Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Пол как менделирующий признак.
2. Половые хромосомы и определение пола у человека и животных.
3. Морфологические (цитологические) карты Х и У- хромосом человека.
4. Наследование, сцепленное с полом. Гемизиготные организмы.
5. Наследование, зависимое от пола.
6. Нарушение расхождения половых хромосом.
7. Явление сцепленного наследования. Полное и неполное сцепление генов.
8. Группы сцепления.
9. Принципы определения расстояния между генами.
10. Карты хромосом: функциональные и морфологические. Методы составления хромосомных карт человека.
11. Положения хромосомной теории наследственности Т. Моргана
12. Опыт Штерна.
Задания для СРС во внеучебное время
1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Варианты определения пола у человека и животных; Предопределение пола у человека; Наследование признаков, зависимых от пола; Кроссинговер и его значение.
2. Подготовить тему: «Закономерности наследования на молекулярном уровне. Строение нуклеиновых кислот. Биосинтез белка. Изменчивость и ее формы».
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
Тесты для самоконтроля
1. Если дигетерозиготный организм образует только 2 типа гамет, то наблюдается … сцепление генов. (Вставьте пропущенное слово или понятие).
2. Если дигетерозиготный организм образует только 4 типа гамет, то наблюдается … сцепление генов. (Вставьте пропущенное слово или понятие).
3. Расстояние между генами в морганидах равно % … (Вставьте пропущенное слово или понятие).
4. Биологическое явление, нарушающее сцепление генов, называется … (Вставьте пропущенное слово или понятие)
5. Развитие признаков, сцепленных с полом, обусловлено генами, локализованными в: а) аутосомах мужского организма; б) аутосомах женского организма; в) гомологичных участках X и Y- хромосом; г) аутосомах обоих полов.
6. Развитие голандрических признаков обусловлено генами, локализованными в: а) аутосомах мужского организма; б) хромосомах половых клеток; в) гомологичных участках X и Y- хромосом; г) негомологичных участках X – хромосомы; д) негомологичных участках Y- хромосомы.
7. Вариант определения пола у человека: а) прогамный; б) хромосомный; в) эпигамный; г) проэмбриональный.
8. Тельце Барра – это: а) активная Y- хромосома; б) инактивированная Y- хромосома; в) активная X – хромосома; г) инактивированная X – хромосома.
9. В негомологичном участке X – хромосомы локализованы гены: а) гипертрихоза; б) гемофилии; в) синдактилии 2и3 пальцев на ногах; г) дальтонизма; д) ихтиоза.
10. В негомологичном участке Y – хромосомы локализованы гены: а) гипертрихоза; б) гемофилии; в) синдактилии 2и3 пальцев на ногах; г) дальтонизма; д) ихтиоза.
Этапы проведения практического занятия.
№ п/п
| Название этапа
| Цель этапа
| Время
|
|
|
|
| I. Вводная часть занятия
| 5-10 %
| 1.
| Организация занятия
| Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
| 5 мин
| 2.
| Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
| Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
| 5 мин
| II. Основная часть занятия
| 80-90 %
|
|
|
|
| 3.
| Контроль исходных знаний, умений и навыков
| Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
| 65 мин
| 4.
| Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
| Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
| 10 мин
| 5.
| Демонстрация методики
| Показать ориентировочную основу действия (ООД)
| 5 мин
| 6.
| Управляемая СРС в учебное время
| Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
| 50 мин
| 7.
| Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)
| Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
| 10 мин
| 8.
| Итоговый контроль
| Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
| 15 мин
| III. Заключительная часть занятия
| 5-10 %
| 9.
| Подведение итогов занятия
| Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
| 10 мин
| 10.
| Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
| Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
| 5 мин
| 7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).
1. Устный опрос по теме занятия.
2. Решить ситуационные задачи на сцепленное с полом наследование.
3. Решить ситуационные задачи на сцепление генов.
4. Проанализировать наследования признаков решенных задач.
5. Ответить на вопросы текущего тестового контроля.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
(тесты, задачи и т.д.).
Ситуационные задачи: «Генетика пола»
Задача 1. В лаборатории скрещивали красноглазых мух дрозофил с красноглазыми самцами. В потомстве оказалось 69 красноглазых и белоглазых самцов и 71 красноглазая самка. Напишите генотипы родителей и потомства, если известно, что цвет глаз доминирует над белым, а гены цвета глаз находятся в Х - хромосоме.
Задача 2. У некоторых пород кур гены, определяющие белый цвет и полосатую окраску оперения, сцеплены с Х - хромосомой, полосатость доминирует над белой сплошной окраской. Гетерогаметный пол у кур женский. а) На птицеферме белых кур скрестили с полосатыми петухами и получили 594 полосатых и белых петухов и 607 полосатых и белых кур. Определите генотипы родителей и потомков первого и второго поколений. б) У юннатов имеются полосатые петухи и белые курьи. От их скрещивания получено 40 полосатых петухов и кур и 38 белых петухов и кур. Определите генотипы родителей и потомства.
Задача 3. Селекционеры в некоторых случаях могут определить пол только что вылупившихся цыплят. При каких генотипах родительских форм это можно сделать, если известно, что гены золотистого (коричневого) и серебристого (белого) оперения расположены в Х - хромосоме и ген золотистого оперения рецессивен по отношению к серебристому? Не забудьте, что у кур гетерогаметным полом является женский.
Задача 4. Известно, что «трехшерстные» кошки - всегда самки. Это обусловлено тем, что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х - хромосоме, но ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и черного цвета формируются «трехшерстные» особи. а) Какова вероятность получения в потомстве трехцветных котят от скрещивания трехшерстной кошки с черным котом? б) Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?
Задача 5. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х - хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет их второй сын?
Задача 6. Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х - хромосомой, признак. а) Мужчина, больной гемофилией, женится на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые вступают в брак с не страдающими гемофилией лицами. Обнаружится ли у их внуков вновь гемофилия и какова вероятность появления больных в семьях дочерей и сыновей? б) Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей?
Задача 7. У человека ген, вызывающий одну из форм цветовой слепоты, или дальтонизм, локализован в Х - хромосоме. Состояние болезни вызывается рецессивным геном, а здоровья - доминантньтм. а) Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой обладал цветовой слепотой, выходит замуж за нормального мужчину, отец которого так же страдал цветовой слепотой. Какое зрение ожидать у детей от этого брака? б) Нормальные в отношении зрения мужчина и женщина имеют: сына, страдающего дальтонизмом и имеющего нормальную дочь; нормальную дочь, имеющую одного нормального сына и одного дальтоника еще нормальную дочь, имеющую пятерых нормальных сыновей. Каковы генотипы родителей, детей и внуков?
Задача 8. Ангидрозная эктодермальная дисплазия у людей передаётся как рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак. а) Юноша, не страдающий этим недостатком, женится на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова будет вероятность того, что дети от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез? б) Нормальная женщина выходит замуж за мужчину, страдающего ангидрозной дисплазией. У них рождаются больная девочка и здоровый сын. Определите вероятность рождения следующего ребенка без аномалии.
Задача 9. Гипертрихоз наследуется как признак, сцепленный с у – хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец обладает гипертрихозом?
Задача 10. Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какого потомства можно ожидать от этой пары, если известно, что ген карих глаз наследуется как аутосомно-доминантньтй признак, а ген цветовой слепоты - рецессивный и сцепленный с Х - хромосомой?
Задача 11. Потемнение зубов может двумя доминантными генами, один из которых расположен в аутосомах другой в Х – хромосоме. В семье родителей, имеющих темные зубы, родились девочка и мальчик с нормальным цветом зубов. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка тоже без аномалии, если удалось установить, что темные зубы матери обусловлены лишь геном, сцепленным с Х - хромосомой, а темные зубы отца - аутосомным геном, по которому он гетерозиготен.
Задача 12. Одна из форм агаммаглобулинемии наследуется как аутосомно-рецессивный признак, другая - как рецессивный, сцепленный с Х - хромосомой. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где известно, что мать гетерозиготна по обеим парам генов, а отец здоров и имеет лишь доминантные гены анализируемых аллелей.
Задача 13. У человека есть несколько форм стойкого рахита. Одна из его форм наследуется доминантно сцеплено с полом, вторая рецессивно – аутосомная. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготная по обоим формам рахита, а отец здоровый все его родственники здоровы?
Задача 14. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х - хромосомой рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявится так же обе аномалии одновременно?
Задача 15. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь – дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х - хромосомой, глухота - аутосомный признак?
Задача 16. У человека альбинизм обусловлен рецессивным геном. Ангидротическая эктодермальная дисплазия передаётся как сцепленный с Х - хромосомой рецессивный признак. У супружеской пары, нормальной по обоим признакам, родился сын с обеими аномалиями. а) Какова вероятность того, что следующим ребенком у них будет девочка, нормальная по обоим признакам? б) Какова вероятность того, что следующим ребенком у них будет нормальный сын?
Задача 17. У людей одна из форм дальтонизма обусловлена сцепленным с Х - хромосомой рецессивным геном. Способность различать вкус фенилтиокарбамида, обусловлена аутосомным доминантным геном. Женщина с нормальным зрением, но различающая вкус фенилтиокарбамида, вышла замуж за дальтоника, не способного различать вкус фенилтиокарбамида. У них было две дочери, не страдающие дальтонизмом, но способные различать вкус фенилтиокарбамида, и четыре сына, ни один из которых не страдал дальтонизмом, но двое различали вкус фенилтиокарбамида, а двое не различали. Определить вероятные генотипы родителей и детей.
Задача 18. Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У – хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ретинита (ночная слепота) наследуется как рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак. В семье, где женщина по обоим признакам здорова, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с ретинитом. Определить вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза. Определить вероятность рождения в этой семье детей без обоих аномалий и какого, они будут пола.
Задача 19. Гипертрихоз наследуется как сцепленный с у - хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ихтиоза наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. В семье, где женщина нормальна по обоим признакам, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с признаками ихтиоза. а) Определить вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза. б) Определите вероятность рождения в этой семье детей без обеих аномалий и какого они будут пола.
Задача 20. Пигментный ретинит может наследоваться тремя путями: как аутосомный доминантный, аутосомный рецессивный и рецессивный, сцепленный с Х - хромосомой признаки. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где мать больна пигментным ретинитом и является гетерозиготной по всем трем парам генов, а отец здоров и нормален по всем трем парам признаков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|