Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Морфология и функция интерфазного и митотического ядра клетки.
2. Строение и функция ядерной оболочки (ядерные поры, связь оболочки с органеллами клетки).
3. Морфология и классификация хромосом. Правило хромосом.
4. Понятие кариотипа и идиограммы. Эухроматин и гетерохромати. Понятие полового хроматина (Тельца Барра).
5. Политенные хромосомы, хромосомы типа ламповых щеток. Пуффы Бальбиани.
6. Сущность митотического и жизненного цикла стволовых и специализированных клеток.
7. Понятие эндомитоза и политении.
8. Амитоз. Виды амитоза.
9. Значение клеточной пролиферации в медицине.
Задания для СРС во внеучебное время
1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Факторы, вызывающие нарушение митоза. Патология митоза. Факторы, влияющие на митотическую активность.
2. Подготовить тему: «Мейоз. Гаметогенез. Работа с электронограммами».
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
1. Раскрыть основные термины и понятия: кариотип, идиограмма, половые хромосомы, гетерохроматин, эухроматин.
Тесты для самоконтроля.
1. Кариотип – это: а) гаплоидный набор хромосом; б) набор хромосом половой клетки; в) диплоидный набор хромосом; г) совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом; д) набор хромосом соматической клетки.
2. Идиограмма – а) несистематизированный кариотип; б) систематизированный кариотип; в) порядок расположения генов в хромосоме; г) порядок расположения нуклеотидов в хромосоме; д) расположение хромосом кариотипа по мере убывания их величины.
3. Денверская классификация хромосом человека учитывает: а) размеры хромосом; б) количество хроматид; в) характер окрашивания хромосом; г) центромерный индекс; д) наличие центромер.
4. Структурные компоненты интерфазного ядра: а) кариолемма и строма; б) кариолемма, граны, ядрышки; в) кариолимфа, хроматин, ядрышки; г) цитолемма, хроматин, кариолемма.
5. Согласно Денверской классификации хромосомы человека разделены на … групп: а) 5; б) 6; в) 7; г) 8.
7. Правила хромосом: а) непостоянства числа; б) парности и индивидуальности; в) индивидуальности, непостоянства числа и формы; г) постоянства числа.
8. Функции ядра: а) хранение и передача генетической информации; б) синтез специфических белков; в) синтез полисахаридов; г) регуляция процессов жизнедеятельности клетки.
9. Функции ядрышек: а) осуществляет взаимосвязь кариолимфы с цитоплазмой; б) синтез ДНК; в) синтезируют р-РНК и обеспечивают сборку субъединиц рибосом; г) синтез т-РНК.
10. Парижская классификация хромосом человека учитывает: а) размеры теломер; б) количество хроматид; в) характер окрашивания; г) центромерный индекс.
Этапы проведения практического занятия.
№ п/п
| Название этапа
| Цель этапа
| Время
|
|
|
|
| I. Вводная часть занятия
| 5-10%
| 1.
| Организация занятия
| Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
| 5 мин
| 2.
| Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
| Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
| 5 мин
| II. Основная часть занятия
| 80-90 %
|
|
|
|
| 3.
| Контроль исходных знаний, умений и навыков
| Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
| 65 мин
| 4.
| Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
| Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
| 10 мин
| 5.
| Демонстрация методики
| Показать ориентировочную основу действия (ООД)
| 5 мин
| 6.
| Управляемая СРС в учебное время
| Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
| 50 мин
| 7.
| Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)
| Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
| 10 мин
| 8.
| Итоговый контроль
| Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
| 15 мин
| III. Заключительная часть занятия
| 5-10%
| 9.
| Подведение итогов занятия
| Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
| 10 мин
|
| Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
| Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
| 5 мин
| 7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).
Работа 1. Рассмотреть и зарисовать постоянный препарат: политенные хромосомы (м/б. ув.).
На препарате по длине хромосомы отчетливо видны чередующиеся светлые и темные диски (хромомеры) различной величины и формы, производящие впечатление поперечной исчерченности.
На рисунке необходимо отметить: 1 - гетерохроматиновые (темноокрашенные) и эухроматиновые (светлые) участки хромосомы, отличающиеся степенью спирализации. Кроме того, необходимо указать локализацию пуффов Бальбиани.
Работа 2. Изучить фазы митотического деления на постоянном препарате: митоз в клетках корешка лука (м/б. ув.).
На препарате необходимо найти интерфазную клетку, где ядро круглой или овальной формы с четкими границами. В кариоплазме наблюдается беспорядочно расположенный хроматин в виде нитей и глыбок и 1-2 ядрышка.
В профазе - размеры ядра увеличиваются, ядрышки растворяются, в ядре становятся различимы хромосомы в виде тонких нитевидных структур, образующих рыхлый клубок.
В метафазе - хромосомы укорачиваются за счет спирализации, приобретая вид сильно изогнутых палочковидных структур. В зависимости от ориентации веретена к плоскости среза картина расположения хромосом в метафазе неодинаково. При этом отчетливо видна неодинаковая длина хромосом.
В анафазе - сестринские хромосомы (хроматиды) перемещаются к полюсам, поэтому в клетке видны две звезды. Хромосомы имеют вид шпильки, центромеры направлены к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу.
В телофазе – у противоположных полюсов клетки видны рыхлые клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клетки начинает формироваться перегородка, делящая материнскую клетку на две дочерние (цитокинез).
На рисунке необходимо отметить: 1 - интерфазу (ядро, цитоплазма, хроматин); 2 - профазу (хромосомы); 3 - метафазу (материнскую звезду или материнскую пластинку); 4 - анафазу (дочерние звезды); 5 - телофазу (ядра дочерних клеток).
Работа 3. Рассмотреть и зарисовать постоянный препарат: амитоз в клетках мочевого пузыря мыши (м/б. ув.). Обратить внимание на деление клетки без образования ахроматинового аппарата.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
(тесты, задачи и т.д.).
Ситуационные задачи
Схема митотического деления клеток
2п 4С Материнская клетка 2п=10 хромосом,
∕ \ 20 хроматид,
ДНК – 4с
2п2с 2п2с Дочерняя клетка 2п=10 хромосом,
10 хроматид,
ДНК – 2с
Задача 1. В клетке имеются 3 пары гомологичных хромосом: первая пара с генами Аа, вторая - с генами Вв, третья - с генами Сс. Сколько пар гомологичных хромосом получит каждая клетка в результате митоза?
Задача 2. Предмитотическую клетку человека обработали колхицином (вещество, разрушающее веретено деления, но не влияющее на редупликацию хромосом). Сколько хромосом, хроматид и ДНК будут иметь дочерние клетки, образовавшиеся в результате митоза?
Задача 3. В клетках культуры ткани человека по 46 хромосом. При нарушении митоза 21-я пара акроцентрических хромосом переместилась к одному полюсу клетки. Сколько хромосом окажется в дочерних клетках после митоза?
Задача 4. Во время метафазы митоза в культуре ткани человека произошла элиминация (исчезновение) двух хромосом. Сколько хромосом, хроматид и ДНК будет в каждой образовавшейся клетке?
Задача 5. Исходная материнская клетка имеет 10 хромосом. Сколько хроматид направляется к каждому полюсу клетки во время анафазы митоза.
Задача 6. Общая масса всех молекул ДНК 28 метафазных хромосом одной соматической клетки окуня равна 4х10-12 г (4С). Определить чему будет равна масса ДНК всех хромосом одной дочерней клетки и двух дочерних клеток, образовавшихся после митоза?
Задача 7. Соматические клетки кошки имеют 2n = 38 хромосом. Во время митоза произошло нерасхождение хроматид в трех парах хромосом. Сколько хромосом и хроматид будут иметь клетки, образовавшиеся после митоза?
Задача 8. Сколько хромосом, хроматид и ДНК будут иметь дочерние клетки, образовавшиеся после митоза, если материнская клетка имеет 18 пар хромосом?
Задача 9. Сколько хромосом, хроматид и ДНК будут иметь дочерние клетки, образовавшиеся после митоза, если материнская клетка имеет 19 пар хромосом?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|