Тема 7.2.1, 7.2.2 «Химиотерапевтические средства».
Мотивация цели: антибиотики и близкие к ним по действию синтетические химиотерапевтические препараты имеют ведущее значение в современной терапии различных заболеваний, вызываемых бактериями, простейшими, грибами и другими патогенными микроорганизмами. Различные химиотерапевтические препараты составляют значительную часть ассортимента аптек. Они отпускаются преимущественно по рецептам врачей, но некоторые препараты, прежде всего для наружного применения, разрешены к отпуску без рецепта.
В связи с этим фармацевт должен хорошо ориентироваться в ассортименте химиотерапевтических средств, знать взаимозаменяемость препаратов, давать рекомендации клиентам по применению и хранению антибактериальных средств в домашних условиях. Должны понимать и уметь объяснить в случае необходимости опасность самолечения и необоснованного применения препаратов, приводящих к развитию таких тяжелых осложнений, как дисбактериоз, аллергические реакции и др.
Цель самоподготовки:
- Самостоятельно, используя конспект лекций, учебник и дополнительную литературу изучить темы «Сульфаниламидные препараты», «Антибиотики», «Химиотерапевтические средства различного химического строения». Обратить внимание на классификацию и спектр действия препаратов, показания к применению, чтобы на занятии давать чёткие и квалифицированные ответы на поставленные вопросы, уметь обобщать свои знания, делать выводы, сравнивать, использовать знания при работе с рецептурой по теме.
Основные вопросы темы:
1. Основные принципы химиотерапии и их значение.
2. Общая характеристика и классификация сульфаниламидных препаратов.
3. Спектр противомикробного действия сульфаниламидных препаратов. Механизм их действия.
4. Показания к применению сульфаниламидных препаратов.
5. Побочные эффекты сульфаниламидных препаратов и их профилактика. Противопоказания к назначению.
6. Классификация антибиотиков и основные механизмы действия. Понятие об основных и резервных антибиотиках.
7. Антибиотики группы бензилпенициллина. Спектр противомикробного действия. Дозирование и пути введения препаратов. Показания к применению.
8. Особенности действия и применения полусинтетических пенициллинов.
9. Монобактамы. Карбапенемы. Особенности действия и применения.
10. Общая характеристика антибиотиков-макролидов (эритромицин, олеандомицин). Показания к применению. «Новые» макролиды, особенности действия и применения рокситромицина, кларитромицина, азитромицина, мидекамицина.
11. Антибиотики группы тетрациклина. Спектр противомикробного действия. Показания к применению. Побочные явления и их профилактика (тетрациклин, доксициклин, метациклин).
12. Характеристика фармакологических свойств левомицетина. Показания к применению. Побочные эффекты.
13. Особенности действия и применения цефаспоринов. Отличительные особенности цефалоспоринов 1-4 поколения. Препараты.
14. Ванкомицин – особенности спектра действия, показания к применению, побочные эффекты.
15. Общая характеристика антибиотиков группы аминогликозидов. Применение. Побочные эффекты. Значение гентамицина для лечения смешанных инфекций и инфекций неустановленной этиологии. Особенности спектра и применения препаратов 1-3 поколений.
16. Линкосамиды. Спектр действия, показания к применению, возможные осложнения.
17. Спектр действия, особенности применения анзамицинов, полимиксинов, полиенов.
18. Основные принципы комбинированного применения антибиотиков. Понятие о совместимости о несовместимости антибиотиков.
19. Производные нитрофурана: фуразолиднон, фурадонин, фурацилин. Спектр противомикробного действия.
20. Фармакологические свойства и применение производных 8-оксихинолина. Побочные явления.
21. Производные хинолона. Спектр действия, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты. Различия между препаратами 1 и 2 поколения.
После самостоятельного изучения темы студенты должны:
Представлять:
¾ Причины возникновения резистентности.
¾ Пути её преодоления.
Знать:
1. Общие принципы химиотерапии.
2. Сульфаниламиды. Механизм и спектр действия. Классификация:
- сравнительная характеристика препаратов;
- применение сульфаниламидов, отрицательное действие;
- комбинированные препараты с триметопримом и салициловой кислотой.
3. Антибиотики: классификация, характеристика отдельных групп (пенициллины, цефалоспарины, монобактамы, карбапенемы, гликопептиды, полиены, линкосамиды, анзамицины, макролиды, аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины, циклические полипептиды).
4. Химиотерапевтические средства различного химического строения: производные нитрофурана, 8-оксихинолина, хинолона.
Уметь:
¾ Консультировать клиента по правилам приёма лекарственных препаратов.
¾ Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
¾ Корректировать рецепты по теме.
Задания для самоподготовки к контрольной работе.
Задание №1.
С целью лучшего усвоения квалификации химиотерапевтических средств, особенностей их назначения и способов применения, побочных эффектов заполнить таблицу на препараты: доксициклин, гентамицин, ампициллин, левомицетин, эритромицин, цефалексин, сульфален, бисептол, фуразолидон, тетрациклин, нитроксолин, оксациллин, ампиокс, рулид, стрептомицин, фурадонин, офлоксацин, хлорхинальдол, ципрофлоксацин.
Форма выпуска
| Способ назначения
| Средние дозы
| Кратность приёма
| Спектр действия
| Побочные эффекты
|
|
|
|
|
|
|
Задание №2.
Знать форму выпуска, способ назначения, дозы, кратность приёма, спектр действия и побочные эффекты для следующих препаратов:
1. Доксициклин. 11. Нитроксолин.
2. Гентамицин. 12. Оксациллин.
3. Ампициллин. 13. Ампиокс.
4. Левомицетин. 14. Рулид.
5. Эритромицин. 15. Стрептомицин.
6. Цефалексин. 16. Фурадонин.
7. Сульфален. 17. Офлоксацин.
8. Бисептол. 18. Хлорхинальдол
9. Фуразолидон. 19. Ципрофлоксацин.
10. Тетрациклин.
Д/З:
Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», С-Пб., Спец.Лит., 2000 г., стр. 145-210 (выборочно). Конспект лекций.
Дополнительная литература:
М.Д.Машковский «Лекарственные средства», Москва, «Новая волна», 2000 г., 2 том.
Справочник Видаль 1999-2004 г.г.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1
ЗАДАНИЕ №1.
В задании №1 подберите пары «Вопрос-ответ» (ответ может быть использован один раз, несколько раз или не использован совсем):
Задание №1.
Определить принадлежность препаратов к фармакологическим группам.
Фармакологическая группа:
1. Сульфаниламидные препараты короткого действия.
2. Тетрациклины.
3. Производные 8-оксихинолина.
Препараты:
1. Амоксициллин 24. Рокситромицин
2. Ампициллин 25. Рифампицин
3. Амикацин 26. Сульфален
4. Бензилпенициллин 27. Сумамед
5. Бициллин 28. Сульфадимезин
6. Бисептол 29. Сульфацил-натрия
7. Гентамицин 30. Стрептомицин
8. Доксициклин 31. Таривид
9. Кефзол 32. Тобрамицин
10. Клафоран 33. Уросульфан
11. Канамицин 34. Уназин
12. Ко-тримоксазол 35. Фурадонин
13. Клиндамицин 36. Фуразолидон
14. Левомицетин 37. Хлорхинальдол
15. Лидаприм 38. Ципробай
16. Линкомицин 39. Феноксиметилпенициллин
17. Метациклин 40. Фталазол
18. Норсульфазол 41. Цефалексин
19. Нитроксолин 42. Цефазолин
20. Невиграмон 43. Этазол
21. Оксациллин 44. Эритромицин
22. Олеандомицин 45. Полимиксин
23. Офлоксацин
ЗАДАНИЕ №2.
Выберите все правильные ответы:
Тест №1.
Левомицетин часто вызывает:
А. угнетение кроветворения
Б. поражение слухового нерва
В. кристаллурию
Г. диспепсические явления
Тест №2.
Только парентерально назначают:
А. гентамицин
Б. клафоран
В. бициллин
Г. нитроксолин
Д. полимиксин М
Тест №3.
Для лечения хламидиоза могут использовать:
А. эритромицин
Б. сульфаниламиды
В. доксициклин
Г. пенициллин
Тест №4.
Бисептол назначают внутрь в дозе:
А. 1 таблетка 2 раза в день после еды
Б. 2 таблетки 2 раза в день после еды
В. 3 таблетки 2 раза в день после еды
Г. 4 таблетки 2 раза в день после еды
Тест №5.
Рокситромицин назначают внутрь в дозе:
А. 0,3 4 раза в день до еды
Б. 0,15 1 раз в день до еды
В. 0,15 2 раза в день до еды
Г. 0,15 4 раза в день до еды
Тест №6.
Механизм противомикробного действия полимиксина В:
А. ингибирует бактериальную ДНК-гиразу
Б. повреждает оболочки
В. подавляет биосинтез белка
Г. повышает проницаемость клеточных мембран
Тест №7.
Выберите синоним цефтазидима:
А. зинацеф
Б. палин
В. невиграмон
Г. абактал
Д. фортум
Тест №8.
Выберите синоним доксициклина:
А. тобрамицин
Б. гарамицин
В. вибрамицин
Г. спирамицин
Д. кейтен
Тест №9.
Выберите рациональное сочетание препаратов:
А. сульфаниламиды + левомицетин
Б. тетрациклин + пенициллины
В. ампициллин + оксациллин
Г. тетрациклин + нистатин
Тест №10.
Для лечения дизентерии применяют:
А. оксациллин
Б. нитроксолин
В. фурадонин
Г. ванкомицин
Д. хлорхинальдол
Тест №11.
Длительность действия натриевой соли бензилпенициллина:
А. до 12 часов
Б. 6-12 часов
В. 3-4 часа
Г. 4-6 часов
Тест №12.
Наибольшим побочным действием обладают:
А. тетрациклины
Б. пенициллины
В. макролиды
Г. цефалоспарины
Тест №13.
Фурадонин назначают:
А. 4-6 раз в день
Б. 1 раз в день
В. 3-4 раза в день
Г. 1-2 раза в день
Тест №14.
Ампициллин применяют для лечения:
А. инъекций мочевых путей
Б. инфекций, вызванных устойчивыми к бензилпенициллину микроорганизмами
В. смешанных инфекций
Г. инфекций желчевыводящих путей
Д. бронхопневмоний
Тест №15.
Сульфален назначают:
А. в первый день 0,5, а затем 0,2 1 раз в день
Б. в первый день 1,0, а затем 0,2 1 раз в день
В. по 1,0 ежедневно
Г. по 0,2 ежедневно
ЗАДАНИЕ №3.
Задача №1.
Определить фармакологическую группу:
Спектр действия: стрептококки, стафилококки, диплококки, клостридии, дифтерийная палочка, палочка сибирской язвы, спирохеты.
Основное побочное действие – аллергическая реакция.
Задача №2.
Определить фармакологическую группу:
Относятся к антибиотикам. Спектр действия: стрептококки, стафилококки, диплококки, дифтерийная палочка, палочка сибирской язвы, спирохеты, кишечная группа бактерий, палочка туляремии, бруцеллы, риккетсии, крупные вирусы.
Основные побочные эффекты: диспепсические расстройства, угнетение кроветворения, дисбактериоз.
Задача №3.
Определить препарат:
Относится к антибиотикам. Спектр действия: кишечная группа бактерий, синегнойная палочка. Применяется внутрь и наружно. Парентеральное введение не допускается.
ЗАДАНИЕ №4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|