РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, ЕГО СТРУКТУРА,
НОРМАТИВЫ
Рабочее время — установленная в законодательном порядке продолжительность рабочего дня, в течение которого персонал обязан выполнять порученную ему работу.
Время работы — часть рабочего времени, в течение которого выполняется определенная работа.
Время перерывов — время, включающее в себя регламентируемые и нерегламентируемые перерывы.
Структура рабочего времени и перерывов показана на рис. 6.1. Для ее детализации мы даем характеристику рабочего времени по элементам затрат производственного и управленческого персонала (табл. 6.1).
Нормативы труда определяют расчетные величины затрат рабочего времени и трудовых ресурсов. Классификация нормативов труда показана на рис. 6.2. Они классифицируются в зависимости от вида нормативов, метода разработки, степени укрупнения и по масштабу применения. Наиболее принципиальное значение имеют вид нормативов и методы разработки.
Норма времени определяет необходимые затраты его на выполнение определенного объема работы одним или группой работников соответствующей квалификации.
Норма выработки определяет количество продукции в натуральном выражении, которое должно быть произведено работником в единицу времени.
Норма численности устанавливает численность работников, необходимую для выполнения определенного объема работы.
Норма обслуживания устанавливает число объектов (единиц оборудования, площадей, рабочих мест, посетителей), которое должно обслуживаться одним работником.
Норма управляемости определяет рациональное число подчиненных для одного руководителя.
На величину норматива оказывают влияние состояние средств и предметов труда, особенности исполнителя (человека) и уровень механизации труда. Классификация факторов, определяющих норму труда, показана на рис. 6.3.
|
| Пример норматива МТМ для операции «набрать номер телефона» приведен в табл. 6.2. Известно, что это самые точные нормативы труда. Область применения микроэлементов нормирования ограничена расчетными операциями с применением простых вычислительных машин и контрольными операциями (штемпелевание входящей почты, сортировка документов, сверка счетов и т.д.). МТМ весьма сложно применить для нормирования труда руководителей с разнообразными и разделенными во времени видами работ. Несмотря на эти недостатки, а также достаточно высокую трудоемкость метода, он до настоящего времени применяется американскими специалистами консультационных фирм для нормирования труда служащих. Из последних работ следует отметить исследования, выполнявшиеся в рамках автоматизированного офиса (office management).
Норма времени в чел.-ч на выполнение единицы нормируемой работы рассчитывается по формуле:
| Метод аналитического нормирования заключается в том, что сначала формируется классификация управленческих работ, т.е. видов затрат рабочего времени, которые предполагается нормировать, и выбираются методы исследования: моментные выборочные наблюдения, фотография или самофотография рабочего дня, хронометраж. Затем собираются данные о затратах рабочего времени на выполнение работы или операции с помощью перечисленных выше методов. Эта методическая часть нормирования, как правило, идентична всем известным методикам. Отличия связаны с применяемыми методами обработки данных о затратах времени и способах представления нормативов.
Теоретическая разработка метода аналитического нормирования сделана Ф.У. Тейлором в начале XX в. применительно к организации труда рабочих. В 1920-х гг. в Центральном институте труда под руководством А.К. Гастева методика Тейлора получила развитие применительно к нормированию управленческого труда. Интенсивные работы в этом направлении проводились в нашей стране в 1960—1970-е гг. Так, в методических указаниях НИИТруда «норма штучного времени» в общем виде определяется как сумма норм основной технологической и вспомогательной работы, затрат времени на обслуживание рабочего места, перерыв на отдых и личные надобности.
По этой методике Центральным бюро нормативов по труду (ЦБНТ) при НИИТруда были разработаны типовые нормативы времени по делопроизводству, бухгалтерскому учету, учету личного состава, материально-техническому снабжению, на машинописные работы и др. Учитывая важность и актуальность данной группы нормативов, мы остановимся на них более подробно.
Укрупненные нормативы времени предназначены для расчета норм времени на работы, выполняемые служащими по делопроизводству, установления им нормируемых заданий и определения их численности. К этим категориям работников относится секретариат, канцелярия, отдел кадров, множительное бюро, машинописное бюро и архив крупного предприятия и государственной организации.
В основу нормативов времени ЦБНТ Госкомтруда были положены материалы изучения организации труда и передового опыта, фотографии рабочего дня, данные оперативного учета и графоаналитические методы.
При расчете нормативов состав документов, правила их разработки и оформления устанавливаются в соответствии с требованиями Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД).
В качестве единиц измерения объемов работ, используемых при работе с нормативами, принимаются:
дело объемом 150 листов размером 297 х 210 (формат А4).
печатный лист — материал, содержащий 40 тыс. печатных знаков, что составляет 16,7 машинописной страницы, напечатанных через 1,5 интервала, содержащих каждая 2395 знаков, или 24 машинописных страницы, напечатанных через 2 интервала, содержащих каждая 1667 знаков;
документ — страница размером 297 х 210 мм (формата А4);
телеграмма, телефонограмма, удостоверение, трудовая книжка, регистрационная карточка, страница размером 148 х 210 мм (формата А5), изготовленная типографским или машинописным способом.
Нормативы по делопроизводству приведены в табл. 6.3.
К числу недостатков метода аналитического нормирования следует отнести его значительную трудоемкость и необходимость использования квалифицированных специалистов при классификации работ, фотохронометражных наблюдений и обработке данных. Поэтому реальная область его применения ограничена перечнем рутинных периодических задач и операций, а нормирование задач с малой периодичностью затруднительно.
Кроме того, этот метод трудно реализовать при нормировании функций, выполняемых руководителями, поскольку их труд имеет творческий характер и в реальной действительности разбивается на значительное число самостоятельных операций, отделенных друг от друга большими отрезками времени, что существенно затрудняет фотохронометражные наблюдения.
Метод статистического нормирования заключается в моделировании зависимости трудоемкости процесса от логически выбранной совокупности факторов с помощью многошагового корреляционно-регрессионного анализа.
При этом данные о значениях трудоемкости и факторов собираются с помощью одного из описанных выше методов или берутся из существующей оперативной или бухгалтерской отчетности.
Этот метод предложен известным ученым в области труда Г.Э. Слезингером в середине 1960-х гг. и нашел широкое применение в работах НИИТруда по нормированию численности работников аппарата управления предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций.
Методика НИИТруда для разработки укрупненных нормативов численности получила широкое распространение в 1970-х гг. в условиях применения типовых структур и централизованного определения численности и затрат на управление. Она основана на установлении статистической зависимости между численностью работников по основным функциям управления и совокупностью объективных факторов производственной системы. В ней на основе данных о фактической численности работников управления и количественных значений факторов производства по группе базовых предприятий, обработанных методом корреляционно-регрессивного анализа, для каждой функции управления выведены нормативные формулы в виде степенных или линейных уравнений регрессии. Функцией управления является численность работников, а аргументами — факторы производства (объем продукции, коэффициент сменности, число норм выработки, стоимость основных фондов и др.). Аналогичным методом определяются нормы централизации функций управления, нормативы соотношения численности основных и вспомогательных работников, нормы обслуживания. Так, для расчета нормативной численности аппарата управления машиностроительных предприятий найдена следующая зависимость:
| шение численности рабочих к численности рабочих в наибольшей смене, ед.
Пример табличного построения расчетных значений нормативной численности по функции управления трудом и зарплатой приведен в табл. 6.4.
Таким же статистическим методом разрабатываются нормативы трудоемкости управления по комплексам задач, пример которых приведен в табл. 6.5.
Изложенные выше методы нормирования труда получили широкое распространение в нашей стране, и на их основе были разработаны типовые структуры аппарата управления и отраслевые нормативы численности работников аппарата управления предприятий. Однако есть ряд трудностей использования этих методов для проектирования аппарата управления.
Во-первых, численность нормируется в целом по аппарату или по укрупненным функциям управления, что требует предварительного перевода их в измерители трудоемкости при обосновании организационных перестроек и оптимизации процессов управления.
Во-вторых, статистические нормативы ориентируются на использование «прошлого опыта», так как содержат значения численности и факторов за несколько предыдущих лет, что не всегда обосновано, особенно при радикальных изменениях в аппарате управления предприятия (слияние, разделение, укрупнение).
В-третьих, изменения цен после перехода России к рынку в 1990-е гг. не дают возможности прямого использования нормативов. Необходимо вводить поправочные коэффициенты на индекс инфляции или разрабатывать новые нормативы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|