Этапы проведения практического занятия.
№ п/п
| Название этапа
| Цель этапа
| Время
|
|
|
|
| I. Вводная часть занятия
| 5-10%
| 1.
| Организация занятия
| Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
| 5 мин
| 2.
| Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
| Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
| 5 мин
| II. Основная часть занятия
| 80-90%
|
|
|
|
| 3.
| Контроль исходных знаний, умений и навыков
| Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
| 65 мин
| 4.
| Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
| Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
| 10 мин
| 5.
| Демонстрация методики
| Показать ориентировочную основу действия (ООД)
| 5 мин
| 6.
| Управляемая СРС в учебное время
| Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
| 50 мин
| 7.
| Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)
| Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
| 10 мин
| 8.
| Итоговый контроль
| Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
| 15 мин
| III. Заключительная часть занятия
| 5-10%
| 9.
| Подведение итогов занятия
| Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
| 10 мин
| 10.
| Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
| Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
| 5 мин
| 7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).
Работа 1. Рассмотреть на малом и большом увеличении микроскопа и зарисовать постоянный препарат - эритроциты лягушки (м/б ув.).
Отметить: 1 – клеточная оболочка, 2 – ядро, 3 - цитоплазма.
Работа 2. Рассмотреть на малом и большом увеличении микроскопа и зарисовать постоянный препарат - клетки спинного мозга (м/б ув.). Обратить внимание на звездчатую форму клеток в сером веществе мозга.
Отметить: 1 - ядро, 2 - цитоплазма, 3 - клеточная оболочка, 4 – дендриты, 5 – аксон.
Работа 3.Рассмотреть на малом и большом увеличении микроскопа и зарисовать постоянный препарат - высокий призматический эпителий канальцев почки (м/б ув.). Обратить внимание на призматическую форму клеток канальцев почки.
Отметить: 1 - ядро, 2 - цитоплазма, 3 - клеточная оболочка.
Работа 4. Рассмотреть и зарисовать постоянный микропрепарат: комплекс Гольджи в клетках спинального ганглия котенка (м/б ув.).
Найти клетки, где хорошо видны границы клетки и ядра. В центре клетки около ядра, на светлом фоне хорошо заметна темная сеть, состоящая из большого числа нитей и перекладин.
На рисунке необходимо отметить: 1 - ядро, 2 – клеточная оболочка, 3 – цитоплазма, 4 - аппарат Гольджи.
Работа 5. Рассмотреть и зарисовать постоянный микропрепарат: включения гликогена в клетках печени аксолотля (м/б. ув.) (трофические включения).
Отметить: 1 - красно-фиолетовые глыбки гликогена в цитоплазме клетки, 2- ядро, 3 - клеточная оболочка.
Работа 6. Рассмотреть и зарисовать постоянный микропрепарат: включения жира в клетках печени аксолотля (м/б. ув.).
Отметить: 1 – черные капли жира в цитоплазме клетки, 2- ядро, 3 – клеточная оболочка.
Работа 7. Приготовить временный препарат: кожица лука (м/б. ув.).
Отметить в цитоплазме клетки кристаллы щавелево-кислого натрия - метаболические включения. Кристаллы имеют вид коротких, прозрачных палочек, расположенных под углом друг к другу.
Работа 8. Приготовить временный препарат - плазмолиз в клетках элодеи (м/б ув.).
Рассмотреть на малом и большом увеличении. Часть листа поместить в каплю воды и приготовить временный препарат. Чтобы убедиться в том, что плазматическая мембрана обладает свойствами полупроницаемости, с помощью фильтровальной бумаги убрать воду, а с противоположного края поместить каплю раствора поваренной соли. Клетки окажутся в гипертоническом растворе, вакуоли постепенно уменьшаются и цитоплазма, теряя воду, окажется в центре клетки. Произошло явление плазмолиза, это явление обратимо. Убрать гипертонический раствор фильтровальной бумагой и с другого края поместить каплю дистиллированной воды. Вода займет место удаленного раствора и клетка придет в состояние нормального тургора.
Отметить: 1 - оболочку, 2 - цитоплазма, 3 - пластиды.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
(тесты, задачи и т.д.).
Открытые тесты
Вставьте пропущенное слово или понятие
1. Способность биологических мембран, разделять цитоплазму на отсеки, называется …
2. Рецепторный аппарат, расположенный на наружной поверхности плазмалеммы, называется ...
3. Микрофиламенты цитоскелета имеют диаметр … нм.
4. Транспортную систему клетки образуют: ЭПС и …
5. Рибосомы располагаются в цитоплазме на мембранах ЭПС, на наружной ядерной мембране, в строме хлоропластов и в…
6. Разрушение лизосомами собственных структур клетки называется …
7. Интегральные белки в составе наружной мембраны митохондрий, образующие поры и обеспечивающие проницаемость мембран, называются …
8.Большая субъединица рибосом содержит 40-50 молекул белков и … молекулы р-РНК.
Изучите схему, сделайте обозначения
Ситуационные задачи
Задача I. С помощью электронной гистохимии установлено, что в цитоплазме клеток печени (гепатоцитов) в процессе жизнедеятельности могут появляться и исчезать розеткообразные структуры, содержащие гликоген. Как называется такая структура?
Задача 2. В клетку поступило вещество, нарушающее целостность мембран лизосом. Какие изменения произойдут в клетке?
Задача 3. Человек попал в атмосферу, насыщенную парами яда, четыреххлористого углерода; произошло отравление организма. Одним из основных морфологических проявлений этого процесса явилось нарушение целостности мембран лизосом клеток печени. Каков будет результат влияния яда на клетку, если нарушена целостность большинства лизосом?
Задача 4. С помощью микроманипулятора из клетки удалили комплекс Гольджи. Как это отразится на её дальнейшей жизнедеятельности?
Задача 5. Какие наблюдаются различия в количестве и строении митохондрий в клетках грудной мышцы птиц активно летающих и утративших способность к полету (например, домашние куры)?
Задача 6. Каким органеллам отводится значительная роль в утрате некоторых частей тела животного при метаморфозе?
Задача 7. В период формирования сперматозоида произошло разрушение митохондриального комплекса. Как это отравится на подвижности сперматозоидов? Почему?
9. Учебно-материальное обеспечение:
9.1. Литература:
а) обязательная:
1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.
2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.
3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.
Б) дополнительная
1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.
2. Грин Н., Стаут У., Жейлор Д. Биология: в 3 томах. – М.: Мир, 1990.
10. Материальное обеспечение:
а) Таблицы: типы межклеточных контактов, схема строения эукариотической клетки, строение ЭПС, строение комплекса Гольджи, строение митохондрии, строение цитоплазматической мембраны.
б) Световые микроскопы.
в) Постоянные микропрепараты (эритроциты лягушки, нервные клетки, эпителий почки, комплекс Гольджи, жировые включения в клетках печени, гликоген в клетках печени).
г) Временные микропрепараты (бюксы с водорослью, предметные и покровные стекла, марлевые салфетки, иглы, ножницы, кожица лука).
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
Тема занятия.
Морфология и функции интерфазного и
митотического ядра эукариотической клетки
Мотивация изучения темы.
Изучение биологии клетки - элементарной, структурно-функциональной и генетической единицы организма необходимо для формирования материалистического представления о природе болезней. Ядро является хранителем наследственной информации. Генетическая информация, необходимая для развития организма, содержится в хромосомах. Знание морфологии хромосом имеет большое значение для медицины, так как позволяет точно установить характер нарушений в кариотипе пациента.
Цели занятия.
3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.
3.2.Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - морфологию и функции интерфазного и митотического ядра, строение и упаковку хромосом, виды хромосом, строение и функции гетеро- и эухроматина, периоды митотического и жизненного циклов клетки, факторы, влияющие на митотическую активность, амитоз, эндомитоз, политению.
«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности, работать с микроскопом и бинокуляром, определять в микропрепаратах фазы митоза, решать ситуационные задачи на расхождение хромосом при митозе.
«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.
4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Митотический цикл клетки (курс школьной биологии).
2. Cтроение хромосом (курс школьной биологии).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|