Методические указания для выполнения практического занятия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Антисептические и дезинфицирующие средства»
Составитель
преподаватель фармакологии:
Гречанинова В.П.
Уч. год
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Тема:«Антисептические и дезинфицирующие средства»
Цель занятия:
1. Закрепить знания по теме.
Представлять:Антисептика, дезинфекция, химиотерапия. Бактериостатическое и бактерицидное действие.
Знать:
Классификация препаратов, их бактерицидное действие, механизм и сравнительная характеристика. Применение.
Препараты: хлорная известь, хлорамин, раствор йода спиртовой, раствор Люголя, йодинол, йодонат, йодовидон, раствор перекиси водорода, калия перманганат, хлоргексидина биклюконат, церигель, роккал, мыло зелёное, ртути окись жёлтая, ртути дихлорид, серебра нитрат, протаргол, колларгол, цинка сульфат, цинка оксид, ксероформ, дерматол, спирт этиловый, формальдегид, гексаметилентетрамин, фенол чистый, кислоты: борная, салициловая, бензойная; раствор аммиака, бриллиантовый зелёный, метиленовый синий, этакридина лактат, препараты растений.
2. Совершенствовать навыки составления и чтения рецептов на различные лекарственные формы, замены отсутствующего препарата аналогичным по действию.
3. Совершенствовать умение работать со справочной литературой и аннотациями.
Тип занятия:лабораторно-практическое.
Метод обучения:самостоятельная практическая работа студента под руководством преподавателя.
Место проведения:практические кабинеты.
Продолжительность занятия:180 минут.
Оснащённость:
1. Раздаточный материал: препараты по теме, гербарий.
2. Методический материал: методические указания для студентов, индивидуальные задания.
3. Справочная литература, аннотации на препараты.
4. Пробирки, пипетки, 5% раствор фенола, 5% раствор формальдегида, раствор сульфата меди , 5% раствор танина, раствор яичного белка, спирт 95%, 70%, 40%.
ВПС:«Общая фармакология», «Общая рецептура», «М–холиноблокаторы» (помощь при отравлении атропином), «Наркотические анальгетики» (отравление морфином).
МПС:Латинский язык, ОЭФ «Приём рецептов», фармакогнозия «Лекарственные средства противомикробного и противопаразитарного действия», клиническая патология «Уход за больными», «Понятие об асептике и антисептике», «Раны. Раневая инфекция», фармацевтическая химия «Производные фурана», «Спирты, альдегиды и их производные», «I-VII группы периодической системы Менделеева Д.И.», микробиология «Основы химиотерапии инфекционных заболеваний».
Структура занятия и режим времени:
1. Организационный момент 2 минуты
2. Входной контроль 10 минут
3. Постановка цели и мотивации занятия 6 минут
4. Методические указания к практической
работе 4 минуты
5. Выполнение практической работы 140 минут
6. Выходной контроль.
Проверка дневников. 10 минут
7. Подведение итогов 5 минут
8. Задание на дом 3 минуты
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Принять рапорт дежурного, отметить отсутствующих, обратить внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, оснащение рабочих мест.
Контроль знаний.
Даётся письменный опрос на 7-10 минут.
Цель и мотивация занятия.
Назвать тему занятия.
Цель: Закрепить знания по теме, продолжить совершенствовать навыки составления, выписывания рецептов, работы со справочной литературой.
Мотивация: Отметить, что препараты данной группы применяются в медицине для профилактики инфекционных заболеваний, для лечения кожных, глазных заболеваний, лечения заболеваний мочевыводящих путей, оказания помощи при отравлениях, обработки ран и т.д. Они часто встречаются в рецептуре аптек и отпускаются без рецептов, поэтому надо хорошо знать свойства, применение препаратов, уметь консультировать клиента по вопросам использования и хранения препаратов в домашних условиях.
На занятии необходимо выполнить задания:
1. Ознакомиться с препаратами, представленными на занятии.
2. Выполнить задание по рецептуре.
3. Выполнить экспериментальную работу.
4. Используя методы органолептического контроля, определить ЛС.
5. Изучить новые препараты.
Методические указания к практической работе.
Студенты получают методические указания для проведения практической работы, индивидуальные задания. Преподаватель даёт краткие пояснения по выполнению каждого этапа работы.
Выполнение практической работы.
1. Студенты работают группами по два человека. Каждая пара получает образцы препаратов, знакомится с ними, обращая внимание на цвет, запах, характер упаковки.
2. Используя справочную литературу, каждый студент выполняет индивидуальное задание по рецептуре.
3. Выполнение экспериментальной работы. Студенты работают парами.
ОПЫТ 1: Действие раствора фенола и формальдегида на белок.
В две пробирки налить по 2 мл 10% раствора яичного белка и затем добавить в одну из них 1 мл 5% раствора фенола, в другую–1 мл 5% раствора формальдегида. Содержимое пробирок взболтать и наблюдать изменения.
ОПЫТ 2: Осаждение солей тяжёлых металлов противоядиями.
В три пробирки налить по 5 мл раствора сульфата меди, затем в первую добавить 2 мл взвеси яичного белка, во вторую–2 мл 5% раствора танина. Последняя пробирка остаётся для контроля. Сравнить полученные результаты.
ОПЫТ 3: Действие этилового спирта на белок.
В три пробирки налить по 5 мл разведённого водой белка, после чего аккуратно добавить в первую пробирку 10-12 капель 95% спирта этилового, во 2-ю такое же количество 70% и в 3-ю–40% спирта этилового.
Записать протоколы опытов, сделать выводы.
4. Используя методы органолептического контроля, определить лекарственное средство. Каждая пара получает по 2-3 препарата. Используя знания по технологии лекарств, неорганической химии, фармакологии, первой помощи, необходимо определить ЛС.
Во время выполнения практических заданий преподаватель контролирует работу каждого студента по этапам занятия и подводит промежуточные итоги, комментируя и корректируя возможные ошибки.
5. Изучить аннотации на новые препараты и заполнить таблицу:
Название препарата
| Показания к применению
| Способ применения
|
|
|
|
Выходной контроль.
Преподаватель проверяет дневники, беседует со студентами по выполненной работе.
Подведение итогов.
При подведении итогов отметить, достигнуты ли цели занятия, отметить отработанные умения, объявить оценку каждому студенту за практическое занятие. Оценки выставляются с учётом теоретических знаний и выполненной работы.
На данном практическом занятии студенты должны отработать умения:
– Консультировать клиента по правилам использования антисептических средств.
– Пользоваться аннотациями и справочной литературой.
8. Задание на дом (с установкой на самостоятельную работу).
Подготовка к практическому занятию по теме: «Сульфаниламидные препараты» (см. методические рекомендации по самоподготовке для студентов).
СПИСОК ЛС ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
«Определить ЛС».
1. Хлорная известь.
2. Хлорамин.
3. Раствор йода.
4. Фенол.
5. Дёготь.
6. Спирт этиловый.
7. Метиленовый синий.
8. Этакридина лактат.
9. Бриллиантовый зелёный.
10. Раствор формальдегида.
11. Фурациллин.
12. Борная кислота.
13. Раствор аммиака.
14. Оксид цинка.
15. Перекись водорода.
16. Кислота салициловая.
17. Ихтиол.
18. Перманганат калия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПОДГОТОВКЕ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.
Тема:«Антисептические и дезинфицирующие средства».
Цель занятия:
1. Закрепление и расширение знаний по теме.
Представлять:Антисептика, дезинфекция, химиотерапия. Бактериостатическое и бактерицидное действие.
Знать:
Классификация препаратов, их бактерицидное действие, механизм и сравнительная характеристика. Применение.
Препараты: хлорная известь, хлорамин, раствор йода спиртовой, раствор Люголя, йодинол, йодонат, йодовидон, раствор перекиси водорода, калия перманганат, хлоргексидина биклюконат, церигель, роккал, мыло зелёное, ртути окись жёлтая, ртути дихлорид, серебра нитрат, протаргол, колларгол, цинка сульфат, цинка оксид, ксероформ, дерматол, спирт этиловый, формальдегид, гексаметилентетрамин, фенол чистый, кислоты: борная, салициловая, бензойная; раствор аммиака, бриллиантовый зелёный, метиленовый синий, этакридина лактат, препараты растений.
2. Продолжить формирование основных навыков и умений по предмету.
Время занятия:180 минут.
Место проведения:практические кабинеты.
Основные вопросы темы:
1. Общая характеристика противомикробных средств:
А) определение;
Б) бактерицидное и бактериостатическое действие;
В) понятие о дезинфицирующих, антисептических и химиотерапевтических препаратах;
2. Антисептические и дезинфицирующие средства:
А) классификация;
Б) требования к антисептическим и дезинфицирующим средствам;
В) свойства препаратов;
Химическая группа
| Препараты
| Галогенсодержащие соединения.
| Хлорсодержащие: хлорная известь, хлорамин.
Йодсодержащие: раствор йода спиртовой, раствор Люголя, йодинол, йодонат, йодовидон (бетадин, повидон-йод).
| Кислородотдающие вещества (окислители).
| Раствор перекиси водорода (разведённый и концентрированный), калия перманганат.
| Детергенты (поверхностно-активные вещества, ПАВ).
| Хлоргексидин (гибискраб, гибитан), церигель, дегмицид, роккал, мирамистин, мыло зелёное.
| Соединения тяжёлых металлов.
| Серебра: серебра нитрат (ляпис), протаргол, колларгол.
Цинка: цинка сульфат, цинка оксид.
Меди: меди сульфат.
Висмута: ксероформ, дерматол.
Ртути: ртутиокись жёлтая.
| Спирты.
| Спирт этиловый.
| Альдегиды.
| Формальдегид, гексаметилентетрамин (уротропин, метенамин).
| Фенолы.
| Фенол чистый (карболовая кислота), лизол, дёготь берёзовый, ихтиол.
| Кислоты и щёлочи.
| Кислоты: борная, салициловая, бензойная.
Щёлочи: раствор аммиака, натрия гидрокарбонат.
| Красители.
| Бриллиантовый зелёный, метиленовый синий, этакридина лактат (риванол).
| Препараты растений, содержащих бактерицидные вещества.
| Настои, настойки и другие препараты: календулы, софоры японской, ромашки, шалфея, эвкалипта, зверобоя, чеснока, лука и др.; антисептические растительные сборы.
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ЗАДАНИЕ 1:Ознакомится с препаратами, представленными на занятии. Обратить внимание на их цвет, запах, лекарственную форму, характер упаковки.
ЗАДАНИЕ 2: Выполнить экспериментальную работу. Написать протоколы опытов, сделать выводы.
ОПЫТ 1: Действие раствора фенола и формальдегида на белок.
В две пробирки налить по 2 мл 10% раствора яичного белка и затем добавить в одну из них 1 мл 5% раствора фенола, в другую–1 мл 5% раствора формальдегида. Содержимое пробирок взболтать и наблюдать изменения.
ОПЫТ 2: Осаждение солей тяжёлых металлов противоядиями.
В три пробирки налить по 5 мл раствора сульфата меди, затем в первую добавить 2 мл взвеси яичного белка, во вторую–2 мл 5% раствора танина. Последняя пробирка остаётся для контроля. Сравнить полученные результаты.
ОПЫТ 3: Действие этилового спирта на белок.
В три пробирки налить по 5 мл разведённого водой белка, после чего аккуратно добавить в первую пробирку 10-12 капель 95% спирта этилового, во 2-ю такое же количество 70% и в 3-ю–40% спирта этилового.
Записать протоколы опытов, сделать выводы.
ЗАДАНИЕ 3:Выполнить индивидуальные задания по рецептуре.
ЗАДАНИЕ 4:Используя методы органолептического контроля, определить ЛС.
ЗАДАНИЕ 5: Изучить аннотации на новые препараты, заполнить таблицу:
Название препарата
| Показания к применению
| Способ применения
|
|
|
|
На данном практическом занятии студенты должны отработать умения:
– Консультировать клиента по правилам использования антисептических средств. – Пользоваться аннотациями и справочной литературой.
Подготовка к занятию:Самостоятельная работа с литературой: М.Д. Машковский «Лекарственные средства» том II; учебник Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А., «Фармакология с рецептурой» стр. 132-142. Конспект лекции.
При самостоятельном изучении темы выполнить задание согласно схеме ООД.
СХЕМА ООД.
Что делать.
| Как делать.
| Изучить фармакологические свойства и применение препаратов групп:
1. Галогенсодержащие соединения: хлорная известь, хлорамин, раствор йода спиртовой, раствор Люголя, йодинол, йодонат, йодовидон (бетадин, повидон-йод) –стр. 135-137
| При выполнении задания в практической тетради указать: название группы, латинское и русское название каждого препарата, его механизм действия, показания к применению и концентрации растворов.
Пример:Галогенсодержащие
Противомикробное действие оказывают только свободные галогены (коагулируют белки микробной клетки).
Препараты или содержат
свободные галогены или отщепляют их.
Хлорамин Б
(Chloraminum B)
–для обработки рук (0,25-0,5%);
–для лечения гнойных ран (1,5-2%);
–для дезинфекции (1-5%).
| 2. Кислородотдающие вещества (окислители): раствор перекиси водорода (разведённый и концентрированный), калия перманганат–стр. 137-138
| 3. Детергенты (поверхностно-активные вещества, ПАВ): хлоргексидин (гибискраб, гибидан), церигель, дегмицид, роккал, мирамистин, мыло зелёное–стр. 138
| 4. Соединения тяжёлых металлов: серебра нитрат (ляпис), протаргол, колларгол, цинка сульфат, цинка оксид, меди сульфат, ксероформ, дерматол, ртути окись жёлтая–стр. 138-139
| 5. Спирты: спирт этиловый–стр. 140
| 6. Альдегиды: формальдегид, гексаметилентетрамин (уротропин, метенамин)–стр. 140
| 7. Фенолы: фенол чистый (карболовая кислота), лизол, дёготь берёзовый, ихтиол–стр. 140-141
| 8. Кислоты и щёлочи: борная кислота, салициловая кислота, бензойная кислота, раствор аммиака, натрия гидрокарбонат–стр. 141-142
| 9. Красители: бриллиантовый зелёный, метиленовый синий, этакридина лактат (риванол)–стр. 142
| 10. Препараты растений, содержащих бактерицидные вещества: настои, настойки и другие препараты календулы, софоры японской, ромашки, шалфея, эвкалипта, зверобоя, чеснока, лука и др., антисептические растительные сборы–стр. 142
|
При выполнении задания №4 дополнительно указать в тетради признаки отравления и помощь при отравлении солями тяжёлых металлов.
Методические указания для выполнения практического занятия
Тема:«Антисептические и дезинфицирующие средства».
Цель занятия:
1. Закрепление и расширение знаний по фармакодинамике и фармакокинетике антисептических и дезинфицирующих средств.
2. Продолжить формирование основных навыков и умений по предмету.
Время занятия:180 минут.
Место проведения:практические кабинеты.
Оснащённость:
1. Раздаточный материал: препараты по теме, гербарий.
2. Методический материал: методические указания для студентов, индивидуальные задания.
3. Справочная литература, аннотации на препараты.
4.Пробирки, пипетки, 5% раствор фенола, 5% раствор формальдегида, раствор сульфата меди , 5% раствор танина, раствор яичного белка, спирт 95%, 70%, 40%.
Практическая работа.
ЗАДАНИЕ 1:Ознакомится с препаратами, представленными на занятии. Обратить внимание на их цвет, запах, лекарственную форму, характер упаковки.
ЗАДАНИЕ 2: Выполнить экспериментальную работу. Написать протоколы опытов, сделать выводы.
ОПЫТ 1: Действие раствора фенола и формальдегида на белок.
В две пробирки налить по 2 мл 10% раствора яичного белка и затем добавить в одну из них 1 мл 5% раствора фенола, в другую–1 мл 5% раствора формальдегида. Содержимое пробирок взболтать и наблюдать изменения.
ОПЫТ 2: Осаждение солей тяжёлых металлов противоядиями.
В три пробирки налить по 5 мл раствора сульфата меди, затем в первую добавить 2 мл взвеси яичного белка, во вторую–2 мл 5% раствора танина. Последняя пробирка остаётся для контроля. Сравнить полученные результаты.
ОПЫТ 3: Действие этилового спирта на белок.
В три пробирки налить по 5 мл разведённого водой белка, после чего аккуратно добавить в первую пробирку 10-12 капель 95% спирта этилового, во 2-ю такое же количество 70% и в 3-ю–40% спирта этилового.
Записать протоколы опытов, сделать выводы.
ЗАДАНИЕ 3:Выполнить индивидуальные задания по рецептуре.
ЗАДАНИЕ 4:Используя методы органолептического контроля, определить ЛС.
ЗАДАНИЕ 5: Изучить аннотации на новые препараты, заполнить таблицу.
Название препарата
| Показания к применению
| Способ применения
|
|
|
| На данном практическом занятии студенты должны отработать умения:
– Консультировать клиента по правилам использования антисептических средств.
– Пользоваться аннотациями и справочной литературой.
Домашнее задание:изучить методические рекомендации по самоподготовке к теме: «Сульфаниламидные препараты».
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1
1. Подберите пары по принципу «вопрос – правильный» ответ:
2. Фурацилин А. антисептическое средство, производное
3. Колларгол нитрофурана
4. Формальдегид Б. антисептическое средство из группы солей
5. Калия перманганат тяжелых металлов
6. Хлорамин Б В. галогенсодержащее антисептическое
средство
Г. антисептик из группы альдегидов
Д. антисептик из группы окислителей
Методом выбора найти правильные ответы.
2. Указать галогенсодержащие антисептические средства:
А. фенол
Б. фурацилин
В. хлорамин Б
Г. раствор йода спиртовой
Д. метиленовый синий
3. Указать антисептические средства из группы окислителей:
А. метиленовый синий
Б. перекись водорода
В. ихтиол
Г. этакридина лактат
Д. перманганат калия
4. Отметить показания к применению метиленового синего:
А. гнойничковые заболевания кожи
Б. цистит
В. дезинфекция белья
Г. потливость ног
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|