Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.





1. Предмет и методы изучения генетики человека.

2. Трудности изучения генетики человека.

3. Методы изучения генетики человека.

4. Генеалогический метод

5. Близнецовый метод

6. Биохимический метод.

7. Цитогенетический метод.

8. Дерматоглифика.

9. Классификация хромосомных болезней.

10. Классификация болезней обмена веществ.

11. Показания к исследованию полового хроматина.

12. Показания к кариотипированию.

13. Задачи медико-генетического консультирования.

14. Показания к пренатальной диагностики.

15. Методы пренатальной диагностики.

16. Евгеника.

17. Методы лечения генетических болезней

18. методы профилактики генетических болезней.

19. Программа оптимального планирования семьи.

Определение умений и навыков студентов:

1. Решение ситуационных задач.

2. Составление и анализ родословной.

3. Анализ ладоней и пальцев.

4. Механизмы возникновения синдромов: моносомии (синдром Шерешевского-Тернера), трисомии-Х, синдром Клайнфельтера, а синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау, тетрасомия-Х, робертсоновской транслокации 45, 21/21.

5. Описание кариотипа по фотографии (идиограмме).

Задания для СРС во внеучебное время



1. Подготовить тему: «Экологические основы паразитизма в типе Простейшие».

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

1. Основные методы изучения генетики человека: А) гибридологический; Б) генеалогический; В) клинический; Г) пренатальный, морфологический.

2. Трудности изучения генетики человека: А) большое количество хромосом; Б) маленькая плодовитость; В) невозможно формировать необходимую схему брака; Г) все ответы верны.

3. Основным методом генетики человека является: А) исторический; Б) гибридологический; В) генеалогический; Г) морфологический.

4. Метод составления и анализа родословной впервые был предложен: А) Г. Менделем; Б) Т. Морганом; В) Ф. Гальтоном; Г) Н. Бочковым.

5. Метод, который позволяет выяснить характер наследования признака, тип наследования, вероятность проявления анализируемого признака у потомства, называется: А) гибридологическим; Б) генеалогическим; В) клиническим; Г) биохимическим.

6. Признак, который встречается в родословной часто, с одинаковой частотой у мужчин и женщин, в каждом поколении, у больных детей всегда один из родителей болен, наследуется: А) сцеплено с Х-хромосомой; Б) сцеплено с У-хромосомой; В) аутосомно-доминантно; Г) аутосомно-рецессивно.



7. Признак, который встречается в родословной редко, с одинаковой частотой у мужчин и женщин, не в каждом поколении, у больных детей могут быть здоровые родители, наследуется: А) сцеплено с Х-хромосомой; Б) сцеплено с У-хромосомой; В) аутосомно-доминантно; Г) аутосомно-рецессивно.

8. Признаки, которые встречаются в равной степени, как у мужчин, так и у женщин, являются: А) голандрическими; Б) сцепленными с полом; В) аутосомными; Г) доминантными.

9. Признаки, которые встречаются чаще у мужчин или у женщин, являются: А) голандрическими; Б) сцепленными с полом; В) аутосомными; Г) доминантными.

10. Признак, который проявляется в каждом поколении, чаще отмечается у женщин, при больном отце, отмечается у всех его дочерей, называется: А) голандрическим; Б) сцепленным с полом; В) аутосомным; Г) доминантным, сцепленным с Х-хромосомой.

11. Признак, проявляющийся у детей, родители которых им не обладают, является: А) рецессивным; Б) сцепленным с полом; В) голандрическим; Г) доминантным.

12. Признак, который встречается чаще у мужчин и не в каждом поколении, а у больной матери все её сыновья больные, является: А) голандрическим; Б) рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой; В) доминантным, сцепленным с Х-хромосомой; Г) аутосомным.

13. Признаки, наследуемые по мужской линии, называются: А) голандрическими; Б) рецессивными, сцепленным с Х-хромосомой; В) доминантными, сцепленным с Х-хромосомой; Г) аутосомными.



14. Для цитоплазматической наследственности характерно, что признак: А) проявляется при попадании плазмогенов от яйцеклетки; Б) передается по материнской линии; В) встречается с одинаковой частотой у обоих полов; Г) все ответы верны.

15. Пробанд это: А) родственник больного; Б) тот, кто собирает сведения; В) человек, родословную которого изучают; Г) человек, изучающий родословную.

16. Сибсами являются: А) двоюродные братья; Б) троюродные сестры; В) любые члены родословной; Г) родные братья и сестры.

17. Если анализируемый признак в родословной встречается несколько раз в разных поколениях, то можно предположить, что этот признак: А) сцеплен с полом; Б) аутосомный; В) имеет наследственную природу; Г) не имеет наследственную природу.

18. Признак, который встречается только у мужчин, в каждом поколении, а у больного отца все его сыновья больные, является: А) голандрическим; Б) рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой; В) доминантным, сцепленным с Х-хромосомой; Г) аутосомным.

19. Если признак встречается чаще у лиц мужского или женского пола, то этот признак: А) аутосомный; Б) сцеплен с Х- или У- хромосомой; В) доминантный; Г) рецессивный.

20. Если в родословной заболевание проявляется через поколение с одинаковой частотой у мальчиков и девочек при здоровых родителях, то это заболевание имеет характерные черты … наследования: А) аутосомно-доминантного; Б) аутосомно-рецессивного; В) сцепленного с полом; Г) голандрического.

Этапы проведения практического занятия.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин

7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).

1.Ответить на вопросы рубежного тестового контроля.

2. Решить ситуационные задачи.

3. Оценить кариотипы.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

(тесты, задачи и т.д.).

Ситуационные задачи

Задача 1. Пробанд страдает аниридией, которая характеризуется отсутствием радужной оболочки. Он имеет две сестры, одна из которых страдает аниридией. Мать пробанда здорова и вышла из благополучного по этому заболеванию рода. Отец пробанда болен. По линии отца известны больные дядя и одна тетка, вторая - здорова; бабка, ее сестра и прадед больные. У больного дяди больная дочь и два здоровых сына. У бабки - две сестры и брат здоровые, а одна сестра больная. Прадед имел здорового брата и жену. Составить родословную. Определить вероятность рождения в семье пробанда здоровых детей, если он женится на здоровой женщине и из здорового рода по аниридии. По какой линии пробанд получил это заболевание?

Задача 2. У пробанда есть здоровые сестра с братом, а также сестра с братом больные амавротической семейной идиотией, которые умерли до 4-рех лет. Её мать и отец - двоюродные сибсы, здоровы. Со стороны отца пробанда известны здоровая тетка, дед и бабка. Со стороны матери пробанда есть здоровые два дяди, дед и бабка. У супругов есть общий больной дядя, здоровые: дядя, тетя, дед и бабка. Общий дядя у супругов имеет здоровую дочь. Она в родственном браке с братом матери пробанда имеет две больных и одну здоровую дочерей, одного здорового сына. Определить вероятность рождения у пробанда здоровых детей, если она выйдет замуж за своего здорового полусибса.

Задача 3.Пробанд – здоровая женщина. Ее сестра также здорова, а брат страдает дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровые. Дед и бабка со стороны матери пробанда здоровы, а прадед со стороны бабки болен, пробабка здорова. Со стороны деда пробанда больных дальтонизмом не обнаружено. У здоровой сестры бабки от здорового мужа родилось шесть детей: два больных сына, три дочери и сын здоровые; у одной здоровой дочери от брака со здоровым мужчиной - один больной сын, у другой здоровой дочери от брака со здоровым мужчиной – семь детей: два больных и два здоровых сына, три здоровых дочери. Определить вероятность рождения у пробанда больных детей, если она выйдет замуж за своего троюродного брата - единственного сына в семье двоюродной тетки. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не обнаружено.

Задача 4. У пробанда в роду наблюдается дефект эмали зубов. Родители пробанда дефекта не имели, однако со стороны родственников отца это часто наблюдалось. Дед и его брат со стороны отца пробанда имел дефект эмали. У брата деда сын не имел дефекта, а дочь, внучка с ее стороны имели темные зубы, внук не имел. У деда со стороны отца пробанда пятеро детей, из которых три дочери, в том числе две – однояйцевые близнецы имеют дефект, а два сына нет. У одной из однояйцевых близнецов - больной сын и здоровая дочь. Какова вероятность появления дефекта у детей пробанда, если она выйдет замуж за своего двоюродного брата, имеющего этот дефект?

Задача 5. Получить синдром Шерешевского – Тернера (моносомия по Х-хромосоме): 45,Х0.

Задача 6.Получить синдром Клайнфельтера: 47,ХХУ.

Задача 7. Получить синдром Дауна, трисомия по 21 хромосоме. Женский пол – 47,ХХ (+21).

Задача 8. Получить синдром Патау, трисомия по 13 хромосоме. Мужской пол – 47,ХХ (+13).

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1 Литература:

а) обязательная:

1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.

2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.

3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

Б) дополнительная

1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.

2.Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. Ростов-на-Дону. Феникс 2002, стр. 316.

10. Материальное обеспечение:

а) Таблицы: основные типы наследования, кариотип, идиограммы, дерматоглифика.

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Кафедра___Биологии, ботаники и экологии___

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2013 г.   Заведующий кафедрой _____________ ______В.С. Каредина ________  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

 

 

Модуль ___ Феномен паразитизма и биоэкологические заболевания______________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)__Биология____________________________________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)

 

для специальности_____060101-Лечебное дело _________________________________

(шифр-наименование специальности)

 

 

курс _____I_______ семестр ______2____

 

 

 

 

Составители: Солодкова О.А., к.м.н., доцент Зенкина В.Г., к.м.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)   Рецензент: Божко Г.Г., к.б.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)

 

Владивосток - 2013

 

 

Тема занятия.

Экологические основы паразитизма

в типе простейшие (Protozoa).

Мотивация изучения темы.

Патогенные для человека простейшие, поражают отдельные ткани и органы, вызывают заболевания различной тяжести, в том числе с летальным исходом. Правильное определение видовой принадлежности паразита помогает установить правильный диагноз, что в свою очередь и определяет методы лечения.

Изучение экологии паразитов и переносчиков позволяет установить пути циркуляции паразитов в природе и способы попадания в организм человека, что необходимо для разработки и соблюдения мер профилактики и уничтожения паразитов.

Цели занятия.

3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК-5, ПК-11, ПК-12.

3.2.Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - биологические основы паразитизма и трансмиссивных болезней, формы сожительства организмов, паразитизм, как биологический феномен, специфичность среды питания паразитов, классификацию паразитических форм животных, происхождение паразитизма, формы влияния паразита на хозяина, принципы взаимодействия паразита и хозяина, морфологические адаптации паразитов, пути расселения паразитов, основы учения Павловского, характеристика типа Простейшие, диагностических и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения паразитарных заболеваний, вызванных Простейшими.

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет, работать с увеличительной техникой, диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препаратах, слайдах, фотографиях.

«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: базовыми технологиями преобразования информации, навыками микроскопированиями и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Строение Простейших (курс школьной биологии).

2. Классификация паразитизма (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.