Сделай Сам Свою Работу на 5

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, ЕГО СТРУКТУРА,





НОРМАТИВЫ

Рабочее время — установленная в законодательном порядке продолжительность рабочего дня, в течение которого пер­сонал обязан выполнять порученную ему работу.

Время работы — часть рабочего времени, в течение которого выполняется определенная работа.

Время перерывов — время, включающее в себя регламентируе­мые и нерегламентируемые перерывы.

Структура рабочего времени и перерывов показана на рис. 6.1. Для ее детализации мы даем характеристику рабочего времени по элементам затрат производственного и управленческого персона­ла (табл. 6.1).

Нормативы труда определяют расчетные величины затрат ра­бочего времени и трудовых ресурсов. Классификация нормативов труда показана на рис. 6.2. Они классифицируются в зависимости от вида нормативов, метода разработки, степени укрупнения и по масштабу применения. Наиболее принципиальное значение име­ют вид нормативов и методы разработки.

Норма времени определяет необходимые затраты его на вы­полнение определенного объема работы одним или группой работ­ников соответствующей квалификации.


Норма выработки определяет количество продукции в нату­ральном выражении, которое должно быть произведено работни­ком в единицу времени.



Норма численности устанавливает численность работников, необходимую для выполнения определенного объема работы.



Норма обслуживания устанавливает число объектов (единиц оборудования, площадей, рабочих мест, посетителей), которое должно обслуживаться одним работником.

Норма управляемости определяет рациональное число подчи­ненных для одного руководителя.

На величину норматива оказывают влияние состояние средств и предметов труда, особенности исполнителя (человека) и уровень механизации труда. Классификация факторов, определяющих норму труда, показана на рис. 6.3.




Пример норматива МТМ для операции «набрать номер телефона» приведен в табл. 6.2. Известно, что это самые точные нормативы труда. Область применения микроэлементов нормирования огра­ничена расчетными операциями с применением простых вычис­лительных машин и контрольными операциями (штемпелевание входящей почты, сортировка документов, сверка счетов и т.д.). МТМ весьма сложно применить для нормирования труда руково­дителей с разнообразными и разделенными во времени видами работ. Несмотря на эти недостатки, а также достаточно высокую трудоемкость метода, он до настоящего времени применяется американскими специалистами консультационных фирм для нор­мирования труда служащих. Из последних работ следует отметить исследования, выполнявшиеся в рамках автоматизированного офиса (office management).





Норма времени в чел.-ч на выполнение единицы нормируемой работы рассчитывается по формуле:

Метод аналитического нормирования заключается в том, что сначала формируется классификация управленческих работ, т.е. видов затрат рабочего времени, которые предполагается нормиро­вать, и выбираются методы исследования: моментные выборочные наблюдения, фотография или самофотография рабочего дня, хро­нометраж. Затем собираются данные о затратах рабочего времени на выполнение работы или операции с помощью перечисленных выше методов. Эта методическая часть нормирования, как прави­ло, идентична всем известным методикам. Отличия связаны с при­меняемыми методами обработки данных о затратах времени и спо­собах представления нормативов.

Теоретическая разработка метода аналитического нормирова­ния сделана Ф.У. Тейлором в начале XX в. применительно к орга­низации труда рабочих. В 1920-х гг. в Центральном институте труда под руководством А.К. Гастева методика Тейлора получила разви­тие применительно к нормированию управленческого труда. Ин­тенсивные работы в этом направлении проводились в нашей стра­не в 1960—1970-е гг. Так, в методических указаниях НИИТруда «норма штучного времени» в общем виде определяется как сумма норм основной технологической и вспомогательной работы, за­трат времени на обслуживание рабочего места, перерыв на отдых и личные надобности.



По этой методике Центральным бюро нормативов по труду (ЦБНТ) при НИИТруда были разработаны типовые нормативы времени по делопроизводству, бухгалтерскому учету, учету лично­го состава, материально-техническому снабжению, на машино­писные работы и др. Учитывая важность и актуальность данной группы нормативов, мы остановимся на них более подробно.

Укрупненные нормативы времени предназначены для расчета норм времени на работы, выполняемые служащими по делопроиз­водству, установления им нормируемых заданий и определения их численности. К этим категориям работников относится секрета­риат, канцелярия, отдел кадров, множительное бюро, машинопис­ное бюро и архив крупного предприятия и государственной орга­низации.

В основу нормативов времени ЦБНТ Госкомтруда были поло­жены материалы изучения организации труда и передового опыта, фотографии рабочего дня, данные оперативного учета и графоана­литические методы.


При расчете нормативов состав документов, правила их разра­ботки и оформления устанавливаются в соответствии с требовани­ями Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД).

В качестве единиц измерения объемов работ, используемых при работе с нормативами, принимаются:

дело объемом 150 листов размером 297 х 210 (формат А4).

печатный лист — материал, содержащий 40 тыс. печатных зна­ков, что составляет 16,7 машинописной страницы, напечатанных через 1,5 интервала, содержащих каждая 2395 знаков, или 24 ма­шинописных страницы, напечатанных через 2 интервала, содер­жащих каждая 1667 знаков;

документ — страница размером 297 х 210 мм (формата А4);

телеграмма, телефонограмма, удостоверение, трудовая книжка, регистрационная карточка, страница размером 148 х 210 мм (фор­мата А5), изготовленная типографским или машинописным спо­собом.

Нормативы по делопроизводству приведены в табл. 6.3.

К числу недостатков метода аналитического нормирования следует отнести его значительную трудоемкость и необходимость использования квалифицированных специалистов при классифи­кации работ, фотохронометражных наблюдений и обработке дан­ных. Поэтому реальная область его применения ограничена переч­нем рутинных периодических задач и операций, а нормирование задач с малой периодичностью затруднительно.

Кроме того, этот метод трудно реализовать при нормировании функций, выполняемых руководителями, поскольку их труд имеет творческий характер и в реальной действительности разбивается на значительное число самостоятельных операций, отделенных друг от друга большими отрезками времени, что существенно за­трудняет фотохронометражные наблюдения.



Метод статистического нормирования заключается в модели­ровании зависимости трудоемкости процесса от логически вы­бранной совокупности факторов с помощью многошагового кор­реляционно-регрессионного анализа.

При этом данные о значениях трудоемкости и факторов соби­раются с помощью одного из описанных выше методов или берут­ся из существующей оперативной или бухгалтерской отчетности.

Этот метод предложен известным ученым в области труда Г.Э. Слезингером в середине 1960-х гг. и нашел широкое примене­ние в работах НИИТруда по нормированию численности работни­ков аппарата управления предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций.

Методика НИИТруда для разработки укрупненных нормати­вов численности получила широкое распространение в 1970-х гг. в условиях применения типовых структур и централизованного определения численности и затрат на управление. Она основана на установлении статистической зависимости между численностью работников по основным функциям управления и совокупностью объективных факторов производственной системы. В ней на осно­ве данных о фактической численности работников управления и количественных значений факторов производства по группе базо­вых предприятий, обработанных методом корреляционно-регрес­сивного анализа, для каждой функции управления выведены нор­мативные формулы в виде степенных или линейных уравнений регрессии. Функцией управления является численность работни­ков, а аргументами — факторы производства (объем продукции, коэффициент сменности, число норм выработки, стоимость ос­новных фондов и др.). Аналогичным методом определяются нор­мы централизации функций управления, нормативы соотношения численности основных и вспомогательных работников, нормы об­служивания. Так, для расчета нормативной численности аппарата управления машиностроительных предприятий найдена следу­ющая зависимость:



шение численности рабочих к численности рабочих в наибольшей смене, ед.

Пример табличного построения расчетных значений норма­тивной численности по функции управления трудом и зарплатой приведен в табл. 6.4.

Таким же статистическим методом разрабатываются нормати­вы трудоемкости управления по комплексам задач, пример кото­рых приведен в табл. 6.5.

Изложенные выше методы нормирования труда получили ши­рокое распространение в нашей стране, и на их основе были разра­ботаны типовые структуры аппарата управления и отраслевые нормативы численности работников аппарата управления пред­приятий. Однако есть ряд трудностей использования этих методов для проектирования аппарата управления.


Во-первых, численность нормируется в целом по аппарату или по укрупненным функциям управления, что требует предваритель­ного перевода их в измерители трудоемкости при обосновании ор­ганизационных перестроек и оптимизации процессов управле­ния.

Во-вторых, статистические нормативы ориентируются на ис­пользование «прошлого опыта», так как содержат значения чис­ленности и факторов за несколько предыдущих лет, что не всегда обосновано, особенно при радикальных изменениях в аппарате управления предприятия (слияние, разделение, укрупнение).

В-третьих, изменения цен после перехода России к рынку в 1990-е гг. не дают возможности прямого использования нормати­вов. Необходимо вводить поправочные коэффициенты на индекс инфляции или разрабатывать новые нормативы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.