МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2
Тема 7.2.1.:«Сульфаниламидные препараты»
Цели занятия:
¾ Закрепление и расширение знаний по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов по данной теме.
¾ Продолжить формирование основных умений по предмету.
Представления:
Причины развития резистентности. Пути её преодоления. Понятия об основных инфекционных заболеваниях. Сущность бактерицидного и бактериостатического действия химиотерапевтических средств.
Знания:
Общие принципы химиотерапевтического лечения. Сульфаниламидные препараты.
Механизм и спектр их антимикробного действия. Классификация, способы дозирования, фармакокинетика, показания к применению. Рациональное назначение сульфаниламидов, их побочное действие и профилактика. Комбинации сульфаниламидов с триметопримом и салициловой кислотой.
Препараты: сульфадимезин, норсульфазол, стрептоцид, сульфапиридазин, сульфадиметоксин, сульфален, фтазин, фталазол, сульгин, бактрим, салазопиридазин, сульфатон, лидаприм, сульфацил-натрий.
Содержание практической работы:
Задание №1. Студенты работают группами. Каждая пара получает препараты, знакомится с ними, читает аннотации и распределяет по фармакологическим группам.
Задание №2. Экспериментальная работа.
Задание №3. Студенты получают справочную литературу и выполняют задания по рецептуре.
Задание №4. Решить ситуационную задачу: «В аптеку поступил рецепт, но данный препарат отсутствует в аптеке. Подобрать аналоги из представленных на занятии препаратов».
Задание №5. Пользуясь справочной литературой и аннотациями, студенты проводят сравнительную оценку предложенных препаратов, результаты оформляют в виде таблицы.
Умения:
¾ Пользоваться справочной литературой, аннотациями.
¾ Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
¾ Консультировать клиента по правилам приёма препаратов данной группы.
¾ Корректировать рецепты по теме.
Д/З: Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», С-Петербург, Спец.Лит 2000 г., стр. 143-145, 188-200. Конспект лекции. Заполнить фармакологический словарь.
Специальность 060108 «Фармация»
Предмет: фармакология.
Курс IV «Частная фармакология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №2
Тема 7.2.1.:«Сульфаниламидные препараты»
Цели занятия:
¾ Закрепление и расширение знаний по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов по данной теме.
¾ Продолжить формирование основных умений по предмету.
Место проведения: практические кабинеты.
Продолжительность:90 минут.
Оснащение: образцы препаратов, аннотации, образцы рецептов, справочники лекарственных средств, таблицы.
Практическая работа.
ВАРИАНТ 1
Задание №1. Студенты работают группами. Каждая пара получает препараты, знакомится с ними, читает аннотации и распределяет по фармакологическим группам.
Задание №2. Экспериментальная работа.
Опыт: растворимость сульфаниамидных препаратов в воде (сульфацил натрия, норсульфазол, фталазол).
Техника выполнения: 0,1 препарата поместить в 5 мл дистиллированной воды. Сравнить полученные результаты растворимости, записать в дневнике.
Задание №3. Студенты получают справочную литературу и выполняют задания по рецептуре.
Выписать рецепт на:
1. Сульфаниламидный препарат при воспалительном заболевании мочевыводящих путей.
2. Сульфаниламидный препарат для лечения кишечной инфекции.
3. Сульфаниламидный препарат для лечения конъюнктивита.
4. Отечественный комбинированный препарат.
5. Препарат для местного лечения бактериальной инфекции (в виде мази).
Задание №4. Решить ситуационную задачу: «В аптеку поступил рецепт, но данный препарат отсутствует в аптеке. Подобрать аналоги из представленных на занятии препаратов».
Задание №5. Пользуясь справочной литературой и аннотациями студенты проводят сравнительную оценку предложенных препаратов, результаты оформляют в виде таблицы: салазопиридазин, этазол, сульфален, фталазол, лидаприм.
Назначение (состав для комбинированных препаратов)
| Всасывае
мость в ЖКТ
| Продолжительность действия
| Механизм действия
| Особенности элиминации
| Показания к применению
| Способ применения
|
|
|
|
|
|
|
|
Умения:
¾ Пользоваться справочной литературой, аннотациями.
¾ Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
¾ Консультировать клиента по правилам приёма препаратов данной группы.
¾ Корректировать рецепты по теме.
Д/З: изучить методические рекомендации к практическому занятию по теме «Антибиотики».
Специальность 060108 «Фармация»
Предмет: фармакология.
Курс IV «Частная фармакология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №2
Тема 7.2.1.:«Сульфаниламидные препараты»
Цели занятия:
¾ Закрепление и расширение знаний по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов по данной теме.
¾ Продолжить формирование основных умений по предмету.
Место проведения: практические кабинеты.
Продолжительность:90 минут.
Оснащение: образцы препаратов, аннотации, образцы рецептов, справочники лекарственных средств, таблицы.
Практическая работа.
ВАРИАНТ 2
Задание №1. Студенты работают группами. Каждая пара получает препараты, знакомится с ними, читает аннотации и распределяет по фармакологическим группам.
Задание №2. Экспериментальная работа.
Опыт: растворимость сульфаниамидных препаратов в воде (сульфацил натрия, норсульфазол, фталазол).
Техника выполнения: 0,1 препарата поместить в 5 мл дистиллированной воды. Сравнить полученные результаты растворимости, записать в дневнике.
Задание №3. Студенты получают справочную литературу и выполняют задания по рецептуре.
Выписать рецепт на:
1. Сульфаниламидный препарат длительного действия при бронхите.
2. Сульфаниламидный препарат для лечения неспецифического язвенного колита.
3. Комбинированный сульфаниламидный препарат.
4. Препарат для местного лечения гнойной инфекции (в виде раствора).
5. Сульфаниламидный препарат короткого действия.
Задание №4. Решить ситуационную задачу: «В аптеку поступил рецепт, но данный препарат отсутствует в аптеке. Подобрать аналоги из представленных на занятии препаратов».
Задание №5. Пользуясь справочной литературой и аннотациями студенты проводят сравнительную оценку предложенных препаратов, результаты оформляют в виде таблицы: сульфадиметоксин, ко-тримоксазол, салазодиметоксин, сульгин, сульфадимезин.
Назначение (состав для комбинированных препаратов)
| Всасывае
мость в ЖКТ
| Продолжительность действия
| Механизм действия
| Особенности элиминации
| Показания к применению
| Способ применения
|
|
|
|
|
|
|
|
Умения:
¾ Пользоваться справочной литературой, аннотациями.
¾ Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
¾ Консультировать клиента по правилам приёма препаратов данной группы.
¾ Корректировать рецепты по теме.
Д/З: изучить методические рекомендации к практическому занятию по теме «Антибиотики».
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1
В тестовых заданиях выбрать все правильные ответы:
Задание №1.
Сульфаниламидные препараты, действующие в просвете кишечника:
1. Сульгин.
2. Этазол.
3. Бактрим.
4. Сульфален.
5. Сульфадимезин.
Задание №2.
Наиболее частые осложнения при применении сульфаниламидных препаратов:
1. Аллергия.
2. Кристаллурия.
3. Помутнение хрусталика.
4. Снижение слуха.
Задание №3.
Резорбтивное действие оказывают:
1. Ко-тримоксазол.
2. Этазол.
3. Норсульфазол.
4. Сульгин.
5. Сульфадиметоксин.
Задание №4.
Механизм антибактериального действия сульфаниламидов:
1. Торможение синтеза клеточной стенки.
2. Конкурентный антагонизм с пара-аминобензойной кислотой.
3. Блокирование сульфгидрильных групп ферментов.
4. Денатурация белков микробной клетки.
Задание №5.
Особенности действия этазола:
1. Плохо всасывается и не обеспечивает высокую концентрацию в крови.
2. Хорошо, быстро всасывается из ЖКТ.
3. Длительно задерживается в организме.
4. Быстро выделяется из организма.
5. Часто вызывает кристаллурию.
6. Кристаллурии не даёт.
Задание №6.
Для лечения конъюнктивита применяют:
1. Этазол.
2. Сульфадиметоксин.
3. Сульфацил натрия.
4. Фталазол.
5. Лидаприм.
Задание №7.
Фталазол применяется для лечения кишечных инфекций (бактериальная дизентерия, энтероколиты) т.к.:
1. Превосходит другие сульфаниламиды по бактериальной активности.
2. Возбудители кишечных инфекций более чувствительны к фталазолу, чем к другим сульфаниламидам.
3. Препарат не всасывается в кровь, создаёт высокую концентрацию в ЖКТ.
Задание №8.
Спектр антибактериального действия сульфаниламидов:
1. Стрептококки.
2. Пневмококки.
3. Вирусы.
4. Кишечная палочка.
5. Дрожжеподобные грибы.
6. Гонококки.
Задание №9.
Сульфаниламиды длительного действия:
1. Норсульфазол.
2. Сульфадимезины.
3. Фталазол.
4. Салазопиридазин.
5. Сульфадиметоксин.
ВАРИАНТ 2
В тестовых заданиях выбрать все правильные ответы:
Задание №1.
Сульфаниламиды длительного действия:
1. Этазол.
2. Сульфален.
3. Салазопиридазин.
4. Норсульфазол.
5. Стрептоцид.
Задание №2.
Спектр антибактериального действия сульфаниламидов:
1. Стафилококки.
2. Туберкулёзная палочка.
3. Менингококки.
4. Дизентерийная палочка.
5. Пневмококки.
6. Вирусы.
Задание №3.
Сульгин применяется для лечения кишечных инфекций (бактериальная дизентерия, энтероколиты) т.к.:
1. Возбудители кишечных инфекций более чувствительны к сульгину, чем к другим сульфаниламидам.
2. Препарат не всасывается в кровь, создаёт высокую концентрацию в ЖКТ.
3. Превосходит другие сульфаниламиды по антибактериальной активности.
Задание №4.
Для предупреждения кристаллурии рекомендуют:
1. Обильное кислотное питьё.
2. Обильное щелочное питьё.
3. Ограничение приёма жидкости.
4. Назначение унитиола.
Задание №5.
Для лечения инфекций мочевыводящих путей применяют:
1. Салазопиридазин.
2. Сульгин.
3. Ко-тримоксазол.
4. Фталазол.
Задание №6.
Особенности действия сульфадимезина:
1. Длительно задерживается в организме.
2. Быстро выделяется из организма.
3. Плохо всасывается и не обеспечивает высокую концентрацию в крови.
4. Хорошо, быстро всасывается из ЖКТ.
5. Кристаллурии не даёт.
6. Часто вызывает кристаллурию.
Задание №7.
Резорбтивное действие оказывают:
1. Сульфатон.
2. Фталазол.
3. Сульфален.
4. Сульфадиметоксин.
5. Сульфадимезин.
Задание №8.
К комбинированным сульфаниламидным препаратам относятся:
1. Арифон.
2. Бисептол.
3. Ампиокс.
4. Олететрин.
5. Лидаприм.
Задание №9.
Сульфаниламидные препараты, действующие в просвете кишечника:
1. Сульфадиметоксин.
2. Сульфазин.
3. Лидаприм.
4. Фталазол.
5. Ко-тримоксазол.
ВАРИАНТ 3
В тестовых заданиях выбрать все правильные ответы:
Задание №1.
Спектр антибактериального действия сульфаниламидов:
1. Стрептококки.
2. Пневмококки.
3. Вирусы.
4. Кишечная палочка.
5. Дрожжеподобные грибы.
6. Гонококки.
Задание №2.
Сульфаниламиды длительного действия:
1. Норсульфазол.
2. Сульфадимезины.
3. Фталазол.
4. Салазопиридазин.
5. Сульфадиметоксин.
Задание №3.
Резорбтивное действие оказывают:
1. Ко-тримоксазол.
2. Этазол.
3. Норсульфазол.
4. Сульгин.
5. Сульфадиметоксин.
Задание №4.
Механизм антибактериального действия сульфаниламидов:
1. Торможение синтеза клеточной стенки.
2. Конкурентный антагонизм с пара-аминобензойной кислотой.
3. Блокирование сульфгидрильных групп ферментов.
4. Денатурация белков микробной клетки.
Задание №5.
Особенности действия этазола:
1. Плохо всасывается и не обеспечивает высокую концентрацию в крови.
2. Хорошо, быстро всасывается из ЖКТ.
3. Длительно задерживается в организме.
4. Быстро выделяется из организма.
5. Часто вызывает кристаллурию.
6. Кристаллурии не даёт.
Задание №6.
Сульфаниламидные препараты, действующие в просвете кишечника:
1. Сульгин.
2. Этазол.
3. Бактрим.
4. Сульфален.
5. Сульфадимезин.
Задание №7.
Наиболее частые осложнения при применении сульфаниламидных препаратов:
1. Аллергия.
2. Кристаллурия.
3. Помутнение хрусталика.
4. Снижение слуха.
Задание №8.
Для лечения конъюнктивита применяют:
1. Этазол.
2. Сульфадиметоксин.
3. Сульфацил натрия.
4. Фталазол.
5. Лидаприм.
Задание №9.
Фталазол применяется для лечения кишечных инфекций (бактериальная дизентерия, энтероколиты) т.к.:
1. Превосходит другие сульфаниламиды по бактериальной активности.
2. Возбудители кишечных инфекций более чувствительны к фталазолу, чем к другим сульфаниламидам.
3. Препарат не всасывается в кровь, создаёт высокую концентрацию в ЖКТ.
ВАРИАНТ 4
В тестовых заданиях выбрать все правильные ответы:
Задание №1.
К комбинированным сульфаниламидным препаратам относятся:
1. Арифон.
2. Бисептол.
3. Ампиокс.
4. Олететрин.
5. Лидаприм.
Задание №2.
Сульфаниламидные препараты, действующие в просвете кишечника:
1. Сульфадиметоксин.
2. Сульфазин.
3. Лидаприм.
4. Фталазол.
5. Ко-тримоксазол.
Задание №3.
Сульгин применяется для лечения кишечных инфекций (бактериальная дизентерия, энтероколиты) т.к.:
1. Возбудители кишечных инфекций более чувствительны к сульгину, чем к другим сульфаниламидам.
2. Препарат не всасывается в кровь, создаёт высокую концентрацию в ЖКТ.
3. Превосходит другие сульфаниламиды по антибактериальной активности.
Задание №4.
Для предупреждения кристаллурии рекомендуют:
1. Обильное кислотное питьё.
2. Обильное щелочное питьё.
3. Ограничение приёма жидкости.
4. Назначение унитиола.
Задание №5.
Для лечения инфекций мочевыводящих путей применяют:
1. Салазопиридазин.
2. Сульгин.
3. Ко-тримоксазол.
4. Фталазол.
Задание №6.
Сульфаниламиды длительного действия:
1. Этазол.
2. Сульфален.
3. Салазопиридазин.
4. Норсульфазол.
5. Стрептоцид.
Задание №7.
Спектр антибактериального действия сульфаниламидов:
1. Стафилококки.
2. Туберкулёзная палочка.
3. Менингококки.
4. Дизентерийная палочка.
5. Пневмококки.
6. Вирусы.
Задание №8.
Особенности действия сульфадимезина:
1. Длительно задерживается в организме.
2. Быстро выделяется из организма.
3. Плохо всасывается и не обеспечивает высокую концентрацию в крови.
4. Хорошо, быстро всасывается из ЖКТ.
5. Кристаллурии не даёт.
6. Часто вызывает кристаллурию.
Задание №9.
Резорбтивное действие оказывают:
1. Сульфатон.
2. Фталазол.
3. Сульфален.
4. Сульфадиметоксин.
5. Сульфадимезин.
Ответы к тестам «Сульфаниламидные препараты»
| ВАРИАНТ 1
1. 1
2. 1,2
3. 1,2,3,5
4. 2
5. 2,4,6
6. 3
7. 3
8. 1,2,4,6
9. 5
| ВАРИАНТ 2
1. 2
2. 1,3,4,5
3. 2
4. 2
5. 3
6. 2,4,6
7. 1,3,4,5
8. 2,5
9. 4
| ВАРИАНТ 3
1. 1,2,4,6
2. 5
3. 1,2,3,5
4. 2
5. 2,4,6
6. 1
7. 1,2
8. 3
9. 3
| ВАРИАНТ 4
1. 2,5
2. 4
3. 2
4. 2
5. 3
6. 2
7. 1,3,4,5
8. 2,4,6
9. 1,3,4,5
| Критерии: 17-18 отв. «5»; 14-16 отв. «4»; 12-13 отв. «3»; менее 12 отв. «2».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|