МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №11
Тема 8.1. «Противоопухолевые средства»
Тема 9.1. «Диагностические препараты»
Цели занятия:
¾ Закрепление и расширение знаний по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов по данной теме.
¾ Продолжить формирование основных умений по предмету.
Представления:
Злокачественные опухоли. Краткая этиология, патогенез.
Знания:
Классификация и общая характеристика противоопухолевых средств: цитостатические средства (алкилирующие агенты, антиметаболиты, противоопухолевые антибиотики, противоопухолевые растительные алкалоиды); гормональные и антигормональные препараты, другие антибластомные средства. Общая характеристика результатов химиотерапии в онкологической практике.
Препараты: циклофосфамид, хлорбутин, сарколизин, тиофосфамид, нитрозометилмочевина, ломустин, миелосан, прокарбазин, цисплатин, метотрексат, меркаптопурин, фторурацил, цитарабин, рубомицин, дактиномицин, блеомицин, оливомицин, винбластин, винкристин, колхамин, тестостерона пропионат, медротестрона пропионат, синестрол, фосфэстрол, тамоксифен, флутамид, гидроксипрогестерона капронат, преднизолон, аспарагиназа.
Диагностические средства. Принцип действия. Пути введения для диагностики тех или иных заболеваний. Побочное действие.
Препараты: бария сульфат, билигность, билимин, гравимун-2, индигокармин, йодолипол, пентагастрин, пропилйодон, триомбраст, фалигност, этиотраст.
Выполнение практической работы:
Задание №1. Студенты работают группами. Каждая пара получает препараты, знакомится с ними, читает аннотации и распределяет по фармакологическим группам.
Задание №2. Выполнить задание по рецептуре, составить и выписать рецепты, указать побочное действие препаратов, способы и средства их коррекции, противопоказания.
Задание №3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика диагностических средств».
Умения:
¾ Пользоваться справочной литературой, аннотациями.
¾ Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
¾ Консультировать клиента по правилам приёма препаратов данной группы.
¾ Корректировать рецепты по теме.
Д/З: Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. «Фармакология с рецептурой», С-Петербург, Спец.Лит, 2000 г., стр. 808-813. Конспект лекций. Заполнить таблицу «Классификация противоопухолевых средств».
Спец. 0405 «Фармация»
Предмет «Фармакология»
IV «Частная фармакология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №11.
Тема 8.1.«Противоопухолевые средства».
Тема 9.1.«Диагностические средства».
Цели занятия:
¾ Закрепление и расширение знаний по фармакодинамики и фармакокинетики противоопухолевых и диагностических средств;
¾ Продолжить формирование основных умений по предмету.
Время проведения:90 минут
Место проведения: практические кабинеты
Оснащение: образцы препаратов, аннотации по теме, справочная литература.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 1
Задание №1.
Ознакомиться с препаратами, представленными на практическом занятии. Обратить внимание на лекарственные формы и характер упаковки.
Задание №2.
Выполнить задание по рецептуре: составить и выписать рецепты, указать побочные действия препаратов, способы и средства их коррекции, противопоказания.
4. Синтетический противоопухолевый препарат из группы антиметаболитов.
5. Противоопухолевый антибиотик для в/в введения при опухолях яичка, матки.
6. Препарат платины.
Задание №3.
Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика диагностических средств».
Название препарата
| Состав препарата
| Цели применения
| Способ применения
| Побочные эффекты
| 1. Триомбраст
2. Билимин
3. Пропилийодон
4. Йодолипол
|
|
|
|
|
В ходе занятия студенты должны овладеть умениями:
¾ Пользоваться справочной литературой.
Д/З: Изучить методические рекомендации к практическому занятию «Осложнения лекарственного лечения».
Спец. 0405 «Фармация»
Предмет «Фармакология»
IV «Частная фармакология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №11.
Тема 8.1.«Противоопухолевые средства».
Тема 9.1.«Диагностические средства».
Цели занятия:
¾ Закрепление и расширение знаний по фармакодинамики и фармакокинетики противоопухолевых и диагностических средств;
¾ Продолжить формирование основных умений по предмету.
Время проведения:90 минут
Место проведения: практические кабинеты
Оснащение: образцы препаратов, аннотации по теме, справочная литература.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 2
Задание №1.
Ознакомиться с препаратами, представленными на практическом занятии. Обратить внимание на лекарственные формы и характер упаковки.
Задание №2.
Выполнить задание по рецептуре: составить и выписать рецепты, указать побочные действия препаратов, способы и средства их коррекции, противопоказания.
4. Синтетический препарат из группы хлорэтиламинов при лейкозе.
5. Противоопухолевый антигормональный препарат.
6. Ферментный препарат, обладающий противоопухолевой активностью..
Задание №3.
Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика диагностических средств».
Название препарата
| Состав препарата
| Цели применения
| Способ применения
| Побочные эффекты
| 1. Этиотраст
2. Билигност
3. Фалигност
4. Пентагастрин
|
|
|
|
|
В ходе занятия студенты должны овладеть умениями:
¾ Пользоваться справочной литературой.
Д/З: Изучить методические рекомендации к практическому занятию «Осложнения лекарственного лечения».
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1
В ТЕСТОВОМ ЗАДАНИИ ВЫБЕРИТЕ СООТВЕТСТВИЕ «ВОПРОС–ОТВЕТ» (ОТВЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ОДИН РАЗ ИЛИ НЕ ИСПОЛЬЗОВАН СОВСЕМ).
Фармакологическая Препараты:
группа:
1. Хлорэтиламины. 1. Адриамицин.
2. Этиленимины. 2. Алкеран.
3. Производные метансульфонофой 3. Винбластин.
кислоты. 4. Доксорубицин.
4. Производные нитрозомочевины. 5. Колхамин.
5. Производные платины. 6. Меркаптопурин.
6. Антиметаболиты. 7. Метотрексат.
7. Противоопухолевые растительные 8. Миелосан.
алкалоиды. 9. Натулан.
8. Противоопухолевые антибиотики. 10. Платидиам.
9. Ферменты, применяемые для лечения 11. Проспидин.
онкологических заболеваний. 12. Синестрол.
10. Гормональные препараты. 13. Тамоксифен.
11. Антигормональные препараты. 14. Тестостерона
пропионат.
15. Тиофосфамид.
16.Фарлутал.
17. Флуороурацил.
18. Флутамид.
19. Хлорбутин.
20. Хонван.
21. Циклофосфан.
22. Цитарабин.
23. L–аспарагиназа.
ВАРИАНТ 2
В ТЕСТОВОМ ЗАДАНИИ ВЫБЕРИТЕ СООТВЕТСТВИЕ «ВОПРОС–ОТВЕТ» (ОТВЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ОДИН РАЗ ИЛИ НЕ ИСПОЛЬЗОВАН СОВСЕМ).
Фармакологическая Препараты:
группа:
1. Хлорэтиламины. 1. Адриабластин.
2. Этиленимины. 2. Блеомицин.
3. Производные метансульфонофой 3. Бусульфан.
кислоты. 4. Винкристин.
4. Производные нитрозомочевины. 5. Гидроксипрогестерона
5. Производные платины. капронат.
6. Антиметаболиты. 6. Депо-провера.
7. Противоопухолевые растительные 7. Зитазониум.
алкалоиды. 8. Краснитин.
8. Противоопухолевые антибиотики. 9. Лейкеран.
9. Ферменты, применяемые для лечения 10. Лейкерин.
онкологических заболеваний. 11. Ломустин.
10. Гормональные препараты. 12. Медротестостерона
11. Антигормональные препараты. пропионат.
13. Мелфаран.
14. Прокарбазин.
15. Розевин.
16. Тиотэф.
17. Трексан.
18. Флуцином.
19. Фосфэстрол.
20. Фторурацил.
21. Циклофосфамид.
22. Цисплатин.
23. Цитозар.
Ответы к тестам «Пр.опухолевые. Диагностические средства»
| ВАРИАНТ 1
1. 2, 19, 21, 11
2. 15
3. 8
4. –
5. 10
6. 7, 6, 17, 22
7. 3, 5
8. 1, 4
9. 23
10. 12, 14, 20, 16
11. 13, 18
| ВАРИАНТ 2
1. 9, 13, 21
2. 16
3. 3
4. 11
5. 22
6. 17, 10, 20, 23
7. 4, 15
8. 1, 2
9. 8
10. 12, 19, 6, 5
11. 7, 18
|
Критерии оценки:
20-22 отв. «5»
17-19 отв. «4»
14-16 отв. «3»
Менее 14 отв. «2»
|
ГАОУ КО СПО
КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Специальность 060108: Фармация
Предмет: фармакология
Раздел 10 «Осложнения терапии»
Тема 10.1. «Осложнения лекарственного лечения»
Практическое занятие №12
Тема 10.1. «Осложнения лекарственного лечения»
Подготовлено преподавателем
фармакологии: Гречаниновой В.П.
Уч. год
Специальность 060108 «Фармация»
Предмет: фармакология.
Курс IV «Частная фармакология»
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №12
Тема 10.1. «Осложнения лекарственного лечения»
Цели занятия:
¾ Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки по данной теме.
¾ Совершенствовать основные навыки и умения по предмету.
¾ Формировать умение в нестандартной ситуации использовать комплекс знаний, полученных при изучении смежных дисциплин, умение применять теоретические знания на практике.
¾ Воспитывать у студентов внимание, чувство ответственности при работе с препаратами и отпуске их из аптек.
¾ Способствовать деонтологическому воспитанию.
¾ Формировать умение работать аккуратно, планируя своё рабочее время.
Основные вопросы темы:
1. Виды отрицательного действия ЛС на организм.
2. Меры по предупреждению или ослаблению осложнений терапии.
3. Меры предупреждения поступления яда в организм.
4. Возможности задержки всасывания яда в организм с помощью различных фармакологических средств.
5. Общая характеристика средств, используемых для ускоренного выведения яда из организма.
6. Нейтрализация всосавшегося яда.
7. Симптоматическая терапия. Клиническая картина и лекарственная помощь при отравлении М-холиноблокаторами, антихолинэстеразными средствами, этиловым спиртом, снотворными, наркотическими анальгетиками, сердечными гликозидами, инсулином, кислотами, основаниями и солями тяжёлых металлов.
Тип занятия: лабораторно-практический.
Метод обучения:самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Место проведения: практические кабинеты.
Продолжительность:90 минут.
Оснащение: образцы препаратов, аннотации, образцы рецептов, справочники лекарственных средств, таблицы.
ВПС: «Общая фармакология», «Общая рецептура», «Средства, влияющие на эфферентную нервную систему», «Средства, влияющие на центральную нервную систему», «Средства, влияющие на ССС», «ЛС, регулирующие водно-солевой баланс», «ЛС, влияющие на ЖКТ», «ЛС, регулирующие функции крови», «Гормональные средства», «Антиаллергические средства», «Противомикробные средства».
МПС: латинский язык, ОЭФ «Приём рецептов», кл.патология «Отравления. Помощь при отравлениях».
Структура занятия и режим времени:
1. Организационный момент 1 мин
2. Постановка цели и мотивация занятия 3 мин
3. Входной контроль 15 мин
4. Методические указания к практической работе 3 мин
5. Выполнение практической работы 65 мин
6. Проверка дневников
7. Подведение итогов, задание на дом 2 мин
Ход занятия:
1. Орг.момент.
Принять рапорт дежурного, отметить отсутствующих, обратить внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, на наличие материалов, необходимых для проведения практического занятия, готовность кабинета и группы к практическому занятию.
2. Постановка целей и мотивация занятия.
Назвать тему занятия.
Цель занятия – закрепить знания по фармакодинамике и фармакокинетике лекарственных средств, осложнениях лекарственной терапии, способах их предупреждения и коррекции, совершенствовать навык работы с врачебными рецептами, со справочной литературой.
Мотивация занятия:
Многие лекарственные средства, оказывая полезное терапевтическое действие, могут вызвать нежелательные реакции, в некоторых случаях приводящие к тяжёлым осложнениям и даже летальному исходу. Ещё великие врачи древности Гиппократ и Гален призывали к осторожности при использовании лекарственных препаратов. В начале нашего века С.П.Боткин обращал внимание на нежелательное действие лекарственных веществ на некоторых больных.
Побочные реакции возникают при приёме любых лекарственных препаратов. Частота их при амбулаторном лечении достигает 10-20%. 0,5-5% больных нуждаются в госпитализации для лечения осложнений, вызванных лекарственными средствами.
Актуальность проблемы лекарственных реакций резко возросла за последние годы, когда появились препараты, обладающие высокой биологической активностью.
Чаще всего нежелательное действие лекарственного средства наблюдается вскоре после начала лечения. Однако мутагенный и тератогенный эффекты могут проявиться спустя месяцы и даже годы, что делает подчас весьма трудным выяснение их истинной причины. Поэтому большое внимание уделяется экспериментальному изучению новых препаратов и результатам эпидемиологических исследований.
Тератогенное действие присуще противоопухолевым средствам, глюкокортикоидам, андрогенам, фенотиазинам, алкоголю и т.д.; канцерогенное – циклофосфамиду, возможно, некоторым гормональным препаратам.
Наиболее часто отравления вызываются лекарственными средствами, затем средствами бытовой химии, в том числе пестицидами, пищевыми веществами, ядами растений и животных. Чаще всего вызывают отравление снотворные и успокаивающие, анальгетические, дезинфицирующие и антисептические средства.
Летальность при острых отравлениях в последнее время в результате применения методов реанимации значительно снизились, однако при некоторых отравлениях доходит до 30%.
Из всего выше сказанного следует, что в предстоящей профессиональной деятельности выпускников одной из важнейших задач будет предупреждение или ослабление возможных осложнений при приеме ЛС (в пределах компетенции фармацевта), оказание первой доврачебной помощи при отравлениях, в том числе и ЛС, а также проведение санитарно-просветительной работы.
Для качественной профессиональной работы надо уметь комплексно использовать знания, полученные на разных дисциплинах, так как в вопросах предупреждения осложнений лекарственной терапии важны не только знания фармакологических свойств препаратов, но и свойств ЛР, многие из которых обладают токсическими свойствами и очень важно соблюдать требования всех действующих приказов по хранению ЛС и ЛРС и отпуску их из аптек. Не меньшее значение имеют знания: химической структуры ЛС, особенностей технологии приготовления ЛС и принципов оказания ПМП при отравлениях, изучаемых в курсе клинической патологии.
3. Входной контроль:тестовый опрос (варианты прилагаются).
4. Методические указания к практической работе.
Для выполнения практической работы студенты получают индивидуальные задания, методические пособия, справочную литературу, методические указания. Преподаватель уточняет особенности всех этапов работы, по каждому этапу указывает время, отведённое на выполнение задания.
5. Содержание практической работы:
Задание №1.Ознакомиться с препаратами, представленными на практическом занятии, обратить внимание на формы выпуска, характер упаковки. Распределить препараты, классифицируя их по целям применения при лечении острых отравлений.
Задание №2. Решить предложенную ситуационную задачу, ответив на вопрос:
1. Какой препарат вызывал осложнения?
Задание №3.Указать направленность антитоксического действия противоядий. Сделать в таблице соответствующую отметку – или +.
Противоядие
| Действие направлено на
| яд
| организм
| Унитиол
| (+)
| -
| Викасол
| -
| (+)
| Уголь активированный
| (+)
| -
| Налоксон
| -
| (+)
| Прозерин
| -
| (+)
| Калия перманганат
| (+)
| -
| Задание №4. Дополнить недостающими словами следующие утверждения:
1. С увеличением лечебной дозы до известного предела эффект………….(возрастает).
2. С уменьшением лечебной дозы эффект………(уменьшается и исчезает).
3. При рациональном снижении дозы у пациентов с повышенно чувствительностью (неаллергической природы)………………….(уменьшаются отрицательные побочные эффекты).
4. При чрезмерном увеличении дозы эффект…………..(становится токсическим).
Недостающие слова:
1) становится токсическим;
2) возрастает;
3) уменьшается и исчезает;
4) уменьшаются отрицательные побочные эффекты.
Задание №5.Решить ситуационную задачу: по предложенному гербарию определить растение, назвать основное действующее вещество, указать его химическую структуру и антагонисты, которые применяются при отравлении данным веществом, подобрать препараты из имеющихся на занятии, из предложенных гербарных образцов выбрать растения, способные вызвать аналогичную картину отравления.
Задание №6. Провести коррекцию рецепта.
6. Выполнение проделанной работы.
Студенты выполняют задания, согласно методическим указаниям на выполнение практической работы.
Преподаватель контролирует выполнение каждого этапа практической работы. Каждый этап оценивается. Оценки комментируются. Осуществляет коррекцию деятельности студентов, контроль за отработкой умений. Оформление дневника. Проверку промежуточных результатов.
7. Выходной контроль.
Преподаватель беседует со студентами по проделанной работе. Допроверка дневников.
8. Подведение итогов:
Выставление оценок с учётом теоретических знаний и практической работы. Отмечаются умения.
Умения:
¾ Пользоваться справочной литературой, аннотациями.
¾ Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
¾ Консультировать клиента по правилам приёма препаратов данной группы.
¾ Корректировать рецепты по теме.
Фронтальный опрос:
1. Что такое побочное действие?
2. Как предупредить или ослабить побочные эффекты?
3. Что такое токсическое действие?
4. Причины токсических осложнений?
5. Что такое толерантность?
6. Что такое лекарственная зависимость?
7. Что такое идиосинкразия?
8. Что такое канцерогенное действие?
9. Что такое тератогенное действие?
10. Что такое мутагенное действие?
11. Что такое эмбриотоксическое действие?
12. Что такое «синдром отмены»?
13. Какие Вы знаете осложнения аллергического характера?
14. В чём отличие побочного действия ЛС от токсического?
15. Перечислите основные принципы лечения острых отравлений ЛС.
Специальность 060108 «Фармация»
Предмет: фармакология.
Курс IV «Частная фармакология»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|