|
Расставание с простотой. М., «Аграф», 1998. - 480 с.
[Извлечение]
Часть третья
АЛЬТЕРНАТИВЫ ГРЯДУЩЕГО
Размышления о том, что может быть вокруг нас и в нас самих
ПРЕДИСЛОВИЕ
В предыдущих разделах этой работы, в той или иной форме, я ж раз говорил о том, что пытаться играть роль оракула — дело более чем неблагодарное. Особенно в нынешнее время. <Все смешалось > доме Облонских», и не только у нас, но и везде — на всей планете Может быть, такого хаоса и уровня непредсказуемости, как теперь. планета еще никогда и не знала! Раньше можно было гадать о судьбе, в лучшем случае, той или иной страны. Теперь же стала непредсказуемой судьба всей планеты.
И эта непредсказуемость не случайна: мы живем на рубеже. когда потенция присваивающих цивилизаций, родившихся на заре голоцена, уже близка к исчерпанию, а может быть, и полностью исчерпана. Для того чтобы человечество было способно развиваться и дальше и даже просто сохранить себя в составе биосферы. нам нужны новые и пока никому неизвестные «парадигмы бытия».
И ощущение этого рубежа, мысли о нем уже давно заставляют задумываться интеллектуалов, к которым теперь начинают присоединяться некоторые достаточно дальновидные политики. Но пока здесь царит разнобой мыслей и идей. А в результате и непредсказуемых действий.
Широко распространена идея о том, что на Земле на основе европейской цивилизации возникнет некоторый единый унифицированный мир с некой единой цивилизацией, характеризуемый некой единой системой ценностей, которую с некоторых пор и без больших к тому оснований стали называть системой «общечеловеческих ценностей». В результате возникнет некое новое общество — подобие современного европейского образца. Правда, слегка декорированное, и то лишь в отдельных странах, некоторым туземным колоритом. У такой точки зрения есть определенные основания: мы наблюдаем, как сегодня европейские стандарты утверждаются на всей планете: и не только технические новшества, но и одежда, поп-музыка, английский язык и многое другое. Включая наркотики, страсть к безделью и криминалитет. Поэтому такую тенденцию «европеизации» не следует отбрасывать.
Другие говорят о неотвратимости роста нагрузки на окружающую среду, о пределах роста, о неизбежности коллапса цивилизации и неотвратимости исчезновения человека с лика Земли. В подтверждение подобной точки зрения приводится множество аргументов, оспорить которые не так-то просто. Ибо в подобных утверждениях тоже многое кажется правдоподобным. Действительно, ресурсы, необходимые для существования современного общества, создаются медленнее, нежели они используются. Борьба за ресурсы идет непрерывно с нарастающей эффективностью (и яростью). Когда их ограниченность сделается катастрофичной, то в ход будут пущены все средства борьбы, в том числе и атомное оружие. А к чему это может привести, вряд ли следует напоминать!
Существуют и более умеренные точки зрения.
После Международного конгресса в Рио-де-Жанейро в 1992 году возникла идея возможности для человечества реализации режима «sustainable development» Само по себе это выражение бессмысленно, некий лингвистический нонсенс. Оно возникло в устах политиков и экономистов, но имеет предысторию в биологии, точнее, в популяционной динамике, где существует термин «sustainability», означающий приемлемую, согласованную с ресурсами экологической ниши численность (предельное развитие) популяции, не разрушающей экологической ниши. Вряд ли стоит говорить, что этот термин плохо согласуется с особенностями развития общества; у человечества ситуация иная — оно само создает ресурс. Но тем не менее оно все же лишь один из биологических видов, и ничто живое ему не чуждо. В Рио многие понимали это обстоятельство и придумали новый термин, но похожий на биологический.
Несмотря на бессодержательность этого нового термина «sustainable development» его появление я считаю явлением положительным — оно показывает, что в планетарном обществе происходит некий «поворот мозгов», который приведет неизбежно к критическому переосмысливанию основных жизненных постулатов, самих основ современных цивилизаций. Мне, как естественнику, более по душе термин «коэволюция (или коразвитие) Природы и Общества». В нем заложены более глубокий философский смысл и более глубокое понимание существа процесса антропогенеза, который продолжается как естественный феномен. Я думаю, что постепенно смысл нового термина так или иначе эволюционирует к тому пониманию принципа коэволюции, человека и Природы, который тоже постепенно утверждается в научном знании.
Существо современного этапа антропогенеза, а тем более его формы и перспективы нам еще очень малопонятны, если не сказать сильнее! Несмотря на острейший интерес к этой тематике, отложим пока в сторону ее обсуждение, ибо оно нас заведет в другие и очень глухие дебри!
Да и не лучше ли ограничиться снабжением читателя фактами и их интерпретацией, оставив ему самостоятельность в выборе альтернатив!
Итак, говорить о будущем более чем сверхтрудно! А говорить приходится, говорить необходимо, поскольку обществу надо жить, надо действовать! А для того, чтобы принимать ответственные, судьбоносные решения, надо ориентироваться на ту или иную перспективу или, как теперь говорят, сценарий общественного развития. И каждый субъект открытого гражданского общества, которое, как я надеюсь, утвердится на планете, сам делает выбор!
Причем эти выборы в большинстве случаев будут касаться очень локальных (скорее — частных) вопросов. И слава Богу! Большие, всеохватывающие программы, как правило, не выполняются. Нужны общие диспозиции, если угодно — политика в системе предпочтений. Но каждый полководец, если он настоящий полководец, может вмешаться в ее диспозицию и кардинально ее изменить, если, конечно, он видит ту цель, во имя которой строится та или иная диспозиция. Вспомним тот знаменитый урок, который преподал Наполеон своему начальнику штаба Бертье, когда последний сделал замечание Наполеону о том, что он нарушил диспозицию во время штурма Аркольского моста!
Но и локальные решения требуют представлений о будущем. И я попробую дать читателю о нем свои представления. Подчеркиваю — свои, как синтез своего воспитания, своей деятельности и обрывков информации, которые удается актуализировать (или, лучше сказать, выявить) из того потока информации, информационной Ниагары, которую создали канализационная труба современных СМИ и деятельность профессиональных аналитиков.
Но я не буду говорить об «актуальном будущем», как и об актуальной бесконечности, оставляя его футурологам и людям типа Фукуямы. Я ограничусь лишь попыткой экстраполяции современных тенденций на ближайшие пару десятилетий наступающего тысячелетия.
I. Так ли на нашей грешной земле все устроено, как надо? Видимые признаки неотвратимых перемен
Об экологических трудностях, с которыми столкнется человечество на пороге нового века, говорят уже не только отдельные интеллектуалы. Признаки неблагополучия непрерывно нарастают, и они видны любому человеку, даже политикам, ибо, во всяком случае, за последние десятилетия мир неузнаваемо изменился. Иногда эти признаки называют проявлениями неблагополучия планетарного общества, его цивилизации. Иногда связывают с дыханием экологического кризиса. Скорее, это признаки общей нестабильности, которые тесно связаны друг с другом. Они говорят о неизбежности качественной перестройки мирового порядка. И не когда-нибудь — в далеких веках отнюдь не радостного будущего, а уже в ближайших десятилетиях наступающего века. Но далеко не все считают положение трагичным.
Сегодня западная техника, евро-американские стандарты жизни становятся универсальными для всего планетарного сообщества. Это позволяет многим утверждать, что именно западной цивилизации (точнее, западным технотронным цивилизациям) планета обязана своим процветанием, и ее будущее станет развиваться именно по этим стандартам и будет обеспечено прежде всего их успехами. А крушение социалистического мира лишь эпизод в этой планетарной «универсализации», эпизод закономерный, ибо идеология социализма никак не вписывалась в МИР ТНК, в ту систему модернизации (или вестернизации — здесь употребляются разные термины), которую он породил. Вот это и позволяет Фукуяму и его последователям говорить о конце истории, хотя настоящая история, может быть, только сейчас и начинается!
Подобная точка зрения на роль и место современной западной цивилизации весьма распространена, и не только в евро-американском мире. Я не раз встречал утверждения о том, что Запад (или западная культура) находятся на пике своего могущества. И не только в области техники или технологий. Он его демонстрирует и образом жизни, и структурой общечеловеческих ценностей... Именно такому образу жизни все должны подражать — за ним будущее — Мир будет следовать за Западом! И такие утверждения совсем не лишены смысла. В самом деле, ведь то, что сегодня принято называть «общечеловеческими ценностями» — это прежде всего представления, выработанные западной евро-американской культурой (даже скорее, протестантскими версиями этой культуры).
Политологами и экономистами особенно подчеркивается общая, постепенно утверждающаяся на всей планете единообразная организационная структура человеческой деятельности, которую я условно и назвал МИРОМ ТНК. Распад Советского Союза, по существу, замкнул кольцо этого мира. Правда, остается еще Китай! Но и тут процесс, кажется, идет в том же направлении. Во-первых, Китай уже окружен поясом постиндустриальных государств близкой культуры - Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея (теперь, кажется, и Таиланд), которым свойственна организация производственной деятельности западного типа. А во-вторых, и в самом Китае появляются свободные зоны — очаги, уже принадлежащие МИРУ ТНК. Туда извне направляются многомиллиардные потоки долларов. И текут они из самых разных точек земного шара. Китай еще по-настоящему не вошел в МИР ТНК, но уже «почти в нем». Вот почему многим кажется, что не так уж неправ Френсис Фукуяма, говоря о конце истории.
И в то же время я убежден, что все подобные рассуждения об универсальности, вечности европейской цивилизации не более чем миф, как и о вечности ее порождения — МИРА ТНК, столь «эффективно» использующего ресурсный потенциал планеты, той единственной планеты, которую подарила человечеству Вселенная.
И сомнений в стабильности нынешнего мироустройства, а тем более в sustability рода человеческого более чем достаточно! Что же служит источником моей неуверенности в благополучии будущего, моих сомнений, о которых я считаю необходимым вести разговор?
Прежде всего — Китай. Даже просто стремительное промышленное развитие Китая, которое мы наблюдаем последний десяток лет, может существенно деформировать наше мироустройство, всю планетарную организацию общества, всю расстановку сил. И не только деформировать ее, но и уничтожить сам МИР ТНК! Или превратить его в нечто совершенно иное. Например, в капитализм «китайского образца»!
Всегда ли мы отдаем сами себе достаточно хорошо отчет в том, что такое КИТАЙ? В первой части работы я привел данные, показывающие, что Китай — это громадная страна, эффективная территория которой на 10% превосходит эффективную территорию России, причем эта территория расположена единым монолитом и проживает на ней 1,25 миллиарда людей. Но, помимо тех китайцев, которые живут собственно в Китае, существуют еще хуа-цао — китайцы, живущие вне Китая. У меня нет точных данных об их количестве, но их больше, чем русских и немцев вместе взятых. Но не только в количестве дело — у них особый менталитет: чье бы подданство ни имел китаец, где бы он ни жил — в Калифорнии, Сингапуре, Австралии — он всюду остается китайцем и своей родиной считает Китай. Он думает о ней, помогает ей и глубоко убежден, что принадлежит к нации будущего — к первой нации планеты! И внутренне убежден, что остальные нации если и не варвары, как думали в былое время подданные Поднебесной империи, то во всяком случае — люди второго сорта.
В Торонто я познакомился с несколькими канадцами китайского происхождения, специалистами в области вычислительной техники. Они уже несколько поколений жили в Америке, но в отпуск они ездили в Китай, а их дети несколько лет обязаны были проучиться в Китае! Нельзя им забывать свой язык, свои нравы и то, кто они есть на самом деле!
При всей архаичности их мировоззрения любой хуа-цао уже принадлежит МИРУ ТНК (китайскую мафию я причисляю к нему же!), профессионально владеет современными технологиями и вкладывает деньги не просто в Китай, а в Китай будущего! Но вместе с деньгами китаец несет в страну своих предков организацию и принципы системы ТНК и устраивает ее по-своему, по китайскому стандарту. Да и вообще, может быть, современная система ТНК — всего лишь переходный период между РАХ AMERICANA и миром Китая? (Кто знает? — во всяком случае такой вариант нельзя сбрасывать со счета.)
Роль Китая в общепланетарном сообществе будет, вероятнее всего, возрастать и достаточно быстро. Несмотря на то, что китайцы, по природе своей, народ достаточно миролюбивый, нельзя забывать и то, что Китай — одна из могучих ядерных держав. Строя различные варианты развития мировых событий, следует еще раз напомнить, что китайцы в душе своей и сейчас всех нас считают варварами, как и во времена Поднебесной, когда это так и было на самом деле! (Впрочем, может, так осталось и сейчас!) И несмотря на все договоры и международные соглашения, в сознании своем они законной границей своего государства считают Урал, а Среднюю Азию — своей провинцией, как и Тибет и Синдзян! Одним словом, проблема Китая заслуживает гораздо больше внимания, чем мы ей сейчас уделяем. И никого не должен вводить в заблуждение тот факт, что значительная часть Китая — это отсталая страна, живущая в средневековье. Ибо их все-таки около полутора миллиардов.
В Америке это уже многие понимают, и не случайно американцы так многое прощают Китаю из того, что не простили бы никакой другой стране! (Американцы умеют ценить силу не только настоящую, но и будущую!)*
Все изложенное в этом разделе говорит о том, что система ТНК включит в себя Китай в самое ближайшее время и подчинит всю планету логике своей деятельности. Я думаю, что в ближайшие десятилетия МИР ТНК и дальше будет развиваться, не встречая какого-либо организованного сопротивления, без взрывов и катаклизмов. Этот сценарий мне чем-то напоминает становление капитализма с его жестокой конкуренцией, которая теперь будет происходить не между отдельными фирмами, а могучими корпорациями. Именно этот МИР ТНК с его естественно возникшими законами и определит в ближайшие десятилетия развитие планетарного сообщества. И я думаю, что в первые десятилетия нового тысячелетия он внешне сохранит свой современный облик, если, конечно, не возникнет нового Горбачева или других непредсказуемых событий.
Еще в первой части я сказал о том, что мы вступили в эпоху заката РАХ AMERICANA. Но это вовсе не означает, что мир ожидает крах Америки, ее культуры, промышленности, крах, о котором уже говорят многие авторы, в том числе и американские. Я думаю, что они это говорят из-за стремления к экстравагантности или выдают желаемое за реальность. Они мне чем-то напоминают Брюсовские стихи:
Вам были любы — трагизм и гибель
Иль ужас нового потопа,
И вы гадали: в огне ль, на дыбе ль
Погибнет старая Европа.
Европа, как известно, тогда не погибла. Тем более сейчас ни Европа, ни Америка вовсе не собираются помирать и покидать историческую сцену. Стремительный распад СССР не может служить примером для современных политических процессов. Если бы не беспомощность и ветхость советского руководства и не отсутствие четкого представления о том, что происходит в мире, о той же системе ТНК, в частности, и ее реальном могуществе, то и распада бы не произошло, а были бы медленная деградация режима и постепенное включение его, например, по китайскому образцу в МИР ТНК, что вполне уместно было бы назвать процессом конвергенции, как это думал Сахаров, — кстати, наиболее безболезненный вариант перестройки общепланетарной, а не только советской системы! Поэтому распад СССР совершенно не типичен. Общество будет, конечно, перестраиваться, но медленно, и «новая революция» вряд ли произойдет. Для того чтобы ей созреть, требуются десятилетия и должны быть грозные предвестники. Поэтому использованное мною выражение «Закат РАХ AMERICANA» нельзя понимать дословно. Он означает лишь то, что постепенно США будут терять положение своего абсолютного превосходства, постепенно они перестанут быть «властителем моды» и мировым жандармом.
Однако это еще далеко не трагедия для американцев и далеко не самое страшное, что может произойти на нашей планете.
Я не зря назвал один из параграфов этой работы «вестернизация идет с Востока» — выражение, казалось бы, не имеющее смысла. В действительности, я имею в виду нечто значительно более существенное, хотя оно, видимо, лежит за горизонтом того интервала предвидения, который я себе наметил для обсуждения. Дело в том, что наша цивилизация на переломе. И это не красное словцо, а глубоко мотивированное утверждение, к обсуждению которого я еще вернусь. И в новых условиях западная цивилизация, западная культура уже могут вовсе не оказаться лидерами. И их роль в формировании облика планетарного сообщества станет сокращаться. Я говорю сейчас о США просто потому, что в судьбе этой страны грядущие циви-лизационные перестройки видятся более ярко, чем в Западной Европе (Европейском полуострове), которой предстоит еще пережить стадию нового взлета.
Что же касается Америки, то и в ближайших поколениях она, конечно, сумеет сохранить свое могущество хотя бы потому, что останется наиболее сильной ядерной державой, но удельный вес Америки в промышленности, ее роль в развитии мирового культурного процесса и технологий будут постепенно и зримо сокращаться. Одним словом, уже в первые десятилетия нового века — это не будет РАХ АМЕRICANA.
Я назвал этот раздел «видимые признаки перемен». Их привыкли связывать с экономикой, тенденциями ее развития. О некоторых я уже говорил в первой части работы. Прежде всего — это полицентризм экономической мощи и проигрыш Америки в конкурентной борьбе с новыми центрами экономической мощи, в первую очередь, странами Европейского полуострова и Тихоокеанского региона. Но есть вещи, может быть, и менее заметные, но еще более страшные, чем потери позиций в экономике — потеря культурного лидерства. Опять же это всего виднее на примере Америки.
Первый раз за границей я оказался в конце 50-х годов (не считая кратковременного пребывания в 45-м году в составе оккупационных войск). Меня поразило массовое увлечение новым искусством — живописью, музыкой. Мне казалось, что искусство необходимо человеку, чтобы побуждать к добру, к любви, а не играть роль наркотиков. Мне показалось, что в той форме модернизма, с которой я столкнулся, я вижу некие симптомы деградационного процесса.
Но по-настоящему я об этом задумался уже в 60-х годах, когда был приглашен прочитать в Беркли цикл лекций по некоторым специальным вопросам прикладной математики для аспирантов.
В Америке много прекрасных университетов, великолепных библиотек и музеев. Я знал, что едва ли не половина молодежи имеет университетские дипломы, множество людей с учеными степенями и т.д. Я ждал с нетерпением встречи с американской молодежью, ее интеллигенцией и тщательно готовился к этим встречам.
Разочарование пришло ко мне уже в самом начале моего курса: мои слушатели меня просто не понимали, хотя прочитанная лекция основывалась на тех стандартных знаниях, которые я давал студентам МФТИ, где тогда состоял профессором. Поэтому вместо намеченного курса мне пришлось прочесть американским аспирантам некоторое введение в функциональный анализ.
Второй запомнившийся эпизод произошел в Йоркском университете в Торонто. Правда, это уже Канада, но порядки там сходные с американскими. Я сидел в кабинете заведующего кафедрой математики. Это было 8 мая одного из 70-х годов. Значит, День Победы. Мой хозяин тоже был на фронте — это был наш общий праздник. Мы говорили о войне и тянули виски — хозяин со льдом и содовой водой, я без льда и воды! Вспоминали эпизоды войны, и тут хозяин сказал фразу, которую я даже сразу и не понял: «А война у нас уже почти забыта. Прошло 30 лет, а из трех студентов, по крайней мере, один даже не знает о том, с кем мы воевали! А тем более кто победил!» — «Не может быть?» Хозяин тут же прореагировал: «Хотите пари — ставлю бутылку виски». «Хорошо — а я бутылку водки, которую вчера привез из Москвы!»
Потребовалась ровно минута, чтобы убедиться в моем абсолютном проигрыше. Мы вышли в коридор, и мой коллега задал вопрос первому из попавшихся студентов: «Кто с кем воевал во второй мировой войне и кто кого победил?» Светловолосый, интеллигентного вида двадцатилетний мальчик расплылся в улыбке (в Америке все очень хорошо умеют улыбаться): «Как же — мы вместе с англичанами и американцами разнесли немцев и русских — до сих пор они оправиться не могут!» Вот как!
Вряд ли что-либо улучшилось за последние 20 лет — разве что только ухудшилось.
Позднее я начал уже более внимательно изучать структуру западного образования, а не только университетскую подготовку. Образование — это порождение цивилизации, ее принципов и парадигм прежде всего. Это ключ к будущему нации, это ее способность воспринимать новое.
Основа цивилизации, порождающая миропредставление, положение в мире своего этноса, определяющая собственные ценности, свои действия и стремления, по моему глубокому убеждению, — это отношение личности и общества, это соотношение соборности и индивидуализма. А в Америке индивидуализм доведен до некой крайности — человек учит и знает только то, что ЕМУ нужно для работы (бизнеса) или, в крайнем случае, — что ЕМУ интересно. А интересно то, что дает ему ЛИЧНО непосредственный успех. В результате — высочайший профессионализм в одном и угнетающее невежество во всем остальном — опаснейший симптом, который завтра может обернуться трагедией!
В Америке практически отсутствует представление о научной школе — каждый сам по себе. На семинарах научные доклады не имеют своей целью посоветоваться с коллегами, услышать их критику, а показать себя, зафиксировать свой рейтинг на научном рынке, приобрести еще один балл для получения престижного приглашения или гранта. Потому-то люди очень редко работают всю жизнь в одном и том же университете, в одном и том же научном коллективе, а профессора мало заботятся о своих бывших питомцах и не особенно следят за их судьбами. От одного из американских гостей я недавно услышал шуточный ответ на мой вопрос о том, какое современное состояние университетов в Америке.
«Отличное - прекрасные русские профессора обучают талантливых китайских студентов». И добавил с усмешкой: «И обучают тому, что не очень и нужно! Во всяком случае — в Америке». Последнее — более чем показательно!
Феномен послевоенного Советского Союза, когда разрушенная страна за какие-то 10 лет сделалась второй научной державой мира и сумела создать могучую промышленность, объясняется в значительной степени тем, что в стране сохранились научные школы. До фашизма они были и в Германии. Но гитлеровцы не поняли ценности того, чем они обладали, и эти школы перекочевали за океан. Но сохранить себя как организационные неформальные структуры не сумели. А наше правительство, несмотря на всю тяжесть Отечественной войны, сумело их сохранить. И сейчас пока они еще действуют. Пока еще не все профессора переехали в США. Но надолго ли хватит существующего потенциала при нынешнем уровне понимания проблемы науки нашими власть имущими и теми «демократами», которые готовятся им на смену?
И еще одно: мы действительно обучаем часто не тому, «что сейчас очень нужно!» Но в этом как раз и есть наша сила — сегодня больше, чем когда-либо, необходимы люди с широким кругозором, способные заниматься самыми разнообразными вещами. Мы живем в такое время, когда происходит непрерывная смена тематики, непрерывная смена номенклатуры производимой продукции, когда жизнь ставит перед нами новые неожиданные задачи, когда жизненно важно предусмотреть их появление. Вот почему сегодня так важны по-настоящему интеллигентный человек и широкое образование!
Формирование же интеллигенции в Америке идет в значительной степени за счет эмиграции — русские, индусы, китайцы, в меньшей степени выходцы из европейских стран. Но это ненадежный и временный источник квалифицированных и широко образованных людей. Состояние общего образования и бросающийся в глаза недостаток гуманитарного образования, т.е. образования. ориентированного на человека, — один из видимых индикаторов неблагополучия западной цивилизации. Правда, пока еще устранимый!*
Узкий практицизм, который сегодня проповедуется в США, может иметь очень глубокие и пагубные последствия.
Но этот индикатор связан с другим, вероятно, еще более опасным: европейская цивилизация постепенно теряет свои козыри!
Я уже говорил о том, что европейская цивилизация — это прямая наследница античной цивилизации, прежде всего цивилизации древних греков. Необходимость энергичных поисков способов выживания греческих полисов, лишенных благодатных пойменных земель, требовала инициативы, поисков новых земель, рождала тип людей, совершенно непохожих на жителей бассейнов Нила и других крупных рек. Отсюда развитие индивидуализма, стремление к личному благополучию. Они рождали систему взаимоотношений общества и отдельной личности, совершенно отличную от того, что мы видели в обществах традиционного типа.
Эта система еще более ужесточилась в период реформации, когда родилось протестантское миропредставление. Ему Европа обязана и своим научным прогрессом, и своими завоевательными стремлениями. Именно оно родило капитализм. И структура современного общества обязана прежде всего экспансии этой цивилизации.
Но любые цивилизационные достижения — всегда результат адаптации общества к тем или иным условиям его жизни. Меняются условия жизни, и неизбежна смена цивилизационных парадигм. Я думаю, что человечество подошло к такому перелому. Сможет ли современная техногенная цивилизация Европы и Америки найти этот новый фундамент и перестроить себя — вопрос выживаемости нашего общества. Во всяком случае, евро-американской цивилизации и утвердившегося образа жизни.
Я думаю, что нет! Будущее за неким новым синтезом. Как носитель нового «цивилизационного качества» активно выступит Восток.
II. Новый тоталитаризм
Я уже не раз произносил это словосочетание. И оно совершенно не случайно возникло в моем лексиконе. Возникновение нового тоталитаризма мне представляется естественным развитием, неизбежным этапом того исторического процесса, который нами хорошо изучен. И этот новый тоталитаризм будет носить общепланетарный характер. Это будет тоталитаризм совершенно нового типа. Сейчас иногда говорят о новом средневековье. Нет, я думаю, что новый тоталитаризм не будет похож на средневековье. Это, скорее, будет тоталитаризм античного типа — демократия спартанцев, которая обеспечивалась нищетой и трудами илотов. И плох был тот спартанец, который до своего совершеннолетия не убил ни одного илота.
Я думаю, что наступление нового тоталитаризма предотвратить не удастся. И человечеству неизбежно предстоит пройти через этот трудный и болезненный этап своей истории. У нас для этого просто не хватит запаса культуры и времени. Другое дело, что вряд ли можно предсказать те формы, в которых он проявится, хотя его некоторые черты уже просматриваются. И причина его наступления более или менее очевидна, и я о ней уже не раз говорил в этой работе. Повторю еще раз: «уже очевидно, что всего на всех не хватит» — экологический кризис уже наступил. Начнется борьба за ресурсы — сверхжестокая и сверхбескомпромиссная. Да она, по существу, уже и началась. «Дьявольский насос» МИРА ТНК — проявление этой борьбы. И этот насос будет действовать со все возрастающей интенсивностью. Значит, будет непрерывно возрастать и различие в условиях жизни стран и народов с разной общественной производительностью труда... Это различие и будет источником той формы раздела планетарного общества, которое уже принято называть выделением «золотого миллиарда». «Культуры на всех» тоже не хватит. И, так же как и экологически чистый продукт, культура тоже станет прерогативой стран, принадлежащих «золотому миллиарду». Это и будет новый тоталитаризм.
Конечно, возможны и другие альтернативы, и позднее я попробую их обсудить. Хотя для их реализации у нас может просто не хватить времени.
Могучий поток европейской цивилизации объединил народы, создал единую планетарную экономику, резко повысил средний уровень жизни. Но это объединение оказалось отнюдь не наилучшим из вариантов организации планетарного сообщества. Его развитие прошло ряд этапов. И не исключено, что дальнейшее следование его логике может оказаться тупиковым.
Один из этих этапов получил название империализм. Возникли империи, однако совсем не по образу Древнего Рима, когда каждый гражданин империи на всех ее необъятных просторах был под защитой государства, пользовался всеми правами гражданина империи независимо от того, был ли он греком, римлянином, евреем...
Империи, возникшие в эпоху империализма, были устроены совсем по-другому Маленькая Голландия, например, владела грандиозной Индонезией. Англия покорила Индию с 400-миллионным населением и владела ею, как своим поместьем. Даже Россия вступила на этот путь империалистического великодержавия. Другими словами, империи последних столетий представляли собой некую форму тоталитаризма, форму эксплуатации небольшой группой народов всей остальной планеты.
Но и этому этапу истории, этой форме тоталитаризма (империалистического тоталитаризма) пришел однажды конец. Оказалось, что существуют более эффективные способы эксплуатации планетарных ресурсов. Империализм сменила некая «либеральная» или, если угодно, «демократическая» конструкция устройства планетарного сообщества, которую я назвал МИРОМ ТНК (некоторые называют ее постиндустриальным обществом). Но, как мы увидим ниже, это, вероятнее всего, лишь некоторый переходный этап к некой новой форме организации общества, которую уместно назвать «демократическим тоталитаризмом».
Современный мировой порядок многим представляется все более и более «европейским». Или европеизированным. Считается, что происходит «выравнивание» стран как по образу жизни, структуре ценностей, так и по материальному уровню. Происходят усиление организации мирового сообщества и постепенная замена индивидуального военного лидерства некими полицейскими структурами. Проявление этой системы взглядов хорошо описано Д.Фурманом в статье «Внешнеполитические приоритеты России» (Свободная мысль. № 8,1995 г.). И действительно, подобный процесс наблюдается во многих странах. Собственно, МИР ТНК и есть один из результатов этого процесса. Крупные многонациональные империи, объединяющие огромные территории и разнообразные народы под властью какой-либо одной нации, уступают свое место преимущественно мононациональным государственным организмам и промышленно-финансовым организациям, диктующим свою волю планете.
Но этот процесс, который имеет свою логику, который определяется в современных условиях превосходством отдельных цивилизаций и прежде всего евро-американской, может быть прерван. И причины тому лежат в несовместимости современных цивилизаций и требований природной стабильности, в ограниченности ресурсов прежде всего. По существу, на протяжении всей истории человечества происходило непрерывное разрушение согласованности потребностей человека и возможностей Природы их удовлетворять. И теперь эта несогласованность дошла до некоторого критического предела, который и следует называть экологическим кризисом.
Распространение европейских стандартов в странах третьего мира и бывших социалистических странах носит достаточно поверхностный характер. Можно носить одинаковое платье, даже говорить на одном языке, но жить на совершенно различных этажах человеческого благополучия. Различие в общественной производительности труда и рождает тот «дьявольский насос», который разводит народы в разные стороны, четко выделяя некую группу стран, которую уже и принято называть странами «золотого миллиарда». Не только уровень (и образ) жизни, но и образ мышления, я бы даже сказал, образ сознания в этих странах совершенно иной, чем в другой большей части планеты.
В странах «золотого миллиарда» уместно говорить о демократии, либерализме, постепенном сглаживании различий между богатыми и бедными. В этих странах действительно происходят подобные процессы. Так, например, в 1990 году 10% наиболее богатых людей этих стран имели доход, всего лишь в 6 — 7 раз превосходящий доход 10% беднейшей части населения. Для сравнения, в России это соотношение достигает многих десятков раз. Нетрудно представить себе, к какой части планетарного сообщества принадлежит еще недавно одна из великих держав нашей планеты.
Итак, в странах «золотого миллиарда» УЖЕ идут процессы, которые отвечают утверждению «общечеловеческих ценностей» в их евро-американской интерпретации. Более того, там рождаются реальные возможности воплотить идеи, которые в других странах могли бы быть, в лучшем случае, рождественской сказкой. Так, американцы мечтают о превращении своей страны в «экологически чистую деревню». И они будут добиваться превращения этой идеи в реальность. Но какой ценой? Они смогут это сделать лишь за счет снижения уровня (и экологического качества) жизни и реального ее сокращения у 80% остальных жителей планеты.
Вот это и есть новый тоталитаризм! Ибо добиться этого без могучей полицейской системы — невозможно!
Мир уже сейчас поделен на две неравные части. Их условно принято называть Север и Юг. Это действительно условное название ибо весь Север Евразии заведомо не относится к «золотому миллиарду» и вряд ли когда сможет к нему приблизиться.
Демократии бывают очень разные. В Спарте тоже была демократия. Я уже говорил о ней — демократия для свободных спартанцев, но не для илотов. В учебниках по истории древнего мира рассказывается о том, как смелые и благородные спартанцы во главе с царем Леонидом остановили в Фермопильском ущелье огромную армию персов и спасли Грецию от разрушения. Их подвиг освещает история, и мы традиционно склоняем головы перед памятью героев.
Но учебники истории обходят молчанием другой факт спартанской истории. В Спарте была демократия, куда более «демократичная», чем у нас: они выбирали сразу двух «президентов» — двух царей. И в то время пока Леонид бился в Фермопильском ущелье, навек запечатлев в истории славу и мужество спартанцев, второй царь с другим спартанским войском сидел в своей Спарте и стерег илотов — вдруг они взбунтуются и тоже захотят демократии.
Вот что-то подобное формируется теперь и у нас, только не на маленьком Пелопонесе, а в масштабах всей планеты. Пропасть между Севером и Югом стремительно расширяется И удержать мирное развитие событий едва ли можно, не создав мощной полицейской силы, способной обеспечить благополучие стран «золотого миллиарда».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|