Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Основные уровни организации живых систем.
2. Основные положения современной клеточной теории.
2. Свойства живой материи. Формы жизни.
4. Клетка как открытая система.
5. Строение и функции плазматической мембраны. Понятие активного и пассивного транспорта веществ. Типы межклеточных контактов.
6. Понятие гемолиза и плазмолиза.
7. Строение прокариотической и эукариотической клетки.
8. Морфология и функции общих и специальных органелл клетки.
9. Включения клетки, их роль и классификация.
10. Эволюция клетки.
11. Морфология и функция интерфазного ядра.
12. Морфология и классификация хромосом. Правило хромосом.
13. Понятие кариотипа и идиограммы. Эухроматин и гетерохромати. Понятие полового хроматина (Тельца Барра).
14. Политенные хромосомы, хромосомы типа ламповых щеток. Пуффы Бальбиани.
15. Сущность митотического и жизненного цикла стволовых и специализированных клеток.
16. Цитогенетическая характеристика мейоза.
17. Основные стадии редукционного и эквационного деления мейоза.
18. Понятие бивалента, тетрады, синапсиса, хиазм.
19. Отличительные особенности интерфазы и интеркинеза.
20. Биологический смысл кроссинговера.
21. Гаметогенез.
22. Оплодотворение и его фазы.
23. Эволюция форм полового и бесполого размножения. Половой диморфизм.
Определение умений и практических навыков студентов
1. Правила микроскопирования на малом и большом увеличении.
2. Определение клеточных структур по микропрепаратам.
4. Определение органелл по электронограммам.
5. Решение ситуационных задач.
Перечень постоянных микропрепаратов
1. Клетки крови лягушки.
2. Нервная клетка.
3. Эпителий почки.
4. Комплекс Гольджи в клетках спинального ганглия котенка.
5. Включения гликогена в клетках печени аксолотля.
6. Включения жира в клетках печени аксолотля.
7. Митоз в клетках корешка лука.
8. Политенные хромосомы.
9. Семенник кота.
10. Яичник млекопитающего.
11. Синкарион.
Задания для СРС во внеучебное время
1. Подготовка к сдаче практических навыков: микроскопирование на малом и большом увеличении, приготовление микропрепаратов, определение клеточных структур по препаратам, решение ситуационных задач по цитологии.
2. Подготовить тему: «Закономерности наследования признаков на организменном уровне. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов».
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
1. Заслуга Яна Пуркинье заключается в том, что: А – увидел содержимое клетки и назвал его протоплазмой; Б – доказал клеточное строение всех организмов; В – открыл ядро; Г – создал микроскоп
2. Р. Вирхов впервые предложил, что: А – растения и животные состоят из клеток; Б – клетки животных и растений имеют сходное строение; В – клетка происходит от клетки
3. Р. Броун открыл: А – клеточный центр, ядро; Б – ядро; В – плазмолемму, ядрышко, Г – органеллы, включения
4. Термин «биология» предложил: А – Вирхов; Б – Ламарк; В – Пуркинье; Г – Шлейден; Д – Берг
5. Впервые описание клетки сделал: А – Левенгук; Б – Р. Гук; В – М. Шлейден; Г – Т. Шванн; Д – Р. Вирхов
6. Существуют следующие формы жизни: А – вирусы; Б – бактерии; В – животные; Г – грибы; Д – прокариоты; Е – растения; Ж – эукариоты; З – неклеточные; И – клеточные; К – сине-зеленые водоросли
7. К неклеточным формам жизни относятся: А – вирусы; Б – плазмиды; В – вирионы; Г – бактерии; Д – прионы; Е – сине-зеленые водоросли
8. Клеточными неядерными организмами являются: А – бактериофаги; Б – вибрионы холеры; В – сине-зеленые водоросли; Г – вирусы; Д – простейшие; Е – бактерии
9. Бактерии имеют: А – митохондрии; Б – клеточный центр; В – рибосомы; Г – ядро; Д – цитоплазму; Е – ДНК
10. Характеристика прокариотов: А – малые размеры; Б – любые размеры; В – отсутствие ядра; Г – ядро есть; Д – отсутствует система мембран; Е – присутствует система мембран; Ж – генетический материал – кольцевая хромосома; З – отсутствует клеточный центр; И – присутствует клеточный центр; К – быстро делятся; Л – не делятся
11. Элементарной единицей изучения организации жизни на молекулярном уровне является: А – ген, Б – ДНК; В – РНК; Г – клеточные компоненты; Д – клетка
12. Уровни организации живого в биологических микросистемах: А – молекулярный; Б – популяционный; В – субклеточный; Г – тканевой; Д – организменный; Е – клеточный
13. К биологическим мезосистемам относятся следующие уровни: А – клеточный; Б – тканевой; В – молекулярный; Г – органный; Д – субклеточный; Е - организменный
14. К биологическим макросистемам относятся следующие уровни: А – клеточный; Б – тканевой; В – молекулярный; Г – биосферный; Д – субклеточный; Е – организменный; Ж – популяционно-видовой; З - биоценотический
15. Составные компоненты зрелых частиц вирусов: А – белковая оболочка; Б – липиды; В – нуклеокапсид; Г – углеводные компоненты; Д – нуклеиновая кислота; Е – аминокислота
16. Аномальные формы белков, вызывающие медленно протекающие тяжелые инфекции: А – вирионы; Б – вироиды; В – плазмиды; Г – прионы
17. Назовите межклеточные контакты по типу межклеточного сцепления: А – простой контакт; Б – плотный контакт; В – контакт типа «замка»; Г – десмосомный контакт; Д – щелевой контакт
18. Щелевой контакт относится к: А – контакту сцепления; Б – изолирующему контакту; В – коммуникационному контакту; Г – синаптическому контакту
19. В клетке есть следующие микроэлементы: А – кислород; Б – углерод; В – хлор; Г – цинк; Д – медь
20. Химическое вещество, участвующее в поддержании осмотического давления в клетке: А – белки; Б – жиры; В – углеводы; Г – хлорид натрия; Д – АТФ
Этапы проведения практического занятия.
№ п/п
| Название этапа
| Цель этапа
| Время
|
|
|
|
| I. Вводная часть занятия
| 5-10 %
| 1.
| Организация занятия
| Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
| 5 мин
| 2.
| Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
| Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
| 5 мин
| II. Основная часть занятия
| 80-90%
|
|
|
|
| 3.
| Контроль исходных знаний, умений и навыков
| Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
| 65 мин
| 4.
| Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
| Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
| 10 мин
| 5.
| Демонстрация методики
| Показать ориентировочную основу действия (ООД)
| 5 мин
| 6.
| Управляемая СРС в учебное время
| Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
| 50 мин
| 7.
| Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, и др.)
| Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
| 10 мин
| 8.
| Итоговый контроль
| Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
| 15 мин
| III. Заключительная часть занятия
| 5-10 %
| 9.
| Подведение итогов занятия
| Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
| 10 мин
| 10.
| Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
| Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
| 5 мин
| 7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).
1. Ответить на вопросы тестированного контроля.
2. Решить задачи.
3. Определить органеллы по электронограммам.
4. Определение органелл по постоянным микропрепаратам.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
(тесты, задачи и т.д.).
Ситуационные задачи
1. В секреторной клетке хорошо развита гранулярная эндоплазматическая сеть. Какой природы синтезируется вещество (белковой, углеводной, жировой), куда оно поступает?
2. С помощью электронной микроскопии установлено, что в цитоплазме клеток печени (гепатоцитов) в процессе жизнедеятельности могут появляться и исчезать розеткообразные структуры, содержащие гликоген. Как называется такая структура (по классификации), почему?
3. В клетку поступило вещество, нарушающее целостность мембран лизосом. Какие изменения произойдут в клетке, почему? Какие виды лизосом Вы знаете?
4. С помощью микроманипулятора из клетки удалили комплекс Гольджи. Как это отразится на ее дальнейшей жизнедеятельности, почему (объяснить все функции данной органеллы)?
5. В клетке нарушился процесс синтеза белков тубулинов. К чему это может привести?
6. В период формирования сперматозоида произошло разрушение митохондриального комплекса. К чему это может привести, почему?
7. В условиях пищевого и кислородного голодания в клетках наблюдается аутолиз. Какие органеллы играют ведущую роль в данном процессе, почему?
8. В клетке «А» хорошо развита эргастоплазма, в клетке «Б» в цитоплазме много свободных полисом. Какая из клеток вырабатывает белковый секрет, почему?
9. В клетке «А» хорошо развита шероховатая ЭПС, в клетке «Б» - гладкая ЭПС. Какая из клеток вырабатывает белковый секрет, а какая – углеводный?
10. Представлены три клетки. У одной – хорошо развиты микроворсинки, у другой – реснички, у третьей – жгутик. Приведите пример таких клеток, на каком процессе они специализированы (какую функцию выполняют указанные органеллы этих клеток)?
9. Учебно-материальное обеспечение:
9.1 Литература:
а) обязательная:
1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.
2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.
3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.
Б) дополнительная
1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.
2. Грин Н., Стаут У., Жейлор Д. Биология: в 3 томах. – М.: Мир, 1990.
10. Материальное обеспечение:
а) Таблицы: митоз, строение органелл, мейотический период жизни клетки, строение семенника, кариотип, строение яичника.
б) Световые микроскопы.
в) Постоянные микропрепараты.
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра___Биологии, ботаники и экологии___
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол №___ от «___»__________2013_г.
Заведующий кафедрой _____________
______В.С. Каредина ________
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль ___ Законы генетики и ее значение для медицины______________________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)__Биология____________________________________
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности_____060101-Лечебное дело _________________________________
(шифр-наименование специальности)
курс _____I_______ семестр ______1____
Составитель:
Солодкова О.А., к.м.н., доцент
Зенкина В.Г., к.м.н., доцент
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Рецензент:_Божко Г.Г.., к.б.н., доцент
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
|
Владивосток - 2013г.
Тема занятия.
Закономерности наследования признаков на организменном уровне. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Мотивация изучения темы.
Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости, которые относятся к основным свойствам живой материи, всех организмов. Наследственность – свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям, материальная и функциональная преемственность между поколениями.
Каждый врач должен знать закономерности наследования признаков (заболеваний). На основе этого он сумеет определить риск возникновения заболевания и дать прогноз семье.
Цели занятия.
3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–1, ПК-3, ПК-5, ПК-32.
3.2.Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - основные понятия и термины современной генетики, основные закономерности наследственности и изменчивости: закон единообразия, закон расщепления, закон чистоты гамет, закон независимого комбинирования; множественный аллелизм; группы крови по системе АВО; резус-фактор; взаимодействия аллельных генов; взаимодействия неаллельных генов.
«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: решать генетические задачи на различные взаимодействия генов, пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.
«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редактор, техникой работы в сети Интернет, методами изучения наследственности у человека.
4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Законы Менделя (курс школьной биологии).
2. Взаимодействия аллельных генов (курс школьной биологии).
3. Взаимодействие неаллельных генов (курс школьной биологии).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|