МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №10
Тема 7.6. «Противогельминтные средства»
Цели занятия:
¾ Закрепление и расширение знаний по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов по данной теме.
¾ Продолжить формирование основных умений по предмету.
Представления:
Виды гельминтов, виды гельминтозов. Общие принципы дегельминтизации.
Знания:
Классификация противоглистных средств. Механизмы действия. Характеристика препаратов для лечения кишечных (нематодозов, цестодозов и трематодозов) и внекишечных гельминтозов.
Характеристика отдельных групп и препаратов.
Показания, примерные дозы и схемы применения.
Препараты: мебендазол (вермокс), пирантел (комбантрин), нафтамон, пиперазин, декарис, дитразин, экстракт мужского папоротника, фенасол, празиквантел, хлоксил, антимонил-натрия тартрат.
Практическая работа:
Задание №1. Студенты работают группами. Каждая пара получает препараты, знакомится с ними, читает аннотации и распределяет по фармакологическим группам. Обратить внимание на лекарственные формы и характер упаковки.
Задание №2.Изучить аннотации на препараты, провести их сравнительную характеристику, заполнить в таблицы.
Умения:
¾ Пользоваться справочной литературой, аннотациями.
¾ Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
¾ Консультировать клиента по правилам приёма препаратов данной группы.
¾ Корректировать рецепты по теме.
Д/З:Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», СПб., Спец.Лит., 200- г., стр. 253-261. Конспект лекции. Заполнить фармакологический словарь по теме.
Специальность 060108 «Фармация»
Предмет: фармакология.
Курс IV «Частная фармакология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10
Тема 7.6. «Противогельминтные средства»
Цели занятия:
¾ Закрепление и расширение знаний по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов по данной теме.
¾ Продолжить формирование основных умений по предмету.
Место проведения: практические кабинеты.
Продолжительность:90 минут.
Практическая работа:
Задание №1.Ознакомиться с препаратами, представленными на занятии. Обратить внимание на лек.форму и характер упаковки.
Задание №2. С целью лучшего усвоения классификации противоглистных средств, а также замены одного средства другим аналогичного действия заполните таблицы: «Средства, применяемые при гельминтозах».
Гельминтозы.
| Виды гельминтов.
| Средство.
| Кишечные:
Нематодозы
Трихоцефалез
Анкилостомидозы
Энтеробиоз
Стронгилоидоз
Цестодозы:
Дифиллоботриоз
Тениоз
Тениаринзох
Внекишечные:
Вухерериоз
Лоаоз
Фасциолез
Описторхоз
Шистосомозы
| Круглые:
Аскарида
Власоглав
Анкилостома
Острица
Угрица кишечная
Ленточные:
Широкий лентец
Вооружённый цепень
Невооружённый цепень
Круглые:
Филярии
Сосальщики:
Печёночная двуустка
Кошачья двуустка
Шистосома
|
| «Способы применения противоглистных средств».
Название средства.
| Способ применения.
| 1. Пиперазин.
2. Нафтамон.
3. Декарис.
4. Пирантел.
5. Мебендазол.
6. Фенасал.
|
| Умения:
¾ Пользоваться справочной литературой, аннотациями.
¾ Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
¾ Консультировать клиента по правилам приёма препаратов данной группы.
¾ Корректировать рецепты по теме.
Д/З: изучить методические рекомендации к практическому занятию по теме «Противоопухолевые средства», «Диагностические средства».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
Задание №1.
Определить средства (А – Б – В) для лечения нематодозов (мебендазол, нафтамон, пиперазина адипинат).
Гельминтозы (гельминты)
| А
| Б
| В
| Аскаридоз
Энтеробиоз (острицы)
Трихоцефалез (власоглав)
Анкилостомидоз (анкилостомидозы)
| +
+
| +
+
+
| +
+
+
+
|
Задание №2.
Определить средства (А – Б – В), применяемые при кишечных гельминтозах (пирантел, декарис, фенасал).
Гельминтозы (гельминты)
| А
| Б
| В
| Аскаридоз
Энтеробиоз (острицы)
Трихоцефалез (власоглав)
Тениаринхоз (невоор.цепень)
Дифиллоботриоз (широкий лентец)
| +
|
+
+
| +
+
|
Задание №3.
Определить средства (А – Б – В), применяемые при внекишечных гельминтозах (хлоксил, антимонила-натрия тартрат, дитразин).
Гельминтозы (гельминты)
| А
| Б
| В
| Филяриатоз (филярии)
Фасциолёз (двуустка)
Шистосомоз (шистосомы)
|
+
| +
|
+
| Ответы к заданиям:
Задание №1.
А. пиперазина адипинат
Б. нафтамон
В. мебендазол
Задание №2.
А. декарис
Б. фенасал
В. пирантел
Задание №3.
А. антимонила натрия тартрат
В. хлоксил
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
ВАРИАНТ 1
Выбрать все правильные ответы:
Тест №1.
Гельминты, чувствительные к мебендазолу:
А. бычий цепень
Б. аскариды
В. широкий лентец
Г. власоглав
Д. острицы
Тест №2.
При аскаридозе эффективны:
А. дитразина цитрат
Б. хлоксил
В. фенасал
Г. вермокс
Д. пиперазин
Тест №3.
При цестодаз применяют:
А. нафтамон
Б. хлоксил
В. пирантел
Г. семена тыквы
Д. вермокс
Тест №4.
Синоним пирантела:
А. комбантрин
Б. декарис
В. мебендазол
Г. нитрофунгин
Д. нафтамон
Тест №5.
Особенности действия и применения декариса:
А. вызывает возбуждение нервно-мышечной системы гельминтов.
Б. вызывает мышечный паралич гельминтов.
В. при аскаридозе назначают однократно перед сном.
Г. при аскаридозе назначают по 1 табл. 2 раза в день.
Д. необходимость специальной дитеы.
Е. обычный рацион питания.
ВАРИАНТ 2
Выбрать все правильные ответы:
Тест №1.
Гельминты чувствительные к пиперазину:
А. власоглав
Б. аскариды
В. филярии
Г. острицы
Д. бычий цепень
Тест №2.
При энтеробиозе применяют:
А. пиперазина адипинат
Б. дитразин
В. фенасал
Г. мебендазол
Д. антимонила-натрия тартрат
Тест №3.
Синоним вермокса:
А. комбантрин
Б. декарис
В. итраконазол
Г. клотримазол
Д. мебендазол
Тест №4.
Гельминты, чувствительные к хлоксилу:
А. филярии
Б. кошачья двуустка
В. острицы
Г. печёночная двуустка
Д. бычий цепень
Тест №5.
Для нафтамона характерно:
А. эффективность при аскаридозе
Б. эффективность при цестодозах
В. необходимость специальной диеты
Г. обычный пищевой рацион
Д. на приём назначают 5,0 препарат (взрослым)
Е. на приём назначают 2,0 препарата (взрослым)
Ж. на приём назначают 0,5 препарата (взрослым)
ВАРИАНТ 3
Выбрать все правильные ответы:
Тест №1.
Синоним декариса:
А. пирантел
Б. вермокс
В. левамизол
Г. комбантрин
Д. эмбовин
Тест №2.
Гельминты, чувствительные к пиранетлу:
А. аскариды
Б. вооружённый цепень
В. острицы
Г. филярии
Д. кишечные угрицы
Тест №3.
При внекишечных гелтминтозах применяют:
А. фенасал
Б. антимонила-натрия тартрат
В. декарис
Г. хлоксил
Д. дитразина цитрат
Тест №4.
Для лечения трихоцефалеза применяют:
А. декарис
Б. нафтамон
В. хлоксил
Г. вермокс
Д. пирантел
Тест №5.
Гельминты, чувствительные к мебендазолу:
А. аскариды
Б. широкий лентец
В. филярии
Г. власоглав
Д. острицы
Ответы к тестовым заданиям:
Ответы к тестам «Противогельминтные средства»:
| ВАРИАНТ 1
1. Б, Г, Д
2. Г, Д
3. Б, Г
4. А
5. Б, В, Е
| ВАРИАНТ 2
1. Б, Г
2. А, Г
3. Д
4. Б, Г
5. А, Г, Д
| ВАРИНАТ 3
1. В
2. А, В
3. Б, Г, Д
4. Г, Б
5. А, Г, Д
| Критерии оценки:
11-10 отв. «5»
9-10 отв. «4»
7-8 отв. «3»
Менее 7 отв. «2»
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Специальность 060108 «Фармация»
Предмет: фармакология.
Курс IV «Частная фармакология»
Раздел 8 «Лекарственные средства для лечения онкологических заболеваний»
Тема 8.1. «Противоопухолевые средства»
Раздел 9 «Диагностические средства»
Тема 9.1. «Диагностические препараты»
Практическое занятие №11
Тема 8.1. «Противоопухолевые средства»
Тема 9.1. «Диагностические препараты»
Подготовлено преподавателем
фармакологии: Зуевой Е.В.
Уч.г.
Специальность 060108 «Фармация»
Предмет: фармакология.
Курс IV «Частная фармакология»
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №11
Тема 8.1. «Противоопухолевые средства»
Тема 9.1. «Диагностические препараты»
Цели занятия:
¾ Закрепление и расширение знаний по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов по данной теме.
¾ Продолжить формирование основных умений по предмету.
Представления:
Злокачественные опухоли. Краткая этиология, патогенез.
Знания:
Классификация и общая характеристика противоопухолевых средств: цитостатические средства (алкилирующие агенты, антиметаболиты, противоопухолевые антибиотики, противоопухолевые растительные алкалоиды); гормональные и антигормональные препараты, другие антибластомные средства. Общая характеристика результатов химиотерапии в онкологической практике.
Препараты: циклофосфамид, хлорбутин, сарколизин, тиофосфамид, нитрозометилмочевина, ломустин, миелосан, прокарбазин, цисплатин, метотрексат, меркаптопурин, фторурацил, цитарабин, рубомицин, дактиномицин, блеомицин, оливомицин, винбластин, винкристин, колхамин, тестостерона пропионат, медротестрона пропионат, синестрол, фосфэстрол, тамоксифен, флутамид, гидроксипрогестерона капронат, преднизолон, аспарагиназа.
Диагностические средства. Принцип действия. Пути введения для диагностики тех или иных заболеваний. Побочное действие.
Препараты: бария сульфат, билигность, билимин, гравимун-2, индигокармин, йодолипол, пентагастрин, пропилйодон, триомбраст, фалигност, этиотраст.
Тип занятия: лабораторно-практический.
Метод обучения:самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Место проведения: практические кабинеты.
Продолжительность:90 минут.
Оснащение: образцы препаратов, аннотации, образцы рецептов, справочники лекарственных средств, таблицы.
ВПС: «Общая фармакология».
МПС: латинский язык, ОЭФ «Приём рецептов», кл.патология «Опухоли», фармакогнозия «ЛС противобластомного действия».
Структура занятия и режим времени:
1. Организационный момент 1 мин
2. Постановка цели и мотивация занятия 3 мин
3. Входной контроль 15 мин
4. Методические указания к практической работе 3 мин
5. Выполнение практической работы 65 мин
6. Проверка дневников
7. Подведение итогов, задание на дом 2 мин
Ход занятия:
1. Орг.момент.
Принять рапорт дежурного, отметить отсутствующих, обратить внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, на наличие материалов, необходимых для проведения практического занятия, готовность кабинета и группы к практическому занятию.
2. Постановка целей и мотивация занятия.
Назвать тему занятия.
Цель занятия – закрепить знания по фармакодинамике и фармакокинетике лекарственных средств, совершенствовать навык работы с врачебными рецептами, со справочной литературой. Отметить важность данной темы в дальнейшем обучении и в будущей работе, необходимость правильно ориентироваться в ассортименте лекарственных средств в аптеке, чтобы уметь предложить врачу или посетителю средство замены на отсутствующий препарат, дать квалифицированную консультацию по вопросам приёма препаратов, возможных побочных и способах их предупреждения в пределах своей компетенции.
3. Входной контроль:тестовый опрос (варианты прилагаются).
4. Методические указания к практической работе:для выполнения практической работы студенты получают методические указания по вариантам и индивидуальные задания (варианты прилагаются).
5. Выполнение практической работы.
Задание №1. Студенты работают группами. Каждая пара получает препараты, знакомится с ними, читает аннотации и распределяет по фармакологическим группам.
Задание №2. Выполнить задание по рецептуре, составить и выписать рецепты, указать побочное действие препаратов, способы и средства их коррекции, противопоказания.
Вариант №1.
1. Синтетический противоопухолевый препарат из группы антиметаболитов.
2. Противоопухолевый антибиотик для в/в введения при опухолях яичка, матки.
3. Препарат платины.
Вариант №2.
1. Синтетический препарат из группы хлорэтиламинов при лейкозе.
2. Противоопухолевый антигормональный препарат.
3. Ферментный препарат, обладающий противоопухолевой активностью..
Задание №3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика диагностических средств».
Название препарата
| Состав препарата
| Цели применения
| Способ применения
| Побочные эффекты
|
6. Выходной контроль.
В процессе занятия преподаватель беседует со студентами по проделанной работе. Оценки выставляются с учётом теоретических знаний и выполненной работы.
По окончании практической работы студенты отмечают умения, отработанные на занятии.
7. Подведение итогов:
1. Проанализировать работу студентов, объявить оценки. Оценки выставляются с учётом теоретических знаний и выполненной работы.
2. Отметить, достигнута ли цель занятия. Подвести итоги занятия.
3. Отметить отработанные на занятии умения.
Умения:
¾ Пользоваться справочной литературой, аннотациями.
¾ Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
¾ Консультировать клиента по правилам приёма препаратов данной группы.
¾ Корректировать рецепты по теме.
Д/З: изучить методические рекомендации к практическому занятию по теме «Осложнения лекарственного лечения».
Специальность 060108 «Фармация»
Предмет: фармакология.
Курс IV «Частная фармакология»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|