Сделай Сам Свою Работу на 5

Правила работы с микроскопом на малом увеличении





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

 

 

Модуль ___ Общие закономерности происхождения и развития жизни:

биология клетки________________________________________________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)__Биология____________________________________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)

 

для специальности_____060101-Лечебное дело _________________________________

(шифр-наименование специальности)

 

 

курс _____I_______ семестр ______1____

 

 

Составители: Солодкова О.А., к.м.н., доцент Зенкина В.Г., к.м.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)   Рецензент: Божко Г.Г., к.б.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)

 

 

Владивосток - 2013г.

 

 

Тема занятия.

Устройство оптических приборов.

Правила микроскопирования

Мотивация изучения темы.

Световая микроскопия является одним из основных методов изучения биологических объектов, поэтому овладение техникой микроскопирования, приготовления временных микропрепаратов необходимо не только для занятий по курсу медицин­ской биологии, но и при изучении других морфологических дисциплин. Познание жизни - одна из основных задач общей биологии.



Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционно-обусловленных уровнях организации; химический состав клетки; роль отдельных химических элементов, воды и неорганических солей в жизнедеятельности клетки; строение и функции наиболее важных органических соединений: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; основы клеточной теории; особенности строения клеток различных типов (прокариотической и эукариотической).

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: работать с микроскопом и бинокуляром; готовить временные микропрепараты.



«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Строение оптических приборов (курс школьной биологии).

2. Химический состав клетки (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. История развития микроскопической техники.

2. Увеличительные приборы и их назначение.

3. Световой микроскоп.

4. Какие функциональные явления имеют место в объективе и окуляре?

5. Разрешающая способность микроскопа.

6. Различные типы микроскопов: световой, люминесцентный, сканирующий, электронный.

Задания для СРС во внеучебное время

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: «Значение биологии в медицине», «Оптические приборы».

2. Подготовить тему: «Уровни организации живой материи. Формы жизни. Строение биологических мембран. Биология эукариотической клетки. Органеллы и включения».

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

1. Раскрыть основные термины и понятия: иммерсия, конденсор, объектив, окуляр, разрешающая способность, револьверное устройство, тубус.

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите уровни организации живого.



2. Основные функции клетки.

3. Мембранные органеллы клетки.

4. Немембранные органеллы клетки.

5. Неклеточные формы жизни.

6. Строение плазматической мембраны.

7. Фазы митоза.

8. Главные структурные единицы интерфазного ядра эукариотич. клетки

9. Периоды интерфазы.

10. Периоды и клеточные формы сперматогенеза.

11. Периоды и клеточные формы овогенеза.

12. Стадии профазы I мейотического деления.

13. Биологическая сущность мейоза.

Этапы проведения практического занятия.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90%
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 20 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 35 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 5 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин

7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).

Работа 1. Разобрать устройство всех предлагаемых оптических приборов.

Работа 2. Записать в альбом правила работы на малом и большом увеличении.

Работа 3. Приготовить временный препарат - волокна ваты и пузырьки воздуха. Рассмотреть на малом и большом увеличении и зарисовать в альбом.

Работа 4. Приготовить временный препарат – печатная буква. Рассмотреть на малом и большом увеличении. Обратить внимание, что микроскоп дает увеличенное и обратное изображение. Зарисовать в альбом.

Работа 5.Приготовить временный препарат – перекрест волос. Рассмотреть на малом и большом увеличении. Зарисовать в альбом.

Работа 6. Приготовить временный препарат - клетки листа водорослей. Рассмотреть препарат на малом и большом увеличении. Листовая пластинка состоит из нескольких слоев клеток. При большом увели­чении хорошо видны прямоугольные, сильно вытянутые клетки с толстой двухконтурной оболочкой. Отметить в цитоплазме тельца овальной формы, зеленого цвета - хлоропласты. Ядра в клетках не видны, т.к. в неокрашенной клетке показатели преломления ядра и цитоплазмы почти одинаковы. В клетках, рас­положенных вблизи центральной жилки листа, можно обнаружить дви­жение цитоплазмы и пластид вдоль стенок клетки.

На рисунке отме­тить: 1- клеточную оболочку, 2 – цитоплазму, 3 - хлоропласты.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

(тесты, задачи и т.д.).

1. К механической системе микроскопа относят: а-окуляр; б-подставка; в-конденсор; г-предметный столик; д-тубус; е-револьвер; ж-макровинт; з-объектив.

2. К оптической системе микроскопа относят: а-окуляр; б-подставка; в-конденсор; г-предметный столик; д-тубус; е-диафрагма; ж-макровинт; з-объектив.

3. К осветительной системе микроскопа относят: а-окуляр; б-подставка; в-конденсор; г-предметный столик; д-тубус; е-револьвер; ж-зеркало; з-объектив.

4. Для смены объективов необходимо повернуть: а-тубус; б-макровинт; в-револьвер; г-конденсор; д-микровинт.

5. Объектив заключен в: а-конденсоре; б-револьвере; в-тубусе; г-колонке.

6. Револьвер является частью системы микроскопа: а-оптической; б-механической; в-осветительной.

7. Конденсор является частью системы микроскопа: а-оптической; б-механической; в-осветительной.

8. Для точной фокусировки необходимо вращать: а-макровинт; б-винт конденсора; в-винт тубуса; г-микровинт.

9. Окуляр заключен в: а-конденсоре; б-револьвере; в-тубусе; г-колонке.

10. Диафрагма является частью системы микроскопа: а-оптической; б-механической; в-осветительной.

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1.Литература:

а) обязательная:

1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.

2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.

3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

Б) дополнительная

1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.

2. Грин Н., Стаут У., Жейлор Д. Биология: в 3 томах. – М.: Мир, 1990.

10. Материальное обеспечение:

а) Схемы строения микроскопа.

б) Световые микроскопы.

в) Временные микропрепараты (бюксы с водорослью, предметные и покровные стекла, вата, марлевые салфетки, иглы, ножницы).

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

Приложение к занятию по теме:

«Устройство оптических приборов. Правила микроскопирования».

Микроскоп- это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

В микроскопе выделяют три системы:механическую, оптическую и осветительную(рис. 1).

Рис. 1. Устройство световых микроскопов:

А - МИКМЕД-1; Б - БИОЛАМ.

1 - окуляр, 2 - тубус, 3 - тубусодержатель, 4 – макровинт (винт грубой фокусировки), 5 – микровинт (винт точной фокусировки), 6 - подставка, 7 - зеркало, 8 - конденсор, ирисовая диафрагма и светофильтр, 9 - предметный столик, 10 - револьверное устройство, 11 - объектив, 12 - корпус коллекторной линзы, 13 - патрон с лампой, 14 - источник электропитания.

1. Механическая системамикроскопа состоит из подставки (основания), колонки (тубусодержатель), тубуса, револьвера, предметного столика, винтов: 1- винт грубой фокусировки - макровинт, 2 – винт точной фокусировки – микровинт, 3 - винт тубуса, 4 - винт перемещения конденсора.

2. К оптической системемикроскопа относят объективы и окуляр.

3. К осветительной системе микроскопа относят конденсор с диафрагмой и светофильтром, зеркало или электроосветитель.

Правила работы с микроскопом на малом увеличении

1. Работать с микроскопом следует сидя.

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало или электроосветитель.

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.