СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА
Сторонники данного подхода считают, что эффективность трудовой деятельности в значительной степени определяется организацией работы персонала, мотивацией труда, социаль-
но-психологическим климатом в коллективе, т.е. больше зависит от форм и методов работы с персоналом. В качестве критериальных показателей эффективности работы персонала предлагаются: средняя заработная плата одного работника, текучесть персонала, удельный вес ФОТ в выручке, темпы роста заработной платы, уровень квалификации персонала, уровень трудовой и исполнительской дисциплины, профессионально-квалификационная структура, соотношение рабочих и служащих, социальная структура персонала, удельный вес нарушителей трудовой дисциплины, удельный вес расхитителей собственности, равномерность загрузки персонала, надежность работы персонала, уровень накладных расходов, выполнение плана социального развития, социально-психологический климат в коллективе, качество работы персонала.
Как видно, состав показателей всесторонне отражает социальную эффективность труда, причем некоторые показатели являются комплексными, требующими сбора оперативной информации на основе конкретных социологических исследований. В ряде организаций с низким уровнем механизации производства, а также на вновь созданных малых предприятиях преобладает подход к персоналу как производственному ресурсу без понимания значимости социального менеджмента, что также затрудняет внедрение прогрессивных методик и использование социальных резервов эффективного труда.
Рассмотрим методику расчета наиболее важных показателей социальной эффективности труда.
Средняя заработная плата 1 работника (руб./чел.) определяется как отношение общего фонда оплаты труда за плановый период к среднесписочной численности сотрудников организации по формуле:
Это весьма важный показатель для планирования и учета, который сопоставляется со средней заработной платой в регионе, прожиточным минимумом и средней заработной платой организаций-конкурентов.
Удельный вес фонда оплаты труда в выручке организации имеет большое значение, так как позволяет судить об уровне интенси-
фикации (эксплуатации) труда и экономически обоснованной ею доле в структуре затрат. Этот показатель рассчитывается как отношение общего фонда оплаты труда к выручке организации за со поставимый период времени по формуле:
" '7 Г J---------
Численные значения данного показателя находятся в диапазоне 0,15—0,25 — для крупных материалоемких и механизированных предприятий, 0,20—0,35 —для строительных и транспортных организаций, 0,35—0,50 — для коммерческих, образовательных и научно-консалтинговых организаций. Однако в последнем случае рентабельность организации будет близка к нулю.
Темпы роста заработной платы рассчитываются как отношение средней заработной платы за плановый и базисный периоды времени по формуле:
В данном примере увеличение заработной платы «съедается» плановой инфляцией. Поэтому в плане необходимо предусмотреть увеличение средней зарплаты на 15—20 % за счет внедрения внутренних резервов эффективности (роста производительности труда, сокращения материальных затрат, сокращения накладных расходов, увеличения объемов производства и др.).
Уровень трудовой дисциплины является важным социальным показателем, характеризующим отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей (средне-
списочной) численности персонала, и рассчитывается по формуле:
Пример расчета: Ч = 107 чел., Ч = 1000 чел. Тп=(107/1000)х 100= 10,7%.
Это нормальный уровень текучести персонала.
В рыночной экономике переходного периода России текучесть персонала объективно возросла в связи с сокращениями объемов производства, частой сменой собственников, уходом квалифицированных работников, банкротствами предприятий, созданием значительного числа малых предприятий. Поэтому можно предложить следующие границы показателя текучести персонала:
Тп < 5% — низкий (очень хороший) уровень текучести;
0 < Тп < 5% — достаточно низкий (хороший) уровень (характерен для стабильного коллектива с хорошим климатом);
10 < Тп< 20% — нормальный уровень (характерен для инновационной агрессивной на рынке организации);
20 < Тп < 30% — средний (предельно допустимый) уровень (в такой организации возрастают расходы по подбору и адаптации персонала и снижается производительность труда);
30 < Тп < 40% — высокий уровень (приводит к снижению качества продукции и производительности труда; климат в коллективе неудовлетворительный);
40 < Тп< 50% — тревожный уровень (очень высокая текучесть кадров дестабилизирует производство и значительно снижает конкурентоспособность организации);
Тп > 50% — кризисный уровень (систематическая работа с персоналом не ведется, обстановка в коллективе плохая, назревает кризис).
На уровень текучести рабочей силы в организации оказывает влияние множество факторов: род деятельности предприятия, пол и возраст работающих, общее состояние конъюнктуры и др. Например, в гостиничном деле уровень текучести кадров традиционно выше, чем в производственных отраслях; текучесть женской рабочей силы значительно выше, чем мужской; текучесть рабочей силы ниже в фазе оживления и подъема экономики. Следует отметить, что с текучестью рабочей силы связаны довольно существенные затраты:
• прямые затраты на увольняемых работников;
• расходы, связанные со спадом производства в период замены кадров;
• уменьшение объема производства из-за подготовки и обучения кадров;
• плата за сверхурочные оставшимся работникам;
• затраты на обучение персонала;
• более высокий процент брака в период обучения и др. Таким образом, деятельность организации, направленная на
снижение текучести кадров, может оказать непосредственное влияние на повышение эффективности производства в целом. Поэтому работа с увольняющимися и разработка мероприятий по сокращению текучести кадров являются важными элементами работы с персоналом.
Потери рабочего времени свидетельствуют о сокращении нормативного фонда времени организации по различным причинам и негативно влияют на конечные результаты производства (выручка, прибыль, производительность). Потери рабочего времени (чел.-дн./чел.) рассчитываются как сумма потерь времени из-за болезни
работников, целодневных и вынужденных простоев, административных отпусков и других причин по формуле:
| Пример расчета за год: Тбш| = 6860 чел.-дн., Т , = 2300 чел.-дн.,Таод= 3136 чел.-дн., Чср= 1000 чел. Тогда:
(6860 +2300+ 3136) чел.-дн. ,.,
Т„пт=----------------------------------- = 12,3 чел.-дн./чел.
1000 чел.
Таким образом, потери рабочего времени на 1 работника составили 12,3 чел.-дн.
В современной России потери рабочего времени имеют тенденцию к росту из-за целодневных и вынужденных простоев по причине отсутствия продаж продукции («затоваривания складов») и нехватки комплектующих деталей и изделий. В то же время работники малых предприятий неохотно берут больничные листы, а некоторые работодатели, нарушая ТК РФ, не оплачивают листы по нетрудоспособности. Так, огромные коллективы ОАО «Горь-ковский автомобильный завод» и ОАО «Заволжский моторный завод», связанные кооперацией, не работали 1,5 месяца в начале 2005 г. по причине затоваривания складов готовой продукцией. Одной из главных причин этого явилось несогласованное повышение цен на автомобили марки «ГАЗ» и двигатели ЗМЗ-406 в 2005 г. и снижение покупательной способности на отечественные автомобили среднего класса.
Хорошие рекомендации по эффективному использованию рабочего времени и анализу потерь времени приведены в учебном пособии1.
' Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом. М.: Че-лан, 2001. С. 263-315.
Социально-психологический климат является одним из важнейших показателей социальной эффективности труда. Он определяется на основе конкретных социологических исследований специалистов и, к сожалению, не является плановым и отчетным показателем работы организации. Можно рекомендовать:
1. Обратиться за помощью к специалистам социологических и психологических организаций: Всесоюзный центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), Институт социологии РАН, Институт психологии РАН, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН и другие для проведения комплексного исследования климата в коллективе. Вы получите наиболее обоснованные результаты.
2. Провести изучение общественного мнения коллектива с помощью анкеты «Качество трудовой жизни». Объем выборки должен быть не менее 2/3 от общей численности коллектива. Вы получите оценку степени удовлетворения мотивации и потребностей вашего персонала, что дает в целом общую характеристику климата в коллективе.
3. Заполнить тест «Климат в коллективе» и получить вашу субъективную оценку климата — репрезентативные данные будут при выборке 2/3 численности коллектива.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|