и как информационный обмен, и как новые средства и формы человеческих контактов и обмена информацией, и как формы активного духовного общения людей в диалогах. Современные социальные государства, вступившие в эру О. и., активно используют информационно-коммуникационные технологии не только для обмена информацией, но и для укрепления демократических принципов.
Обществооткрытое — тип общественного устройства, в большей степени утвердившийся в развитых демократических странах и являющийся базой для наиболее приемлемой на современном этапе развития человеческой цивилизации модели социального государства (см.). Его характеризуют:
свободная, рыночная экономика, частнопредпринимательская инициатива, придающие всему экономическому устройству максимальную эффективность, выделение ресурсов для социальных программ, выступающие основой свободы личности во всех проявлениях ее жизнедеятельности;
недирективное (в ограниченных рамках косвенными моделями) вмешательство государства в экономику путем создания условий и изменения поведения свободных агентов хозяйственной деятельности (кроме прямого управления);
обеспечение максимальной свободы личности и всех других социальных субъектов во всех сферах и проявлениях их деятельности;
ограничение свободы исключительно законами и в пределах, когда свобода одного не нарушает свободу других, при наличии эффективной институциональной системы и политической практики, обеспечивающих комплекс прав человека и гражданина;
политическая демократия, т. е. формирование властных институтов путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма, обеспечения действенного общественного контроля за их деятельностью, политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, сочетание решений большинства с обеспечением интересов меньшинства;
функционирование государства, его органов и должностных лиц, всех граждан и других социальных субъектов строго в правовых рамках («правовое государство»);
максимально возможная гармонизация интересов и взаимодействия разных социальных общностей (в том числе предпринимателей и наемных работников), обеспечение при посредничестве государства и общественных институтов их взаимодействия на началах социального партнерства и взаимоприемлемых компромиссов (не исключая использования при необходимости и силы государственного принуждения);
целенаправленный социальный характер государства (см.: Государство социальное.)
Обязательное социальное страхование— система правовых, экономических и организационных мер по защите имущественных интересов граждан от страховых социальных рисков.
Основные принципы социального государства—
1) экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
2) доверие к регулирующей роли рынка (спрос, предложение, свободное ценообразование и конкуренция);
3) ответственность государства за игру рыночных сил, выработку и соблюдение правил этой игры, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;
4) социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
5) социальная справедливость; 6) участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Основные функции социальной политики— противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения в ряде регионов; предотвращение массовой бедности населения, особенно слаборазвитых и депрессивных регионов, сдерживание процесса имущественного расслоения на наиболее бедных и наиболее богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы, особенно в индустриальных районах; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние; принятие дополнительных мер по отношению к населению, оказавшемуся в бедственном положении.
Политическая демократия (определение Ю. Е. Волкова) — формирование властных институтов путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма, обеспечения действенного общественного контроля за деятельностью этих институтов, за органами государственного аппарата и их должностными лицами; политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, наличие порядка, при котором принятие решений большинством сочеталось бы с обеспечением прав и интересов меньшинства.
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяемый государством в расчете на душу населения по его основным социально-демографическим группам
Правовая основа социального государства— совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение П. о. с. г. получает в социальных кодексах, устанавливающих минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д. Современное социальное государство одновременно является также правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Компонентами П. о. с. г. являются Конституция РФ, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.
Приоритеты социального государства— это то, чему государство отдает преобладающее значение в развитии социально-экономических отношений; определяются на макроуровне (для решения сверхприоритетных проблем), мезоу-ровне (для решения задач в среднесрочной перспективе) и микроуровне (для решения ближайших приоритетных задач).
Программы социального развития— ставят задачи научно обосновать цели, показатели сроков, темпов и пропорций развития социальных процессов. В них для каждой из отраслей социальной сферы определяются цели, их количественные и качественные характеристики в заданные сроки. Объекты таких программ — экономический, правовой, культурный, демографический, национально-этнический и другие аспекты развития социальной сферы соответствующего уровня. Формирование и реализация П. с. р. — приоритетная деятельность социального государства.
Прожиточный минимум— регулярно устанавливаемый государством показатель, определяющий стоимость потреби-
тельской корзины для основных социально-демографических групп населения.
Региональная социальная политика— совокупность теоретических принципов и мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов с учетом их специфики. Формируется и реализуется в регионах России на базе согласованной социально-экономической политики государства, субъекта Федерации и муниципального образования. Под Р. с. п. понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Р. с. п. формируется Центром, однако уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур.
Российская модель системы социального партнерства(фр. modele — меры, образец) — реализация целей, задач и принципов социального партнерства в России на базе общемировых закономерностей, международных норм и правил развития социального партнерства с учетом особенностей менталитета российского общества, исторических традиций и тенденций развития, специфики перехода страны к рыночным отношениям. Российская модель социального партнерства включает: совокупность органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти в целях регулирования социально-трудовых отношений на различных уровнях; совокупность различных соглашений, договоров, заключаемых этими органами; соответствующий порядок, соотношение, взаимодействие этих органов и их соглашений, договоров.
Социальная диагностика— специфический вид деятельности в рамках управленческого консультирования, заключающийся в определении «слабых мест» в жизнедеятельности социальных объектов и развитии социальных процессов.
Социальная направленность экономикиобусловлена — во-первых, социальной ориентацией экономики в виде возможностей повышения жизненного уровня как результата экономического роста (для этого необходимо создать адекватный социально-экономической среде и соответствующий целям социального государства экономический механизм хозяйственной деятельности); во-вторых, воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений (социальная ориентация экономики означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны, ее регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан); в-третьих, включением в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения, что требует выработки основных принципов включения социальных факторов в экономические реформы.
Системный подход к формированию социальной политики государства— формирование социальной политики в социальном государстве, включающее в себя следующие этапы: формулирование целей; разработку понятийного аппарата; анализ причин и следствий; выработку путей и средств достижения целей; определение критериев оценки и механизмов принятия решений; разработку механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов; определение перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий: разработку показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами; разработку функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.
Социальная политика (в широком понимании)— совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Социальная политика (в узком понимании)— деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. С. п. — одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В С. п. находит практическое воплощение функционирование социального государства.
Социальная политика государства (в узком понимании)— деятельность государственных органов, связанная с определением интересов, содержания и форм деятельности и реализацией функций и задач государства по созданию условий жизнедеятельности, формированию оптимальной социальной инфраструктуры и социальной структуры общества.
Социальная политика в регионе— комплекс мер, вырабатываемых и реализуемых органами власти региона и другими заинтересованными субъектами при участии местного самоуправления с учетом сформированной концепции регионального социального развития. Реализуется органами власти региона при участии местного самоуправления с учетом сформированной концепции региональной социальной политики. Если региональная социальная политика в большей степени направлена на выработку стратегии социального развития на макроуровне, то социальная политика в регионе — на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее региональные органы власти и органы местного самоуправления не только реали-зовывают социальную политику в пределах своих территориальных образований, но и формируют стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пре-
делах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Кроме того, региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют (хотя и очень ограниченно) в процессе формирования федеральным Центром региональной социальной политики.
Социальная политика корпоративная— в социальном государстве составная часть государственной социальной политики; оказывает регулирующее воздействие на отношения в обществе, его различные социальные слои и группы, социальные институты, процедуры и механизмы. Ключевую роль в реализации корпоративной социальной политики играет социальное партнерство. Понятие «корпоративный» в словаре С. И. Ожегова рассматривается как «узкогрупповой, замкнутый пределами корпорации»1, т. е. несет в себе некий негативный оттенок. «Идеологи корпоративного государства рассматривают государство как совокупность публичных служб (корпораций), выполняющих определенные социальные функции»2. Исследователи корпоративизма (Герцберг, Макгрегор, Луи Блан и др.) анализировали отдельные формы соединения интересов людей, однако единая корпоративная форма пока не выработана. В известной мере корпоративизм противостоит модели хозяйственного развития, которую можно условно обозначить как «индивидуалистическую». Его, с определенной степенью допущения, можно рассматривать как модель социально-экономического поведения организованной группы людей, где Главное — баланс социальных, экономических, политических, духовных интересов участвующих субъектов всех категорий и уровней. Это позволяет формировать наиболее благоприятную социально-экономическую среду, так как во главу корпоративных отношений ставится не только справедливое перераспределение доходов между участниками единого процесса, а и предоставление каждому реальных возможностей получения благ и услуг. Германия,
Швеция, Япония добились успехов в конце XX в. во многом благодаря использованию принципов корпоративизма. Естественно, что они трансформировались в них по-разному, учитывая исторические и природно-экономические особенности развития этих стран. Корпоративизм, основанный на «порядке и организованности», в Германии отличается от корпоративизма Японии, в основе которого — «японский дух» и менталитет ее народа. Тем не менее все это — различные модификации корпоративных отношений. Последние снижают уровень противостояния (борьбы), присущего нерегулируемой рыночной экономике, так как ключевым элементом становится не борьба, а защита своих социально-экономических интересов. Корпоративный потенциал обладает огромными возможностями и при рациональном использовании способен обеспечить значительный синергетический эффект, что касается не столько экономики, сколько социальной сферы. Этот процесс можно рассматривать в качестве специальной социальной трансформации, ведущей к созданию современной, сложной системы отношений, отвечающей принципам открытой рыночной социально ориентированной экономики, росту числа фирм, корпораций, которые в формировании корпоративной культуры большое внимание уделяют социальным проблемам своих работников: например, затраты фирм на социальные программы во Франции составляют примерно 33 франка на 100 франков заработной платы, в компании Procter & Gamble — до 50—52 франков на 100 франков заработной платы1. Функционированиепроизводственных организаций связано со взаимодействием двух составляющих: средств производства и рабочей силы. Качество работы связано с удовлетворением разнообразных потребностей работников предприятий, осуществляемым в рамках социальной политики производственных организаций. Количественные и качественные показатели реализации социальной политики предприятий, представляют собой важнейшую организационную ценность общего плана. Помимо общих ценностей, определяющих функционирование производственных организаций, существует еще целый набор внутриорганизационных ценностей: функциональный и структурный порядок, трудовое поведение работников, включая соблюдение ими технологической дисциплины. Исполнительность, высокое чувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусных обязанностей являются интегрирующими качествами производственной организации. Но у организаций есть потребность во внедрении новшеств, в изменении структуры, технологий, отношений, функций. Новаторство, инициативность, творческие наклонности также в определенной мере представляют собой внутриорганизационные ценности. Ценности предприятий, объективно вытекающие из условий осуществления предпринимательской деятельности, являются составной частью культуры предприятий. Однако на каждом предприятии эти ценности имеют свои модификации. Способность предприятия создать ключевые ценности, которые объединят усилия всех структур того или иного предприятия, по мнению Т. Питерса и Ф. Уотермена, является одним из самых глубоких источников процветания предприятий. Корпоративизм — естественное стремление человека удовлетворять свои интересы при содействии других людей, причем не за их счет, а с их помощью и поддержкой и отдавая при этом свой вклад другим, через развитие взаимодействующего сообщества. Если учесть, что жизнь общества протекает в рамках, по крайней мере, двух групп отношений, складывающихся между людьми — социально-экономических, в основе которых лежат отношения собственности, и организационно-экономических, связанных с реальным взаимодействием людей в области организации деятельности и производства, методами их регулирования, хозяйствования, — то корпоративные отношения могут рассматриваться как в качестве одной из составляющих организационно-экономических отношений рыночной экономики, так и в качестве способа (метода) регулирования совместной деятельности. Каждая страна имеет собственную модификацию социально-экономического развития, которая отличается не только инструментами и механизмами, но и уровнем эффективности их функционирования. И появление понятий «шведская модель», «японская модель», «американская модель» обусловлено становлением определенных систем социально-экономических отношений в отдельных государствах в рамках формирования мировых рыночных отношений. Россия, где еще формируются крупные корпоративные образования, пока не приблизилась к эффективной корпоративной экономике, без чего немыслима и корпоративная социальная политика. Внесение элемента корпоративизма в социальную политику способствует более устойчивому равновесию между экономической эффективностью и социальной справедливостью, постепенному переходу основной тяжести социальных расходов социального государства на уровень корпораций и предприятий. Социальные институты, процедуры и механизмы служат инструментами борьбы за приоритеты в экономической и социальной политике. Корпоративная социальная политика в том случае, когда не ставятся приоритеты выполнения социальной функции и не выполняются должным образом функции контроля и перераспределения, может быть направлена на решение узкогрупповых проблем в ущерб интересам других людей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|