МАРКЕТИНГ В КОНДИТЕРСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
На многих кондитерских предприятиях созданы маркетинговые отделы или маркетинговые исследовательские группы. При все возрастающих требованиях к повышению гибкости и оперативности производства необходим механизм обратной связи — реакция потребителя на новинки кондитерского рынка. Маркетинг зарождался постепенно и оформился в начале XX в. в США, а потом распространился по всей планете. Одной из наиболее важных задач современного маркетинга являются анализ и прогнозирование динамики потребительского спроса, индивидуальных особенностей различных групп потребителей.
В странах с развитым потребительским рынком давно поняли, что главная трудность не произвести товар, а продать его. На долгосрочный успех производитель кондитерских изделий может рассчитывать только в том случае, если найдет ответы на вопросы: во-первых, каким спросом пользуется его продукт, каковы потребности и пожелания потребителей, размер и частота их покупок; во-вторых, имеются ли у него конкуренты, вырабатывающие аналогичные виды продукции, какая продукция может заменить производимую продукцию; в-третьих, каково отношение активного и потенциального потребителя к производимой марке продукции и какие формы и размер изделий желательны для большинства потребителей, какие вкусовые качества потребители предпочитают; в-четвертых, при какой цене за единицу товара можно получить максимальную прибыль; и наконец, как заинтересовать и подтолкнуть потребителя к покупкам предлагаемой продукции, какой должна быть реклама, какие каналы наиболее эффективны для распространения продукции?
Поставленные вопросы вытекают из самого понятия маркетинга как системы организации производства и сбыта продукции, направленной на удовлетворение запроса потребителей и получение максимальной прибыли на основе комплексных исследований тенденций развития рынка и их прогнозирования. При разработке маркетинговых программ и выработке на их основе стратегии и тактики поведения предприятий на рынке внимание может акцентироваться на товарных ценах, политике и стратегии в этой области, планировании товарного ассортимента, потребительском предпочтении и ожидании, на управлении сбытом и последующем обслуживании, включая рекламу и стимулирование продаж. В основе маркетинга, безусловно, лежат научные исследования социологов, психологов, экономистов, направленные на выяснение прежде всего тенденций спроса и предложения.
Руководители многих предприятий совершенно справедливо видят в маркетинге инструмент разрешения различных производственных, экономических и социальных проблем, а также повышения конкурентоспособности продукции предприятий.
Конкурентоспособность продукции — это способность продукции удовлетворять требования конкретного потребителя по показателям качества, затратам на приобретение и использование в условиях определенного рынка и периода времени. Конкурентоспособность продукции определяется ее качеством, затратами на приобретение и на производство. Конкурентоспособность продукции на 70 — 80% зависит от ее качества.
Большую роль в планировании производства играют службы маркетинга. Система планирования в условиях рынка отличается от системы централизованного планирования и от работы по государственным заказам. Главное отличие состоит в изначальной ориентации производства на потребителя, анализ его нужд, запросов и предпочтений. Служба маркетинга должна своевременно улавливать изменения на рынке, а в идеале — предвидеть эти изменения. Производственные и технологические службы нуждаются в прогнозах сбыта, чтобы определять ассортимент выпускаемой продукции, готовить оборудование и т.д. Служба материально-технического снабжения в соответствии с прогнозами сбыта определяет график поставок сырья и материалов. Финансовая служба определяет размер оборотных средств, расходы на оплату труда и прочие затраты в предстоящий период.
Прогнозы сбыта могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. В зависимости от характера выпускаемой продукции, ассортимента и регионов сбыта требуются различные прогнозы.
Существуют следующие методы прогнозирования:
опрос руководителей служб и отделов предприятия;
обобщение оценок торговых агентов предприятия и руководителей подразделений сбыта;
прогнозирование на основе прошлого оборота;
анализ тенденций и циклов, факторов, вызывающих изменения в объеме сбыта (сезонные колебания сбыта, появление на рынке новых конкурентов, долгосрочные тенденции роста производства, циклические колебания деловой активности и др.);
определение статистически значимых факторов, влияющих на сбыт продукции предприятия;
анализ ассортимента товаров, при котором прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся и образуют планируемый оборот предприятия;
расчет доли предприятия в общем объеме продаж отрасли;
анализ предполагаемых объемов заказов предприятия (оборот обычно превосходит этот показатель на устанавливаемый процент).
Одним из самых точных методов прогнозирования сбыта является пробный маркетинг: новый продукт или изменения в его продвижении на рынке оцениваются на очень небольшом рынке — например, в пределах одного или нескольких городов.
На основе маркетинговых исследований формируется поэтапная стратегия продвижения продукции на рынок:
создание развернутой сети сбыта. Для предприятия экономически выгодно продавать продукцию крупным клиентам большими партиями. При этом можно планировать производство, закупки сырья, расход энергии и т. д. Однако в этом случае появляется опасность перепроизводства при отказе какого-либо клиента от закупки. Экономическим рычагом воздействия на клиента может служить гибкая система скидок. Основой сбыта кондитерских изделий является розничная торговля. Продажа продукции напрямую в торговую сеть — наиболее эффективный метод продвижения продукции на рынок;
формирование торговых представительств предприятия в регионах;
продвижение продукции на рынок через рекламу и рекламные мероприятия.
В условиях российской рыночной экономики развитая фирменная торговля является одним из показателей успешной адаптации предприятия к новым условиям. Под фирменной торговлей понимается сеть магазинов, палаток, киосков, ларьков, передвижных торговых точек, являющихся подразделениями предприятия, а также предприятий торговли, выступающих как самостоятельные юридические лица, однако их контрольные пакеты акций принадлежат головному предприятию.
Фирменная торговля должна быть нацелена на увеличение объема продаж продукции, вырабатываемой предприятием; участие в контроле качества продукции, проведение пробных продаж новых видов продукции, разработанных и освоенных технологической службой и подразделениями основного производства; разработку предложений по совершенствованию ассортимента на основе предложений и замечаний покупателей.
Фирменная торговля наиболее близка к покупателям, поэтому к собранной ею информации и рекомендациям должны прислушиваться и служба маркетинга, и технологическая служба, и подразделения основного производства. Обобщая отзывы покупателей, можно определить наиболее ходовой ассортимент, сезонные изменения спроса. Торговые точки предприятия, по существу, его визитная карточка.
Увеличение объемов продаж — основа материального стимулирования работников торговли. Они могут подсказать наиболее ходовой ассортимент, нужную фасовку товаров, заметить изменение спроса по сезонам года и в течение недели. На основе этой информации формируются заказы подразделениям основного производства.
Для фирменной торговли важны высокая культура ее работников, знание прав потребителей и умение удовлетворять их запросы. Недостаток культуры может свести на нет усилия и производственников, и сотрудников службы маркетинга. Важна психологическая подготовка персонала, направленная на бесконфликтное обслуживание покупателей, стремление создать постоянную клиентуру.
Фирменная торговля — не единственное средство увеличения объемов продаж. При хорошем информационном обеспечении и рекламе объемы продаж могут возрасти в 4 раза и более. Этому способствуют и созданные предприятиями красочно оформленные каталоги ассортимента вырабатываемой продукции, обзоры, содержащие информацию для потребителей с характеристикой отдельных видов кондитерских изделий, например детская энциклопедия «Сладкая сказка». Такие издания вызывают интерес не только к сладкой продукции, но и к ее производству. Не исключено, что некоторые девочки и мальчики станут производителями кондитерской продукции.
Самый простой способ увеличения объемов продаж — использование телевидения. Некоторые кондитерские фабрики рекламируют свою продукцию в мастерски сделанных клипах, которые уже на следующий день после показа приводят к увеличению продаж. За счет этого удается быстро окупить средства, затраченные на создание телевизионной рекламы, а также получить дополнительную прибыль. Однако телевизионная реклама дорогой продукции, которую не в состоянии приобрести значительная часть населения, может стать источником раздражения.
Использование в маркетинге Интернета дает выход на огромную потребительскую аудиторию. Через Интернет потребитель может получать информацию о товаре, цене, качестве в течение 24 ч в сутки. Численность пользователей Интернета в России превысила уже 3 млн человек. Ежегодно их число удваивается. Чем дальше от «центров цивилизации» находится человек, тем большее значение приобретает для него Интернет как средство получения самой свежей и достоверной информации.
Интернет-маркетинг доступен любым фирмам. Предприятиям малого бизнеса Интернет позволяет эффективно конкурировать с крупными предприятиями. Электронное рекламное пространство практически не ограничено. Доступ и копирование информации происходят достаточно быстро. На базе Интернет-технологий можно полностью автоматизировать оптовую торговлю, поскольку электронные сделки совершаются конфиденциально и в режиме реального времени. В России Интернет-технологии реализованы на наиболее динамичных и взаимосвязанных рынках продовольствия, тары и упаковки. Это позволяет предприятиям пищевой промышленности не только эффективно решать сбытовые задачи, но и в рамках единой системы осуществлять снабжение сырьем и оборудованием.
Инструментом маркетинга является также участие специалистов-маркетологов в выставках. Выставки активно помогают продвижению новых технологий и товаров на рынок. Участие в выставках позволяет оценить ситуацию на рынке в целом, ознакомиться с новыми видами продукции, проверить конкурентоспособность. В результате обмена мнениями специалисты определяют, каким должно быть изделие будущего по качеству, форме, дизайну.
Количество выставок и ярмарок, проводимых в России, постоянно увеличивается. Официально зарегистрирован как добровольное объединение профессионалов Союз выставок и ярмарок с центром в Нижнем Новгороде. Эта организация координирует сроки проведения выставок, чтобы избежать ненужной конкуренции, разрабатывает программы выставок и ярмарок, что способствует развитию производственной и коммерческой сфер, а следовательно, и расширенному воспроизводству капитала.
Контрольные вопросы
1. Определите понятие «маркетинг». 2. Что понимают под конкурентоспособностью продукции? 3. Чем определяется конкурентоспособность продукции? 4. Какую роль играет маркетинг при составлении прогнозов? 5. Перечислите методы прогнозирования. 6. Как формируется стратегия продвижения продукции на рынок? 7. Как можно быстро увеличить объемы продаж?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.3.2. 1078-01. - М.: ИнтерСЭН, 2002. - 168 с.
ГОСТ Р 51074—97. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. — М. : Изд-во стандартов, 1997. — 50 с.
Драгилев А. И. Производство конфет и ириса: учеб. пособие / А. И. Драгилев. — М.: Московские учебники и Картолитография, 2003. — 368 с.
Драгилев А. И. Технология кондитерских изделий / А. И. Драгилев, И.С.Лурье — М. : ДеЛипринт, 2001. — 484 с.
Дубцов Г. Г. Ассортимент и качество кулинарной и кондитерской продукции / Г.Г.Дубцов, М.Ю.Сиданова, Л.С.Кузнецова. — 2-е изд. стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.
Зубченко А. В. Технология кондитерского производства / А. В. Зубченко. — Воронеж : [б.и.], 1999. — 432 с.
Кузнецова Л. С. Технология приготовления мучных кондитерских изделий / Л. С. Кузнецова, М. Ю. Сиданова. — М.: Мастерство, 2002. — 320 с.
Кузнецова Л. С. Лабораторный практикум по технологии кондитерского производства /Л. С. Кузнецова. — М.: Пищевая промышленность, 1980. — 182 с.
Лурье И. С. Технология кондитерского производства / И. С.Лурье. — М.: Агропромиздат, 1992. — 399 с.
Лурье И. С. Технохимический контроль сырья в кондитерском производстве / И.С.Лурье, А.И.Шаров. — М. : Колос, 2001. — 272 с.
Маршалкин Г. А. Производство кондитерских изделий / Г. А. Маршалкин. — М.: Колос, 1994. — 272 с.
Мэнли Д. Мучные кондитерские изделия / Д. Мэнли ; пер. с англ. В. Е. Ашкинази ; научн. ред. И. В. Матвеева. — СПб.: Профессия, 2003. — 558 с. (Серия «Научные основы технологии»).
Скобельская 3. Г. Технология производства сахарных кондитерских изделий / 3. Г. Скобельская, Г. Н. Горячева. — М. : ПрофОбрИздат, 2002. — 416 с.
Цыганова Т. Б. Пищевые красители для кондитерских изделий / Т. Б. Цыганова, Л.С.Кузнецова, М.Ю.Сиданова. — СПб.: ГИОРД, 2002. — 120 с.
Цыганова Т. Б. Справочное пособие по контролю за качеством хлебопекарных и макаронных изделий / Т. Б. Цыганова // Офиц. изд-е Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации. — М : [б.и.], 1999. — 111 с.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов...........................................................
Введение..............................................................
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|