Сделай Сам Свою Работу на 5

Эстетические условия труда





Производственная эстетика определяет требования по внесе­нию художественного начала в среду, в условиях которой осуще­ствляется трудовая деятельность людей. Она призвана вызывать положительные эмоции и способствовать повышению работоспо­собности человека.

Производственная эстетика предполагает соответствующее внешнее и внутреннее оформление зданий. Действующие пред­приятия, при строительстве которых в свое время не соблюдались эстетические требования, следует реконструировать и модернизи­ровать с учетом современных требований производственной эсте­тики. Внешнее оформление зданий и сооружений предусматри­вает рациональную архитектуру их фасада, кровель, водостоков и карнизов, стен и фундаментов, а также входов и подъездов.

Внутренняя и внешняя территория предприятия также должна соответствовать требованиям эстетики: устройство удобных под­ходов и подъездов к предприятию, проходных, безопасных для движения пешеходов асфальтированных дорожек по всей террито­рии, озеленение территории, включая устройство газонов, клумб; сооружение фонтанов, бассейнов, скульптурных украшений и др.




Рекламные витражи должны иметь также красивые архитектурно-художественные формы. Зоны отдыха и спортивные площадки должны вписываться в общий ансамбль территории предприятия и вместе с ним иметь единое художественное решение. То же самое можно сказать об организации стоянок транспорта.

Интерьер производственных помещений или внутреннее их оформление охватывает все те помещения, где работники прово­дят время в труде или отдыхая: цеха, лаборатории, отделы, вспомо­гательные службы производственного и бытового назначения, склады, комнаты отдыха. При организации интерьера прежде все­го необходимо исходить из безопасности труда, удобства рабочей позы (включая и особенности зрительного восприятия). Необхо­димо учитывать и психологические потребности человека во время работы. Так, психологически необходимо, чтобы человек на рабо­чем месте мог видеть внешнюю среду, природу. В связи с этим всю­ду, где это допустимо, вместо глухих стен в зданиях целесообразно устраивать прозрачные витражи, через которые открывался бы вид на зелень, деревья и пр.



Даже там, где по климатическим условиям или из-за особен­ностей технологического процесса устройство больших остеклен­ных плоскостей невозможно, нужно предусматривать хотя бы ми­нимальное «психологическое» остекление, через которое человек зрительно будет связан с наружным пространством. Важно преду­сматривать озеленение интерьера, выполняющее не только сани­тарно-гигиеническую (улучшает микроклимат, снижает шум), но и психофизиологическую и архитектурно-художественную, эсте­тическую функции. Расположение зеленых бордюров в интерьерах разнообразно: вдоль оконных проемов, стен, на полу, в углублении пола, по краю лестничных площадок и т.д. Зеленые бордюры могут организовывать интерьер: с их помощью можно разграничить про­странство, выделить в нем определенные зоны или даже зрительно уменьшить их, внося одновременно ощущение уюта.

Серьезное внимание следует уделять цветовому оформлению производственных помещений, имея, в частности, ввиду, что около 80% информации человек получает через посредство зрительного восприятия. Функции цвета в производственной обстановке много­образны. Условно их можно разделить на 2 группы: цвет как сред­ство информации и как фактор психофизиологического комфорта.

В качестве средства информации цвет используется для ориен­тации работников в производственной среде и рабочем оборудова-


нии. Ориентация в производственной среде предполагает приме­нение цвета для обозначения и маркировки коммуникаций и обес­печения безопасности работающих. Государственным стандартом установлены следующие значения цветов: красный — запрещение, непосредственная опасность, средства пожаротушения; желтый — предупреждение, возможная опасность; зеленый — предписание, обеспечивающее безопасность; синий — указание, информация.



Психофизиологическое восприятие людьми цветовой гаммы чрезвычайно разнообразно: оно зависит от возраста, пола и настро­ения. Ученые уже давно пытались выявить, какие эмоции вызыва­ют определенные цвета и их сочетания и какое действие оказывают они на человека. Установлено, что красный цвет — возбуждающий, горячий, энергичный; оранжевый цвет — воспринимается тоже как раскаленный, горячий, он согревает, бодрит, стимулирует к актив­ной деятельности. Желтый — теплый, веселый, располагает к хоро­шему настроению. Зеленый — цвет покоя и свежести, успокаива­юще действует на нервную систему; в сочетании с желтым приобре­тает мягкие тона и благотворно действует на настроение. Синий и голубой цвета напоминаютодали, воде, холоде, они свежи, кажутся легкими и воздушными. Под их воздействием уменьшается физи­ческое напряжение, они могут регулировать ритм дыхания, успока­ивать пульс. Черный цвет — мрачный и тяжелый, резко снижает настроение. Серый — унылый, в производственной обстановке ре­комендуется уходить от этого цвета. Белый — холодный, однооб­разный, способен вызывать апатию.

Глаз человека различает в солнечном спектре более 120 града­ций по цветовому тону, более 10 — по насыщенности каждого тона и более 25 ступеней по яркости, что в сумме дает свыше 25 тыс. различных цветов и оттенков. Глаз очень остро реагирует на цвета, причем меньше утомляется, если окружающая обста­новка достаточно разнообразна и глаз охватывает гамму цветов. Однообразие и, наоборот, резкие контрасты цвета по насыщен­ности воздействуют на психику человека отрицательно. На выбор цветового оформления влияют многие факторы. Прежде всего он зависит от характера труда. На работах, требующих больших фи­зических и нервных нагрузок, а также в цехах с высоким темпера­турным режимом для отделки интерьера лучше использовать свет­лые тона голубых, серо-голубых, зелено-голубых, серо-зеленых и других спокойных и холодных цветов невысокой насыщенности. Работа, требующая только периодических умственных или физи-


ческих нагрузок, легче выполняется в обстановке теплых цветов, повышающих активность организма. В помещениях, где выпол­няются преимущественно монотонные работы, стены следует ок­рашивать в более яркие, бодрящие цвета. Выбор цветовой отделки интерьера зависит также от размеров и особенностей планировки производственного помещения.

Правильной ориентации рабочего при эксплуатации оборудо­вания способствует правильная окраска его элементов в зависимо­сти от роли в трудовом процессе. Целесообразно использовать не более трех цветов: один для органов управления; другой — для час­тей, создающих фон обрабатываемой детали; третий — для осталь­ных окрашенных поверхностей.

Цвета окраски основного оборудования должны быть физиоло­гически оптимальными, способствующими снижению зрительного и общего утомления и повышающими функциональные характе­ристики зрения. Корпуса оборудования рекомендуется окрашивать в светлые неяркие тона (салатный, светло-зеленый, зелено-голу­бой), органы управления для привлечения к ним внимания — в бо­лее броские (желтый, приглушенный оранжевый). Поверхности основной и несущей части оборудования можно окрашивать в бо­лее темные цвета. В оборудовании малых размеров многоцветовая окраска не рекомендуется. Опасные в отношении травматизма эле­менты оборудования должны окрашиваться в соответствии с указа­ниями Госстандарта.

РЕЖИМЫ ТРУДА И ОТДЫХА

Режим труда и отдыха — это установленный для каж­дого вида работ порядок чередования и продолжительность перио­дов работы и отдыха.

Различают следующие виды режимов труда и отдыха: сменный, суточный, недельный, месячный и годовой.

Главными элементами, составляющими сменный режим труда и отдыха, являются установленная общая продолжительность ра­бочего дня, время начала и окончания работы, время предоставле­ния и продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность других регламентированных перерывов на отдых.

Суточный режим труда и отдыха включает установление коли­чества и чередования смен, начала и окончания работы в сменах, перерывов на отдых и сон.


Режим труда и отдыха на протяжении недели (месяца) опреде­ляется установленным количеством рабочих дней и часов в неделю (месяц), порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, а так­же чередования работы в различные смены.

Годовой режим труда и отдыха обусловлен общим количеством часов и дней работы за год, установленной периодичностью и дли­тельностью основных и дополнительных отпусков.

Рациональный режим труда и отдыха — это чередование работы и перерывов на протяжении смены, недели, месяца, года, устанав­ливаемое на основе анализа работоспособности с целью обеспече­ния высокой производительности труда и сохранения здоровья работника при эффективном использовании производственного оборудования.

Режимы труда и отдыха устанавливаются исходя из конкрет­ных особенностей деятельности организации или подразделения и должны быть обоснованы в экономическом, психофизиологиче­ском, социальном и законодательном аспектах.

Экономическое обоснование подразумевает оптимальное ис­пользование оборудования по времени и мощности при полной загрузке работников, что в конечном счете влияет на эффектив­ность производства.

Психофизиологическое обоснование предполагает учет требо­ваний физиологии и психологии труда, в частности, учет динами­ки работоспособности, факторов, влияющих на утомление работ­ника, и времени, необходимого для восстановления работоспособ­ности.

Социальное обоснование предполагает учет интересов не толь­ко производственных работников, ной персонала всех других сфер деятельности.

Законодательное обоснование режимов труда и отдыха пред­полагает соблюдение требований Трудового кодекса РФ.

В соответствии с разд. 1УТрудового кодекса РФ продолжитель­ность времени работы на предприятиях России устанавливается следующим образом:

«Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю» (ст. 91).

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанав­ливается: • для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 ч

в неделю;


 

• для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 ч в неделю;

• для работников, являющихся инвалидами I или II группы, — не более 35 ч в неделю;

• для работников, занятых на работах с вредными и(или) опас­ными условиями труда, — не более 36 ч в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с уче­том мнения Российской трехсторонней комиссии по регулиро­ванию социально-трудовых отношений» (ст. 92);

«По соглашению между работником и работодателем могут ус­танавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии непол­ный рабочий день (смена), или неполная рабочая неделя» (ст. 93).

«Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнад­цати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;

• для учащихся общеобразовательных учреждений, образова­тельных учреждений начального и среднего профессиональ­ного образования, совмещающих втечение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часов;

• для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Феде­рации.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опас­ными условиями труда, где установлена сокращенная продолжи­тельность рабочего времени, максимально допустимая продолжи­тельность ежедневной работы (смены) не может превышать:

• при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;

при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов» (ст. 94).

«Продолжительность рабочего дня или смены, непосред­ственно предшествующих нерабочему праздничному дню, умень­шается на один час» (ст. 95).

«Ночное время — время с 22 ч до 6 ч.

Продолжительность работы (смены) в ночное время сокраща­ется на один час без последующей отработки.

Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная про-


должительность рабочего времени, а также для работников, при­нятых специально для работы в ночное время, если иное не преду­смотрено коллективным договором» (ст. 96).

В Трудовом кодексе РФ определены условия работы в ночное время, а также сверхурочной работы (ст. 99).

Статья 100 Кодекса определяет понятие режима рабочего вре­мени:

«Режим рабочего времени должен предусматривать продол­жительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, не­полная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудово­го распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от об­щих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором».

Условия работы в режиме гибкого рабочего времени опреде­лены в ст. 102: «При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяются по соглашению сторон.

Работодатель обеспечивает отработку работником суммарно­го количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других)».

Режим гибкого рабочего времени получает все большее приме­нение, особенно для работников, занятых творческими видами деятельности.

Раздел V Трудового кодекса РФ определяет виды и порядок предоставления времени отдыха:

«Видами времени отдыха являются:

перерывы в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) отдых;

выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

нерабочие праздничные дни; отпуска» (ст. 107).


«В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть пре­доставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается» (ст. 108).

«Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4 и 5 января — Новогодние каникулы;

7 января — Рождество Христово;

23 февраля — День защитника Отечества;

8 марта — Международный женский день; 1 мая — Праздник Весны и Труда;

9 мая — День Победы; 12 июня — День России;

4 ноября — День народного единства» (ст. 112).

«Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней» (ст. 115).

В ст. 116—120 ТК РФ определены условия предоставления до­полнительных оплачиваемых отпусков отдельным группам работ­ников.

Тест

1. Производственный фактор, воздействие которого на
работника может привести к его заболеванию — это:

1) опасный производственный фактор;

2) легкий производственный фактор;
,3) вредный производственный фактор;

4) тяжелый производственный фактор;

5) небезопасный производственный фактор.

2. Сколько децибел составляет диапазон слухового вос­
приятия человека:

1) 50; 2) 75; 3) 100; 4) 130; 5) 200?

3. Обязанность работника «соблюдать требования
охраны труда, установленные законами и иными норма­
тивными правовыми актами, а также правилами и инс­
трукциями по охране труда» закреплено в:

1) Конституции РФ;

2) Трудовом кодексе РФ;

3) организационной и технологической документации предприятия;

4) нормативных материалах НИИТруда;

5) различных ГОСТах.

4. В понятие метеорологических условий производ­
ственной среды не входит:

1) температура воздуха;

2) тепловое излучение от нагретых поверхностей;


3) атмосферное давление;

4) скорость движения воздуха; 1 5) освещение.

5. Физиологически оптимальной является относитель­
ная влажность в пределах:

1) 10-20%; 2) 20-30%; 3) 40-60%; 4) 70-80%; 5) 80-90%.

6. Какое количество разрядов зрительных работ уста­
новлено нормами:

1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 8; 5) 11.

7. Какой из цветов стимулирует к активной деятельно­
сти:

1) белый; 2) зеленый; 3) синий; 4) оранжевый; 5) жел­тый.

8. Сколько цветов целесообразно использовать при ок­
раске элементов оборудования в зависимости от роли в
трудовом процессе:

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5; 5) 6.

9. Нормальная продолжительность рабочего времени
в неделю согласно ТК РФ не должна превышать, часов:

1) 30; 2) 35; 3) 40; 4) 45; 5) 50.

Правильные ответы: 1-3, 2-4, 3-2, 4-5, 5-3, 6-4, 7-4, 8-2, 9-3.

РЕЗЮМЕ

Условия труда — сложное объектное явление, характе­ризующее параметры производственной среды. Условия труда — совокупность факторов производ­ственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включа­ющая в себя правовые, социально-экономические, ор­ганизационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В понятие метеорологических условий производственной среды или микроклимата входят: температура воздуха, его влажность и скорость движения, атмосферное давле­ние и тепловое излучение от нагретых поверхностей. Степень загрязнения воздушной среды характеризуется количеством содержащихся в воздухе примесей — газов, паров, пыли в мг/л или мг/м3. Излишнее содержание в воздухе рабочих помещений пыли, паров, газов снижает работоспособность и производительность труда, может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, об­наруживаемые как в процессе работы, так и в отдален­ные периоды жизни настоящего и последующих поколе­ний.


Шумом называют всякий неблагоприятно действующий на человека звук. Обычно шум является сочетанием звуков различного характера, частоты и интенсивности. Слуховой орган человека воспринимает в виде слыши­мого звука колебания упругой среды, имеющие часто­ту примерно от 20 до 20 000 Гц, но наиболее важный для слухового восприятия интервал от 45 до 10 000 Гц. Физиологическая интенсивность — это степень напря­женности труда, измеряемая расходованием мускуль­ной и нервной энергии в процессе производства в еди­ницу рабочего времени.

Правильной ориентации рабочего при эксплуатации оборудования способствует правильная окраска эле­ментов последнего в зависимости от роли в трудовом процессе. Целесообразно использовать не более трех цветов: один — для органов управления; другой — для частей, создающих фон обрабатываемой детали; тре­тий — для остальных окрашенных поверхностей. Режим труда и отдыха — это установленный для каж­дого вида работ порядок чередования и продолжитель­ность периодов работы и отдыха.

Различают следующие виды режимов труда и отдыха: сменный, суточный, недельный, месячный и годовой. «Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю» (ст. 91).

Контрольные вопросы

1. Назовите различия между вредными и опасными производ­
ственными факторами.

2. Перечислите документы, регламентирующие условия труда.

3. Что в себя включает понятие условий производственной среды или микроклимата?

4. При какой температуре воздуха достигается оптимальная рабо­тоспособность?

5. Что такое относительная влажность?

6. Перечислите виды производственных излучений.

7. Каких видов может быть освещение?

8. Приведите недопустимые уровни шума для нормальных усло­вий труда.

9. Какие виды режимов труда и отдыха Вы знаете?

10. В каком документе определены условия режима труда и отды­ха?

11. Перечислите нерабочие праздничные дни в РФ.

12. Что приравнивается к прогулу без уважительной причины?


РЕЗЮМЕ

1. Персональный менеджмент (англ. selfmanagment— «са­моменеджмент») — это целенаправленное и последо­вательное применение практических методов менедж­мента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

2. Планирование — это совокупность таких действий, как исследование, аналитика и др., для нахождения ком­плекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или мире.

3. Контроль — это постоянное сравнение, того, что есть, с тем, что должно быть. Постановка цели и планиро­вание эффективны лишь настолько, насколько эффек­тивны следующие за ними решения и контроль над их исполнением.

4. Под делегированием понимается передача подчиненно­му прав и обязанностей из сферы действия руководи­теля.

5. Для выполнения рабочей задачи должна делегировать­ся и необходимая ответственность.

6. Эффективное делегирование предполагает соответству­ющую организацию труда: планируйте делегирование своих задач и следите за выполнением и соблюдением сроков.

Контрольные вопросы

1. Назовите шесть процедур системы персонального менеджмен-

та.

2. Приведите модель из семи блоков системы персонального ме-

неджмента.

3. Какие процедуры планирования собственной деятельности вы

знаете?

4. Соблюдая какие правила можно сберечь свое время?

5. Что такое делегирование полномочий?

6. В чем заключаются основные цели делегирования?

7. Назовите основные преимущества делегирования.

8. Что может препятствовать процессу делегирования?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.