Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1.5 ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ





 

Ключевые слова

Бюджетная политика

Демографическая ситуация

Жизненный уровень

Занятость населения

Культурная политика

Миграция населения

Образовательная политика

Пенсионная реформа

Права и свободы граждан

Приоритеты государства Приоритеты правительства Программы социального развития Социальная ответственность Социальная поддержка населения Социальное благополучие Социальное обеспечение Социальное обслуживание Трудовые отношения

 

Социальное государство — правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественное социальное рыночное хозяйство, обеспечивающее высокий жизненный уровень, занятость на­селения, социальную защищенность, реальное осуществле­ние прав и свобод граждан, создание современных и доступ­ных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, под­держание неимущих и малоимущих слоев населения.

Обобщив выводы, сделанные в предыдущих главах, мож­но сделать следующее заключение. Основная цель социаль­ного государства — максимальное удовлетворение постоян­но растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ: качествен­ного образования, медицинского и социального обслужива­ния. «Воплощение этой цели знаменует достижение наиболь­шей эффективности процесса создания жизненных благ, ко­торая позволяет обществу получать высокий национальный доход (условие для обеспечения удовлетворения материаль­ных потребностей) при одновременном снижении продолжи­тельности рабочего дня и увеличении ресурса свободного вре­мени (условие для удовлетворения духовных потребностей)». Социальное государство должно отвергать любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан, со­обществ, государств.



Идея социального государства с ориентацией на разви­тие человека, создание ему достойных условий жизни поло­жена в основу Всеобщей декларации прав человека, приня­той Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ней подчеркивается, что все люди рождаются свободными и рав­ными в своем достоинстве и каждый человек должен обла­дать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо различия.



Декларация (ст. 6) провозглашает экономические, соци­альные и культурные права, включая право на социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на жизнен­ный уровень, необходимый для поддержания здоровья и бла­госостояния, на образование и на участие в культурной жиз­ни и т. д.

Выбирая приоритеты при строительстве социального го­сударства в России, у российских граждан на референдуме в декабре 1993 г. другой альтернативы социальному государ­ству не было. Строить государство, обслуживающее чисто капиталистическую экономику, регулируемую стихией рын­ка, и соответствующее этому социальное устройство жизни страны было невозможно по ряду причин.

Во-первых, экономической основой социалистического государства была единая экономика, строившаяся десятки лет как единый народнохозяйственный комплекс на принципе специализации и кооперации как в масштабах бывшего Со­юза, так и в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Практически все предприятия были монополистами, не спо­собными к действиям в конкурентной среде.

Во-вторых, трудовые коллективы с многолетним опытом функционирования в условиях расширения демократических основ и развития самоуправления не приняли бы чисто капи­талистическую модель как экономическую основу государства, «выталкивающую» общественные формы управления с пред­приятий, учреждений и других форм организаций.



В-третьих, в стране отсутствовали кадры «промышлен­ных фюреров» как в Германии, способных организовать со­циальное рыночное хозяйство на базе капиталистического.

В то же время возврат к социалистическому государ­ственному устройству стал также невозможным по многим причинам.

Первое — произошла смена форм собственности на сред­ства производства в промышленности, строительстве, ряде отраслей транспорта, связи, агропромышленном комплексе, в сфере услуг.

Второе — демонтирован механизм централизованного планирования и управления единым народнохозяйственным комплексом.

Третье — перестроены финансовый механизм, система ценообразования, банковская система.

Четвертое — в общественном мнении в тот период пре­обладали представления о негативных сторонах социалисти­ческого государства, в том числе с его дефицитами на това­ры народного потребления, с проводимыми незаконными реп­рессиями, с затратной валовой экономикой и др.

В реальной практике конституционные принципы соци­ального государства будут закреплены лишь при соблюдении в стране следующих прав и гарантий:

§ право человека на свободу;

§ право на свободную реализацию трудового и интеллек­туального потенциала с тем, чтобы каждый гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

§ гарантии в проведении государством сильной, последо­вательной социальной политики, ориентированной на макси­мально возможные инвестиции «в человека», достижение вы­соких жизненных стандартов большинством граждан, адрес­ную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

§ гарантии создания благоприятных условий для реаль­ного участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих реше­ний на всех уровнях власти;

§ права и гарантии, признающие и реализующие систе­му социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов ра­ботника, работодателя, государства при регулировании со­циально-экономических и трудовых отношений;

§ гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен иметь определенную социальную нагрузку;

§ права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граж­дан, и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

«Таким образом, социальное государство одновременно выражает цель, присущую обществу, регламентирует мето­ды, которые общество считает допустимыми, и создает сред­ства для реализации цели, представленные в виде системы постоянно развивающихся производительных сил (в том чис­ле и самого человека) и системы соответствующих им произ­водственных отношений».

На каждом этапе своего развития социальное государ­ство определяет приоритеты в реализации установленных принципов. Приоритеты определяются исходя из:

§ степени остроты важнейших социально-экономических и политических проблем;

§ проблемного видения самых значительных противоре­чий сложившейся исторической ситуации, разрешение кото­рых будет способствовать переходу общества на качественно новый уровень социально-экономического развития, опираю­щегося на демократические принципы и правовые нормы.

Приоритеты социального государства нашей страны — то, чему государство отдает преобладающее значение в раз­витии социально-экономических отношений — определяются на макроуровне (для решения сверхприоритетных проблем), мезоуровне (для решения задач в среднесрочной перспекти­ве) и микроуровне (для решения ближайших приоритетных задач). При существующем уровне развития Российского го­сударства и государственности «сверхприоритетной пробле­мой социальной политики становится сегодня недопущение массовой деградации и люмпенизации населения...», современ­ная социально-экономическая ситуация «делает не менее ос­трой, чрезвычайной (в силу прямой увязанности с обеспече­нием национальной безопасности) проблему сохранения неза­висимости страны, предотвращения превращения России в колонию или полуколонию «Большой семерки».

В программе социально-экономического развития Россий­ской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.) определена задача преодоления послекризисного спада уров­ня жизни на основе соответствующего роста ВВП и эффек­тивности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что требует снижения уров­ня бедности и сокращения дифференциации доходов населе­ния за счет усиления адресности социальной поддержки населения, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения.

Сферой государственной ответственности должна остаться государственная социальная помощь малообеспеченным семь­ям, которая постепенно заменит собой действующую соци­ально неоправданную и крайне неэффективную систему льгот и компенсаций.

На втором (переходном) этапе строительства современ­ного социального государства в России необходима радикаль­ная реформа трудовых отношений, направленная на рост оп­латы труда, формирование равноправных экономических от­ношений между работодателями и наемными работниками, эффективное функционирование рынка труда. Для содействия устойчивому росту доходов следует создать условия для опе­режающего развития социальных институтов (образование, здравоохранение, культура) и развития механизмов социаль­ного партнерства. Основной механизм решения наиболее зна­чимых социальных проблем — последовательная реализация государством своей политики развития социальной сферы. На современном этапе в решении главных социальных задач Рос­сийское государство установило следующие приоритеты (из­влечение из Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу даты опущены):

Приоритеты России в реализации социальной политики и укреплении социально-экономических основ социального го­сударства меняются в зависимости от внутренней и между­народной политической и социально-экономической ситуации. В условиях всеобщего обнищания масс на первый план выд­вигается борьба с нищетой и бедностью, ставятся задачи со­здания дополнительных рабочих мест, усиливаются страхо­вые принципы социальной защиты населения.

Даже некоторое оживление экономики меняет расста­новку приоритетов. При сохранении прежних ориентиров на первый план выдвигаются инвестиции в человека, в образо­вание — непременное условие конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение.

Страны с высокоразвитой экономикой могут позволить себе ориентироваться в большей степени на самостоятельное решение большинством граждан своих социальных проблем, оказывая социальную помощь и поддержку уязвимым слоям населения.

Несмотря на изменение приоритетов, подавляющее боль­шинство компонентов этой системы остаются неизменными. И в этом смысле отдельные составляющие приводимых ниже приоритетов Правительства Российской Федерации на сред­несрочную перспективу в различных сферах жизнедеятель­ности могут быть использованы в качестве критериев моде­лирования системы приоритетов на различных этапах разви­тия России или ее отдельных регионов.

Основные приоритеты Правительства Российской Фе­дерации на ближайшую среднесрочную перспективу:

§ обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения зара­ботной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внут­реннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности со­циальной поддержки населения (перераспределение соци­альных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

§ значительное сокращение социальной и экономичес­кой бедности, в первую очередь, минимизация крайней бед­ности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление со­циальной безопасности граждан, подверженных риску суще­ственного ухудшения материальной обеспеченности и на­ступления бедности;

§ обеспечение всеобщей доступности и общественно при­емлемого качества важнейших социальных благ, к числу ко­торых относятся, прежде всего, медицинское, социальное обслуживание и общее образование;

§ безусловная приоритетность инвестиций в человека и, прежде всего, в образование, которое является непремен­ным условием конкурентоспособности нашей страны в миро­вой экономике, а также в здравоохранение. В этих целях пре­дусматривается опережающий рост ассигнований на цели со­циального развития по сравнению с большинством других на­правлений государственных расходов;

§ осуществление максимально эффективной защиты со­циально уязвимых граждан, которые не обладают возмож­ностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;

§ усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональ­ных заболеваниях;

§ создание для трудоспособного населения экономичес­ких условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

§ создание условий для эффективной занятости населе­ния, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конку­рентоспособности рабочей силы, развития миграционных про­цессов;

§ осуществление мероприятий по социальному развитию села;

§ улучшение демографической ситуации на основе осу­ществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показа­телей рождаемости;

§ реформирование трудового законодательства, приве­дение его в соответствие с требованиями рыночной эконо­мики.

 

Стабилизация демографической ситуации

Цель демографической политики на среднесрочную пер­спективу — проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабили­зации показателей рождаемости. Основные задачи правитель­ства в области демографической политики:

§ разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом пер­спектив социально-экономического развития Российской Фе­дерации и региональных особенностей демографических про­цессов;

§ разработка механизмов материальной поддержки се­мьи при рождении детей, в том числе увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимо­сти от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет;

§ улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний;

§ разработка мер, предусматривающих аттестацию ра­бочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;

§ разработка и реализация мер по профилактике право­нарушений, пьянства и наркомании;

§ совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизнен­ных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).

§ Большое значение для получения наиболее полной и до­стоверной информации о населении страны, проведения ши­рокого круга исследований по формированию и корректиров­ке демографической политики будут иметь Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного ре­гистра населения Российской Федерации.

§ В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основ­ным направлением должно стать обеспечение учета демогра­фического аспекта при разработке и реализации государствен­ной жилищной политики, в том числе:

§ поддержание системы жилищных стандартов, обеспе­чение режима благоприятствования системы жилищных стан­дартов для семей с детьми;

§ содействие развитию рыночных форм обеспечения до­ступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

§ учет количества детей в семье, нуждающейся в улуч­шении жилищных условий, при определении размера помо­щи со стороны государства (безвозмездные субсидии на при­обретение жилья и т. п.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.